Около Остин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Синяя мышь» > Около Остин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Около Остин

Статья написана 28 июля 2017 г. 11:13

(опять не фантастика:)

оделюсь всем плохим и хорошим, что прочитала околоостиновского за последние полгода.

Ну, во-первых, самый свежий хит.

Уильям Дерезевиц «Как шесть романов Джейн Остин научили меня дружить, любить и быть счастливым». Многосторонне образованный (бакалавр гуманитарных наук в биологии и психологии, затем магистр по журналистике и доктор философии в английском языке) американский писатель, эссеист и литературовед очень просто и симпатично рассказывает о том, что заявлено в названии:)

Закрыв книгу, хочется найти автора живьем, пойти с ним пить чай и всячески дружить. Значит, Джейн Остин работает!:)

Джоан Эйкен «Джейн и Эмма» — события «Эммы» от лица Джейн Фейрфакс. Особый вид читательского аттракциона — смена точки зрения:)

Роман, конечно, не дотягивает до оригинала, потому что Эйкен не гений, как Остин, но зато талантливая и добросовестная писательница, что уже немало. Мило, остроумно, увлекательно...и удачно заполняет пробелы в жизни Джейн между ее кратикими визитами в Хайбери.

( Collapse )

А вот «Возвращение в Мэнсфилд-парк» просто ужасно, потому что как Эйкен начинала писать, имея в виду хеппи-энд, так твердо и продолжила. Дорога к счастью получилась прямой, ровной и унылой, а персонажи — блеклыми и плоскими, как будто по ним катком проехали.

Если в «Джейн и Эмме» писательница не отступала от характеристик Остин, а читать было интересно из-за смены оптики, то здесь зачем-то поиздевалась над Кроуфордами, щедро поработав над образами черной и розовой краской в духе готических романов миссис Радклифф. Гордое страдание, терзание и крайне затянутое прощание.

Но все равно, это провал хорошей писательницы — встречаются в тексте отдельные блестки, почти что остиновская ирония и выверенный стиль, но сюжет убивает книгу наповал.

«Разум и чувства» Джоанны Троллоп — неудача совсем иного рода: писательница, похоже, просто не знала, что ей делать с классическим сюжетом Остин, сгребла его в охапку и уронила на современность. Получилось довольно неуклюже, и даже игра с тем, кем стали бы Элинор, Марианна и остальные персонажи в современности, быстро перестает забавлять. Их новые социальные роли или аккуратно вырастают из старых (кто бы сомневался, что Элинор будет усердно учиться и работать!). или взяты по принципу «а почему бы и нет?», как у сэра Джона Мидлтона.

«Уик-энд с мистером Дарси» Виктория Конелли — халтура во всех смыслах, причем халтура самой неприятной — паразитической, — разновидности. Дочитав книгу и еще не читая благодарностей, я думала «ну, все-таки есть одна удачная сцена — раздевание мистера Дарси на конвенте поклонниц Остин. Миленько». А, прочитав послесловие, узнала, что сцена целиком взята из реальности. Эх...

И напоследок разрешите представить вам «Неблагоразумную леди», авторства совершенно неизвестной Элинор Смит. (В сети есть всего две книги, причем вторая сильно уступает первой, издана в псеводготической серии «Центрполиграфа»)

Это не шедевр, но это прелестная забавная безделушка, в которой больше остиновского духа, чем во всех вышеперечисленных книгах.

Итак, потеряв отца, Пруденс Маллоу и ее мать вынуждены переселиться к эксцентричному и скуповатому дядюшке Кларенсу, который мнит себя великим художником.

«В книжках нет никакого толку, Пруденс. Пустая трата времени. Не лучше ли смотреть, как я накладываю немного желтого на розовое, чтобы дать оранжевый тон игривым ленточкам миссис Херинг? Я все время думаю, как это Тициан добивался такого оранжевого тона? Да Винчи, так тот понятия не имел об оранжевых тонах. Синее и белое, тут он мастер, но об оранжевом знать не знал…

Чтобы хоть как-то скоротать время, пока дядюшка рисует, Пруденс начинает писать книги, которые не становятся сенсацией, однако медленно завоевывают все новых читателей и ободрение критики.

Ко дню своего двадцатичетырехлетия Пруденс опубликовала третий роман и почувствовала себя уверенно. Она нашла свое место под солнцем. К сожалению, под кровлей дядюшки Кларенса. Доходы за книги были, разумеется, более чем скромные и не позволяли надеяться на перемену в судьбе девушки, однако, если ее общественное положение и заставляло желать лучшего, а частная жизнь отличалась монотонностью, работа компенсировала все недостатки.

И тут в Лондон возвращается лорд Даммлер — аристократ, спортсмен, сорвиголова, интеллектуал и безумно популярный писатель. И случайно знакомится с благоразумной Пруденс.

Что дальше, угадать несложно:)

И так же несложно угадать мысль, которая вдохновила Элинор Смит на книгу: а вот бы лорд Байрон и Джейн Остин познакомились и влюбились друг в друга!

Но, хочу отметить, хотя прототипы угадать несложно, авторка не тычет биографические факты в нос читателю — нидайбох кто не догадался. Намеки тут более тонкие и изящные, скорее обыгрываются образы Остин и Байрона в массовом сознании: «остроумная старая дева» и «сумасбродный гений-аристократ».

Плюс — отличный, сохраняющий авторскую иронию перевод А.И. Жигалова. (Название, как я подозреваю, выдумало издательство, хорошо хоть обложку со сползающим платьем не приляпали)

Крайне рекомендую!





197
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх