Мир мгновенье и я в нём


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > "Мир - мгновенье, и я в нём мгновенье одно..." (с)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Мир — мгновенье, и я в нём мгновенье одно...» (с)

Статья написана 7 октября 2017 г. 19:41
Александр Кондратьев (1876-1967)
Александр Кондратьев (1876-1967)

Александр Кондратьев. Сатиресса (1907)

Мифологическое фэнтези — основной жанр в творчестве Александра Кондратьева. В романе «Сатиресса» Автор изображает небольшой анклав античного мира, в котором рядом живут люди, нимфы, сатиры, кентавры, тритоны, олимпийские боги и дети богов.

Мир романа камерный, но не закрытый. Действие происходит на берегу реки Кинеис (видимо, вымышленной), в близлежащих лесу, горах, на побережье моря, у озера — всю территорию можно обежать за день, что не раз проделывал мальчик Антем, глазами которого мы смотрим на созданный Автором мир. Однако, этот маленький мир существует в рамках мира большого: в поселение Антема приходит бродячий поэт-сказитель, родители сатиренка Гианеса уходят куда-то далеко, где появился новый сын Зевса, из другого далека приходит главная героиня романа — сатиресса Аглавра, дочь богов, не признанная родителями и лишенная бессмертия.

Мир низших божеств прост и гармоничен: нимфы, сатиры, кентавры живут текущим мгновением, свободные от рефлексий и тревог. Охота, увеселения, музыка, чувственные удовольствия — таково наполнение их жизни. Каждый довольствуется тем, что имеет, приспосабливаясь к своему мирку и находя собственное местечко в нем, как нимфа Ликиска или сатиресса Пирсотриха — стареющие, но не унывающие.

Простой и яркий природный мир привлекает мальчика Антема. Он не слышит запретов матери, предостережений старого пастуха Филодема. «Детский» мир низших божеств влечет его сильнее, чем мир людей, с ним связывают мальчика детская дружба и первая любовь. Ребенку комфортно среди существ, не обремененных запретами и обязательствами. Он еще не понимает, что легкое отношение к жизни сопряжено со столь же легким отношением к смерти и жестокости. Ему видится пастораль, надежный друг, обещание любви.

Рисунок с обложки первого издания романа (1907)
Рисунок с обложки первого издания романа (1907)

Но появляется прекрасная и гордая Аглавра — Сатиресса, антипод Антема. Если мальчик стремится стать частью мира, к которому не принадлежит по рождению, то Аглавра, напротив, не желает принимать этот мир, хотя природой предназначена стать его частью. Она недовольна своей судьбой, желает приблизиться к олимпийцам, когда-то ее родившим, низших божеств ровней себе не считает. Гармония маленького мирка нарушается: в него вторгается злоба, гордыня, агрессия, смерть. На время. Здоровый организм природного образования при первой возможности уничтожает вирус, жизнь возвращается в привычное русло, к обычным занятиям, погибшие и как бы любимые очень быстро становятся мимолетным воспоминанием, намного быстрее, чем у людей.

Аглавра заявлена Автором как главная героиня романа, но по ходу чтения главным всё время воспринимался Антем. Открытый, чуткий, любознательный парнишка, почему-то не нашедший себя в родном мире и так неосторожно углубившийся в мир инородный, изначально чуждый человеку, хотя и не враждебный. Низшие боги враждебны не в большей мере, чем сама природа. Связанная с ними опасность заключается в ином отношении к жизни и смерти, дружбе и любви. Антем не успел это осознать.

В романе этом нет какого-то завершенного сюжета. Автор показал фрагмент жизни, до и после которого всё было и продолжает быть, практически не изменившись, как будто по воде прошла рябь, и снова затишье...

Кентавр, похищающий сатирессу. Рисунок из фондов музея «Метрополитен»
Кентавр, похищающий сатирессу. Рисунок из фондов музея «Метрополитен»





213
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх