Эта тварь неизвестной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» > "Эта тварь неизвестной природы" С. Жарковский
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Эта тварь неизвестной природы» С. Жарковский

Статья написана 30 октября 21:09
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке beskarss78

Отличная форма и посредственное содержание

Добротно сбитый и выстроенный текст, с фактурными деталями и яркими персонажами. Не слишком большой.

По сути — мысленный эксперимент. А что если Зона проявится в Астраханской области, на ракетном полигоне, да еще в пиковые годы распада Союза.

Как будет реагировать государство на последних остатках советскости и на первых подергиваниях "новой России". При пустой казне, почти никаких управленческих ресурсах и практически полном равнодушии к людям.

Как поведут себя эвакуированные, а потом возвращенные. Возмущение, отчаяние, подобие бунтов, становление своего отдельного социума.

И социум этот вырос вокруг Зоны, от неё живет, и позволяет завозить довольно много всякого барахла.

Есть рискованные походы не-сталкеров, не-проводников (понты в том, чтобы не воспринимать подобные слова), есть гибель и пропажа без вести многих людей. Сорванные нервы и отъехавшие крыши. Добротные ужасы (обложка книги как бы намекает) и пригоршня баек.

.

Но эта рамка — уже практически канон. Что игрушка, что серия книг — отточили эту схему до бритвенной остроты. Да, ужас поначалу, а потом как-то приспособились, деньги начали зарабатывать, хоть странностей всё больше.

Собственно, автор уже отдавал дань этому суб-жанру "Очень мужской работой".

Что оригинального в книге кроме не-сталкеров?

Автор подробно восстанавливает десятки названий и жаргонизмов, которые могли возникнуть именно тогда, в эпоху между кооперативным бумом и расстрелом Белого Дома. Надо вспомнить про фильм "Через тернии к звёздам", чтобы понять — откуда взялось прозвище карлика — Туранчокс. А про Тириона Ланнистера местная общественность была не в курсе.

Даже через двадцать лет после Перестройки кто-то уверен, что народ растлили именно через видеосалоны — и это сожаление тоже есть в тексте.

Попытка начальства опереться на попов просто потому, что нет психологов — как раз из тех лет.

Ощущение, что ситуация не свалилась в полный кошмар лишь благодаря двум-трем относительно порядочным людям — и то, им ведь удалось просто притормозить падение.

Намек на расхождения братьев Стругацких во взглядах на государство.

И даже "финские домики" — один из потребительских образов 80-х.

Как сериал "На темной стороне Луны" — козыряет воскрешением "застоя", как "Жмурки" — вываливают на зрителя спутанные кишки 90-х, так и здесь — на суд и рассмотрение подана эпоха. Пусть она отражается в кривом зеркале.

.

Третьим слоем идут авторские приемы подачи материала.

Неумелые летописи, тщательные протоколы, интервью, отстраненные рассуждения. Просто куски текста, будто взятые из очередного триллера.

При всём винегрете — выдержка стиля и темпоритма. Чтобы читатель не заскучал, его надо все время удивлять, но не до мельтешения перед глазами.

И какие-то детали читатель должен постоянно додумывать сам. В голове должны увязываться фамилии, обстоятельства смертей и времена года.

Отсюда — постоянные сдвижки фокала. Кто вам рассказывает? Очередной не-сталкер? Самозваный летописец? Некий всевидящий голос, который точно знает, сколько и каких людей есть на Земле? Или автор собственной персоной говорит о своих личных ощущения?

Щелкает тумблер — и как бы включается новая камера.

По этой же статье проходит трансформация персонажей. Вот умирающий от рака мозга пациент, а вот он моложе на двадцать лет — ему выпал жребий быть приличным человеком в мундире. Вот сверхсрочник — а вот уже опытнейший не-сталкер. Объем текста позволяет описать становление характеров лишь самыми скупыми штрихами.

.

Больше — ничего существенного.

Эпический вопрос: "Зачем автор всё это написал", — ответа никоим образом не получает.

Да, есть пара шуточек-намеков с фамилиями коллег-писателей.

Присутствует некая мораль — за всё хорошее и против всего плохого. Ею обильно пропитан хеппи-энд.

Есть общая настороженность к государству, которая не переходит в фобию — потому как среди начальства находятся приличные люди. С ними можно договориться.

И?

Фраза "Ну, жизнь такая", — уже столько раз работала фиговым листком для книг серии "Сталкер", что изрядно поистрепалась.

Это проблема всех свободных продолжений.

Что сотой книги про Саракш, что тысячной — про Зону. Что стотысячного английского детектива по мотивам Агаты Кристи.

Не догнать, но согреться — вот на что может рассчитывать читатель.

И этим тварь неизвестной природы сильно проигрывает лазарчуковскому "Аборигену" — там финальный ералаш был кодой, объяснением множества странностей и намеков. Пусть и настолько странным, что в нем приходилось отдельно разбираться.

Здесь — нет. Сюжет и мир не входят в резонанс.

В остальном — хорошая книга с точки зрения писательского ремесла. 7-8





1351
просмотры





  Комментарии
heleknar 


Ссылка на сообщение30 октября 22:53 цитировать
свернуть ветку
 
beskarss78 


Ссылка на сообщение30 октября 23:26 цитировать
 
Seidhe 


Ссылка на сообщение31 октября 10:36 цитировать
Роман ещё не читал, но присоединюсь к heleknar в оценке собственно рецензии:
printd 


Ссылка на сообщение31 октября 08:34 цитировать

цитата beskarss78

Да, есть пара шуточек-намеков с фамилиями коллег-писателей.
«Тварь» это то что не вошло  в «Очень мужскую работу», вот такое объяснение ,например, шуткам про коллег:)
NikolaSu 


Ссылка на сообщение2 ноября 12:25 цитировать
По мне так концовка смазана и оставляет ощущение недосказанности.
arhitecter 


Ссылка на сообщение3 ноября 20:46 цитировать
Книга хорошая, но как-то без хребта что ли.
Алексей121 


Ссылка на сообщение10 ноября 15:13 цитировать
Мне в принципе не понятно, зачем нужно было в очередной раз поднимать эту тему. Писать сталкера в 2k17 — это уже несерьезно.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх