11 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 11. Иллюстрированный Пушкин. У Лукоморья (худ. Н.Кочергин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

11. Иллюстрированный Пушкин. У Лукоморья (худ. Н.Кочергин)

Статья написана 28 января 2018 г. 08:46

Прервёмся ненадолго с "Онегиным". Начал он приедаться — надо сделать антреме. Будут, будут попозже "Онегины" и с Самохваловым, и с Константиновым, и с Костиным...

"У Лукоморья дуб зелёный" (Пролог к "Руслану и Людмиле") — такое будет антреме.

Пушкинские образы в творчестве наивных художников России. — М.: Муниципальный музей наивного искусства, 1999
Пушкинские образы в творчестве наивных художников России. — М.: Муниципальный музей наивного искусства, 1999

Есть у нас такой феномен как издание Пролога к "Руслану и Людмиле" отдельными книжками. При этом художники иллюстрируют "Лукоморье" построчно. Параллельно эти же художники часто рисовали всего "Руслана" целиком, но в коротеньком Прологе из-за требований соразмерности у них получалось сделать в лучшем случае заставку. Ну а тут, наоборот: поощрялось максимальное количество картинок. Художники в восторге, буйство красок, море фантазии. Читателям тоже приятно...

Поэтому предлагаю рассмотреть несколько таких отдельно изданных "Лукоморий".

Узловые моменты здесь будут такие:

1. Кот + Пушкин (при наличии).

2. Леший и русалка.

3. Следы невиданных зверей как индикатор фантазийности художника.

4. Королевич пленяет царя.

5. Царевна и бурый волк.




Первым пусть будет Н.Кочергин: https://fantlab.ru/art1506. Классный рисовальщик. Всем известен с детства.

И я, конечно, с детского садика книжки с картинками Кочергина листал. Но потом, занимаясь собиранием букинистики, ни разу не было у меня буйной радости при встрече с Кочергиным: "О! Это она! Та самая книжка!" Видимо, очень уж добропорядочно и гладенько — памяти не за что зацепиться. Сказочный реализм — странный жанр: все так похожи друг на друга... Надо просмотреть подряд множество действительно заурядных реалистичных (пусть и со сказочными персонажами) иллюстраций, чтобы хотя бы научиться отличать Кочергина от его современников (или всё же подражателей?). Внимание, спойлер: Кочергин справа!

Чем не Кочергин-то?
Чем не Кочергин-то?
Чё-то бледненький какой-то...
Чё-то бледненький какой-то...

При этом значение Кочергина я, конечно, признаю. Это даже не столько реалист, сколько традиционалист-академист. Кочергин — это как будто великий Репин, который вдруг ушёл в книжную сказочную иллюстрацию для детей и показал Билибину и прочим "мирискусникам", как надо рисовать. Хорошо, что судьба уберегла Кочергина от парадных портретов Ленина-Сталина.

Для меня настоящим открытием стали несколько лет назад рисунки Кочергина 1920-х гг. в журнале "Мир приключений" (обложки и картинки обильно представлены на Фантлабе: https://fantlab.ru/work257032), после чего я переоценил своё отношение к этому художнику.

Уровень иллюстрирования в "Мире приключений" средний (ну, наверное, как во все времена в массовых журналах). Кочергин сразу выделился на этом фоне: сначала привлекал внимание, потом стал узнаваться. Отбирая у букиниста номера журнала для покупки, предпочтение я отдавал тем, где были рисунки Кочергина. При этом именно в карандашных рисунках проявился незаурядное остроумие художника.

1928.№9
1928.№9
 ещё один 1928.№9
ещё один 1928.№9
1929.№1
1929.№1
1928.№5
1928.№5

В цветных-то обложках — прекрасных, конечно, — уже угадывается Кочергин-продолжатель Репина.

Обложка"МП".1928.№ 6. Можно принять за этюд к репинским "Запорожцам"
Обложка"МП".1928.№ 6. Можно принять за этюд к репинским "Запорожцам"

Поэтому порой кажется, что Кочергин всё же очень сильно упростил свой талант, подавшись в область детской сказки и рисуя позитивные цветные картинки.




Ну, а это кочергинское "У Лукоморья".

У меня современное издание. Книжка-раскладушка издательства "Нигма" (2014).

Потом и "Нигма", и "Речь" издали это в виде книжки на скрепке. Фаны каждого издательства насмерть бились, доказывая, что у них лучше. Но, по-моему, делалось всё с одного экземпляра — качество одинаковое (высокое), у всех в одном и том же месте сканирована маленькая царапина. Отличия в том, что у каждого издательства имеются собственные представления о цветопередаче исходного материала.

На Фантлабе ни одного из этих изданий (как и первоисточника) не представлено.

"Нигма" утверждает, что она сделало книгу один-в-один с раскладушки 1956 года и доказывает это выходными данными: https://id-nigma.livejournal.com/27720.html. В каталоге-справочнике за этот и ближайшие годы такой раскладушки не числится. Есть только гораздо большее по формату издание 1950 года (№ 1207) — но это другой вариант: иллюстрации там тонированные. Видимо, составители каталога-справочника упустили раскладушку, посчитав ее повторением раннего варианта. Значит, придётся давать библиографическое описание самому.

У Лукоморья дуб зелёный. — М.: НИГМА, 2014. — 12 картонных страниц (книжка-раскладушка): 20 см.

КОЧЕРГИН Н. — 12 цв. ил. на каждой странице.

Тираж 5.000 экз.




Пройдёмся по этому изданию:

1. Кот и Пушкин.

Парадный портрет
Парадный портрет
Дуб, кот и Пушкин
Дуб, кот и Пушкин

2. Леший и русалка.

3. Королевич пленяет царя.

5. Невиданных зверей Кочергин рисовать не стал: в тексте речь только о следах — а их на неведомых дорожках профану не разобрать.

6. Царевна и бурый волк.





552
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх