Параллельная штирлициада, или Шпионы как мы
Говард Силк (Симмонс) ценил свою работу. Хотя абсолютно не понимал, что именно он делает.
Ведь трудился он в высотном здании с кучей вооруженной охраны, строжайшими мерами безопасности, занимаясь обменом странными репликами с неизвестным мужиком за стеклом. Но понимание дело десятое, а вот повышения Говард жаждал страстно. Как-никак 30 лет на службе. Но вожделенные места вечно занимали более молодые да ранние. Так и остался бы он до пенсии на своей нынешней должности, если бы не одна встреча.
С самим собой.
Оказывается, Говард работает в конторе, занимающейся контактами с параллельным миром, практически идентичным нашему. И вот из этого самого мира прибыл его двойник. Заявивший, что на нашу землю проник наемный убийца с другой стороны, с длинным списком возможных целей. И для того чтобы отыскать киллера, Говарду из другого мира нужна помощь его здешнего альтер-эго.
Новый «Fringe»? — удивленно спросите вы, и будете правы лишь отчасти. В Counterpart нет той мистической завороженной восторженности, сдобренной ужасом, перед непонятными чудесами науки. Зато два взаимодействующих друг на друга мира, тут как тут. Но и эту тему «Двойник» подает по-своему. С точки зрения параноидального шпионского триллера, не лишенного любопытных моральных вопросов и идей.
В первую очередь проект интересен атмосферой той самой параноидальной шпиономании. Причем в двойном размере. Не просто забавы Америки с Россией. Но игрища друг с другом спецслужб из разных миров. На зрителя практически сразу обрушиваются поток классических джеймсбондовских, джейсонборновских, а точнее джонлекарревских или штирлицевских штучек. Детектив, интриги, контрабанда, перевозка людей, конспиративные квартиры, перебежчики, дыхание контрразведки за плечом, «кроты», подмена людей, агентурные сети, пароли и явки, передача донесений, тайные многоходовые операции, долгосрочные внедрения, убийства, пытки, напряженный саспенс. Эдакий апогей апофеоза своеобразной Холодной войны. Плюс официальный обмен знаниями и открытиями между мирами.
Добавляет в блюдо остроты то, что долгое время непонятно, что на самом деле творится? Есть «кроты» в Службе нашего мира, или это параноидальный бред? Что за борьба за власть на той стороне? И главное – все происходящее — это локальная грызня пауков в банке или в дело вовлечены самые серьезные люди с обеих сторон?
Во вторую — актерскими работами.
Вне конкуренции «двойной удар» от Говарда Силка. Симмонс дал жару. Основная прелесть этого образа держится на отыграше двух внешне одинаковых, но внутренне абсолютно разных людей. Силк из нашего мира – мелкий клерк, офисный планктон, тютя-тютей, простак, обычный человек, которых 99 из 100. При этом добрый, понимающий, хороший, интеллигентный, души не чающий в своей жене. Его альтер-эго – оперативник спецслужбы, крутой боец, решительный, сильный, жестокий, не замечающий преград. При этом жуткий эгоист, не обращающий внимания на близких, думающий лишь о себе и о поставленной цели. Симмонс справился с задачей на пять с плюсом. Оба Силка вышли у него действительно абсолютно разными. Люди с разной улыбкой, мимикой, походкой, положением рук и плеч при ходьбе, манерой говорить, осанкой, реакцией на неприятности. Их не спутаешь ни при каких обстоятельствах.
Но и кроме пары протагонистов в сериале есть на кого посмотреть.
Жена Силка Эмили. Мы плотно познакомимся с Эмили-2, контрразведчицей, коллегой мужа по работе. Умной, холодной, несчастной, при этом женственной и весьма умной.
Также отлично двойные образы раскрыты благодаря Наде Фиеро (Серайокко) – в том мире ставшей безжалостной и профессиональной убийцей, а в этом – талантливой скрипачкой. На примерах этих женщин хорошо показано, как влияют на судьбы людей с одинаковыми начальными условиями разные в дальнейшем обстоятельства жизни. И Клэр (Бониади), пускай в ее случае чистота эксперимента была полностью нарушена. А лишний раз посмотреть на невозмутимого Ульриха Томсена и его контрразведчика Олдрича просто приятно.
Не забывают постановщики об экшене. В Counterpart хватает перестрелок, драк, нюансов «работы» киллера и оперативников спецслужб.
И об особенностях другого мира. А этих самых особенностей тут в достатке. Самая главная – глобальная эпидемия гриппа в начале 90-х, уничтожившая за четыре года семь процентов населения Земли (плюс минус 0,5 миллиарда человек). Отсюда и местные нюансы общественной жизни. Повсеместное ношение масок, пустынные улицы и торговые центры, приборы ультрафиолетовой очистки рук на каждом углу, социальная реклама, грозящая «сроком» за необращение к врачам, полное устранение свинины из меню. Плюс забавная «рваная» архитектура. И драконовские меры по запрету сигарет. На самом деле буквально несколько штрихов, и перед нами действительно другая реальность.
И, конечно, как практически в любом нынешнем «взрослом» телепроекте, не забывают создатели и об идейном наполнении сериала.
Что формирует человека? Геном? Детские психотравмы? Воспитание? Убеждения? Мысли? Как мы становимся теми, кем становимся? Неужто жизнь лишь совокупность наших решений и поступков? Или есть что-то еще?
А как насчет ответственности за свои действия? За смелые научные эксперименты? Что если эти ваши деяния аукнутся не только для вас лично, близких и граждан вашей страны? А для целого мира? Причем не одного?
И уже неудивительно появление фанатиков, искренне ненавидящих скопом весь мир, возможно, лишь возможно (!) виноватый в эпидемии (тем более, когда за дело берутся профессионалы, готовящие таких фанатиков с младых ногтей). После «эксперимента восточных ученых» обезьяна с гранатой будет по сравнению с этими гениями, милым, безопасным, абсолютно ручным существом.
Эрго. Любопытный шпионско-фантастический триллер с отличными двойными актерскими работами, интересными особенностями «той стороны» и качественным идейным наполнением.
Режиссер: Алик Сахаров, Мортен Тильдум
В ролях: Дж.К. Симмонс, Гарри Ллойд, Назанин Бониади, Оливия Уильямс, Сара Серайокко, Кеннет Чои, Ульрих Томсен, Николас Пиннок, Бернхард Форхер, Нолан Джерард Фанк
P. S. Второй сезон сериала ждем предварительно в 2019 году.