ХельгиИнгварссон
|
30 июня 2018 г. 11:35
|
1. Сравнение с Толкиным — зачем? Явных параллелей, заимствований и аллюзий нет. Всё равно что всех и каждого сравнивать с Пушкиным. Толкин — христианин и в литературе, Ле Гуин тяготеет к Востоку (даосизму, буддизму, инь-яну). Если Гэндальфа можно представить Христом, а хоббитов — маленькими простыми людьми, воцарение Арагорна — становлением Царства Божьего на земле, то с Гэдом, Тенар и Техану всё гораздо, гораздо сложнее, в том числе, они сложнее и как персонажи, полнее и противоречивей, живее толкиновских.
|
|
ХельгиИнгварссон
|
30 июня 2018 г. 11:42
|
2. Урсула Ле Гуин не настолько увлечена радикальным феминизмом, чтобы так подчёркивать его в докладе. Простите, но в мире Земноморья (и всём творчестве) Ле Гуин мужики посуду моют. Ещё раз простите, но женского и мужского «шовинизма» у Ле Гуин нет, есть проблемы пола (естество, психология, физиология) и роли (социум, общество, место, самоопределение, самореализация).
|
|
ХельгиИнгварссон
|
30 июня 2018 г. 12:21
|
6. Мужское — женское, порядок — хаос, мать-земля. Хтонизм! Не просто земля, а под-земля. Тут и чудовища, и загробный мир, и предки, и титаны. Тут Вам и изнасилованное Стеной лоно земли-мира-основы-жизни-мироустройства. Стена как, гм, приспособление для непроникновения сперматозоидов в матку. Миропорядок в излишке (избыточное упорядочивание) становится противником мироустройства, вредителем. Поэтому исчезает магия, иссякает сама жизнь. Река живёт, пруд заболачивается.
|
|
ХельгиИнгварссон
|
30 июня 2018 г. 12:44
|
8. Драконы! Мне запомнилось, что в мире Ле Гуин драконы не упоминаются как мужские и женские существа, как, допустим, в «Саге о Копье» есть самки и самцы драконов. Они не бесполы и не двуполы, а до-полы. Скорее изначальные сущности, чем создания. Вспомните Восток. Ошибочно утверждать, что драконы — это женщины. Дракон — это то, что рассыпалось на людей, мужчину и женщину, на два пола. Рассыпалось, погрязнув в материальном и бытовом, в суетном и преходящем, воплотившись на более грубом уровне. Драконы после выделения своей части в людей стали неполными и неполноценными (выбор двух новых рас). Техану, возможно, дракон полный и полноценный, времён изначальных, появившийся — вернувшийся — в эпоху кризиса-катастрофы, затронувшей мироустройство так, что люди стали терять магию, а неполные драконы — дар речи (истинного языка, магии).
|
|
ХельгиИнгварссон
|
30 июня 2018 г. 12:56
|
9. Некролизация инаковости — полностью согласен. Инаковость умертвляет. Доказывая инаковость, не занимаешься делом и не живёшь. Техану научают ткать. Ткать — творить, но шаблонно. Пауки — не творцы и не художники. Муха в паутине сохнет, паук ограничен паутиной, паутиной, которую сплёл сам, упорядочивая пространство вокруг себя. Техану не научить магии, ведь она дракон. Ей не надо доказывать, ей надо быть. Ей надо начать говорить на истинном — драконьем — языке. Техану — не детёныш дракона, а спелёнутая паутиной условностей сущность. Курице не научить утёнка плавать («я-же-мать!»), он умеет сам. Техану — не сохлая муха в паутине, а куколка дракона (привет, Робин Хобб и её корабли!).
|
|
|