Советская Россия и Мысль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «тессилуч» > "Советская Россия" и "Мысль" как альтернатива для писателей-фантастов.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Советская Россия» и «Мысль» как альтернатива для писателей-фантастов.

Статья написана 5 июля 06:53
Размещена в рубрике «Как издавали фантастику» и в авторской колонке тессилуч

В Центральных издательствах в 60-х годах был организован монополизм по изданию фантастики на русском языке. Было четыре монополиста: Молодая гвардия, Детская литература, Мир и Знание. И то изд. Знание в конце 60-х вывели за скобки.

Но было два центральных издательства, где печатались отверженные.

К примеру: 1)Знаменитый сказочный цикл А Волкова "Изумрудный город" не приняли в Детгизе и он печатался в Советской России.

2) Произведения А Казанцева были признаны изд. Молодая Гвардия не соответствующими нравам редакции Жемайтиса и его книги печатались в "Советской России" и "Московском рабочем".

3) А Колпаков подверженный обструкции в прессе также выпустил два сборника в "Сов.России".

https://fantlab.ru/edition47015

4) "Библиотеку Русской Фантастики" организовало в 1990 году изд."Сов.Россия", затем преобразованное в "Русскую Книгу"

5) Ник Шпанов объявленный "сталинистом" напечатал свой роман "Война невидимок" в изд. "Сов.Россия" большим тиражом, который имел успех среди читателей.

https://fantlab.ru/edition55390

Второй пример: 1) Отвергнутые "Молодой Гвардией" Колпаков, Чижевский и Котляр печатали свои фантастические и приключенческие рассказы в сборнике "На суше и на море" (Мысль).

2) Свои повести о жизни первобытных людей С Каратов смог опубликовать только в изд. Мысль.

https://fantlab.ru/edition61383





642
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 
ffr 


Ссылка на сообщение5 июля 14:08 цитировать
«И то изд. Знание в конце 60-х вывели за скобки.»
Сборники «НФ» этого издательства  выходили практически регулярно до 90-х. Иногда по 2 в год.
Отдельные выпуски НФ были, например, В.Шефнер https://fantlab.ru/edition35090,
первое издание  АБС «Отель «У Погибшего Альпиниста» https://fantlab.ru/edition976 .
Но, конечно, мало издавалось.
Ещё «Лениздат» можно упомянуть. Иногда «Советский писатель» радовал фантастикой.
Теми же АБС. А до того «Альтист Данилов» выпустили. Хотя там и не было, что фантастический роман. Хотя это скорее по современному «городское фэнтези» было...
А «Мысль» запомнилась сборниками «На суше и на море». И фантастики в них было мало...
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение5 июля 14:14 цитировать
По «Знанию» мне всё известно: с 1971 года им запретили выпускать персональную фантастику, а возобновили после скандалов в 1982 году.
Лениздат был региональным издательством-печатал только ленинградцев.
 
lena_m 


Ссылка на сообщение5 июля 16:42 цитировать

цитата тессилуч

Лениздат был региональным издательством-печатал только ленинградцев
Да ладно — Иван Ефремов и Сергей Снегов были ленинградцами? :-)
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение5 июля 16:46 цитировать
Ефремова только перепечатки, а Снегов сначала печатался в Калининграде
 
lena_m 


Ссылка на сообщение5 июля 17:03 цитировать
Вы ошибаетесь — вот для примера первое издание как рассказа Эллинский секрет, так и романа Люди как боги:

https://fantlab.ru/edition5841
Эллинский секрет

Обратите внимание на издательство... :-)
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение5 июля 17:42 цитировать
Я думаю, что «Эллинский секрет» в Москве не захотели печатать из-за метафизики.
 
lena_m 


Ссылка на сообщение5 июля 19:20 цитировать
Сам Ефремов так высказался об этом рассказе:

цитата

«Эллинский секрет» – второе литературное произведение в моей жизни, написанное сразу после первого моего рассказа «Встреча над Тускаророй». Он был написан в 1942 году в серии «Рассказов о необыкновенном», под общим заглавием «Семь румбов», но не был опубликован. В то время, еще не знавшее кибернетики и молекулярной биологии, идея «генной» памяти, лежавшая в основе рассказа, производила мистическое впечатление. Однако она не оставляла меня все последующие двадцать лет, и в конце концов мысли, еще неясно очерченные в «Эллинском секрете», были реализованы в романе «Лезвие бритвы» (1959–1963 гг.). Я намеренно оставил рассказ в его первоначальном виде, чтобы показать читателям, как первоначальные замыслы, в существе оставшиеся теми же, обросли плотью после гигантских достижений науки в середине нашего века.
Тем не менее, не думаю я, что в середине 1960-х в Ленинграде в издании НЕтривиального было существенно свободней, чем в Москве...
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 июля 05:12 цитировать
Так оно и было.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение8 июля 23:58 цитировать
Росоховатский в ленинградских сборниках бывал.
А когда в Киеве запустили серию Пригоди. Подорожі. Фантастика не региональная серия, но республиканская и на украинском — в 1-м и 2-м выпусках, а дальше я не посмотрел — напечатали Прашкевича. А это 79-й и 80-й год — особо известным он тогда не был — а вот перевели же. Я именно из первого сборника о нём и узнал — там Разворованное чудо было.
 
Sumy 


Ссылка на сообщение10 июля 22:27 цитировать

цитата ЯэтоЯ

Я именно из первого сборника о нём и узнал — там Разворованное чудо было.

А я познакомился с Мирером — Главный полдень. Хороший перевод на украинский. Веселка 1977.
Sumy 


Ссылка на сообщение5 июля 20:22 цитировать
Ещё в Советской России Ломм печатался. И в Издательстве политической литературы. А в Гидрометеоиздате Кларк и Глеб Голубев. В конце перестройки в 1989-1991 годах фантастику не печатал только ненавистник денег.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение5 июля 21:10 цитировать
А я перестройку не учитываю-там действительно печатали все. Остальные издательства в 60-е годы эпизодически печатали.
У Ломма выходили антирелигиозные книги-поэтому Политиздат.
ffr 


Ссылка на сообщение5 июля 23:05 цитировать
А что произошло с серией «Зарубежная фантастика» после 1973 года? До того несколько сборников в год. После — только 1-2. Понятно, что конвенция об авторских правах, подписанная СССР в 1973 году, не позволяла печатать без гонорара автору, но она не распространялась на книги до этого года. Но даже произведений до 1973 года стало очень мало.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение6 июля 05:02 цитировать
После 71 года вообще в Советской фантастике наступил системный кризис. Насколько я понимаю инициированный идеологами ЦК ВЛКСМ.
порубеж_ник 


Ссылка на сообщение6 июля 19:44 цитировать
Спасибо за интересные факты! Из тех книжек и издательств помню Молодую гвардию, На суше и на море, и такие тонкие странные книжки на одну повесть,или роман. В поисках фантастики приходилось даже шерстить Химию и жизнь)) Не помню бывала ли она в Юном технике?.... Всё таки насколько же глупа была партийная власть((( Развернувшийся из-за этой глупости сенсорный кризис было, наверное, не меньшей причиной для краха СССР, чем решение этнических партократий и их ростовщиков идти в миллионеры.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение7 июля 00:40 цитировать
Юный Техник Фантастику печатал почти в каждом номере. Журналы вообще спасали молодежь по НФ. А вот «жучки» скупали книги все подряд. Хорошо, хоть книго-обмен в магазинах был. Но для этого приходилось «макулатурные талоны» опять же покупать.
порубеж_ник 


Ссылка на сообщение7 июля 18:57 цитировать
Хе! Эти талоны еще только в культурных центрах были)) В нашем городке на крайнем юге таковых не было вообще! Выписать ВС удалось только однажды... Хотя как-то старшеклассником я нашел в школьной макулатуре «Стажеров» и вместе с ней какую-то литературоведческую книжку Гакова. Вот это было событие для 9-классника!!!)))
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение7 июля 19:34 цитировать
Иногда при сдаче макулатуры в очереди менял на вес «Искатели»
порубеж_ник 


Ссылка на сообщение7 июля 19:53 цитировать
Я бы тоже поменял тогда! В обще-то, странно сложилась судьба у этого журнала. Когда открылись все шлюзы он превратился в нечто унылое. Впрочем, если сравнить во что превратился ВС, Знание-Сила — бррр. Когда такими изданиями рулят активные лесбиянки или типы вроде Пархоменко, то доля их несчастлива... А попадался Вам нынешний Искатель? Выходит он сейчас?
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение7 июля 21:05 цитировать
Пока работал в Университете постоянно брал в библиотеке. В основном там детективы и боевики.
Но печатали фантастику Щепетнёва-ужастики и Амнуэля. Иногда старую зарубежную фантастику.
Tixonkot 


Ссылка на сообщение8 июля 01:44 цитировать
  Была фантастика в « Горизонтах техники для детей» — рассказы польских авторов .  «Юный техник»  тоже печатал рассказы , переводные  в т.ч.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение8 июля 05:34 цитировать
Я написал об издательствах, которые пытались переломить монополизм Молодой Гвардии.
Sumy 


Ссылка на сообщение8 июля 11:30 цитировать

цитата тессилуч

пытались переломить монополизм Молодой Гвардии.

Мне кажется переломить монополизм никто и не пытался. Ибо, победить МГ могла только МГ.  
В Украине в то время, кстати, ситуация была похожа. 3/4 фантастики печатали «Молодь» и  «Веселка» (аналоги МГ и ДЛ). Остальные 25% печатались начиная от Львова (Лем, к примеру) и кончая Харьковом, Одессой, Днепропетровском, плюс республиканские издательства (типа, Радянський писменник) время от времени отмечались на этом поприще.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение8 июля 12:33 цитировать
Так это два московских издательства и они печатали тех кого отвергали М.Г. и Д.Л.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение8 июля 23:10 цитировать
Ну Василь Бережний — из ведущих украинских фантастов — насколько помнил и специально щас проверил — после 70-го в Молоди книг не было, в Веселке — один сборник Повернення «Галактики» — купил я его когда-то в магазине. Но там Дем’янко Дерев’янко — а это ближе к сказке — т.е. именно в Веселке ему и место.

цитата Sumy

начиная от Львова (Лем, к примеру)

Не только Львов. Повернення з зірок — там, а Kiберiaда — посмотрел — Днiпро https://fantlab.ru/edition56362
порубеж_ник 


Ссылка на сообщение8 июля 18:40 цитировать
Помню в детстве приезжал к бабушке в Украину. Записывался в городскую библиотеку, и... сталкивался со 100%-й засадой: на русском интересные книги были бесконечно на руках, на украинском — стояли нетронутые. Я, хоть и этнический украинец, мовы не размовляю. Сам пытался читать, родителей просил читать и переводить — без-ус-пеш-но! Зато сейчас, наверное, там украинским владеют все, и насчет русских книжек не заморачиваются.
свернуть ветку
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение8 июля 22:52 цитировать

цитата порубеж_ник

на украинском — стояли нетронутые

Отнюдь. Хорошее на украинском тоже приходилося ловить. А о существовании многих книг на украинском  — которые тогда в детстве прочитал бы с большим интересом — вообще узнал только из сети...
 
порубеж_ник 


Ссылка на сообщение10 июля 17:40 цитировать
Я говорю о личном опыте. Масса фантастики, приключенческих и исторических романов на украинском пылились на полках. Городок назывался Голая Пристань. М. б. местные читатели их не жаловали? А на русском и во времена УССР фантастику не любили издавать? Да чего уж теперь) Слава Богу сегодня в Москве можно купить почти любую книжку:cool!:
Sumy 


Ссылка на сообщение8 июля 20:34 цитировать

цитата тессилуч

Так это два московских издательства и они печатали тех кого отвергали М.Г. и Д.Л.

Вы ошибаетесь. Оба издательства киевские. И они в основном выпускали книги украинских фантастов. Дашкиев, Бердник, Юрий Ячейкин (о капитане Небрехе). У Савченко Привід часу вышел.
свернуть ветку
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение8 июля 22:52 цитировать
Моя статья про московские издательства.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение8 июля 23:13 цитировать

цитата Sumy

украинских фантастов. Юрий Ячейкин (о капитане Небрехе)

Он не особо и фантаст — кроме Небрехи, которого я в детстве очень любил, фантастики у него немного.
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх