Благодаря капитальному альбому «А.С. Пушкин в изобразительном искусстве» (Л., 1937) нашёл маленькую книжечку с неучтёнными в каталогах иллюстрациями к «Пиковой даме».
В современных каталогах иллюстрированной пушкинианы этот цикл иллюстраций не учтен потому, что картинки не к тексту Пушкина, а к либретто оперы. Художники — супруги Кардовские. Я уже писал о случайном обнаружении их иллюстраций к либретто оперы «Евгений Онегин» (здесь). На сей раз, обнаружив в альбоме картинки Делла-Вос-Кардовской к «Пиковой даме», я уже знал, где искать.
И действительно, быстро нашлась на Алибе маленькая серийная книжечка либретто «Пиковой дамы» в пару к «Онегину».
Сначала библиографическое описание, поскольку в каталоге-справочнике эта книжка отсутствует. В этой книжке в углу каждой иллюстрации чётко читаются монограммы художников, поэтому распределить иллюстрации труда не составило.
Ремезов Ив. Пиковая дама. Опера в 3-х действиях. Музыка П.И. Чайковского.Текст М.И. Чайковского. — М.: Издание Управления Театрами НКП РСФСР, 1934. — 72 с.; 14,5 см.
КАРДОВСКИЙ Д.Н., ДЕЛЛА-ВОС-КАРДОВСКАЯ О.Л. — 10 илл.: 3 виньетки — заставки, концовка (Д.Н.Кардовского), 7 ил. на отд. листах (1-е действие: 2 илл. О.Л.Делла-Вос-Кардовской; 2-е действие: 2 илл. Д.Н.Кардовского, 1 илл. О.Л.Делла-Вос-Кардовской; 3-е действие: 2 илл. Д.Н.Кардовского).
Тираж 10.000 экз. Цена 1 руб. 50 коп.
Если либретто к опере «Евгений Онегин» более-менее следует сюжету пушкинского романа, то либретто и, что немаловажно, устоявшаяся сценография к опере «Пиковая дама» от сюжета повести существенно отличаются. Герои действуют в костюмах XVIII века. На дворе весна. Герман (утратив в окончании второе «н») — гусар, влюбленный в Лизу по-настоящему. Он стреляется, а не сходит с ума; она топится, а не выходит замуж и т.п.
Поэтому картинки к либретто «Пиковой дамы» совсем не аутентичны содержанию повести. Но всё-таки в 1937 году Геллербах-составитель альбома включил эти иллюстрации именно как картинки к Пушкину, а не к Чайковскому.
К ключевым сценам повести (учитывая, что обстановка совсем другая) можно отобрать три картинки.
Отдельно стоят сцены встреч оперного Германа с Лизой — они к повести никакого отношения не имеют. Но одну оперную сцену с участием Германа и Лизы нарисовала Кардовская, а другую — Кардовский (та самая отсебятина либреттиста: «Уж полночь близится, а Германа всё нет...»). Поэтому картинки интересно сравнить с точки зрения разной техники супругов.
У Кардовского зимняя сцена Германа и Лизы будто сошла со страниц дореволюционного художественного журнала. Незнакомок Блока тогда так рисовали. Ну, может, Кардовский и сделал эту иллюстрацию когда-то для «Мира искусств» — и вот через 30 лет пригодилось?
Почему, кстати, у Кардовского эта встреча зимой происходит? И костюм Германа тоже ближе к общей (негусарской) военной форме XIX века (хотя короткие сапожки всё же гусарские)? Может, Кардовский больше про Пушкина думал, чем про Чайковского?