51 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 51. Иллюстрированный Пушкин. Пиковая дама (худ. Д.Н.Кардовский, О.Л.Делла-Вос-Кардовская)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

51. Иллюстрированный Пушкин. Пиковая дама (худ. Д.Н.Кардовский, О.Л.Делла-Вос-Кардовская)

Статья написана 22 июля 2018 г. 15:29

Благодаря капитальному альбому «А.С. Пушкин в изобразительном искусстве» (Л., 1937) нашёл маленькую книжечку с неучтёнными в каталогах иллюстрациями к «Пиковой даме».

В современных каталогах иллюстрированной пушкинианы этот цикл иллюстраций не учтен потому, что картинки не к тексту Пушкина, а к либретто оперы. Художники — супруги Кардовские. Я уже писал о случайном обнаружении их иллюстраций к либретто оперы «Евгений Онегин» (здесь). На сей раз, обнаружив в альбоме картинки Делла-Вос-Кардовской к «Пиковой даме», я уже знал, где искать.

«Пиковая дама» слева внизу
«Пиковая дама» слева внизу

И действительно, быстро нашлась на Алибе маленькая серийная книжечка либретто «Пиковой дамы» в пару к «Онегину».




Сначала библиографическое описание, поскольку в каталоге-справочнике эта книжка отсутствует. В этой книжке в углу каждой иллюстрации чётко читаются монограммы художников, поэтому распределить иллюстрации труда не составило.

Ремезов Ив. Пиковая дама. Опера в 3-х действиях. Музыка П.И. Чайковского.Текст М.И. Чайковского. — М.: Издание Управления Театрами НКП РСФСР, 1934. — 72 с.; 14,5 см.

КАРДОВСКИЙ Д.Н., ДЕЛЛА-ВОС-КАРДОВСКАЯ О.Л. — 10 илл.: 3 виньетки — заставки, концовка (Д.Н.Кардовского), 7 ил. на отд. листах (1-е действие: 2 илл. О.Л.Делла-Вос-Кардовской; 2-е действие: 2 илл. Д.Н.Кардовского, 1 илл. О.Л.Делла-Вос-Кардовской; 3-е действие: 2 илл. Д.Н.Кардовского).

Тираж 10.000 экз. Цена 1 руб. 50 коп.

Если либретто к опере «Евгений Онегин» более-менее следует сюжету пушкинского романа, то либретто и, что немаловажно, устоявшаяся сценография к опере «Пиковая дама» от сюжета повести существенно отличаются. Герои действуют в костюмах XVIII века. На дворе весна. Герман (утратив в окончании второе «н») — гусар, влюбленный в Лизу по-настоящему. Он стреляется, а не сходит с ума; она топится, а не выходит замуж и т.п.

Поэтому картинки к либретто «Пиковой дамы» совсем не аутентичны содержанию повести. Но всё-таки в 1937 году Геллербах-составитель альбома включил эти иллюстрации именно как картинки к Пушкину, а не к Чайковскому.

К ключевым сценам повести (учитывая, что обстановка совсем другая) можно отобрать три картинки.

Оперный Герман наставляет пистолет на графиню (Кардовская)
Оперный Герман наставляет пистолет на графиню (Кардовская)
Оперный Герман на посту встречается с призраком (Кардовский)
Оперный Герман на посту встречается с призраком (Кардовский)
Оперный Герман обдёрнулся (Кардовский)
Оперный Герман обдёрнулся (Кардовский)

Отдельно стоят сцены встреч оперного Германа с Лизой — они к повести никакого отношения не имеют. Но одну оперную сцену с участием Германа и Лизы нарисовала Кардовская, а другую — Кардовский (та самая отсебятина либреттиста: «Уж полночь близится, а Германа всё нет...»). Поэтому картинки интересно сравнить с точки зрения разной техники супругов.

Оперные Герман и Лиза в 1-м действии летом (Кардовская)
Оперные Герман и Лиза в 1-м действии летом (Кардовская)
Оперные Герман и Лиза в 3-м действии зимой (Кардовский)
Оперные Герман и Лиза в 3-м действии зимой (Кардовский)

У Кардовского зимняя сцена Германа и Лизы будто сошла со страниц дореволюционного художественного журнала. Незнакомок Блока тогда так рисовали. Ну, может, Кардовский и сделал эту иллюстрацию когда-то для «Мира искусств» — и вот через 30 лет пригодилось?

Почему, кстати, у Кардовского эта встреча зимой происходит? И костюм Германа тоже ближе к общей (негусарской) военной форме XIX века (хотя короткие сапожки всё же гусарские)? Может, Кардовский больше про Пушкина думал, чем про Чайковского?





381
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх