Эдуард Веркин Остров


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Эдуард Веркин "Остров Сахалин"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эдуард Веркин «Остров Сахалин»

Статья написана 2 сентября 2018 г. 22:07

сабж

Кто искал в современной русской литературе что-то захватывающее и при этом серьезное, и фантастическое, и нешаблонное — тот нашел.

Вначале я думала, что «Остров Сахалин» Веркина — это такая сомнительная пародия на Чехова в мрачной постапокалиптике. Потом — что это такая переделка «Гордость и предубеждение и зомби», только вместо Остин опять же Чехов. Потом — что это роуд-трип в духе «Дороги». А в конце готова признать, что это прекрасный роман, который гораздо больше всех своих составных частей, и я не знаю, на какую полку расхожих сюжетов и приемов его можно сунуть — ни на какую, как и всю хорошую литературу.

Я искренне рада, что у нас пишут такие книги. Для этого нужно обладать и определеной решимостью, и определенной наивностью. Чтобы совместить Чехова и зомби, к примеру (а пресловутое «мобильное бешенство», или МОБ — не что иное, собственно), и при этом умудриться не скатиться в тотальный комизм (для меня лично тема зомби означает комизм автоматически). А, напротив, так медленно нагнетать напряжение, что вначале, когда расписываются всякие тюремные ужасы, читатель еще не верит и не пугается, а к концу, когда всякой жуткой физиологии становится поменьше, начинает впечатляться каждым поворотом все сильнее и сильнее.

Или, скажем, чтобы взять за основу мир после ядерного апокалипсиса — это тоже сам по себе такой расхожий штамп, что куда уж повторять его в очередной раз. Но Веркин делает это очень аккуратно и очень удачно — апокалипсис произошел, но не вчера и не везде. Япония сохранилась в качестве единственного анклава цивилизации, а остров Сахалин оказался своеобразным барьером между Японией и остальным потонувшем в хаосе, плохой экологии и мобильном бешенстве миром. И тут как раз вступает черед Чехова с его педантичными и несколько сатирическими характеристиками местных исправительных учреждений.

Мне интересно, как к Веркину приходила идея построения его мира и героев. Хочется думать, что это было так же постепенно, как идет моя реконструирующая мысль сейчас: если анклав цивилизации, то Япония, сама суть острова + высокого технологического потенциала это предполагает. Если Япония, у нее должна быть какая-то «барьерная зона», на которой зерна отделяются от плевел, образно говоря — и это Сахалин и там должны быть зоны для беженцев и ссылка для тех, кто не вписался в новый мир. На материке жизни нет, в самой Японии все уже более ли менее стабильно, так что если что и происходит, то на Сахалине. Ну а если Сахалин — то Чехов, вот пасьянс и сошелся.

Мир Веркина поражает не то чтобы проработанностью даже (мне сложно сказать, сколько взято у Чехова, надо его наконец прочитать нормально), а какой-то полной логической обоснованностью. И да, это нам японцы, корейцы и китайцы кажутся все одинаковыми (извините) — я знаю, что для них самих разница колоссальная, а все европейцы им тоже кажутся одинаковыми (и это отлично проявляется в романе, кстати, в мелких деталях вроде «белого негра»). И логично, что на Сахалине выделяют социальные группы не только по признаку криминального прошлого, но и по национальному.

Такой же логичной кажется и профессия нашей героини, которая прибывает на Сахалин с научно-исследовательской целью; кем быть после апокалипсиса, как не футурологом, действительно — вопрос не о том, каково будет будущее, а будет ли оно вообще, становится как никогда актуален. Героиня планирует посещение тюрем, потому что по версии ее профессора, Сахалин — это место предела, место, в котором все начинается и которое на все влияет, там лучше, чем где-либо, видны изменения. Мы не видим научных результатов, а посещения карательных учреждений описываются хоть и тщательно и детально, но в этой тщательности есть что-то от Чеховской усмешки, есть что-то от Гончаровской этнографии, и мы понимаем, что это все для отвода глаз. Хотя и так достаточно ужасно, но именно что достаточно.

А потом совершенно естественным, но малопредсказуемым, как и все совершенно естественные вещи, образом это хрупкое равновесие ужасности рушится — и героиня со своим проводником оказывается в водовороте хаоса, из которого им предстоит долго и мучительно выбираться. Приключение? Да, строго говоря, приключение, хотя все заплатили за него слишком дорого.

Удивительно, что дело глобально не в том, выбрались они или нет, хотя даже такие мелкие с исторической т.зр. причины влекут широкие последствия, которые мы увидим в самом конце романа. Удивительно, как постепенно проясняется, о чем, собственно, роман — роман о надежде, что как нельзя лучше применимо и к постапокалипсису, и к каторге, и к их сочетанию.



Тэги: веркин


1754
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 сентября 2018 г. 22:12
Уже вторая рекомендация на ФантЛабе — буквально за пару дней...

А я всё не соберусь купить... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2018 г. 22:21
Мне прям сильно понравилось)))


Ссылка на сообщение3 сентября 2018 г. 00:01
Мой короткий отзыв двухмесячной давности:
https://fantlab.ru/blogarticle55610

И — знаю, что в ближайшее время сразу в нескольких толстых журналах выйдут большие рецензии нескольких умных людей))))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2018 г. 10:01
Интересно, спасибо. Для меня вопросы, о которых вы писали, тоже непонятны))
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2018 г. 12:06
Эти вещи, как видно из разных обсуждений, всем непонятны. Лишь автор может объяснить. Вот и у меня в фейсбуке обсуждали, в комментариях: https://www.facebook.com/perm...
И после этого, когда книгу прочли Юзефович, Владимирский, Михеева, Березин у них на страницах тоже были споры. Написать большие рецензии обещали многие, посмотрим.
Одно могу сказать — все, как и я, обратили внимание на странную избыточную стилистическую неряшливость, для Веркина вовсе не характерную.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2018 г. 11:59
Караев вон написал, что никакой неряшливости вообще нет, все обосновано. У меня есть теория, что там в чистом виде сад камней — и какбы лишние и странные моменты оказываются сюжетонесущими если на другой слой смотреть.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2018 г. 12:23
Позавчера прочёл. Любопытная трактовка. Когда шло обсуждение у меня на странице в фейсбуке, мы Деусу, непорочное зачатие и пр. тоже вспоминали.
На страничке своего отклика на Фантлабе я уже собираю коллекцию ссылок на отзывы))
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2018 г. 12:25
вот это правильно. Тут без поликулярности никуда
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2018 г. 12:27
:beer:


Ссылка на сообщение3 сентября 2018 г. 10:59
Вот выйдут все наши рецензии в толстых журналах, сравним показания
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2018 г. 12:07
Твоя где будет?
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2018 г. 13:25
В Новом мире


⇑ Наверх