Карикатуристы — термин условный. Просто Г.Огородников как самый яркий представитель этого направления мне с детства был известен как художник «Крокодила». Может быть, точнее было бы назвать направление «мультяшным» (где образцом для графики были «Ну, погоди!»), но не уверен, что представленные художники были известны именно как аниматоры.
Вообще-то и первые иллюстрации к советским книжкам рисовали карикатуристы («Крокодил» Чуковского — худ. Ре-Ми, 1919) или мастера авангарда в кинематографической манере («Мойдодыр» Чуковского — худ. Ю.Анненков, 1922). Но то направление в детской иллюстрации, о котором хочу рассказать сегодня, появилось, как мне кажется, в 1970-е гг. Отличительные признаки этого направления: персонажи становились всё более условными и очеловеченными (по сути на фигуру человека просто помещается голова зверя) — обратите внимание на строение задних ног у зверей: почти у всех (кроме Огородникова) коленный сустав изгибается как у человека. При этом персонажи не обязательно «пупсовые», но всегда очень забавные, т.е. карикатура тут добрая. Ну а показ тяжести крестьянской жизни (несмотря на наличие зипунов) или ассоциации с советскими реалиями общественной жизнью исчезли совсем.
Раз упомянул первым Германа Огородникова, с него и начну. Художник известнейший, очень самобытный, на Фантлабе представлен (https://fantlab.ru/art1390). У меня современное издание сказок большого формата, проиллюстрированное Огородником (именно этого издания на Фантлабе не нашёл):
«Русские народные сказки». — Худ. Г.Огородников и Е.Огородникова. — М.: Издательский дом Мещерякова, 2010.
Картинок немного, но они насыщены забавными подробностями, так что разглядывать их можно долго.
Следующая — Т.Никитина. На Фантлабе про неё — подробная заметка (https://fantlab.ru/art154). Издание сказки у меня такое:
«Теремок». — Худ. Т.Никитина. — М.: Детская литература, 1988 (в серии «Мои первые книжки»).
В этом цикле у художницы попытка отойти от общей схемы: отдельное представление каждого жильца отсутствует, даются картины занятий и игр зверей, когда круг участников незаметно расширяется. Только Медведь противопоставлен всем персонажам
Следующий — художник В.Курчевский. На Фантлабе упомянут (https://fantlab.ru/art9819). У меня современное переиздание советской книжки:
«Теремок». — Худ. В.Курчевский. — М.: Стрекоза, 2016.
Здесь концепция иллюстраций традиционная (постепенное персональное знакомство с каждым новым жильцом). Картинки поданы по одной схеме: на развороте слева представлен новый персонаж, а справа — то, как он вписался в общую компанию.
Завершает обзор художник Валерий Бухарев. Упоминается на Фантлабе (https://fantlab.ru/art6747). И даже его «Теремок» в базу включён (https://fantlab.ru/edition229609). Художник интересный. Я его у букинистов не пропускаю. Соавтор Бухарева — художник Л.Юкина тоже упомянута на Фантлабе (https://fantlab.ru/art18022).
«Теремок». — Худ. В.Бухарев и Л.Юкина. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.
Картинки поданы по той же самой схеме, что у Курчевского.