О страннике бедном замолвите


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Halstein» > О страннике бедном замолвите слово... "RISEN"!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О страннике бедном замолвите слово... «RISEN«!

Статья написана 24 ноября 2009 г. 17:04

             

  Закончив вчера вечером новую игру от «Пиранья Байтс» я всерьез задумался над своими впечатлениями и итоговой оценкой. Нет, впечатления были однозначно положительные, другой вопрос — насколько? Все-таки разница от 8 баллов до 10 столь же велика, как от просто хорошей без оговорок игры до штучного шедевра. Масла в огонь подливали многочисленные отзывы на тему дескать «все это уже было, а в одну реку дважды не входят». Но разберу все по порядку и начну с ответа на главный вопрос: «Разработчики обещали выпустить игру в стиле Готики 2. Выполнили ли они свои обещания?» Ответ будет таким: «Да, выполнили, я бы сказал процентов на 80-90, что на мой взгляд хороший показатель. Недочеты имеются, но обо всем подробно напишу ниже».

Графика. Начну с маленького лирического отступления. Часто, как только речь заходит о графике, со стороны «матерых геймеров» обрушивается поток страшных для непосвященного терминов «шейдеры, текструры, тетраграмматоны». На что так и хочется сказать: ребята, мы не в Формуле-1. Высокая техническая сторона графики, конечно, очень хорошо, но это всего лишь необходимый фундамент. И когда я говорю о графике, меня куда больше волнует именно художественный ее аспект: дизайн предметов, игра света и тени, сочетания цветов. Есть ли все это в Ризен? В достатке. Иногда приятно просто идти по полевой тропинке, наблюдая как зеленеет трава с лучах солнца, вьются синие бабочки вокруг развесистых кустов, а рядом мерно шумит река, сквозь воду которой проглядывают водоросли и кувшинки. Кажется, что вдохни воздух поглубже — и почувствуешь запах полевых цветов и свежесть быстротекущей горной реки. В темных подвалах монастыря темно и пыльно, а от саурианских храмов прямо-таки веет древностью. Что может служить лучшей похвалой игре? Резюмируя, уверенно заявляю, что смотреть на мир Ризен кда приятнее, нежели на Обливион или Готику под номером 3. К сожалению, без ложки дегтя тоже не обошлось. Пришлась она на персонажей Ризен — они весьма и весьма схематичны и, что куда более обидно, часто повторяются — такое обилие «двойников» изрядно портит отождествление себя с игрой. Не слишком мне понравились мне и некоторые животные: волки и в особенности кабаны — вид у них, хм, странный. Зато более «экзотические» создания удались неплохо — скелеты, карлы, мглоры очень занимательны.

Музыка и звук.  Музыкальное сопровождение в немалой степени определяет настроение игрока, а игры «готической» серии приучили нас к приятном и запоминающимся композициям. Даже критика в адрес незадачливой третьей части стихала, как только речь заходила о музыке. Не подкачал и «Ризен»: приятные музыкальные переливы во время прогулок на природе, более приземленные городские мотивы и предострегающие марши подземелий. Единственная «шпилька», которую можно бросить в адрес музыкального сопровождение — малое количество «резких» композиций: все-таки к большей части мелодий подходит определение «фоновая музыка» — то есть, она ласкает слух, ее можно мурлыкать под нос, но забывается за пределами игры довольно быстро. Звуки предметов сделаны на ять: скрежет ржавой решетки, игра на свирели, рык мглора... Особенно мне запомнились бои на посохах в монастыре, когда деревянное оружие в руках моего персонажа с гулким стуком сталкивалось с посохом соперника. Как тут не вспомнить старые добрые единоборства в реальных монастырях. Русскую же озвучку диалогов я бы охарактеризовал как «среднюю» — особых нареканий нет, но и похвалить не за что. Действительно радует одно — голос главному герою подобрали хорошо, что очень и очень важно.

Боевая система. После того ужаса вместо боевки, что поджидал на с третьей части Готики, за эту часть игры я очень беспокоился и как оказалось зря. На сегодняшний день в «Ризен», пожалуй, самая интересная система схваток во всей «готической» серии, да и вообще в той части ролевых игр, где персонаж не наносит ударов «самостоятельно». Она четко балансирует между полюсами — примитивным и скучным «закликиванием» и извращенных форм всяческих «комбо ударов», с успехом заменюящих тренажер клавиатуры. Боевая система «Ризен» опирается на несколько разных по эффекту и назначению видов ударов (все легко воспроизводятся мышкой), своевременному парированию или блокировке ударов врага, контратаках и, кончено, маневрах, которые жизненно необходимы при столкновении с группой противников. Бой практически никогда не сводится к тому, что персонажи сходятся лоб в лоб и колотят друг друга по голове по очереди. Например, схватка с группой карликов, часть из которых бьется вблизи, а часть обстреливает издали — то еще приключение.

    

Игровой мир. Сменив стилистику северной Европы на псевдоиспанское Средиземноморье, мир в «Ризен» как и в первой-второй Готиках весьма небольшой, но «заполненность» его не может не радовать: леса, луга, холмики, пляжи, старые руины и лесные тропинки, безмятежные фермы и мрачные пещеры мало похожи друг на друга и не застваляют игрока скучать, поддерживая интерес к исследованию. Город и монастырь тоже имеют любопытную планировку, разве что лагерь Дона несколько подкачал. Однако, если при ближайшем рассмотрении все выглядит отлично, то вне игры меня частенько преследовала мысль: «чего-то не хватает». Поразсмыслив малость на досуге, я смог сформулировать свои ощущения: не хватает уникальности отдельных местностей или строений. Помните старый форт в горах первой Готики? А монастырь на утесе, Старую шахту, храмы Яркендара, маяк Джека или ферму Онара? Помните Проход? На вопрос «А в какие интересные места, кроме порта и монастыря, можно сходить в Ризен?» я затруднюсь ответить сразу. Да, местность в Ризен не склонна к самокопированию, но выделить какой-то объект, который будет гореть маяком в воображении игрока еще долго после проходения игры, довольно трудно.

Сюжет: история и квесты. Можно по-разному относиться к сюжету серии «Gothic», но трудно спорить с тем, что его ключевые события отлично запоминаются. Что было в первой части? Первое знакомство с миром и выбор стороны, затем экспедиция в старую шахту, поиск юниторов, поиск Ксардаса, спуск в Свободную шахту и, наконец, храм Спящего. Вторая часть повторила рецепт первой: знакомство и выбор стороны, проникновение в Долину и сбор сведений, погоня за Глазом Инноса, охота на Дранонов и путешествия в Чертоги Ирдората. Каждая сюжетная часть была отдельной маленькой историей и отлично запоминалась. Что мы видим в «Risen»? Присутствуют три «кита»: знакомство и выбор стороны, аналог «поиска юниторов» (даже два) и аналог храма Спящего тире чертогов Ирдората. Это, конечно, хорошо, но как можно заметить отсутствует такая немаловажная деталь как «запоминающаяся история в середине игры», что отчасти перекликается с претензиями в предыдущем пункте. Поясню: искать «юниторы», конечно, интересно, но когда их пять-шесть-десять, то степень проработки каждого приключения волей-неволей снижается. На мой взгляд, игре бы очень пригодилась пара заданий в стиле «старая шахта» или «погоня за Глазом Инноса». Тем не менее, в целом впечатления все равно хорошее: решать задачки интересно и никакой скукой а-ля «убей волков-собери молотки» из третьей части и не пахнет. Глобальная же история во многом перекликается отчасти с первой, а отчасти со второй Готикой и поначалу выглядит неплохо: таинственные храмы и бури, другая раса, исследования Инквизиции. Однако должным образом развить ее не удалось: где-то с середины игры ее остается до обидного мало и «остатки» за нехваткой информации смотрятся как-то невразумительно. И вот еще что мне не понравилось: в игре стало меньше свойственной Готикам иронии и больше пафоса. Помните концовку первой части? «Один человек изменил судьбу сотен, но остался лежать под обломками, а всем на него наплевать». Второй? «МОЕ ЗОЛОТО ОСТАНЕТСЯ НА КОРАБЛЕ, А КТО ПРОТИВ МОЖЕТ УБИРАТЬСЯ ОТСЮДА!» ;) Здесь же финальный пафосный монолог диктора в стиле спилберговской «Войны миров» меня несколько покоробил, и трудно сказать, какая часть вины лежит на наших переводчиках.

Ролевая система. Если вы играли в «Готику», то чем-то новым она для вас не станет, но хочется отметить, что над ролевой системой «Ризен» немало потрудились и выглядит она «отполированной» до блеска. То есть, все просто, понятно и наглядно с приятными дополнениями по сравнению с предыдущими частями. Три основные «прокачиваемые» характеристики персонажа: сила, ловкость и мана. Мастерство владения оружием (см. боевая система): «мечи и булавы», «топоры и молоты», «копья и посохи», «луки» и «арбалеты». Магия функционирует по новому принципу: руны из первых частей вернулись, но они играют теперь вспомогательныю функцию, а заклинания прямого урона перебрались на специальные кристаллы, мастерство владения которыми нужно повышать аналогично оружию. И что очень радует, так это появившаяся возможность самому изготавливать свитки (причем независимо от класса), благодаря чему актуальность сбора охотничьих трофеев и редких минералов возрастает в разы. Поскрипел немного пером — и вот тебе пара свитков левитации. Присутствуют и алхимия, и добыча руды, и воровство, и охота. Все это снабжено рядом приятных мелочей: например, чтобы добыть зубы из туши волка нужны специальные щипцы, чтобы выкопать сокровище — лопата, а чтобы сварить вкусное мясное жаркое с луком и картошечкой (восстанавливает целых двести единиц здоровья — пальчики оближешь!) помимо продуктв нужно иметь при себе рецепт и большую деревянную ложку. Отчасти подкачала кузница — ковать получается только мечи, а как быть, если я воин Инквизиции и сражаюсь исключительно посохом? К счастью, ковка даже и тогда остается актуальной, так как в нее входит и ювелирное дело, включающее широкий выбор колец и амулетов на все случаи жизни.

    А вот с вариативностью отыгрыша роли сложнее: по сути выбор фракции влияет только на боевой стиль прохождения игры: маг\воин\гибрид. А остальное в итоге сводится к одному результату. В принципе, похожая система была и в Готиках, но там все же она была поразнообразнее, а тут немалая  часть квестов для присоединения к фракциям одинаковая: разница лишь в том, кому вы отдадите добычу. В дальнейшем фракция тоже мало сказывается на игре: в той же второй Готике и то она влияла больше. К счастью, поступившим в монастырь все же предлагается некоторый набор уникальных и самое главное интересных «фракционных» квестов. Так что добро пожаловать в нашу скромную обитель, миряне. А так как система магии мне не показалось особенно интересной по сравнению с бойцом, то наиболее интересный выбор — воин Инквизиции.

Удобство и баги. Вы будете смеяться, но разработчики «Готик» сполна выполнили свое обещание: в игре почти не было замечено багов и зависаний. Ошибки можно было пересчитать по пальцам и никак не мешали прохождению игры. Проблем с искуственным интеллектом тоже не наблюдалось: спутники исправно находили дорого и не убегали от героя сверкая пятками, противники действовали слаженно и не замерали, открыв рот и построившись в очередь. Пару добрых слов стоит сказать и об интерфейсе игры: просто, понятно и наглядно. Панель быстрого доступа, дневник заданий с необходимыми пометками, окно характеристик. Разные мелочи вроде схемы поворотов отмычки при взломе замков. Могут ведь, если захотят.

  Итог. Все же сравнений с «Готикой» трудно избежать. Пробежавшись по своим пунктам, я получил в сравнении «Risen» и «Gothic 2» результат 4-4. Но так как G2 выигала в таких категориях как «сюжет», «игровой мир» и «ролевой отыгрыш», а на стороне «Ризен» главным образом «боевая система», то первенство остается за ветераном. Если выстроить цепочку из игр Пираний, то впереди гордо шествует «Готика 2», несколько отставая от нее толкают друг друга «Готика1» и «Ризен» («Готика», пожалуй на полкорпуса впереди), а далеко позади отчаянно отстает многострадальная «Готика 3». Если же говорить непосредственно о «Risen», то мой вердикт: отличная игра с красивым миров и отличной боевой системой, которой немножко не хватает собственной индивидуальности на фоне предыдущих проектов разработчиков.

Оценка: 9





173
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 ноября 2009 г. 17:20
У Райзен наблюдается общая беда с Готиками (за исключением, пожалуй лишь второй части) — тотальная недоделанность сюжета, полнейшая линейность, повюжу видны следы ножниц, начиная от вялой истории, до квестов и ролевой системы. Ни одного интересного квеста за всю игру, ни одной развилки или более или менее захватывающего сюжетного поворота. Игра напоминает слэшнр с незначительными ролевыми вкраплениями. При прохождении не покидает мысль, что пираньи снова решили собрать нечто новое из осколков готики, только сами осколки подбирались очень неудачно. Даже хваленной симуляции дневного распорядка граждан здесь нет, не говоря уже об остальном.:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 07:14

цитата fox_mulder

Игра напоминает слэшнр с незначительными ролевыми вкраплениями.

Соглашусь. Действительно, игру я больше воспринимал как «приключение», нежели истинно «ролевую». Собственно, поэтому я не стал заострять внимание на том же отсутствии распорядка — после первой главы по городам особо бегать и не нужно. Поэтому возникает «вилка»: как «приключение» Risen красив, атмосферен и с любопытной боевкой. Как «ролевая игра» — очень и очень скромно. Второй подход я отчасти разделяю, так что понять вашу позицию могу ;-)


Ссылка на сообщение24 ноября 2009 г. 18:25

цитата Halstein

Если же говорить непосредственно о «Risen», то мой вердикт: отличная игра с красивым миров и отличной боевой системой, которой немножко не хватает собственной индивидуальности на фоне предыдущих проектов разработчиков.
Оценка: 9

Шикарный отзыв, главное очень беспристрастный. Заметно что собственные тараканы в голове и себялюбие не помешали написать рациональный отзыв (у некоторых это не получается). Спасибо, Halstein.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 07:17
Спасибо 8:-0 Я, конечно, не могу быть полностью беспристрастным — все-таки первые две части мне сильно понравились, но с другой стороны проходить мимо недостатков тоже не дело, даже если они ощущаются где-то на уровне подсознания. Надо было все как следует проанализировать, чтобы потом на те же грабли не наступить :-)))


Ссылка на сообщение24 ноября 2009 г. 18:32
Я бы оценил всё это на 7.5 баллов, но заочно. До сих пор пока так и не взялся — жду патча
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 07:21
Ну если быть совсем точным, то моя оценка где-то 8.5. Но по моим ощущениям к «девятке» все-таки ближе, чем к «восьмерке». Патч, кстати, даже и не знаю, где может понадобиться. По крайней мере ошибок, которым срочно нужно было бы исправление я не заметил.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 21:43

цитата Cardinal_St

До сих пор пока так и не взялся — жду патча

узнаю старика Кардинала и его основательный подход ;-)


Ссылка на сообщение24 ноября 2009 г. 20:05

цитата

После того ужаса вместо боевки, что поджидал на с третьей части Готики, за эту часть игры я очень беспокоился и как оказалось зря. На сегодняшний день в «Ризен», пожалуй, самая интересная система схваток во всей «готической» серии, да и вообще в той части ролевых игр, где персонаж не наносит ударов «самостоятельно».

Это если бы она была сбалансирована. А то до 7 пункта на мечах сложно, после — однообразно.

еще мне не понравилось, что разница между типами оружия в бою невелика.

цитата

Здесь же финальный пафосный монолог диктора в стиле спилберговской «Войны миров» меня несколько покоробил, и трудно сказать, какая часть вины лежит на наших переводчиках.

В английской версии все тоже пафосно.

Еще на мой взгляд модно было бы больше хорора выжать. А то как то не чувствуется что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

конец света даже не приближается, а идет вовсю
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 07:29

цитата Hermit

Это если бы она была сбалансирована. А то до 7 пункта на мечах сложно, после — однообразно.

Ну не знаю, как там у вас в Лондоне на мечах, а я дрался посохом :-))) И если бы не Фредди, то частенько бы огребал от тех же элитных ящеров 8:-0

цитата Hermit

еще мне не понравилось, что разница между типами оружия в бою невелика.

На самом деле заметна разница, когда есть щит и когда его нет. Ах да, не порадовало еще малое количество посохов: мечей и топоров вокруг завались, а посохов для себя любимого я насчитал всего 7 видов, включая «ветку» и «двухлезвийный посох плохого джедая», что был у Инквизитора.

цитата Hermit

Еще на мой взгляд модно было бы больше хорора выжать. А то как то не чувствуется что

Согласен. Правда как раз на острове-то он и не шел, но все равно хватало неприятных моментов: тех же ящеров взять. Можно было бы развить получше.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 14:28

цитата Halstein

Ну не знаю, как там у вас в Лондоне на мечах, а я дрался посохом И если бы не Фредди, то частенько бы огребал от тех же элитных ящеров

Я тоже с посохами проходил. просто не помню, когда там сильный удар дается. После этого появляется супер крутая комбинация «блок, отскок назад, сильный удар». Ею на ура убивается все, что ходит на дух ногах.

цитата Halstein

На самом деле заметна разница, когда есть щит и когда его нет. Ах да, не порадовало еще малое количество посохов: мечей и топоров вокруг завались, а посохов для себя любимого я насчитал всего 7 видов, включая «ветку» и «двухлезвийный посох плохого джедая», что был у Инквизитора.

К стати, да. Отсутствие щитов и медлительность топоров — единственные заметные отличия.
Хотя я быстро научился хорошо уворачиваться от тех, чьи удар без щита заблокировать вообще нельзя. А топорами можно всех успешно кромсать вообще не развив навык владения ими.
И да, прям какое-то издевательство. Мечей в игре звались, а интересных посохов вообще почти нет. Как в первой главе у кузнеца в подвале украл посох, так и всю игру с ним бегал, до четвертой главы.%-\
Хотя может можно выкрасть у Инквизитора «из кармана»...
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2009 г. 14:37

цитата Hermit

Хотя может можно выкрасть у Инквизитора «из кармана»...

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И тогда в предфинальной схватке он будет драться веткой :-)))


⇑ Наверх