Крейг Кэйбелл Терри


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Крейг Кэйбелл - Терри Пратчетт. Дух фэнтези
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Крейг Кэйбелл — Терри Пратчетт. Дух фэнтези

Статья написана 8 января 11:52
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке Aleks_MacLeod

В конце прошлого года в издательстве Fanzon вышла книга Крейга Кэйбелла "Терри Пратчетт. Дух фэнтези". Издательская аннотация обещала нам историю экстраординарной жизни одного из самых любимых писателей в мире, снабжённую обширными приложениями... и всё это всего на 250 страницах. Давайте же узнаем, что мы получили на самом деле.

Строго говоря, перед нами вообще не биография. Во введении Кэйбелл честно признаётся, что «Дух фэнтези» — это скорее посвящение создателю Плоского мира, в котором автор говорит о самых важных по его мнению книгах Пратчетта и показывает важные моменты, ситуации и героев Плоского мира на фоне жизни, философии и карьеры его демиурга. Кэйбелл мало что говорит об истории создании книг, но рассуждает об их содержимом, цитирует, проводит параллели не только с другими книгами Пратчетта, но и с произведениями Геймана, Дугласа Адамса, Роальда Даля и даже Чарльза Диккенса.

Но даже в таком случае 250 страниц, из которых порядка пятидесяти посвящены введению и приложениям, это преступно мало для разговора о столь значимом и плодотворном авторе как Терри Пратчетт. Кэйбелл пропускает книги, игнорирует столь важных для автора персонажей как Сэм Ваймс и патриций Витинари, и даже когда уделяет внимание какой-то книге, слишком мало говорит по существу, пускаясь в пространные, полные воды рассуждения и обильно цитируя других авторов. Зачем в биографии Пратчетта страничные цитаты из Даля, Дугласа Адамса и Чарльза Диккенса?

Кэйбелл очень много внимания уделяет молодым годам Пратчетта, а вот последние тридцать лет жизни поданы крайне схематично и обрывочно. И даже когда автор старается как-то раскрыть характер своего героя, многие жизненно важные в жизни Пратчетта события описаны одной строкой. В книге почти нет никакой информации о семейной жизни писателя, а уход Пратчетта из журналистики в пресс-атташе в Центральный совет по выработке электроэнергии вообще никак не объяснён. А ведь перед этим Кейбл открытым текстом пишет, что в семидесятые годы Пратчетт называл себя «прирождённым журналистом» и считал написание книг лишь хобби, которым он занимался долгими зимними вечерами в отсутствие других занятий.

Так что же побудило «прирождённого журналиста» Терри Пратчетта бросить журналистику и уйти в пресс-атташе атомных электростанций? Что побудило Терри принять решение, которое стало одним из самых важных в его жизни? Ведь несколькими страницами ранее Кейбелл пишет, что Пратчетт мало занимался книгами в семидесятые, потому что слишком много писал по своей основной работе. А парой абзацев ниже Кейбелл говорит, что как только Терри бросил журналистику, как тут же всерьёз занялся книгами и уже через несколько лет смог зарабатывать на жизнь исключительно писательством. Мне, как я уверен, любому читателю «Духа фэнтези» и вообще любому поклоннику Плоского мира было бы интересно узнать причины такого поступка Терри Пратчетта. Кому угодно было бы интересно, но только не Крейгу Кэйбеллу.

И всё же «Дух фэнтези» обязательно стоит прочесть хотя бы по трём причинам. Во-первых, это по-прежнему единственная биография сэра Терри, и какой бы поверхностной она ни была, другой попросту ещё нет. Во-вторых, в ней всё-таки содержатся любопытные и малоизвестные факты о Пратчетте, особенно о том периоде его жизни, когда Терри работал журналистом. Ну и в-третьих, книжка прочитывается на одном дыхании.

А теперь небольшая подборка фактов, которые можно почерпнуть из «Духа фэнтези»:

1. Писать Пратчетт начал очень рано. В пять лет он уже сочинял детские рассказы для газеты, в пятнадцать лет получил свой первый гонорар в 14 фунтов (на который он, кстати, купил печатную машинку), а в 23 уже опубликовал свой дебютный роман «Люди ковра».

2. В 1965 году Пратчетт узнал, что в местной газете «Бакс Фри Пресс» открылась вакансия журналиста и после разговора с родителями бросил школу и устроился на работу. Однако оказавшись в газете, он быстро понял, что его образование далеко не идеально и взял двухлетний курс журналистики от Национального совета по образованию журналистов, который он закончил с лучшими результатами во всей стране.

3. Хотя Пратчетт пришёл в «Бакс фри пресс» как журналист, очень скоро ему доверили вести собственную колонку в детском разделе, которую он озаглавил «Сказки дядюшки Джима». На протяжении пяти лет, с 1965 по 1970 Пратчетт писал рассказы с продолжением и в общей сложности написал 67 рассказов в двухстах сорока семи эпизодах, все в жанре фэнтези. Большую часть этих произведений можно найти на сайте terrypratchett.weebly.com. По правде говоря, сегодня утром мне не удалось открыть ни этот сайт, ни сайт "Бакс фри пресс", хотя судя по гуглу, как минимум сайт газеты ещё работает. Если вам удалось открыть один из этих сайтов, напишите мне об этом в комментариях, пожалуйста.

4. Пратчетт считает, что именно работа журналистом помогла ему стать писателем, особенно пригодился опыт написания «Сказок дядюшки Джима».

5. В семидесятые годы написание книг было для Терри одним из хобби. Он все свои усилия посещал журналистике, а свободное время проводил с семьей или возился в саду, а первые книги, по его собственным словам, начал писать «долгими зимними вечерами», когда попросту не нашёл для себя других занятий.

6. В молодости Пратчетт много рисовал. Он создал порядка тридцати иллюстраций для своего дебютного романа «Люди ковра», а первую половину семидесятых рисовал ежемесячные комиксы для журнала «Паранормальные исследования». Всего Пратчетт проиллюстрировал 17 выпусков журнала, все его истории объединялись в один цикл, посвящённый работе вымышленного правительственного органа под названием Уорлок-Холл, занимавшегося исследованием паранормальных явлений.

7. Третий роман Пратчетта, «Страта», вышел в Великобритании тиражом всего в 1001 экземпляр, причем львиная доля этого тиража, 850 штук, была реализована среди членов Союза читателей. В общем, ожидания от этой книги были весьма низкими.

8. Первый тираж «Цвета волшебства» составил всего 4000 экземпляров, причем выход книги не привлёк большого внимания. Затем издательство Corgi переиздало книгу в мягкой обложке, но по-настоящему спрос на роман вырос только после того, как книга была сериализирована и прочитана на радиостанции BBC Radio 4 в рамках программы «Женский час». Три года спустя такой же адаптации были удостоены «Творцы заклинаний».

9. Зарабатывать серьёзные деньги написанием книг Терри стал только после выхода романа «Мор, ученик Смерти».

10. В 1995 году Пратчетт снял документальный фильм «Терри Пратчетт в джунглях», где рассказал о своей любви к орангутанам и показал глубокое знакомство с жизнью «лесных людей» («оранг» в переводе с малайского означает «человека», а «утан» — «лес»).

В книге об этом не говорится, но в 2013 году Терри вернулся на Борнео, чтобы выяснить, что произошло с его любимыми орангутангами за прошедшие 18 лет. Результатом этого путешествия стал документальный фильм Terry Pratchett — Facing Extinction.

11. Между 2008 и 2010 годами Пратчетт почти утратил способность говорить на публике, а во время работы над «Незримыми академиками» Терри потерял способность самостоятельно печатать и был вынужден надиктовывать свои книги специальной программе.

12. В 2010 году Пратчетт, Филип Пуллман, Стивен Фрай и Ричард Докинз среди прочих подписали открытое письмо против визита папы Бенедикта XVI в Великобританию. Среди основных причин подобных возражений цитировались отношение католической церкви к презервативам, попытки настаивать на раздельном обучении и отказ признавать равные права за гомо-, бисексуальными и трансгендерными людьми.





1764
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 января 13:13 цитировать

цитата

жена Терри Линн указана соавтором большинства его произведений

Не так: у большинства книг Пратчетта копирайт на Терри и Лин, но соавтором она никогда не была и не указывалась.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 13:20 цитировать
Пардон, поправил, спасибо за поправку:beer:
 


Ссылка на сообщение8 января 16:28 цитировать

цитата Petro Gulak

Не так: у большинства книг Пратчетта копирайт на Терри и Лин, но соавтором она никогда не была и не указывалась.

Поясните, пожалуйста, смысл этого высказывания я не понимаю.
 


Ссылка на сообщение8 января 17:50 цитировать
В строке копирайта всегда стояли Терри и Линн Пратчетт, но на обложке книг всегда было имя одного Терри, и писать книги Линн ему не помогала.
 


Ссылка на сообщение8 января 18:38 цитировать
Aleks_MacLeod
Э-э-э, понимать как «в значке авторского права указаны обе фамилии, но это всего лишь лейбл, который ставят на все книги Терри Пратчетта, не заморачиваясь об авторстве каждой конкретной книги»?
 


Ссылка на сообщение8 января 19:01 цитировать
«Знак охраны авторского права не создаёт дополнительных прав. Он только уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу». Не указывает, кто автор, а маркирует тех, кому принадлежат права: это могут быть наследники, права могут быть в свободном доступе и так далее.
 


Ссылка на сообщение9 января 15:16 цитировать
Vladimir Puziy и Aleks_MacLeod
Спасибо!


Ссылка на сообщение8 января 15:17 цитировать
Спасибо! Ждем следующих книг в этой серии. :cool!:


Ссылка на сообщение8 января 18:31 цитировать
Маленькая поправка: «ОрангутанГ» — «человек-должник», «орангутан» — «лесной человек». ;)


Ссылка на сообщение8 января 21:41 цитировать

цитата

12. В 2010 году Пратчетт, Филип Пуллман, Стивен Фрай и Ричард Докинз среди прочих подписали открытое письмо против визита папы Бенедикта XVI в Великобританию. Среди основных причин подобных возражений цитировались отношение католической церкви к презервативам, попытки настаивать на раздельном обучении и отказ признавать равные права за гомо-, бисексуальными и трансгендерными людьми.

Какие молодцы! А главное — как неожиданно! :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 00:00 цитировать
А Пратчетт тоже их этих? ???
 


Ссылка на сообщение9 января 00:05 цитировать
Да нет, нормальный мужик вроде.
Просто вся эта толерантная фантасмагория на Западе в моде уже пару десятилетий, поэтому и написал: «как неожиданно!» ;-)
 


Ссылка на сообщение9 января 00:22 цитировать
Может немножко не в тему, но только что увидел: есть игрушка «Чучел» (в главной роли темный комочек пыли) от авторов Машинариума. В конце декабря вышла новость:
Получив ряд запросов от игроков в течение минувшего года, мы решили сменить цвета Чучел, сделав его оранжевым вместо черного. Мы признаем, что вследствие различий культурного кода и особенностей истории центральной Европы и прочих регионов, мы не приняли во внимание, что Чучел, оживший комочек пыли, может вызвать ассоциации с блэкфейсом, театральным гримом с расистским уклоном, популярным в Соединенных Штатах в XIX веке.

Теперь я знаю, что такое безумие. :-(
 


Ссылка на сообщение9 января 00:23 цитировать
:-))) :-))) :-)))
Надо срочно сценаристам и режиссёрам идейку подкинуть — приглашать на роль белых героев не негров, а просто красить актёров в оранжевый (ну, или розовый, или зелёный) цвет!
 


Ссылка на сообщение9 января 00:27 цитировать
Причём тут толерантность, если причина в атеизме?
 


Ссылка на сообщение9 января 00:33 цитировать
Причем тут атеизм? :-)
 


Ссылка на сообщение9 января 00:37 цитировать
Странный вопрос. Терри Пратчетт, Филип Пуллман, Стивен Фрай и Ричард Докинз широко известны как атеисты.
 


Ссылка на сообщение9 января 00:39 цитировать
Атеисты все поголовно за права геев?
 


Ссылка на сообщение9 января 00:47 цитировать
Нет, но против визита папы римского вышеупомянутые писатели выступали именно как атеисты. Как на приёме у психолога: «Скажите, по какому признаку объединены эти имена?».:-)
Право слово, лучше в комментариях обсуждать книгу и творчество писателя, а то, кто и как относится к «толерантному Западу».
 


Ссылка на сообщение9 января 12:58 цитировать
А вы в причинах появления письма только про геев прочитали? Отношение католической церкви к контрацепции, абортам и раздельному обучению мужчин и женщин это фигня? Ну и как бы атеисты против визита папы Римского — нафиг он им не нужен вместе с церковью, что в этом странного?
 


Ссылка на сообщение9 января 12:57 цитировать
То есть попытки католической церкви запретить контрацепцию, аборты и ввести раздельное воспитание мужчин и женщин — это нормально? Чего все к геям прицепились?
 


Ссылка на сообщение9 января 13:02 цитировать
Скажем так: против всего Вами перечисленного протестуют уже давно, а вот про геев и трансгендеров — это уже мода последних пары десятилетий.
 


Ссылка на сообщение9 января 13:15 цитировать
Ну так и папа Римский в Англию не каждый год ездит)
 


Ссылка на сообщение9 января 13:30 цитировать
Тоже факт! :beer:
 


Ссылка на сообщение9 января 12:56 цитировать
Вас удивляет что одни из самых ярых атеистов в мире возражали против визита папы римского в Британию?)

И что автор, в поздних книгах которого регулярно поднимается тема равноправия гоблинов, троллей и вампиров, выступает за равные права для всех людей?


Ссылка на сообщение9 января 16:24 цитировать

цитата

Ну и в-третьих, книжка прочитывается на одном дыхании.

Да ладно) Это была наверное самая скучная книга, прочитанная мною в 2018 году, и это при том факте, что в ней 200 страниц. Совершенно бездарная биография, в которой хороша только обложка=)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх