Русская кукла


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Русская кукла"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Русская кукла»

Статья написана 10 февраля 2019 г. 19:01

Онтологическая недостаточность

Успех "Дня сурка" постоянно ходит между сценаристами и продюсерами как призрак с пудовой кувалдой. Раз — и по голове! Снимай!!!

Попробовали.

Основная проблема мини-сериала — восемь "эпизодов" — некоторая затянутость. Откуда взялась?

Тут нужны спойлеры.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Фон.

Авторы ухватились за современный американский мегаполис, и решили дать образ Вавилона. Политкорректности столько, что всё это явная насмешка над политкорретностью, но при том строго в её же рамках — просто взят перебор. Получается гомеопатическая доза гречки в бочке масла. Все меньшинства, который только можно было собрать — они тут. Куча стереотипов — опять-таки поблизости.

Героиня — русская, предки которой пережили холокост, с матрешкой, умершей сумасшедшей матерью и золотым южноафриканским крюгеррэндом в качестве кулона, причем программистка, похожая на А. Пугачёву, а еще дымит как паровоз и дружит с наркотиками.

Раз — смерть, воскрешение.

Два — смерть, воскрешение.

Три — она начинает догадываться, что есть проблемы...

Авторы достаточно назойливо показывают, что персонажи тонут в суете. Вообще все. Куча каких-то дел, десятки необязательных, да и никому не нужных, встреч, разговоров, поступков, одолжений.

Когда героиня понимает, что свою жизнь надо как-то поменять — ей намекают свыше — она просто не знает, за что взяться.

Церковь (хотя в здании — еврейская религиозная школа), бабушка, обещанный разговор с дочкой любовника, сбежавший кот?

Куды бечь? Даже по лестнице не получается спуститься без перелома шеи...

Причем у героини пуленепробиваемая наглость, плюс прокачанная самоуверенность 80-го уровня, плюс куча претензий на то, что она лучше других понимает жизнь, плюс характернейшая манера общения, которая временами мало отличается от потока оскорблений.

Действуя методом научного тыка, она вырабатывает усредненную линию поведения, которая позволяет как-то протянуть сутки, потом обязательно будет смерть.

И тут авторы показывают второго человека, который сидит в том же дне сурка.

- Ты чего не орёшь, сейчас лифт разобьется и мы умрем?

- Я постоянно умираю.

Парень — фанат ЗОЖ, квартира которого взята из ближайшей "Икеи" — испытывает проблемы. Девушка, с которой он встречался девять лет, бросает его. Как раз в тот день.

Дальше начинается длительный перебор вариантов.

- девушка изменяла? Вроде есть кандидат. Но нет, это просто психоаналитик с которым девушка хотела посоветоваться перед разрывом.

- там проблемы со стороны парня? Тоже нет.

- может программистка и парень должны быть вместе? Вроде каждый раз умирают одновременно? Но интим не помогает. И даже больше — вокруг начинают исчезать вещи и люди. Героиня воскресает на привычной вечеринке, а она почти что одна в квартире.

- может...

В итоге: парень приходит к девушке на несколько часов раньше, делает предложение, все норм. Программистка преодолевает свой собственный кризис — все норм. Можно идти танцевать с актерами из индийских фильмов.

И?

В "Дне сурка" было единство личностной задачи для персонажа и онтологической задачи для зрителя.

Да, это петля — говорили зрителю. А потом персонаж пытался из неё выбраться, и все у него было почти в первый раз. При том, что десятки его дней никак не показывают — а лишь намекают на них — герой изменяется и приобретает всё новые умения. Показывают кризисные точки его трансформации и важные для устройства петли моменты — причем они совпадают.

Но тут мегаполис — нет времени! Даже на самосовершенствование. Персонажи мечутся как крысы в лабиринте — решить задачу по выходу. /локации там очень подходящие — комнаты, коридоры, подвалы, несколько улиц/ И все. Вопрос "почему" — не ставится. Надо просто выучить урок — и побежать на следующий.

Чтобы растянуть сюжет, приходиться увеличивать разнообразие чудес — доходя до натурального ужастика — но причины для такого вмешательства чисто конъюнктурные.

Это слишком напоминает средневековые рассуждения о каждодневном вмешательстве бога — на фоне более поздних рассуждений, что бог создал мир один раз так хорошо, что больше вмешательств не требуется.

В "Дне сурка" — одно чудо, и его хватает на всю драму, а тут несколько разных чудес — и все равно раскаяние героев фальшиво. Они изменились ровно настолько, чтобы дотянуть до следующего дня. А завтра все снова... Суета не преодолена.

Вместо того, чтобы выстраивать сложную онтологическую конструкцию, некий сложный мир — тут мельчат с полудетективными интригами и самой плоской моралью.

Нет и какого-то другого пласта — вроде сравнения времен в "Зеркале для героя".

При не самом дурном актерском составе — и очень достойной первой роли — можно только взгрустнуть. Фальшак.

Хотя иногда выручает юмор.

Смотреть рекомендую лишь в случае свободного времени.





1087
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 февраля 2019 г. 07:52
Спасибо за предупреждение!
А то боялся — руки не дойдут:-)))


⇑ Наверх