Восстание Зелёных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Восстание Зелёных анархистов.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Восстание Зелёных анархистов.

Статья написана 10 марта 2019 г. 16:06

28 дней спустя (28 Days Later), Великобритания, 2002.

28 недель спустя (28 Weeks Later), Великобритания, Испания, 2007.

28 дней спустя.

*

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман…»

И было всё хорошо в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Как и прежде, спокойно почивал на лаврах монарх, неколебимо правил Парламент, недвижно стояли гвардейцы, степенно торговали торговцы, размеренно плавали туда-сюда корабли и летали самолёты, и величаво развевались на благовоспитанном ветру государственные флаги. Лишь Кембриджский университет, этот неугомонный и порочный отпрыск чинного Оксфорда, отделившийся от него из-за убийства невинной женщины, всё пытался превзойти и унизить своего почтенного прародителя. Увы, не заметил Кембридж в своей упорной борьбе и долгом соперничестве того, что и сам уже давно поседел, обрюзг и расслабился по-стариковски – нашлись и на его некогда буйную голову молодые охальники. Выпустили озорники тварей бессловесных из узилищ лабораторных из жалости и шалости детской, да сами и пожалели стократ…

*

«Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…»

Сладкий самодовольный сон почти сказочного условного королевства в результате банальной халатности небольшой группы витающих в облаках людей очень быстро, крайне жестоко и непоправимо перешёл в смерть. Учёные умы искали науки ради и пользы для, «зелёные» интеллигенты бунтовали против бесчеловечных опытов над животными, а дармоедов-стражников «оптимизировали» и сократили как пережиток прошлого, почти полностью заменив камерами слежения, сигнализацией и электронными замками. Задумайтесь: даже десяток пусть дураков и дуболомов, но живых охранников, поставленных по двое у каждой двери, сработал бы эффективнее всей умной машинерии, но у кого-то из руководства сей великомудрой «кузницы» не хватило приземлённости для осознания важности и необходимости наличия этого элементарного «гвоздя». Ну что ж, не они первые, не они последние в этом списке.

*

«Но в нас горит ещё желанье,

Под гнётом власти роковой…»

Даже в условиях полного социального коллапса каждому отдельному человеку всё также и не переставая будет хотеться жить: есть, пить, спать, добиваться безопасности и секса. Разница будет наблюдаться лишь в цветистости оправданий своих поступков, векторе управления и степени самоограничения, налагаемого на «внутреннее животное». В фильме «28 дней спустя» достаточно реалистично показана стойкость и жизнеспособность автономной психики, оперирующей такими инстинктивными и конкретными задачами, как самозащита и защита самки и/или потомства, и, напротив, полный разброд излишне социальных единиц, превратившихся без обеспечения, контроля и управления извне в буйную дезориентированную сволочь. К сожалению, о необоримости превосходящего количества, массы и профессиональной выучки при прямом столкновении с ними здесь благополучно позабыли, как и о многих других правдоподобных вещах, учтённых, к примеру, в «Дороге» Джона Хиллкоута.

*

«Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье…»

Официальная концовка фильма «28 дней спустя» оптимистична и радужна, как мыльный пузырь. Суровая атмосфера «заброшенности» Хайдеггера – неизбежного возлагания ответственности за собственное существование в мире на себя самого – в которую через непонимание, боль и разочарование постепенно вживляли героев и зрителя, единомоментно оказалась разрушена посланием из простыней. Весь первобытный самоубийственный героизм самца и самки, бросающихся на гораздо более крупное животное в попытке спасти детёныша, обесценивается явлением «голубого вертолёта». В моём случае катарсис от веры в чудо почему-то не сработал. Знать бы, как оно повернёт, выключил бы сразу после неожиданного выстрела майора.

***

28 недель спустя.

«28 недель спустя» предлагаю рассмотреть не только как коммерческий сиквел, которым он несомненно является, но и в качестве прямого продолжения «28 дней спустя», достаточно закономерно развивающего и дополняющего картину созданного Алексом Гарлендом и Дэнни Бойлом мира. К моему вящему неудовольствию, два момента несколько портят возможность этого слитного восприятия: не к месту задорная музыка Джона Мёрфи и откровенно комический цинизм некоторых сцен именно второго фильма. Увы, единство стиля сборной команде сценаристов выдержать не удалось даже в своей отдельно взятой ленте.

*

«Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья…»

«Волшебник» всё-таки прилетел в своём «голубом вертолёте», и подобие государственности на руинах королевства было счастливо восстановлено. Это ничего, что немногим выжившим на местности теперь приходится давить на жалость и врать в глаза собственным вернувшимся из-за океана родственникам – любовь всё стерпит, всё простит, а обещание грядущих вольностей и свобод с лихвой компенсирует все потери. Иноземные военные в полном комплекте боевой экипировки стоят у каждого столба? Так это для нашего с вами блага, трагедия-то потому и случилась, что в Кембридже этих бравых ребят не было.

*

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

Излишне вольная трактовка понятия «свобода» уже сгубила на корню не одно благое начинание и всегда готова предложить себя очередному поколению вольнодумцев. Так вышло и в этой истории. Давайте просто назовём всё произошедшее здесь истинными именами. Если несовершеннолетние и малолетки безнаказанно творят всё, что им вздумается «в благодарность» за отсутствие «короткого поводка», а техники и уборщики служебных помещений получают в постоянное пользование универсальный ключ, то это не вседозволенность даже, а непростительная халатность руководства. Если специально назначенный биолог-консультант не в состоянии объяснить генералу не предусмотренную инструкцией ситуацию по своему профилю, то это непрофессионализм и служебное несоответствие. Когда солдат или учёный, не видя всей картины и не понимая масштаб возможных последствий своих поступков, позволяет себе проявлять личную инициативу под влиянием отвлечённых понятий чести, дружбы или научного интереса и начинает свято отстаивать свою точку зрения с оружием в руках, он совершает преступление и становится предателем, а не героем. Чувствуете разницу с «Аватаром» Джеймса Кэмерона и «Солдатом» Пола Уильяма Скотта Андерсона? На’ви Пандоры и вынужденные поселенцы Аркадии всё-таки сильно отличаются от носителей «вируса ярости», не находите? Мне вот, смотря «28 недель спустя», всё время хотелось кричать раз за разом вороном Э. А. По: «Души, души прекрасные порывы!», поменяв существительное на глагольный императив.

*

«Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

(…)

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Финал фильма и всей «дилогии» – апофеоз своеволия и апогей доведённой до абсурда личной свободы. Всё то лучшее, что только ни есть в человеке, здесь оказалось предательским и убийственным по отношению к человечеству в целом. Халатность руководства, непрофессионализм ответственных исполнителей, оторванный от действительности идеализм и бунтарство отдельных ярких, но недалёких личностей – вот связка, способная уничтожить не только отдельное государство, но и саму цивилизацию. Истинная Свобода Гражданина не в отказе от всяческих ограничений, а в добровольно принятых и честно исполняемых обязательствах по самоограничению в некоторых аспектах пересечения личной и общественной жизни.

P. S.

«Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»

P. P. S.

*В статье использованы стихотворение А. С. Пушкина "К Чаадаеву" и фрагмент его письма к Петру Вяземскому (около 7 ноября 1825 г.).





1162
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 марта 2019 г. 18:47
Испугали меня заглавием статьи :-))) Я гадал-гадал, что же в статье — подумал даже, сериал про Махно, но нет :-))) А использование Пушкина — отдельный респект. Сам не так давно в отзыве к Герцену упоминал.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2019 г. 05:35
osipdark
«О, бедный Пушкин!» — так говаривала мой преподаватель русского языка и литературы ещё в школе. :-)))


Ссылка на сообщение12 марта 2019 г. 09:56
И Вы еще спрашиваете что это за тренд такой?:-D Его так много, что он наверное стал незаметным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2019 г. 08:29
rim_x
Поздравляю! Вы стали папой (этой статьи)!
Спасибо за комментарий к «Блокбастеру глазами книжника», выполнивший роль сперматозоида в моей голове:

цитата

Это кино хорошо сделано для блокбастера. Он добрый с хорошим финалом, в события можно поверить.

Однако, я совсем не соглашусь что это жизнеутверждающе. В основе все то же упадническое мировоззрение, что и в общем тренде захватившем жанр. По мне так это тот же мировоззренческий шаблон, что и в постап, антиутопии и фэнтези, войны в космосе сюда же. Разве в постапе есть что-то жизнеутверждающее? Все перечисленное — это бегство жанра от будущего. Даже не скажу, что это связано с реальностью, просто жанр захвачен этим декадансом, в нем почти не осталось чего-то еще, это упадочничество все выжгло и ушло в детализацию, где во внутренних анклавах может быть какое-то замкнутое подобие чего-то жизнеутверждающего, но это имитация, по-моему. Внутри всегда одно и то же — презрение к цивилизации, к увеличению структурной сложности.   И это плоское мировоззрение, воспевающее архаику и единение с природой. Хиппи хороши не сами по себе, а в соседстве с цивилизацией. Сами по себе племена Амазонки это грустное зрелище. Автор Аватара отказывает в смысле цивилизации, извращает его нарочно принижая, делая ничтожным. И приукрашивает архаику, наделяя ее сложностью, которой не может быть. Хотя сама эта работа технологична и умиление перед архаикой и рефлексия не из мира архаики. Чтоб так осуждать военных, что похвально, надо далеко уйти от архаики. То есть тут внутреннее противоречие. Поэтому я вижу в этом мировоззрении обывательскую фронду.


:beer:


⇑ Наверх