Сытно жирно и много но


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Сытно, жирно и много, но почему-то с души воротит
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сытно, жирно и много, но почему-то с души воротит

Статья написана 2 апреля 2019 г. 17:26

Рим (Rome), сериал, два сезона, Великобритания, США, 2005 — 2007

***

Действие сериала начинается в 52 году до н. э., когда Гай Юлий Цезарь завоевал Галлию после восьмилетней войны и готовился возвращаться в Рим. Племянница Цезаря Атия с тревогой ждёт его возвращения, а патриции в отчаянии — они боятся, что вернувшийся Цезарь нарушит сложившийся статус-кво, что их личное благополучие, которое они долго и кропотливо выстраивали в его отсутствие за счёт плебса, будет разрушено славой триумфатора. В Сенате лидеры партии патрициев убеждают старого друга Цезаря, Помпея Великого, что Цезарь стал угрозой для процветания Рима. В это время два незадачливых легионера, Луций Ворен и Тит Пулло, затевают авантюру, которая, в случае успеха, значительно повысит их благосостояние. Чем ближе легионы Цезаря продвигаются к Риму, тем больше растёт напряжение между солдатами и мирными жителями, тем ближе к развязке конфликт, который навсегда изменит историю…

***

Ну не пошёл у меня этот сериал. Нет в нём чего-то важного. Души, наверное. Воспринимается, как вчерашнее варёное сало без хлеба, лука, чеснока, перца и соли: вроде бы и сытно, и жирно, и много, но в горло почему-то не лезет. Впиваешься в шмат зубами, махом проскальзываешь сквозь жирок и вязнешь у шкурки. Помогаешь рукой оторвать кусок, жуёшь, потирая хрустнувшую шею. Жуёшь и жуёшь снова, пытаешься умять эту слизистую безвкусную массу в комок, чтобы проглотить или уже выплюнуть поаккуратнее, а не младенчески себе на грудь выцедить. Наконец, совершаешь над собой насилие и глотаешь по-лягушачьи, помогая глазами и пальцами, и задыхаешься, и пытаешься сдержать рвотные позывы – зацепилось что-то между зубов, тянется вниз по пищеводу, никак не отцепится… Оборвалось, упало! Первый кус проглочен, сидишь в холодном поту сгорбившись, пытаясь отдышаться, и гадаешь, к добру ли он был проглочен. Нутро уже сейчас крутит, и что-то явно пошло не так...

Не спорю, изначально задумка была очень привлекательной: ввести в известные исторические события полностью вымышленных игровых персонажей и сделать из них ту соломинку, что ломает спину верблюда. Вроде бы прямо они ни на что не влияют, никто и звать никак, но, по «чистой случайности» оказываясь в узловых точках происходящего, своими мелочными поступками из абсолютно шкурных побуждений именно они становятся катализаторами событий большой истории. «Эффект бабочки» в лицах, не раскручивающийся и нарастающий с течением времени, подобно лавине, а срабатывающий сразу, здесь и сейчас, как химическая реакция в колбе.

С героями на первый взгляд всё в порядке: один здоровенный эмоциональный "варвар" и плут, другой — меднолобый "паладин" и морально устойчивый носитель идеалов Рима времён Республики. Чем не вечный двигатель сюжета и бездонный кладезь возможностей? Ан нет, сам союз их здесь получился настолько искусственным, что зияет бессильным молчанием и кривыми заплатами над свистящими дырами в фюзеляже там, где произошло бы прямое столкновение, конфликт и аннигиляция. Один пошёл бы на принцип и покарал в поединке по законам военного времени, другой вообще смог бы сделать всё что угодно, от подставить дурака до зарезать по-тихому. Ну не нужны они друг другу, никак не дополняют один другого, мешают даже – а в стране-то анархия. Друзья не разлей вода? Ну-ну. Третий общий друг этой паре точно не стал бы лишним.

Остальные действующие лица получились ещё хуже. Чем дальше от Ворена и Пуллона, тем меньше в них света и жизни. Юлий Цезарь, Помпей и другие реально существовавшие персоны первой величины присутствуют чисто номинально, их показывают, тратят на них немалый хронометраж – но зачем? Показать парк раскрашенных мраморных бюстов античных политиков и полководцев, чтобы добавить сериалу «достоверности» под эгидой BBC? Или это историческая справка для тех, кто уже совсем не в курсе происходящего? Так не верю я, совсем не историк, что Атия, Октавия и Клеопатра были тем, чем их изобразили в сериале. Остальные фигуры исторических шахмат тоже выглядят и ходят, как на приёме у Королевы Льюиса Кэррола, только фламинго и ёжиков под ногами не хватает. Чинные статуи в парке вдруг оказываются мимами в осыпающейся извёстке и начинают буффонаду.

Действо кипит, бурлит и поднимается шапкой серой дурнопахнущей пены с как живыми лаврушками, сплывает на плиту, воняет – но в чём смысл всего этого? Цель этой массовки – убийц, проституток и надутых клоунов, появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда, как кролик в шляпе фокусника – в чём? В очередной раз показать, что Рим — насквозь разврат и декаданс? Так не попутали ли тут позднюю Римскую империю с Римской же республикой? Или империя римлян по версии создателей сериала такова со времён конфетно-букетного периода её родителей? Так в чём же смысл? Дайте хоть что-нибудь! Не хлеба, так зрелищ дайте! «Спартак: Кровь и песок» хотя бы «рестлинг» показывал и порнографию, интриги имитировал и чувства. А здесь что? Ну изменила жена мужу, ну убила тёща зятя руками любовника, ну плебс ночь кряду долбил бревном ворота домуса, ну подрались сенаторы – и что? Время идёт, время тратится, серии вроде как сменяются, цветные картинки мелькают, прыгают вверх-вниз чьи-то полные груди – а что дальше? Что ещё вы можете нам показать, футбольная команда сценаристов, чего сказать-то этим хотите? Мокро шлёпаются друг на друга несвязные сцены, общая нить повествования то вьётся петлями, то путается, а то и вовсе рвётся – да и есть ли она вообще? Смотрите на грудь, смотрите и не думайте. Завораживающее зрелище, конечно, но что-то в нём явно пошло не так…






1513
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 апреля 2019 г. 11:13 цитировать
«Рим» — один из лучших сериалов. Собственно он опередил своё время лет на пять — десять, что в итоге и заставило HBO закрыть его раньше прежнего. Отличная история становления Октавиана Августа (для меня именно он главный персонаж сериала), отличные герои. Довольно бережное отношение к самой истории (понятное дело, отсебятины хватает более чем, однако это связано не столько с идеологическими тараканами создателей, сколько с необходимостью вместить уйму событий и участвующих лиц в формат развлекательного зрелища).

То что вам не понравился сериал — ничего страшного, это просто «не ваша» вещь. Однако сам по себе «Рим» крут необычайно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2019 г. 17:37 цитировать
:beer:


Ссылка на сообщение5 апреля 2019 г. 12:42 цитировать
Один из любимейших сериалов. На мой взгляд в нем создателям максимально удачно получилось сплести воедино выдумку и реальные события, совместив сюжетные линии реальных политиков и выдуманных «ребят из народа». Да что-то присочинили, что-то исказили, но для развлекательного чисто продукта достоверность чуть ли ни максимальная. Я когда второй раз смотрел, читал якобы научный труд о легионах Рима, так там больше ошибок поди было (например перепутаны сроки правления некоторых товарищей). Да и не взирая на закрытия есть вполне осмысленный и однозначный финал. Да и типажи яркие, мне один только мужичок, что новости на площади читал новости запомнился куда больше заглавных героев иных опусов.
Здесь же просто типичное «не зашло». Бывает. Моей жене тоже допустим не понравились Клеопатра-наркоманка и раз за разом рассшибающий лоб о свои принципы Варен, но так в целом сериал посмотрела не без удовольствия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2019 г. 17:37 цитировать
:beer:


Ссылка на сообщение6 апреля 2019 г. 17:49 цитировать
StasKr и Angvat
Я чрезвычайно уважаю Ваше мнение, и потому рад, что Вы не воспринимаете несовпадение наших вкусов как личное оскорбление! :beer:

Действительно, этот сериал у меня не пошёл. Для меня там даже не нашлось героя, к которому я смог бы прикипеть, который был бы близок или подобен мне. Общая атмосфера сериала почему-то вызывает у меня отторжение. Смысла, идеи произведения я тут не вижу, не понимаю, не замечаю. Не мой продукт!

цитата StasKr

Отличная история становления Октавиана Августа (для меня именно он главный персонаж сериала)

Гм, интересно.

цитата StasKr

отсебятины хватает более чем, однако это связано не столько с идеологическими тараканами создателей, сколько с необходимостью вместить уйму событий и участвующих лиц в формат развлекательного зрелища

Согласен.

цитата Angvat

Да что-то присочинили, что-то исказили, но для развлекательного чисто продукта достоверность чуть ли ни максимальная.

Скорее всего, именно это стало для меня нестерпимым диссонансом картины. Вроде серьёзно — и тут же статуя пошла и стала мимом, который взялся танцевать с прихлопом вприсядку.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2019 г. 08:35 цитировать

цитата ХельгиИнгварссон

Гм, интересно.


Во-первых, именно Октавиан всех победил. Пуллион и Варрен могут сколько угодно двигать сюжет, Цезарь будет сражаться с Помпеем, а Марк Антоний рваться к власти, но именно Октавиан в итоге заберётся на самый верх властной пирамиды. К сожалению сериалу не хватает как минимум одного, а желательно двух сезонов, чтобы показать этот путь в подробностях. Спасибо за это HBO.

Во-вторых, уж больно разителен контраст от тихого книжного мальчика (пусть даже со счётной машинкой в голове), которого любящая мама смогла загнать в бордель только под угрозой сожжения его любимых книг до Отца Отечества, который смог застроить и подчинить своей воле всех вокруг.

В-третьих, несмотря на то, что с формальной точки зрения главными героями «Рима» являются Пулион и Варрен, однако именно сюжетные линии с Октавианом являются наиболее проработанными. Например: при первой же встрече с бравыми легионерами подросток разложил не очевидные для двух взрослых лбов политические расклады. И если старший центурион пропустил всё сказанное мимо ушей, то дурачок Пулион был поражён этой аналитикой в самое сердце. И когда в середине первого сезона он столкнулся с проблемой, которая была явно слишком сложна для его собственных мозгов он обратился к человеку, в умственных способностях которых он был твёрдо уверен — мальчишке, который был в два раза моложе, чем он сам. Именно тогда и именно Пуллон стал первым человеком, признавшим верховенство Октавиана и, в результате, вытянул золотой билет, поскольку и для Октавиана он стал человеком абсолютно особенным. Именно линия «Октавиан — Пуллон» приведёт в итоге к убийству Цезаря и спасению (дурацкому) Цезариона, а ведь это начало и конец сериала! Только у Октавиана есть столь глубокие и проработанные сюжетные линии, которые разветвляются и тянутся от начала и до конца сериала. Ещё раз повторюсь: Варрен, Пуллон, Аттия, Антоний могут сколько угодно блистать на экранах, но главным героем сериала является скромный и невзрачный человек, который постепенно становится хозяином Рима.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2019 г. 18:18 цитировать
StasKr
Спасибо. Кажется, теперь я что-то понимаю. Два друга-оболтуса лишь подготовительные герои, они должны были передать эстафетную палочку Октавиану. Выстроенный Вами стержень мог бы стать хребтом и связующей нитью сериала, но слишком уж широко замахнулись его создатели (лебедь, рак и щука). Такие затянутые «пролог» (1 сезон) и «начало» (2 сезон), что до кульминации энергии начального импульса попросту не хватило. Сюжет завяз и оборвался, проект погиб. С показанной эпической скоростью даже не два — ещё три-четыре сезона могли бы легко нарисоваться.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх