Филип Дик против Кристофера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Филип Дик против Кристофера Приста: фантастика vs мейнстрим
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Филип Дик против Кристофера Приста: фантастика vs мейнстрим

Статья написана 6 декабря 2009 г. 23:23

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/3735" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/11745" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Итак, сегодня перед нами боксерский поединок двух авторов тяжелого веса. В синем углу — фантаст Филип Дик (США, — 46 романов, 5 премий) с романом «Человек в высоком замке». В красном углу — бывший фантаст, а ныне мейнстримовец Кристофер Прист (Великобритания, — 14 романов, 10 премий) с романом «Лотерея». Cудья поединка — kkk72

Этот поединок особенно важен. Противники сражаются не только за свою честь. Им предстоит в тяжелом поединке выяснить, какой именно жанр — фантастика или мейнстрим способен лучше использовать свои возможности, произвести более сильное впечатление на читателя.

Первый раунд. Замысел романа. Именно сходство замысла и схемы построения этих двух романов натолкнули меня на мысль написать отзыв именно в такой форме. Очень уж много между ними общего. В обоих романах главный герой живет попеременно в двух мирах и именно его фигура объединяет, связывает эти миры. События, произошедшие в одном мире, влияют на другой.

Мнение рефери. Дерзость Кристофера Приста, с которой он бросил вызов признанному мэтру фантастики, решив сыграть на его поле, заслуживает уважение. Однако, ему придется нелегко. Ведь для Приста этот прием — лишь одноразовый творческий эксперимент, а для Дика — его коронка, доведенная до совершенства во множестве произведений. Да и определенный приоритет безусловно за Диком, написавшим свой роман почти на двадцать лет раньше. Вердикт. Присудим в первом раунде ничью с некоторой натяжкой. Ведь противники только присматриваются друг к другу.

Второй раунд. Конструирование фантастического мира/миров. Мир, созданный Пристом, достаточно реалистичен, несколько романтичен и вполне оригинален. Однако, уделив немало внимания его описанию в первых главах, Прист постепенно отодвигает мир на задний план, все больше концентрируясь на главном герое. Мир Дика — альтерантивная версия нашей реальной истории. Версия детально проработанная, впечатляющая и чертовски убедительная. Роман Дика — едва ли не лучшее описания мира, в котором мы могли бы жить, закончись вторая мировая война иначе.

Мнение рефери. Непросто сравнивать сугубо фантастический мир и альтернативную историю. Но нельзя не признать: по глубине проработки мира и впечатлению, которое этот мир производит на читателя, Дик явно выигрывает. Раунд Дику.

Третий раунд. Стиль. У обоих авторов он на высоте. Оба романа написаны легко, увлекательно, хорошим языком. Пожалуй, именно гладкость слога — одно из главных достоинств Приста. Впрочем, Дик ему не уступает в этом важном компоненте писательского мастерства. Итог раунда — ничья.

Четвертый раунд. Насыщенность сюжета. Роман Приста очень беден внешним действием. Самые сложные процессы происходят в сознании главного героя, в то время как весь сюжет можно пересказать несколькими предложениями. Во второй половине романа сюжет и вовсе провисает и начинает тянуться как бесконечная жвачка. Роман Дика не уступает в развитии образа главного героя и его внутреннего мира. Но при этом сам сюжет динамичен, интересен и изобилует неочевидными поворотами. Вердикт рефери. Раунд Дику за явным преимуществом.

Пятый раунд. Персонажи. Кристофер Прист очень неплохо демонстрирует нам метания главного героя, его противоречивый внутренний мир. Все прочие персонажи для Приста не более чем статисты, окружающие героя. Филип Дик демонстрирует нам не менее десятка интересных, ярких, запоминающихся персонажей, каждый из которых — личность, заслуживающая внимания читателя. Мнение судьи — раунд Филипу Дику.

Шестой раунд. Проблематика. И у Приста, и у Дика главная проблема — поиск главным героем самого себя, своего истинного «Я», своего места в мире. Но если у Приста эта проблема — единственная, то Дик ставит вопрос гораздо острее и глубже. Герой не просто ищет выход из сложной ситуации лично для себя, он меняет весь мир своими поступками и берет на себя ответственность за судьбы этого мира. Дик поднимает целый ряд серьезных философских, моральных, социальных проблем, а не зацикливается на одной из них. А вот Прист, взявшись было за тему бессмертия, в итоге просто бросает ее, не дав никакого внятного ответа. Мнение арбитра. Раунд Дику за явным преимуществом.

Да, кажется Прист явно погорячился, ввязавшись в этот поединок. Но пока есть время, ты не проиграл. Все решится в концовке поединка, то есть романа.

Седьмой раунд. Несмотря на все слабости романа Приста, он все же держал меня в напряжении. Я ждал ответа на главный вопрос: что и почему выберет главный герой. Увы, так же, как и его герой, Прист растратил силы в бесплодных метаниях, так и не сумев внятно завершить свой роман и прийти к окончательному выводу. Насколько же контрастирует с этим окончание романа Дика, в котором ты четко понимаешь и причины, затсавившие главного героя сделать именно такой выбор, и последствия, к которым выбор героя должен привести. Мощным ударом Филип Дик ставит решительную точку в своем романе и в поединке против Приста.

Вердикт арбитра. Просто не нужен. Нокаут не оставляет возможности для двух толкований. Вокруг поверженого Приста суетятся поклонники мейнстрима. Филип Дик записывает на свой счет очередную победу под восторженные возгласы поклонников фантастики. Книга Дика возвращается на свое почетное место в моем книжном шкафу. Книга Приста отправляется в стопку к продаже.

Анализ поединка. Для меня исход поединка закономерен. Для большинства авторов мейнстрима характерны чрезмерное увлечение красотами стиля, зацикленность на переживаниях только главного героя, затянутость и невнятность сюжета, повышенный интерес к эротическим деталям, чрезмерное внимание к мелочам, за которыми не видно главное, чрезмерная толерантность, за которой теряется понимание Добра и Зла. Большинство из этих недостатков, увы, присущи и «Лотерее» Приста. Использование фантастических приемов зачастую остается только формой, за которой отстутсвует глобальная проблематика. К сожалению, отойдя от фантастики, Прист многое потерял. По крайней мере, ранние его романы нравились мне значительно больше.

Планка же, установленная Филипом Диком еще в 1960-х годах, так и осталась для Приста недосягаемой.

В то же время Филип Дик наглядно показывает, что фантастика в своих лучших проявлениях способна поднимать и успешно решать проблемы, недосягаемые для мейнстримовских произведений, да еще и делать это в увлекательнейшей форме.





397
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:40

цитата kkk72

Ну а я против того, чтобы обелять нацизм и считать, что он ничем не отличался от идеологии других государств.

цитата kkk72

Да, не любите вы Америку


Так в чем идейно-философская глубина романа? В том, что нацизм — это плохо? С этим никто и не спорит. В том, что Pax Americana — это хорошо? Вот с этим можно поспорить, но ведь Дик не защищает атлантистов, не приводит доводов. Он просто повторяет расхожие стереотипы. Всё в конечном итоге сводится к банальному противостоянию, как хорошие парни наваляли плохим. Мне такие вещи скучно читать. А вам?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:47

цитата pacher

Всё в конечном итоге сводится к банальному противостоянию, как хорошие парни наваляли плохим.

Мы с вами точно читали один и тот же роман?%-\
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:59
Ахренеть. Так «глубоко» рассуждать, не читая романа?
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 19:38
А чего ты хочешь? На соседней странице треда Прист объявлен МТА. Цитирую:

цитата

Основная проблема современных молодых талантливых авторов в том, что многие читатели знают из каких источников они (МТА) воруют свои сюжеты.

(цэ) dobriy_doktor  
Молодой писака Прист против армадовца Дика — драматичненько :-)
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 20:54
А что ты хотел, если таких писателей выставляют на ринг..

Сравнение двух случайных произведений из огромной стопки литературы — очень благодатная тема, сам так баловался. (Надо бы как-нибудь выложить у себя в ЖЖ, что-нибудь из старого).

Вот только метода подачи с рингом несколько меня шокировала :))
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 21:48
А вот и выложи! Как говорят у нас в РАН, с удовольствием зазырим :)

Кстати, Сергей, не нужен тебе вот такой томик Лейнстера? Отдам за просто так, ежель имеется потребность в культуре =)
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 09:11
Лейнстера навалом у меня :)
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 22:51

цитата С.Соболев

Вот только метода подачи с рингом несколько меня шокировала :))

Смелый сексуальный эксперимент автора поста:-)))
Ни один писатель при этом не пострадал
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 11:01

цитата kkk72

Смелый сексуальный эксперимент автора поста

Не то слово.
Прям замечательная придумка!
Теперь с нетерпением ждем:
Фрай против Семеновой: кто кого затрахает
Толкин против Перумова: кто кого забьет дубьем
Чехов против Булгакова: кто кого залечит.
Ефремов против Лема: кто кого в грязи изваляет.
Новое слово в литературном творчестве. Прям млею.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 11:09
Вечно эти турки приходят на перестрелку с лопатами (с))
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 12:28
Привычка!:-)))
У лопаты задержек не бывает!
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 20:31

цитата Karavaev

Толкин против Перумова: кто кого забьет дубьем


Кто кого окольцует!

И Толстой против Коллоди: кто кого оставит с носом.


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 17:13

цитата kkk72

Мы с вами точно читали один и тот же роман?


Увы, но боюсь, что да8:-0 Хотя возможно это был альтернативный вариант романа Дика;-)


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 19:02
Тут бы со многим можно было поспорить, но я ограничусь всего парой замечаний, самых, как мне кажется, очевидных. Во-первых, одно утверждение в Вашей рецензии, рискну утверждать, совершенно точно неверное. Вот это:

цитата kkk72

для Приста этот прием — лишь одноразовый творческий эксперимент

Для Приста это не приём и не эксперимент, тем более одноразовый, а, как и для Дика, магистральная линия его творчества. Ну и напрасно, мне кажется, Вы их развели по разным углам. По-моему, оба утверждают своим творчеством ровно одно и то же. Они по одну сторону фронта. Герой Дика может менять реальности, принимая решения и совершая поступки, а герой Приста вовсе ничего не решает, его властно тащит из реальности в реальность сила написанного Слова, и никакого значения не имеет, что он якобы сам же это Слово и записал. Но по сути оба доказывают лишь одно: нет никакой абсолютно реальной Реальности вне того субъекта, который эту реальность вопринимает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 20:46

цитата

нет никакой абсолютно реальной Реальности вне того субъекта, который эту реальность вопринимает...


Солипсизм!
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 21:17
Не совсем солипсизм, но разновидность субъективного идеализма безусловно.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 22:48
Немытый:-))) Не интересует
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 04:31
Мытый или немытый, а если читать роман Дика просто как произведение о возможных путях истории, а в книге Приста видеть только альтернативу между психозом главного героя и «реальным» существованием альтернативной действительности, в полной мере их не понять. Как мне кажется.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 06:58

цитата zarya

Мытый или немытый

(В. Корнеев. Магистр (с)):-)))

цитата zarya

если читать роман Дика просто как произведение о возможных путях истории, а в книге Приста видеть только альтернативу между психозом главного героя и «реальным» существованием альтернативной действительности, в полной мере их не понять

Не только. Но это — самое очевидное и самое принципиальное, на мой взгляд, отличие этих произведений.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 03:30

цитата zarya

нет никакой абсолютно реальной Реальности вне того субъекта, который эту реальность вопринимает
Хорошо сказано. Мне еще сразу «Иов» Хайнлайна вспомнился :-)


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 23:25
Оба романа не читала. Но 5 рассказов Дика и повесть «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» не впечатлили совершенно. «Игроки с Титана» — тоже. А вот «Престиж» Приста понравился. «Опрокинутый мир» и «Машину пространства» ещё буду читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 23:38

цитата Veronika

повесть «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» не впечатлили совершенно.

Пожалуй, лучшее, что написал Дик. Видимо, это просто не ваш автор, что не удивительно


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 02:43
не хочу никого выбирать — и то, и то читал. обе вещи понравились. у Приста — любимые вещи «Опрокинутый мир» и упоминаемая здесь «Лотерея». у Дика (из того, что читал, а прочел не так уж и мало) — «Пролейтесь, слезы»:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 07:00

цитата igi2r

у Дика (из того, что читал, а прочел не так уж и мало) — «Пролейтесь, слезы»

Увы, не читал. Вот выйдет Дик в ОО8:-0


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 20:42
Дик конечно же лучше Приста. Прист нудный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 21:26

цитата Батя

Прист нудный.
:beer:


Ссылка на сообщение14 декабря 2009 г. 16:34
Такое ощущение, что термин «мэйнстрим» выдернули из статьи Суэнвика про постмодернизм в фантастике (или про фэнтези) и неверно интерпретировали /сами додумали его смысл. То есть всё, что написано тут про некий «мэйнстрим» — полный бред.:) К тому же, для кино и литературы значения этого понятия разные...


Ссылка на сообщение25 декабря 2009 г. 13:40
Роман Дика пока не читал, но вот «Лотерею» вчера закончил. Перед прочтением просмотрел отзывы и оценки и заранее приготовился к худшему — все говорило о том, что книга не лучшая у Приста. Роман превзошел все ожидания. Сильнейшая вещь! Так что мнение о нем у меня диаметрально противоположное. Не только в целом, но и в деталях — практически на каждую фразу в самой статье и в комментариях, касающуюся «Лотереи», могу возразить.
Но делать этого, конечно, не буду. О вкусах не спорят, «Лотерея» вам вряд ли после этого понравится больше;-). К тому же, это повлечет обращения к тексту книги и попытки разобраться в сюжете. Что сделать невозможно, по причине его намеренной парадоксальности — обе сюжетные линии несколько раз опровергают сами себя, при этом являясь и началом и концом друг друга. Просто запутаемся в замкнутом круге, как Питер Синклер.
Но смолчать не смог, извиняйте:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2009 г. 13:48

цитата valkov

Не только в целом, но и в деталях — практически на каждую фразу в самой статье и в комментариях, касающуюся «Лотереи», могу возразить.
Но делать этого, конечно, не буду.

Почему бы нет? С большим интересом прочел бы вашу точку зрения
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2009 г. 13:59
Мне только волю дай, у меня хроническая словесная диарея. А уж с такой сюжетной конструкцией и вообще... Плюс, здесь сюжет, персонажи, психологическая составляющая и проч. — суть одно. Форма неотделима от содержания, в отличие от многих прочих книг, которые можно разложить на составляющие.
Ну скажем вот:

цитата kkk72

в то время как весь сюжет можно пересказать несколькими предложениями

Я сколько ни пытался, не смог. В голове не укладывается.

Зато возник вопрос: если «Престиж» считается лучшим романом Приста (на крайняк, лучше «Лотереи»), то что же такое он там-то понаписалo_O???
Страницы: 12

⇑ Наверх