Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 декабря 2009 г. 08:33

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

ИГРА НА ЧУЖОМ ПОЛЕ

alex2 и Vladimir Puziy посвящается

Должен признаться, изрядно раздумывал, прежде, чем купить этот сборник. Добрую половину его занимал сценарий фильма "Обитаемый остров", который меня не слишком интересовал. Но обнаружив, что из дюжины рассказов я не читал ни одного, и зная, что ниже определенного уровня Дяченко не опускаются, все же взял этот сборник. В итоге я об этом пожалел. Как же так? Отличные авторы, новые произведения. Неужели рассказы плохо написаны? Не сказал бы, но сборник не удался. Почему? Читайте репортаж с футбольного матча с участием команды Дяченко! В роли зрителя и болельщика — kkk72

Под звуки фанфар на поле выходит наша команда. Опыт, мастерство, сыгранность — все на их стороне. Устроившись поудобней на трибуне, я приветствую своих любимцев, заранее предвкушая красивую игру и крупную победу. Ведь у них будет тринадцать возможностей забить гол в ворота противника

Ага, оказывается из тринадцати произведений сборника пять — микрорассказы на одну две-странички. Сложный жанр, который никогда не был коньком Дяченко. Оставлю-ка я их напоследок. А начну сборник с более крупных произведений.

Мир наизнанку. Интересная повесть, пожалуй, лучшая в сборнике. Начало произведения, признаться, удивило. Трамвай, который ездит по несуществующим рельсам, загадочный Хозяин с неизменной джезвой в руках, обладающий странной властью, реальность, которая может меняться по воле разных существ. Полноте, не имеем ли мы дело с очередным воплощением бурной фантазии сэра Макса из Ехо? Интересно, это Дяченко сделали реверанс в сторону коллеги по перу или похожие идеи пришли им в голову независимо от творчества Фрая? Впрочем, дальнейшее развитие событий весьма далеко от фраевских мотивов. Главная героиня — серая мышка Лиза, второстепенный герой сериала, которая очень хочет стать человеком. Но это — совсем непростое занятие. На этом пути придется пройти непростые испытания и многим пожертвовать. И это уже скорее своеобразное развитие идей Русалочки Андерсона на современный лад.

К достоинствам произведения отнесу также: во-первых, необычных, колоритных персонажей, среди которых и кот, ставший человеком, и даже курс доллара, стремящийцся к тому же; во-вторых, интересный сюжет, который несколько раз преподнес мне сюрпризы; в-третьих, привычное уже для авторов мастерство в изображении мелких деталей.

В итоге у авторов получилась своеобразная фантасмагория в интерьере современного города. А у каждого из нас появился еще один повод задуматься: что значит — быть человеком? Да и нужно ли это нам? Оценка — 8.

Первая же атака нашей команды увенчалась успехом. Красивая комбинация запутала оборону противника и мяч влетает в сетку ворот — 1:0!

ОСА. Увлеклись в последнее время Дяченко темой виртуальной реальности, компьютеров, вирусов. Вот и в этом рассказе описывается, как преподавательница Ольга неожиданно обнаруживает у себя дома малознакомого мужчину. Кто он: ее муж или ловкий гипнотизер, пытающийся втереться в доверие? Да человек ли он вообще? Начало рассказа мне понравилось своей интригой и вниманием авторов к мелким деталям происходящего. Но, увы, авторы углубились в дебри виртуальности, где и безнадежно погрязли. Предложеннный вариант развития событий показался мне совершенно нереалистичным и неинтересным, а кошмар, когда в привычную реальность вторгается что-т о непонятное и пугающее, обернулся бреднями страдающей от одиночества дамочки. Пожалуй, Дяченко не стоит тягаться с мастерами киберпанка или специалистом по изменению реальности Диком. Сильные стороны их творчества — в другом. Оценка — 6.

Вот тебе раз! Вдохновленные успехом, наши ребята бросились развивать преимущество. Казалось, второй гол близок. Однако, потеря мяча привела к быстрой контратаке противника и получите — 1:1. Ничего, играть еще много. Видимо, это случайность

Снег. «Замах — на рубль, удар — на копейку». Эту фраза, увы, лучше всего характеризует данную историю. Касается это и событий, описанных в рассказе: это ж надо — положить столько усилий на мелкую месть, и авторов: такие интересные фантастические находки — и потрачены на такую пустяковую историю. Да ведь так и просится на бумагу подробное описание пути героини. Так и хочется увидеть, как каждый день она берется что-то делать, живет свой маленький кусочек жизни, оказывается в шаге от каких-то важных для себя сегодняшней цели — и снова начинает все с нуля на завтра. И все-таки каждый прожитый день оставляет свой след и немного меняет героиню. Увы, вместо потенциального шедевра получился очередной неплохой, но не более того, рассказ. Оценка — 7.

Наша команда имела отличный шанс снова выйти вперед, провла отличную атаку, нападающий был выведен на ударную позицию... Но вместо четкого завершения атаки получился невнятный тычок в руки вратарю. Счет не изменился — 1:1

Инфаркт. Едва ли не первый попавшийся мне на глаза рассказ Дяченко, написанный в жанре «хоррор». Результат эксперимента показался мне весьма неоднозначным. Начало рассказа понравилось. Ставшее уже традиционным внимание авторов к мелким деталям дало возможность просто- таки воочию увидеть дружную компанию, возвращающуюся с сельской свадьбы. Очень хороши характеры персонажей, очень узнаваемы многие мелкие детали и подробности. Столкновение с мистическим получилось довольно невнятным. И все же авторам удалось передать нарастание напряжения, безумную гонку и отчаянные попытки героев спастись от преследующего их зла. И вот когда авторам оставалось только поставить эффектную точку, вместо нее получилась жирная клякса. Совершенно не ждал я такой смутной, невнятной концовки, напрочь испортившей все позитивное впечатление от рассказа. Оценка — 7

Еще одна блестящая атака. Оброна противников порвана в клочья. Вратарь отыгран. Мяч катится под удар нападающему. Перед ним пустые ворота. Замах... Какой конфуз! Форвард не попал по мячу и влетел в сетку сам, а мяч тихонько укатился за линию ворот. Да сколько ж можно мазать! На трибунах начинают посвистывать

Император. Весь экипаж космического корабля, кроме мальчика, родившегося уже в полете, погиб от странной болезни. Сумеет ли подросток адаптироваться в мире будущего? Или, может быть, у мира возникнут проблемы с ним? Да, в этой истории заметны нотки из «Малыша» Стругацких или из рассказов Лукьяненко. Завязка давала авторам богатые возможности для развития сюжета. Но, увы, в очередной раз авторы ими не воспользовались. Что послужило причиной гибели людей на корабле стало очевидным с первых же страниц рассказа. Почему это происходило авторы объяснили, но крайне неубедителоьно. Как это получилось? На этот вопрос так и не нашлось ответа. Концовка вновь показалась мне надуманной и неудачной. Ну не сходятся в ней концы с концами. Не готов я поверить ни в первопричину всех бед, ни в реакцию дознавателя. В итоге рассказ получился довольно невнятным. Оценка — 6.

Не забиваешь ты — забивают тебе. Очередная атака заканчивается тем, что противник легко читает замыслы наших форвардов, перехватывает мяч и успешно реализовывает свой момент. 1:2

Лихорадка. Не так давно прочел антологию «Нежить». Эта повесть Дяченко заняла бы в ней достойное место. Казалось бы, что может быть банальней сюжета про оживших мертвецов и попытки выживания главного героя в мире, ставшего вдруг таким неуютным. Но авторам удалось внести свежую струю в избитую тему. Удачно выбран главный герой произведения. История его жизни реалистична, а самому герою хочется сопереживать. История его выживания в человеческой стае внезапно сменяется выживанием в одиночестве. Очень хорошо показано нарастание напряжения, страхи Руслана, его попытки что-то сделать. Вплоть до момента, когда Руслан заболел, повесть была почти безукоризненным образцом хоррора. Дальше дело пошло похуже. Отношения Руслана и Питера выглядят странновато. Да и сама попытка объяснить причины происходящего показалась не слишком убедительной. Эпилог, по большому счету, в повести лишний. Все, что авторы хотели объяснить, было понятно и так, а завершив эту историю чуть раньше, Дяченко сделали бы ее более впечатляющей и убедительной. Оценка — 8.

Осознав, что так можно и проиграть, наши игроки бросаются на штурм ворот противника. Удар следует за ударом и, наконец, мяч влетает в ворота противников, хотя попытки добить уже летящий в ворота мяч, едва не привели к очередному конфузу. И все же 2:2

Обитаемый остров. Честно говоря, в сборнике «Мир наизнанку» меньше всего меня интересовал этот сценарий. В фильме «Обитаемый остров» я посмотрел только первую часть и решил этим ограничиться. Не могу сказать, что он показался мне совсем уж провальным, но удачным я его тоже не назову. В сценарии меня в первую очередь заинтересовало, кто же автор многочисленных «косяков», обнаруженных в фильме. Выяснилось, что самые вопиющие проколы, вроде битвы Максима с бандой в стиле кунг-фу, все-таки на совести режиссера. Но и сценарий Дяченко отнюдь не производит впечатления шедевра. Есть в нем и дурацкое вступление с бабушкой, и упор на внешние эффекты, и поверхностность многих эпизодов. Главное впечатление — авторы так и не определились, для кого будет этот фильм: для знатоков Стругацких, готовых цитировать их произведения страницами, или для молодежи, жаждущей спецэффектов поярче. В итоге и получился довольно невнятный гибрид.

В концовке наши игроки занервничали, прижались к воротам, пытаясь сохранить хотя бы ничейный счет. Увы, подобная тактика всегда приводит к поражениям. Серия ошибок, сценаристы винят режиссера, а режиссер — сценаристов, вратарь и защитники выясняют, кто из них виноват, а мяч оказывается в наших воротах. — 2:3

Микрорассказы. Увы, и здесь повторилось то же самое. Есть в них неплохие задумки, но все они так и остались полностью не раскрыты. Ни один микрорассказ всерьез не зацепил, в каждом что-то не хватает

Последний шанс — серия пенальти. Да-да, знаю, что не по правилам, но тем не менее. Удар — мимо, удар — штанга, удар — прямо в руки вратарю. Видимо, слишком предсказуемо бьют наши ребята. В итоге, поражение так и остается поражением и болельщики уныло бредут с трибун, крича спортсменам гневное: "Массаракш!"

Да, так бывает в футболе. Команда всю игру имела явное преимущество, создала множество отличных моментов и в итоге проиграла. Конечно, в спорте всегда есть элемент случайности, но не стоит все списывать на нее, а надо бы заняться улучшением реализации своих шансов

Эту игру Дяченко провели на чужом поле. Зомби-хоррор, городская фэнтези, эксперименты с виртуальной реальностью — все это отнюдь не родные для авторов жанры. Сценарий же по произведению Стругацких — тем более игра на чужом поле. Однако, главные проблемы авторам создало как раз не это. Совершенно неожиданным для меня оказалось то, что интересные идеи и находки, которые есть почти в каждом произведении, вошедшем в этот сборник, авторам раз за разом не удавалось довести до ума. Провальные концовки никогда не были присущи авторам, а здесь они есть как минимум в четырех рассказах.

По сути, готов смело рекомендовать к прочтению только два произведения — "Мир наизнанку" и "Лихорадку". Слишком мало, чтобы держать на полке эту книгу.

Особенно обидно то, что при всем разнообразии тем и жанров, в сборнике все же есть нечто общее — ощущение тревоги, беспокойства, зыбкости нашего привычного мира. Удивляет и непривычно большое количество относительно счастливых концовок, чем авторы не так часто балуют своих читателей. Видимо, Дяченко пытались дать нам немного позитива в нашем опасном мире. Увы, из-за слабости концовок это не получилось в полной мере. Трудно сказать, чем обусловлена творческая неудача авторов — поисками новых методов и жанров или усталостью после коммерческого проекта сценария. Надеюсь, этот спад Дяченко смогут быстро преодолеть.


Тэги: Дяченко
Статья написана 16 декабря 2009 г. 06:48

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Наконец-то и я добрался до расхваленного всеми "Спина". Что ж, это действительно очень хорошая научная фантастика. Едва ли не самое сложное в этом жанре — удачно соединить научные идеи с человеческими чувствами, сделать произведение и увлекательным и познавательным, дать пищу и уму и чувствам читателей. Не могу не признать — Уилсону это удалось в полной мере. Действие романа все время разворачивается в двух плоскостях, пересекающихся друг с другом.

Один пласт — масштабный научно-фантастический роман. В одну не самую прекрасную ночь некие загадочные существа накрыли Землю частично проницаемым коконом и замедлили ход времени на ней. Там, где для землян проходят минуты и часы, во Вселенной сменяют друг друга тысячи и миллионы лет. Поскольку срок жизни Солнца ограничен несколькими миллиардами лет, нынешнее поколение людей может стать последним. Но человечество не собирается дожидаться своего конца, сложа руки. Крупная аэрокосмическая корпорация "Перигелиум" при поддержке правительства США пытается осуществлять различные проекты, направленные на изучение "Спина" (такоре название получило это загадочное явление), на поиски шанса на спасение для человечества. Проекты выдвигаются самые фантастические — от терраформирования и заселения Марса до создапния искусственного разума из наночастиц на неорганической основе, ведущего разведку в космосе. Руководят этой корпорацией бизнесмен и политик И-Ди Лоутон и его гениальный сын Джейсон.

Вторая плоскость — история семьи Лоутонов изнутри, показанная глазами Тайлера Дюпре, сына домохозяйки Лоутонов, а затем личного врача Джейсона, страстно и безнадежно влюбленного в сестру Джейсона Диану. Должен признать, именно эта линия меня заинтересовала больше, холтя я отнюдь не являюсь поклонником любовных романов. Очень уж искренними выглядят чувства героев, очень уж честным — повествованием, очень удачным оказывается сочетание судеб героев с судьбой всей Земли. По подробности и правдоподобности описаний, по вниманию к деталям, по основательности действия роман напомнил мне классические произведения Кинга или Хайнлайна. В результате иной раз непросто понять, чем же так зацепило и заинтересовало это, на первый взгляд, не столь уж замысловатое описание судеб главных героев.

Герои, кстати, чрезвычайно убедительны. И Тайллер Дюпре, и все семейство Лоутонов и даже более эпизодические персонажи вроде доктора Ины получились очень удачными. Вот образ марсианина показался мне более поверхностным.В романе много сильных эпизодов, Но больше всего мне запомнились начало — вечер, когда пропали звезды, и концовка — плавание к Арке

В сюжете автор смог уместить очень много всего. В романе есть и сложности семейных взаимоотношений, и политика, и наука, и развитие общества перед лицом внешней угрозы. И все это органично связано в один тесный узел. При этом, несмотря на головокружительные научные идеи, на резкую смену ситуаций, развитие событий кажется основательным и обоснованным. Автор тщательно развешивает на стенах ружья, каждое из которых выстрелит в нужный момент. Если автор упоминает о новой болезни или о бесчинствах бандитов на дорогах — все это будет использовано в развитии сюжета.

Поражает порой широта эрудиции автора и нестандартность его подходов. Ну кто из американских фантастов мог бы перенести часть событий на Суматру, проявив недюжинное знание жизни представителей одного из местных народов, или процитировать стихотворение Тютчева? При этом

читается роман очень легко. Даже те страницы, котоые изобилуют техническими терминами и содержат описания разных научных гипотез, написаны простым и доступным для понимания языком. Что касается перевода, то некоторые недостатки в нем есть, но мне они не бросались в глаза и не мешали восприятию произведения.

Не могу не отметить уважение, которое автор проявляет к своим коллегам и предшественникам, особенно к упомянутому уже Хайнлайну.

Есть в романе и недостатки. Так, несколько надуманной кажется линия сектантов. Не всегда, на мой взгляд, правдоподобны научные идеи, положенные в основу романа. В некоторых случаях развитие событий оказывается слишком предсказуемым.

Но, в целом, роман способен заинтересовать самых разных читателей, заставить посмотреть на перспективы развития человечества с иной точки зрения, заставить сопереживать судьбам героев, задуматься, в конце концов, над правильностью собственной жизни.

Смело рекомендую роман к прочтению.


Статья написана 8 декабря 2009 г. 08:23

По итогам дискуссии о романе Приста "Лотерея".

Что было бы, если бы этот роман писали другие авторы:

Дж. Лорд. Питер героически вырывается в свою реальность. Сэри трагически гибнет при попытке Питера привести ее в Лондон. Несколько полезных артефактов Питер сдает в Ми-6

Финней. Питер уходит в мир островов и находит там свое счастье.

Фармер. Питер начинает жить с Грацией и Сэри одновременно.

Андерсон. Патруль пространства возвращает Питера в Лондон.

Фрай. Из Джетры Питер приплывает в Ехо.

Дивов. Питера выбраковывают.

Азимов. Сьюзен Кэлвин удается починить Питера

Стивенсон. Доктор Питер и мистер Синклер сходятся в смертельной схватке.

Логинов. Питер с удивлением узнает, что все острова Архипелага создал он сам.

Желязны. Питер вспоминает, что на самом деле он является принцем Амбера.

Шекли. Питер хиппует на островах Архипелага.

Солженицын. На лесоповале не похиппуешь

Стругацкие. Питер находит детонатор и понимает, кто он на самом деле. Но Сикорски успевает все исправить

Брайдер, Чадович. Питер уходит в туманную даль по Тропе Миров, созданную его воображением.

Дополнение Кудрявцева. Пока не упирается в Черную стену

Жду ваших предложений


Тэги: Прист, юмор
Статья написана 6 декабря 2009 г. 23:23

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Итак, сегодня перед нами боксерский поединок двух авторов тяжелого веса. В синем углу — фантаст Филип Дик (США, — 46 романов, 5 премий) с романом "Человек в высоком замке". В красном углу — бывший фантаст, а ныне мейнстримовец Кристофер Прист (Великобритания, — 14 романов, 10 премий) с романом "Лотерея". Cудья поединка — kkk72

Этот поединок особенно важен. Противники сражаются не только за свою честь. Им предстоит в тяжелом поединке выяснить, какой именно жанр — фантастика или мейнстрим способен лучше использовать свои возможности, произвести более сильное впечатление на читателя.

Первый раунд. Замысел романа. Именно сходство замысла и схемы построения этих двух романов натолкнули меня на мысль написать отзыв именно в такой форме. Очень уж много между ними общего. В обоих романах главный герой живет попеременно в двух мирах и именно его фигура объединяет, связывает эти миры. События, произошедшие в одном мире, влияют на другой.

Мнение рефери. Дерзость Кристофера Приста, с которой он бросил вызов признанному мэтру фантастики, решив сыграть на его поле, заслуживает уважение. Однако, ему придется нелегко. Ведь для Приста этот прием — лишь одноразовый творческий эксперимент, а для Дика — его коронка, доведенная до совершенства во множестве произведений. Да и определенный приоритет безусловно за Диком, написавшим свой роман почти на двадцать лет раньше. Вердикт. Присудим в первом раунде ничью с некоторой натяжкой. Ведь противники только присматриваются друг к другу.

Второй раунд. Конструирование фантастического мира/миров. Мир, созданный Пристом, достаточно реалистичен, несколько романтичен и вполне оригинален. Однако, уделив немало внимания его описанию в первых главах, Прист постепенно отодвигает мир на задний план, все больше концентрируясь на главном герое. Мир Дика — альтерантивная версия нашей реальной истории. Версия детально проработанная, впечатляющая и чертовски убедительная. Роман Дика — едва ли не лучшее описания мира, в котором мы могли бы жить, закончись вторая мировая война иначе.

Мнение рефери. Непросто сравнивать сугубо фантастический мир и альтернативную историю. Но нельзя не признать: по глубине проработки мира и впечатлению, которое этот мир производит на читателя, Дик явно выигрывает. Раунд Дику.

Третий раунд. Стиль. У обоих авторов он на высоте. Оба романа написаны легко, увлекательно, хорошим языком. Пожалуй, именно гладкость слога — одно из главных достоинств Приста. Впрочем, Дик ему не уступает в этом важном компоненте писательского мастерства. Итог раунда — ничья.

Четвертый раунд. Насыщенность сюжета. Роман Приста очень беден внешним действием. Самые сложные процессы происходят в сознании главного героя, в то время как весь сюжет можно пересказать несколькими предложениями. Во второй половине романа сюжет и вовсе провисает и начинает тянуться как бесконечная жвачка. Роман Дика не уступает в развитии образа главного героя и его внутреннего мира. Но при этом сам сюжет динамичен, интересен и изобилует неочевидными поворотами. Вердикт рефери. Раунд Дику за явным преимуществом.

Пятый раунд. Персонажи. Кристофер Прист очень неплохо демонстрирует нам метания главного героя, его противоречивый внутренний мир. Все прочие персонажи для Приста не более чем статисты, окружающие героя. Филип Дик демонстрирует нам не менее десятка интересных, ярких, запоминающихся персонажей, каждый из которых — личность, заслуживающая внимания читателя. Мнение судьи — раунд Филипу Дику.

Шестой раунд. Проблематика. И у Приста, и у Дика главная проблема — поиск главным героем самого себя, своего истинного "Я", своего места в мире. Но если у Приста эта проблема — единственная, то Дик ставит вопрос гораздо острее и глубже. Герой не просто ищет выход из сложной ситуации лично для себя, он меняет весь мир своими поступками и берет на себя ответственность за судьбы этого мира. Дик поднимает целый ряд серьезных философских, моральных, социальных проблем, а не зацикливается на одной из них. А вот Прист, взявшись было за тему бессмертия, в итоге просто бросает ее, не дав никакого внятного ответа. Мнение арбитра. Раунд Дику за явным преимуществом.

Да, кажется Прист явно погорячился, ввязавшись в этот поединок. Но пока есть время, ты не проиграл. Все решится в концовке поединка, то есть романа.

Седьмой раунд. Несмотря на все слабости романа Приста, он все же держал меня в напряжении. Я ждал ответа на главный вопрос: что и почему выберет главный герой. Увы, так же, как и его герой, Прист растратил силы в бесплодных метаниях, так и не сумев внятно завершить свой роман и прийти к окончательному выводу. Насколько же контрастирует с этим окончание романа Дика, в котором ты четко понимаешь и причины, затсавившие главного героя сделать именно такой выбор, и последствия, к которым выбор героя должен привести. Мощным ударом Филип Дик ставит решительную точку в своем романе и в поединке против Приста.

Вердикт арбитра. Просто не нужен. Нокаут не оставляет возможности для двух толкований. Вокруг поверженого Приста суетятся поклонники мейнстрима. Филип Дик записывает на свой счет очередную победу под восторженные возгласы поклонников фантастики. Книга Дика возвращается на свое почетное место в моем книжном шкафу. Книга Приста отправляется в стопку к продаже.

Анализ поединка. Для меня исход поединка закономерен. Для большинства авторов мейнстрима характерны чрезмерное увлечение красотами стиля, зацикленность на переживаниях только главного героя, затянутость и невнятность сюжета, повышенный интерес к эротическим деталям, чрезмерное внимание к мелочам, за которыми не видно главное, чрезмерная толерантность, за которой теряется понимание Добра и Зла. Большинство из этих недостатков, увы, присущи и "Лотерее" Приста. Использование фантастических приемов зачастую остается только формой, за которой отстутсвует глобальная проблематика. К сожалению, отойдя от фантастики, Прист многое потерял. По крайней мере, ранние его романы нравились мне значительно больше.

Планка же, установленная Филипом Диком еще в 1960-х годах, так и осталась для Приста недосягаемой.

В то же время Филип Дик наглядно показывает, что фантастика в своих лучших проявлениях способна поднимать и успешно решать проблемы, недосягаемые для мейнстримовских произведений, да еще и делать это в увлекательнейшей форме.


Статья написана 6 декабря 2009 г. 08:26

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

В последнее время открыл для себя сборники, издающиеся в серии "Фрам".

Видимо, для молодых авторов, которые пишут не в жанре фантбоевика, а пытаются создавать что-то необычное, "Фрам" становится дверью в мир большой литературы. Вот и в этом сборнике собраны три довольно-таки разные повести молодых, подающих надежды авторов: Матвеева, Зонис, Морозовой. Раньше из всего их творчества я читал только рассказ "Дворжак" Юлии Зонис, который мне очень понравился.

Что ж, приступим.

Иван Матвеев. Экзорцисты.

На исходе века взял и ниспроверг

Злого человека добрый человек.

Из гранатомета шлеп его, козла

Стало быть Добро-то посильнее Зла

Е. Лукин

На мой взгляд, это стихотворение мастера прекрасно отражает философскую суть и краткое содержание повести.

Мне уже довелось слышать несколько хвалебных отзывов о творчестве Матвеева. Увы, первое знакомство с этим автором не произвело на меня особого впечатления. Автор сбацал этакий крутой боевичок с динамичным действием, постоянной пальбой, разбавив его элементами философских размышлений. Извечная борьба сил Добра и Зла в повести предстает этаким гибридом «Ночного дозора», «Кода да Винчи» и «Терминатора». Действие повести происходит в Праге и узнавание знакомых мест доставило мне едва ли не больше удовольствия, чем все остальное в повести. Хотя, вынужден признать: к концу повести персонажи изрядно загадили и разгромили этот прекрасный город. Да-да, пальбы и беготни в повести предостаточно. И упомянутый гранатомет тоже присутствует. В результате в безостановочном экшене тонут и довольно интересные философские изыскания автора, и попытки сделать повесть психологически достоверной. Неубедительность персонажей и непроработанность их образов тоже мешает раскрыть потенциал повести.

В итоге «Экзорцисты» меня скорее разочаровали. Очень уж крепко засели в них бесы схематичности, поверхностности, увлечения автора динамикой в ущерб достоверности. Да и мистика в духе "Кода да Винчи" надоела. А ведь сделай автор более достоверными психологические эпизоды повести, она могла бы стать гораздо сильней. Оценка — 5.

Юлия Зонис. Боевой шлюп "Арго"

Странная, причудливая история. Больше всего она напомнила мне вторую часть «Малой Глуши» Галиной — такой же сюрреалистический квест, где живые и мертвые, мифологические герои и обычные люди, древность и современность переплелись в причудливый клубок. Повесть получилась жесткой, пожалуй, даже жестокой. Квест, который совершает главный герой, заставляет его терять друзей, переступать через себя, сталкиваться с ложью и предательством, мечтать и разочаровываться. Впрочем, концовка искупит многое и даст надежду там, где ее, казалось бы, быть уже не должно. В романе много сильных, неожиданных эпизодов. Особенно впечатлили меня мертвые герои — и Ахиллес, раздающий автографы, и Язон, разводящий голубей. А как вам Телемак, командующий группой боевиков в Колхиде!? Да, смесь жанров получилась действительно ядреная. При этом повесть получилась очень неровная. Создается впечатление, что какие-то важные эпизоды автор упустила. Объективно говоря, повесть, видимо, заслуживает более высокой оценки, но очень уж тяжелое впечталение она оставила. В итоге — только 7.

Ольга Морозова. Улица медных душ

Еще одно новое для меня имя и неожиданно приятное открытие. По стилю и сюжету эта повесть близка к фраевскому циклу о Ехо или произведениям Голотвиной. Во-первых, автору удалось создать очень симпатичный мир, мир, по которому хочется пройтись, с которым интересно познакомиться ближе. Во-вторых, очень удачно показано взросление двух главных героев произведения, их извилистый жизненный путь. Да, некоторые моменты кажутся слегка наивными, но это не портит общего впечатления. В-третьих, порадовал мягкий стиль повести. Не могу сказать, что автор обходит все острые углы, но и не заостряет на них чересчур внимание. В-четвертых, в повести немало удачных находок, например, запомнился волшебный город Пшо. В-пятых, удачно показаны расследования Тимоти — набор маленьких детективных зарисовок в фэнтезийном мире.

С точки зрения сюжета повесть довольно бесхитростна, но удачная компоновка произведения, оставляющая скрытыми некоторые эпизоды, сохраняет интригу до самого конца.

В итоге, повесть оставила очень приятное впечатление, а я взял на заметку новое для себя имя. Оценка — 8

В итоге сборник объе6динил три совсем разные повести, отличающиеся по стилю, жанру, авторскому почерку. Тем не менее, есть в них нечто общее — взгляд с необычной точки зрения на привычные вещи.

Как и следовало ожидать, молодые авторы пишут неровно. Тем не менее, потенциал всех троих заметен. Самую высокую оценку я поставил повести Морозовой. Ну вот люблю я такой стиль написания фэнтези. А больше всего рекомендую присмотреться к Зонис. Вот кто может стать новой звездой отечественной фантастики. А может и вспыхнув как метеор, исчезнуть с небосклона.

Что ж, пожелаю молодым авторам терпения и удачи.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх