Реалистический метод на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Реалистический метод на античном материале (Гюстав Флобер. Саламбо)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Реалистический метод на античном материале (Гюстав Флобер. Саламбо)

Статья написана 11 апреля 2019 г. 15:17

Гюстав Флобер. Саламбо

М.: Правда, 1982 г. 288 страниц

После «Госпожи Бовари» Флобер решил обратиться к истории. На самом деле к истории он хотел обратиться еще в самом начале своего творческого пути, и неоднократно порывался написать значительное произведение на фоне древней истории. И наконец окончательно он сел за роман именно после того как закончил «Госпожу Бовари», то есть в 1857 году. И снова на работу у него ушло не много не мало — целых пять лет. Но это того стоило...

По сравнению с «Госпожой Бовари» эту книгу словно бы написал совершенно другой писатель — таково разительное отличие сюжета, содержания и атмосферы этого романа.

Действие происходит в III веке до нашей эры в Карфагене и описывает восстание наёмников. Среди главных действующих лиц — Гамилькар Барка — отец будущей грозы Рима — Ганнибала. К слову и сам Ганнибал появляется на страницах книги. Но здесь он еще маленький, и его роль больше пассивна, хотя один эпизод с ним заставляет сжиматься сердце...

Саламбо — это сестра Ганнибала и дочь Гамилькара — жрица богини Танит. Её роль в романе, несмотря на то что её именем назван сам роман, не так уж велика. Она немного отступает со сцены действия, и словно Богиня, лишь изредка появляется на страницах книги. А ведь именно из-за неё во многом и заварилась вся каша... Словно бы она была второй Еленой Прекрасной, ставшей причиной Троянской войны...

Роман «Саламбо» поражает своей натуралистической и документалистической жестокостью. Сцены насилия сменяют друг друга как в кровавом колейдоскопе. Флоберу могли бы позавидовать и авторы многих современных слэшеров и сплаттерпанков...

Собственно сам Флобер и хотел обратиться к истории с тем чтобы раскрыть новый натуралистический метод письма на более благодарном материале. По его словам, ему стало тесно в скучной реальности XIX века, он хотел показать более яркие события и яркие переживания. Что ж... Ему это удалось. И для тех, кого не оттолкнёт вся эта жестокость, все эти отрубленные конечности, выпущенные наружу внутренности, гниющие трупы... смогут насладиться своеобразной поэтикой романа. А она действительно есть. И это не только поэзия смерти и насилия.

Роман «Саламбо» оказал огромное влияние на последующие поколения. Его отдельные сюжетные ходы использовались в фильме «Кабирия», о котором я не так давно писал.

Можно лишь догадываться, так это или нет на самом деле, но атмосферность романа явно прослеживается во многих произведениях Роберта Говарда и Говарда Филлипса Лавкрафта... Из более поздних писателей — нечто подобное чувствуется у Глена Кука...

Книга оформлена иллюстрациями Саввы Бродского. И здесь его иллюстрации как никогда к месту — чёрно-белая беспристрастная жёсткость...





489
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 апреля 2019 г. 21:21
Роман действительно впечатляет и отложился в памяти, хотя читал ещё в начале девяностых. После подробного описания мерзких карфагенских порядков, остаётся только поблагодарить римлян, и вслед за ними повторить: Карфаген ессе делендам!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2019 г. 23:41
Один небольшой отрывок я процитировал здесь:
https://fantlab.ru/blogarticle60182


⇑ Наверх