Дитя робота


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Дитя робота
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дитя робота

Статья написана 25 июня 2019 г. 08:25

Проблемы установки программного обеспечения в мозговые оболочки...

В своё время Р. Желязны написал отличный рассказ «Миг бытия так краток»... — о том, как роботы пытались восстановить Землю после гибели человечества.

План «реконструкции» был так себе, и то, что в итоге люди все-таки появились на планете — просто чудо.

Здесь похожая проблема, но подана с немного другого ракурса: не загрузить компьютерную программу в биологический мозг, как было у классика, но воспитать обычного индивида. Человеческого ребенка. Нормального общества для младенца уже не найдешь. Бабушки дедушки, родители, мачехи с отчимами, старшие братья и сестры — в прошлом. Остались только фильмы, фотографии и учебники по педагогике. Сколько-то тысяч эмбрионов и ограниченная сообразительность машины.

Как быть?

Вот нам и показывают бункер, где робот год за годом воспитывает маленькую девочку. Угловатый и тяжеловесный ВАЛЛ-И следующего поколения — только без мусора... «Засыпает» на несколько часов — подзаряжается. Рассказывает сказки, показывает кино. Девочка понемногу взрослеет.

И все было хорошо, пока в дверь бункера не постучалась вполне себе живая, раненная женщина.

Какое-то время идет психологический поединок между мамой-роботом и незнакомкой, которая говорит о своих друзьях, о жизни вне бункера — а эти слова так притягательны! И еще она боится машин. Робот доказывает, что в словах незнакомки ложь — не тот характер пулевого ранения. Незнакомка показывает, что далеко не все человеческие эмбрионы, которые числятся бункере, еще живы. И это не первый цикл выращивания ребенка...

По форме «Дитя робота» — преимущественно камерный фильм с хорошими спецэффектами. Открытые пространства присутствуют, но скорее в качестве необходимого дополнения. Дизайнеры постарались обустроить бункер — добротные hi-tech декорации для пьесы на троих.

Два живых человека играют лицами, еще один только голосом (другой телом, изображая робота). И еще есть младенец.

Динамика, сюжета, напряженность интриги — растут именно таким темпом, который нужен для максимального проявления характера. По сюжету девушка должна навсегда запомнить эти события, и да, запомнит, без вариантов.

Исполнительницы не обделены актерским талантом.

Хорошо выстроен сюжет с постепенным раскрытием исходного плана машины — и вынужденной его трансформацией. Причем ясно, что все перемены еще не закончились, и человека с машиной в будущем ожидает сколько-то странных танцев. Потому что компьютер — самый строгий экзаменатор, и надо доказать ему своё право унаследовать цивилизацию.

В фильме прослеживаются минимум две работающие на сюжет НФ-идеи:

— проблему человеческого сомнения и подросткового максимализма машина решила далеко не с первого раза и скорее методом перебора, чем воспитания. Потребовался конфликт с другим человеком, чтобы обеспечить лояльность дочери к своей будущей семье. То есть в связке человек-машина отбор идёт с обоих сторон (что ясно еще со времен питекантропов и формирования руки, но каждый раз люди уверены, что теперь они главные навсегда...);

— антропоморфность и единичность робота, как маска. Был робот один, сам по себе, стала натуральная «техносфера». Причем эта может быть жертвенная маска, и если человеку нужно убить конкретно эту оболочку, то какие проблемы?

Есть в сюжете прокол не прокол, но тонкий момент — «Мать» могла не только хранить эмбрионы, но еще и заниматься программой генетического усовершенствования человека. Тут нет и намёка на подобное. Что оправдано — зачем перегружать фильм? — однако упрощает сюжет, делает его чуть более плоским. А так создание нового человечества свелось, фактически, к решению единственной педагогической проблемы. Простите, а если завтра у этой барышни крыша поедет на почве множества детей, которых ей придётся воспитывать в одиночестве? Машина убьет её и повторит все заново? Тогда логично иметь несколько бункеров — для разных серий экспериментов. Эта идея, опять-таки, могла бы загромоздить фильм, но без неё всё слишком уж линейно.

Наконец, использование боевого, без всяких скидок, робота, когда тот лазером плавил стальные засовы бункера — выглядит уже откровенным переигрыванием и «драматизацией на пустом месте». Машине проще было установить еще один электронный замок, иметь в бункере запасной выход, на пустить внутрь еще одно свое подобие и т.п. Но «стулья зачем ломать»?

Итого: хороший НФ-фильм — показана новая грань старой темы. И это годный пример, которому могут следовать небогатые кинематографы.





1170
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июня 2019 г. 08:46
Огромное спасибо за рецензию! :beer:
Заинтересовало, да и сравнение с одним из любимых рассказов Желязны — подкупает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 2019 г. 09:55
:beer:

Фильм получился, его стоит посмотреть.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2019 г. 22:07
Посмотрел фильм. Задумка неплохая, снято достойно, атмосферно.
Одно только но. Не уверен, что человеческое дитя, «воспитанное» роботом и видевшее людей только по гаджету, выросло бы полноценной личностью. Даже если бы она и научилась говорить, она многое бы почерпнула из логики и поведения «мамы», т.е. точно не стала бы девушкой из этого фильма.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2019 г. 07:18
Отчасти соглашусь — она бы сильно подражала «матери».

Но а) робот периодически отключался, то есть был не единственными объектом подражания, б) вся история построена на отказе от полного подражания машине, то есть не только «жертвенная пешка» могла постучаться в бункер, но и сама программа воспитания подобрана так, чтобы дать ребенку человеческую мимику и пластику.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2019 г. 12:56
Девочка бы видела еще людей по гаджету. В реале увидела только лет в 16. Росла в закрытом ограниченном пространстве. В итоге получился бы какой-то асоциальный тип. В духе усовершенствованного Маугли с агорафобией
 


Ссылка на сообщение29 июня 2019 г. 22:43

цитата 240580

В духе усовершенствованного Маугли с агорафобией
Про агорафобию не буду утверждать, хотя тоже не факт, но дети-Маугли были Маугли во многом из-за отсутствия речи и всех следствий этого. Если речь есть, мозг уже развивается как у человека. Правда, робот должен был демонстрировать девочке как минимум одно человеческое лицо, произносящее звуки и слова.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2019 г. 22:48
zmey-uj, возможно, я неточно выразился, однако то, что при такой биографии девочка отличалась бы от той, какую показали в фильме — это уж точно. Девочка в фильме — обычная, как будто бы воспитывалась в семье, жила среди людей.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2019 г. 00:04
Да, мне тоже кажется, что девочка была бы другая, чем в фильме, но в какую сторону отличалась бы — даже не предположу. Вся психологическая ситуация между тремя героинями выглядела сомнительно. Не недостоверно, а именно сомнительно. Эта пришла, мало что говорит, та верит, другая говорит: не верь; пошли вместе, никаких шахт, девочка вернулась... — и прочее.
В одном месте показалось, что девочка должна понять, что что-то сильно не так:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

когда Мать говорит, что «роботы такими пулями не стреляют» — значит, она знает о стреляющих роботах? — ну, думаю, девочка прозреет... а эту подробность пропустили, как и не было.

А, ну и ещё почти сразу были подсчёты:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

в начале говорится про 13 тысяч дней, а это 35 лет. Вопрос, почему девочке лет 17.


Ссылка на сообщение25 июня 2019 г. 10:23
спасибо за обзор
фильм мне скорее понравился, чем нет.

а вот рассказ не читал (кажется)
надо исправлять это упущение


Ссылка на сообщение27 июня 2019 г. 14:31
Спасибо!
Посмотрим.


⇑ Наверх