Проблемы установки программного обеспечения в мозговые оболочки...
В своё время Р. Желязны написал отличный рассказ «Миг бытия так краток»... — о том, как роботы пытались восстановить Землю после гибели человечества.
План «реконструкции» был так себе, и то, что в итоге люди все-таки появились на планете — просто чудо.
Здесь похожая проблема, но подана с немного другого ракурса: не загрузить компьютерную программу в биологический мозг, как было у классика, но воспитать обычного индивида. Человеческого ребенка. Нормального общества для младенца уже не найдешь. Бабушки дедушки, родители, мачехи с отчимами, старшие братья и сестры — в прошлом. Остались только фильмы, фотографии и учебники по педагогике. Сколько-то тысяч эмбрионов и ограниченная сообразительность машины.
Как быть?
Вот нам и показывают бункер, где робот год за годом воспитывает маленькую девочку. Угловатый и тяжеловесный ВАЛЛ-И следующего поколения — только без мусора... «Засыпает» на несколько часов — подзаряжается. Рассказывает сказки, показывает кино. Девочка понемногу взрослеет.
И все было хорошо, пока в дверь бункера не постучалась вполне себе живая, раненная женщина.
Какое-то время идет психологический поединок между мамой-роботом и незнакомкой, которая говорит о своих друзьях, о жизни вне бункера — а эти слова так притягательны! И еще она боится машин. Робот доказывает, что в словах незнакомки ложь — не тот характер пулевого ранения. Незнакомка показывает, что далеко не все человеческие эмбрионы, которые числятся бункере, еще живы. И это не первый цикл выращивания ребенка...
По форме «Дитя робота» — преимущественно камерный фильм с хорошими спецэффектами. Открытые пространства присутствуют, но скорее в качестве необходимого дополнения. Дизайнеры постарались обустроить бункер — добротные hi-tech декорации для пьесы на троих.
Два живых человека играют лицами, еще один только голосом (другой телом, изображая робота). И еще есть младенец.
Динамика, сюжета, напряженность интриги — растут именно таким темпом, который нужен для максимального проявления характера. По сюжету девушка должна навсегда запомнить эти события, и да, запомнит, без вариантов.
Исполнительницы не обделены актерским талантом.
Хорошо выстроен сюжет с постепенным раскрытием исходного плана машины — и вынужденной его трансформацией. Причем ясно, что все перемены еще не закончились, и человека с машиной в будущем ожидает сколько-то странных танцев. Потому что компьютер — самый строгий экзаменатор, и надо доказать ему своё право унаследовать цивилизацию.
В фильме прослеживаются минимум две работающие на сюжет НФ-идеи:
— проблему человеческого сомнения и подросткового максимализма машина решила далеко не с первого раза и скорее методом перебора, чем воспитания. Потребовался конфликт с другим человеком, чтобы обеспечить лояльность дочери к своей будущей семье. То есть в связке человек-машина отбор идёт с обоих сторон (что ясно еще со времен питекантропов и формирования руки, но каждый раз люди уверены, что теперь они главные навсегда...);
— антропоморфность и единичность робота, как маска. Был робот один, сам по себе, стала натуральная «техносфера». Причем эта может быть жертвенная маска, и если человеку нужно убить конкретно эту оболочку, то какие проблемы?
Есть в сюжете прокол не прокол, но тонкий момент — «Мать» могла не только хранить эмбрионы, но еще и заниматься программой генетического усовершенствования человека. Тут нет и намёка на подобное. Что оправдано — зачем перегружать фильм? — однако упрощает сюжет, делает его чуть более плоским. А так создание нового человечества свелось, фактически, к решению единственной педагогической проблемы. Простите, а если завтра у этой барышни крыша поедет на почве множества детей, которых ей придётся воспитывать в одиночестве? Машина убьет её и повторит все заново? Тогда логично иметь несколько бункеров — для разных серий экспериментов. Эта идея, опять-таки, могла бы загромоздить фильм, но без неё всё слишком уж линейно.
Наконец, использование боевого, без всяких скидок, робота, когда тот лазером плавил стальные засовы бункера — выглядит уже откровенным переигрыванием и «драматизацией на пустом месте». Машине проще было установить еще один электронный замок, иметь в бункере запасной выход, на пустить внутрь еще одно свое подобие и т.п. Но «стулья зачем ломать»?
Итого: хороший НФ-фильм — показана новая грань старой темы. И это годный пример, которому могут следовать небогатые кинематографы.