fantlab ru

Питер Уоттс «Бетагемот»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
581
Моя оценка:
-

подробнее

Бетагемот

Behemoth

Другие названия: βehemoth

Роман, год; цикл «Рифтеры»

Аннотация:

Спустя пять лет после событий «Водоворота» корпоративная элита Северной Америки скрывается от хаоса и эпидемий на глубоководной станции «Атлантида», где прежним хозяевам жизни приходится обитать бок о бок с рифтерами, людьми, адаптированными для жизни на больших глубинах.

Бывшие враги объединились в страхе перед внешним миром, но тот не забыл о них и жаждет призвать всех к ответу. Жители станции еще не знают, что их перемирие друг с другом может обернуться полномасштабной войной, что микроб, уничтожающий все живое на поверхности Земли, изменился и стал еще смертоноснее, а на суше власть теперь принадлежит настоящим монстрам, как реальным, так и виртуальным, и один из них, кажется, нашел «Атлантиду». Но посреди ужаса и анархии появляется надежда — лекарство, способное излечить не только людей, но и всю биосферу Земли.

Вот только не окажется ли оно страшнее любой болезни?

Монументальное завершение «Рифтеров», одного из самых увлекательных, непредсказуемых и провокационных научно-фантастических циклов начала XXI века.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.87 (41)
-
7.85 (41)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Рифтеры»


Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Зарубежный роман года. 4-е место (дилогия)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Бетагемот
2015 г.
Бетагемот. Грубый корм. Непогрешимая
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Рифтеры
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

От третьего тома «Рифтеров» у меня остались довольно смешанные впечатления: в нём всё ещё отличная крепкая матчасть про патогены и очень странное — всё остальное. Уоттс, несомненно, прекрасный философ с огромным научным базисом, который может поднять интересные темы и взглянуть на них под нестандартным углом, но вот как писатель он не всегда удачен.

«Бетагемот» именно с этой точки зрения я бы отнесла скорее к тёмным сторонам его писательской биографии. Уж не знаю, что там случилось, было ли это осознанным экспериментом или издатель сказал, что надо вбросить в повествование что-нибудь пободрее, а то никогда не продадим (тм), но Уоттс внезапно решил разбавить обычный для первых двух частей мрачный и неторопливый hard sc-fi всплесками гонок, стрельбы и взрывающихся вертолётов.

Последняя примерно треть романа — это какой-то голливудский экшон в максимальном приближении, Кен Лабин — чистый герой боевиков, который всегда выигрывает, несмотря на собственные травмы, и не оборачивается на взрывы, потому что он слишком невозмутим для этого.

И если у какого-нибудь Чайлда меня это более, чем устраивает, потому что для того и читаю, то от Уоттса как-то оно, ну, неожиданно. И мало того, будь это хорошо, я бы только удивилась — но сделаны эти включения боевой фантастики не только внезапно, но и слишком уж топорно.

Не могу отделаться от ощущения, что выход за рамки хорошо изученного, знакомого и прочувствованного Уоттсом жанра «Бетагемот» испортил. Не критично, но всё же существенно — последнюю треть книги я скорее пролистывала, надеясь найти продолжение авторского видения Апокалипсиса, подробности конструкции Сеппуку или хотя бы вообще что-нибудь достаточно твёрдое, а получая забег с препятствиями и рушащимися небоскрёбами.

Ну такое.

Я бы сказала, что жанровый вотэтоповорот не удался.

Сюжетный с тем, что на самом деле за гибелью Северной Америки стоял Ахилл, который натурально превратил её в свои охотничьи угодья, потеряв вместе с Трипом Вины и все сдерживающие факторы, от остатков морали до страха наказания, наверное, неплох. Вообще тема совести и столкновения ответственности за свой биологический вид в целом и поступки с личными девиациями здесь хорошо препарирована, никто не ушёл обиженным.

И вот тут я должна признать, что большинство получили то, к чему сами же себя и привели собственным фанатизмом. Корпы или Джовелланос — все они просто получили то, что сами сконструировали. Идея о том, что надо думать, что делаешь, просчитывая хотя бы на пару шагов вперёд по реальному миру, а не по своим великим и прекрасным фантазиям, хорошо известна, но при этом не теряет актуальности.

Другое дело, что третий том показался мне несколько... Перенасыщенным лишними что кровавыми, что душевно-страдательными подробностями. Читать про Ахилла, у которого без биохимического контроля окончательно сорвало крышу, чем превратило в довольно обыденного сексуального маньяка, было просто скучно. Я абсолютно нейтральна к любым рейтинговым сценам, здесь они меня тоже не шокировали, но удивили — а, собственно говоря, зачем.

То есть, основная мысль о том, что снятие ограничений, наложенных искусственно, не всегда играет на благо что индивидуума, что общества, понятна. В целом, философские размышления на тему природы морали и того, как её отсутствие может использоваться одинаково поломанными людьми, но для диаметрально разных решений, конечно, не новаторские, но интересные. Но они были бы таковыми и без вагона деталей о сложном внутреннем мире всех участников.

Я вообще Уоттса люблю в первую очередь за то, что он не сильно сосредотачивается на раскрытии внутреннего мира, что в «Бетагемоте»-то пошло не так, зачем мне весь этот вагон рефлексии со стороны Ахилла, который не виноват, просто такова природа, или Кларк, которая не знает, куда себя деть, то ли страдать над уничтоженным человечеством, то ли тогда уж продолжить. Честно, я так и не пронзила её внезапный переворот из Мадонны Разрушения вот в это. На что ей человечество вообще и корпы в частности? Пятилетняя жизнь в глубине раскрыла внезапную любовь к социуму?

Так много вопросов, так мало ответов.

С другой стороны, в книге всё ещё полно интересных тем, да и все сюжетные линии Уоттс плотненько увязал и обрезал, не оставив ничего на совести читателя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и природу Бетагемота раскрыл, и природу его антидота, и второй штамм, и откуда он взялся вместе с первым, и Водоворот с «мадоннами» окончательно доломал, и судьбы всех персонажей осветил.

Я, конечно, несколько сожалею, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человечество не умерло целиком, но хотя бы «Атлантиду» угробили,

и на том спасибо. Ничего, конечно, не изменит, и через пару десятилетий на развалинах человечества появится новый высший класс корпоративной аристократии, но всё же.

Однако по итогу уровень моего восторга по сравнению с первыми двумя томами сильно снизился. Его, как по мне, можно было сократить на треть, выкинув все взрывающиеся вертолёты, — Кен Лабин, конечно, прекрасен, но его одного не хватает для вытягивания «Бетагемота» целиком — и, может, стало бы также хорошо.

Впрочем, это всё равно был крайне захватывающий опыт, пусть читалась книга местами не слишком легко.

Несмотря на это, о всём цикле «Рифтеров» у меня всё равно общие впечатления остались хорошие.

Буду ждать от Уоттса новых книг, потому что все старые я уже прочитала.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бетагемот» трижды успешно откладывался на светлое будущее, в котором фигурируют камин и плед. Оптимистичной серия «Рифтеры» никогда не была, а окончание трилогии казалось будет совсем инфернальным, хотя куда уж сильнее «Водоворота». Словом – зачем портить настроение. Читать о последствиях краха миропорядка корпоративной плутократии в очередной постапокалиптике, да ещё на 600 страниц казалось выше сил. Любопытство в итоге взяло своё.

По прочтению: неплохо. На уровне вынужденного, но не вымученного финала. Всё лучше, чем почти 1000 страничный «Вирус Reamde» Стивенсона (на русском их издали с разницей в год). Битвы, беготня и боги из машины. Но в два раза компактней. В четыре, если исключить первую половину «Бетагемота», «Бетамакс».

«Бетамакс» — это «Морские звезды» пять лет спустя. Бывшие враги – корпоративная элита и рифтеры, их душевно искалеченные и физически улучшенные опытами создания, живут в шатком мире на подводной базе «Атлантида». Подозрительность, мрачная вязкая неспешная атмосфера подковёрных политических игр – «Последняя станция» или один из томов позднего «Хонорверса» в пределах глубокого космоса моря.

Старт книги наполнен психологизмом, но не до краев. Если провести пальцами по слабому рельефу персонажей и слегка потрясти на пол ничего не прольется. Персонажи-социопаты сжились с нервозами, стали обыденней и на пару тонов бледнее.

Неформальный лидер рифтеров Лени уже не воплощение ярости и мести. «Мадонна разрушения» ищет искупления. Переосмысливает ответственность за то, что столкнула мир с пропасти. Она ощущается как взрослая женщина, а не жертва экспериментов, педофилии или перестройки личности. Впервые в серии, кстати.

Второй герой Лабин изменился несильно. Его роль — циничный антипод Лени. Его философия —«цель оправдывает средства» и «кончай страдать, Лени». По-настоящему Кен раскроется дальше: на нем макиавеллизм, планирование и всё каскадёрство.

Прочие персонажи – функции: бунтари, оппозиционеры, собеседники для пространных диалогов о том, кто виноват, как мы могли, и что теперь делать. Иные нужны Уоттсу, чтобы латать сюжетные дыры прошлого. Ну откуда у медлительного Бетагемота такой зверский аппетит, что он за пару лет сломал углеродные формы жизни? Стараниями главной «злодейки» Патриции Роуэн мы узнаем – виноваты безответственные ученые. Крайтон был бы доволен.

Сложные отношения фракций и хитроумные заговоры отдельных персонажей гидробиолога Уоттса интересуют куда меньше исследований пагубного влияния микроорганизмов из глубин океана на органические формы жизни. Поэтому, начавшись как глубоководный политический триллер, роман даже не разрубил, буквально взорвал этический сюжетный узел и вплыл навстречу «Сеппуку».

«Сеппуку» – удовольствие другого рода. Это «Водоворот» пять лет спустя. Лени и Лабин видят разоренную беспорядками, безлюдную, мутирующую под чумой Бетагемота планету. Дальнейшее – квест о счастливых случайностях. Нашли полевой госпиталь с доктором, чудом отыскали лекарство от Бетагемота (тут Лени опять порефлексировала), вновь сошлись с «самым влиятельным человеком на земле» Ахиллом, узнали кто главный злодей и отправились в крестовый поход – на поиски святого Грааля Мести.

Взрывы и массовые смерти – только за кадром, а в фокусе, как и раньше, страдания одиночек. Стиль боевых сцен – поединки. Добро победит зло и, зверски изуродовав, убьет. Конец. По настроению финал истории с натяжкой до боли в скулах можно назвать надеждой на будущее. Рассветом над Нагасаки.

***

Прочесть «Бетагемот» как очередную твердую научную фантастику и поставить галочку – ну нет. В конце будет ещё двадцать страниц описаний всех идей и заверения: «всё это уже здесь, но ещё не вышло из лабораторий». Не верите? На выбор под три десятка научных работ, научный фундамент на котором выстроены стены произведения.

Подобно соотечественнику, Роберту Сойеру, Уоттс обожает этот фокус: просверлить в граните отверстие и наполнить сердцевину шелковой материей социальной фантастики. Тема дня: природа совести.

Крайний раз на моей памяти так масштабно об этом писал Старджон в «Больше чем люди». По Старджону нравственность — глубинный инстинкт самосохранения, оберег от маргинальности. этика — свод правил, что служат для выживания всего вида. В пику гуманитарному настрою Старджона, Уоттс не философствует, а пробирается через заросли нейробиологии. У него совесть, нравственность, эмоции, этика и даже самая личность – суп в котле мозга; безвкусный и бесцветный. Оттенок и запах ему задают приправы химических соединений.

Спасибо Уоттсу, теперь в мой лексикон прочно засело словосочетание «химия мозга». Оцените эвфемизмы: у него нарушена химия мозга вместо он депрессивный; кто-то изменил ему химию мозга – его обидели. Придумывать их – забавное хобби, попробуйте сами.

Корпорации в трилогии во всю изменяют эту химию, подменяя характеры, совесть и ценности – почти всё, что составляет личность. Цель: привить корпоративную этику взамен социальных норм. Если почувствовал вину – бегом за инъекцией «отпущения грехов». Пропаганда прямой доставки.

Ахилл и Лабин – бывшие служащие таких корпораций. Два маньяка, силой вируса, вышедших из-под влияния корпоративной химии совести – «трипа вины». Первый лишается совести вовсе, второй – сознательно создает её сам. Слабая и сильная личность.

Есть ещё Кларк. Её химию мозга «корпы» напрямую не трогали, а заменили воспоминания, а значит изменили и реакцию мозга – состав инъекций – в ответ на раздражители. Работая с тем, что ей досталось, её совесть меняется под влиянием окружения и переживаний. Мы скажем – совесть обостряет чувство вины. Кен сказал, что она выработала собственный «трип вины».

У Кена совесть становится осознаваемой частью личности, у Лени – бессознательной, а у Ахилла в этом месте выжженная земля. Читателю предстоит решить: кто из них человечнее? Уоттс не дает ответа, но заключает, что личность в итоге — химия, не больше. Только она делает нас безумными разумными людьми. Без неё – мы никто. Хорошо это или плохо – зависит от точки зрения. В этом его выводы мало чем отличатся от заключений Старджона.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот я и домучил последний третий том «Рифтеров». Этика с эстетикой в тексте хромают на обе ноги, но все-таки интересно было, чем же оно закончится. Как хорошо выразился один из авторов отзывывов к «Водовороту»: «Трилогия о рифтерах — это тот текст, который Уоттс подставлял под ножку письменного стола, когда писал «Слепоту».» У него эта мысль сформировалась после второго тома, а у меня — после третьего. Что тут можно сказать? Я всегда знал, что на свете много людей более сообразительных чем я.

Автор в очередной раз приглашает нас нырнуть на дно океана в поисках смыслов в кромешной тьме в окружении группы не самых психически стабильных людей. Впрочем, на поверхности дела обстоят ничуть не лучше. Цивилизация сдает позиции. Разум людей — тоже. Про что и придется читать в большей части книги, так что сами решайте: ваше это чтиво или нет. Кто-то пытается замедлить этот процесс, кто-то — ускорить. Но в общем и целом люди на фоне глобальной катастрофы занимаются тем, чем занимаются обычно в такой ситуации — доедают друг друга.

А теперь о наболевшем. Чем реально не понравились тома 2 и 3, так это описанием приключений сетевой живности.«Жизнь и приключения компьютерного вируса», фигурирующие как во втором, так и в третьем томе, не имеют ничего общего с реальностью. И это уже не твердая научная фантастика. Это чистое фентези. Автор решил, что раз существуют саморазвивающиеся программы, то значит теоретически существует возможность, когда подобная штука разовьется в нечто, что захочет «убить всех человеков». Вполне возможно, что действительно появится и захочет. Ничего необычного в такой хотелке для ИИ не будет. Дело в другом. Дело в том, что инфраструктура существующей сети и сетевой протокол вовсе не ориентированны на то, что некий процесс (неважно человек или программа) займется массовым хулиганством и порчей имущества.

Критические объекты уже сегодня имеют приличную защиту, исключающую запуск произвольного процесса, выполняющего произвольные действия. Полномочия можно ограничивать как угодно. И их ограничивают. И «критический объект» — это вовсе не спутник с лазерами на орбите, а обычный интернет магазин, который торгует чем-нибудь за деньги. А что касается реально важных объектов, так, например, ядерные электростанции по требованиям МАгАтЭ так просто не имеют выхода в интернет. Уже сегодня все отказались от ActiveX компонентов и подобных технологий по одной простой причине: нельзя выполнять на машине код, который прилетел неизвестно откуда. Уж лучше взять и самому отформатировать жесткий диск. По крайней мере будешь знать виновника потери данных.

Я понимаю, что нельзя объять необъятное. Ученый-писатель не может быть специалистом во всем. Поэтому по незнакомым темам нужно консультироваться с другими специалистами. Так при написании книги и было, о чем свидетельствует послесловие к третьему тому. Беда в том, что не все косяки были закрыты при помощи консультаций. Одна из неприкрытых тем — это авторские фантазии по поводу того, как функционирует сетевой протокол.

Есть у hard science fiction один существенный недостаток: когда она проседает на твоей профессиональной теме, то она начинает проседать всюду. Читаешь всю эту фигню про дикую жизнь в проводах и думаешь: «Это действительно тот же самый человек, который десять страниц назад просвещал меня за биохимию?» И это при том, что по поводу самой сетевой живности, упоминавшейся в тексте, возражений у меня нет. Можно создать нечто такое, что будет автоматизированно разгонять в сети мем и как-то модифицировать свое поведение для этой цели. Это может даже походить на сознательную деятельность. Любая программа разумна ровно в той степени, в которой она была наделена разумом своим автором. Понятия не имею, где находится тот уровень сложного поведения, выше которого программа на стадии выполнения начинает казаться разумной. Подозреваю, что этот уровень будет сильно зависеть от наблюдателя.

В итоге автор вырулил на концовку, когда в последней трети заключительного тома вспомнил об идее, высказанной в конце второго тома.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вирус, который угробил все, внезапно стал союзником, который снова угробил все.

Что же мы имеем, если пробовать определить тему произведения? Мне кажется, что у автора получился роман про совесть. У кого-то она была, а потом ее не стало. У кого-то ее не было, но она появилась. У кого-то она трансформировалась. Специально не пишу имен персонажей, которые соответствуют различным процессам. Возможно, иной читатель будет не согласен со мной в том, как менялся некий конкретный персонаж за три тома.

Чем все закончилось? Да примерно тем же, чем все у Уоттса обычно и заканчивается. Предвкушением больших перемен и кучей недосказанности.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если позволить бездне слишком долго вглядываться в тебя, все метки цивилизации тают, как лёд в проточной воде».

Третий том понравился больше второго. Во второй книге некоторые моменты и сюжетные ходы были притянуты за уши, выстраданы, как будто для увеличения хронометража. Здесь же, если и были такие ситуации, то не так сильно бросались в глаза. Да и к тому же, во втором томе практически все события происходили на суше, а в «Бетагемоте» половину книги читатель, вместе с рифтерами, проведёт под водой. Лично мне «под водой» было комфортнее. Уоттс поднаторел в такого рода описаниях, и получается это у него отлично.

По прошествии пяти лет ситуация изменилась. Нет, ничего кардинального – Огненная Ведьма, как нарекли страждущие Бетагемот, все так же продолжает свой путь по планете, медленно опуская рубильник Апокалипсиса, мир в хаосе, всё катится в тартарары. Изменилась ситуация с Атлантидой, ведь рифтеры, которые поначалу хотели уничтожить корпов вместе с их убежищем, передумали, и стали сосуществовать вместе, и даже помогать собирать информацию о происходящем на суше, время от времени совершая «вылазки» на поверхность океана. Неожиданный поворот, не правда ли? Дилемма состоит в том, смогут ли два вида живых существ находиться рядом достаточно долгое время без склок? Ведь за плечами столько всего, что можно вспомнить и за что очень хотелось бы отомстить. Вот и здесь не всё так гладко.

Лени Кларк – противоречивый персонаж, к которому по-разному относишься в каждой книге. Если во втором томе она была Мадонной Разрушения, рассеивала опасный вирус по континенту, совершая свой акт мести всему миру, то здесь у неё взыграла совесть, и вместо отмщения она совершает паломничество на медицинском автомобиле, в надежде облегчить страдания других людей. По сути, наша главная героиня попросту бросается из крайности в крайность. И всё больше из персонажа превращается в функцию.

«Тут-то и заключалась загвоздка, и Лабин — черт бы его побрал — прекрасно все понимал. Когда ты помогла разрушить мир, когда испытывала острое, ни с чем не сравнимое удовольствие, глядя на его предсмертную агонию, то очень трудно потрясать моралью перед тем, кто просто не слишком хочет его спасать. Даже если это было давно. Даже если ты уже совсем изменилась. Если и существовало истечение срока давности за убийство планеты, то каких-то жалких пяти лет для него точно не хватило бы.»

Ахилл Дежарден – вот где черти водятся. Что будет, если психопату, с садистскими наклонностями, которого в сдерживал так называемый Трип Вины, помочь избавиться от уздечки, попутно напрочь снеся ему совесть и чувство вины. Когда зверя ничего не сдерживает, он начинает вести себя как ему подобает, даже хуже. Когда все запреты пали, а вседозволенность нашептывает на ухо перспективы. Но, если посмотреть с точки зрения принципа меньшего зла, его поступки оправданы, в какой-то мере. Спасая миллионы он насилует и подвергает пыткам единицы. Оправдана ли эта жестокость с точки зрения нравственности?

Очень интересно читать диалоги, словесные перепалки между людьми, у которых уровень IQ значительно выше, чем у посредственного представителя Homo Sapiens.

« — Дело не в том, чтобы чувствовать себя счастливее. Тут вопрос, есть ли причины для счастья. – Кларк погладила девочку по щеке. – Ты скажешь, я из равнодушия не помешаю тебе покончить с собой, а я говорю – я настолько неравнодушна, что ещё и помогу тебе, если ты этого захочешь.»

Так же нам открылось истинное происхождение Бетагемота. Некий полог загадочности, безусловно, исчез, но с точки зрения духа всех трёх книг – это логично. Через всю трилогию красной нитью проходит одна мысль – «Человечество – скверна нашего мира». Немного обобщённое определение, но правильное. Захотим создать новый геном, биологическое оружие – давайте попробуем, если что-то пойдёт не так и это расфигачит весь мир к чертям, так тому и быть. Но, постойте ка, мир катится в Бездну недостаточно быстро, давайте выведем ещё один, более опасный вирус, который слопает планету побыстрее. Не придётся подчищать мусор, ибо ничего не останется.

Вот это роман-катастрофа, с таким размахом, что глаза на лоб вылезут.

Концовка романа немного боевичковая, с беготней, модифицированными собаками и непредсказуемыми прыжками. Это не хэппи-энд, ибо в конце «Единый результат получить невозможно. Доверительные пределы превышены. Дальнейший прогноз ненадежен.»

Эта неопределённость не оставляет чувства недосказанности, а лишь позволяет подумать над тем, чем всё это может закончиться. Вы же не ожидали, что в книге Уоттса в конце все выживут, и побегут за ручки навстречу радуге.

Это Уоттс, господа. Он крут, великолепен и шикарен. В его мозг невозможно не влюбиться.

Своего рода эталон того, какой должна быть качественная научная фантастика, дающая колоссальную пищу для ума и тренирующая обленившийся мозг:)

После прочтения появилось чувство грусти, и осознания того, что нечасто нам попадаются настолько качественные вещи.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всего-то 4 года прошло между покупкой книги любимого автора и ее прочтением)) Столько же прошло и во Вселенной Рифтеров. Ох, не зря я откладывал дело в долгий ящик, и не зря Уоттс волновался за судьбу книги в финальных Благодарностях. «Штирлиц никогда не был так близок к провалу!»))

Первая часть Бета-макс — ни о чем. Все эти «тайны мадридского двора» на глубине трех километров скучны и бессмысленны. Одни социопаты обвиняют других социопатов в том, что те социопаты. У них нет причин для вражды, кроме детских предъяв. Даже ребенок — Аликс — это понимает. К тому же персонажи скучные и плоские до зевоты. Кроме Пат, Лени и Кена и взгляда остановить не на ком. Персы различаются только по именам. Не зря Уоттс их внешность не описывает. Она не нужна, и они не нужны. Уоттс решил подыграть читателю — лентяю и верхогляду. Это и стиль выдает. Никаких забубенных метафор, сплошные пустопорожние диалоги с истерическими взвизгиваниями. Многозначительные переглядывания. Атмосфера напоминает среднебюджетные сериалы эфирных телеканалов — какие-нибудь, прости господи, Эн-Би-Си или Си-Би-Эс. Кстати, Кларк в этой части напоминает другую Кларк — из хорошего сериала «Сотня». Как раз сейчас начался шестой сезон, я сравнивал. Это точно. Недолидер, на которую вешают всех собак, и чьи планы ведут только к деструкции. Короче, из этого нужно было делать большой пролог и баста! А так, пока я читал эту скукоту, мой внутренний рейтинг упал чуть ли не до «шестерки». Уоттс-лайт вызывал только жалость, и хотелось немедленно засесть за перечитывание Ложной слепоты.

И тут он выбрался на поверхность! Во всех смыслах! Атмосфера всеобщей гибели и отчаяния, брутальность, жестокость, невероятной сложности научный поиск и даже биодетектив. Психопаты и массовые убийцы справляют глобальный кровавый пир. Смелые гипотезы и лучик надежды. В общем, тут уже много правильного лаборанты написали, не буду повторяться. И главное — прекрасный язык Уоттса, сложный сверхметафоричный, сложно конструктивный и эмоциональный без грана сентиментальности. Некоторые некрепкие духом читатели тут же захотели на руки к мамочке)) Да, Уоттс умеет вздернуть на дыбы восприятие, глаза на лоб лезут! Он полностью себя реабилитировал себя за жвачку Бета-макса. Дорога к Ложной слепоте стала вновь прямой и ясной))

Единственно, самая концовка подкачала. И дело не в «стрелялках» и «голливуде». Сама суперпозиция герой-злодей невыигрышная. Мне это напомнило — ни разу ни игрок в контрстрайки — старые игры из конца прошлого века. Тупорылые двумерные бродилки. Колдун из подземелья, Барбариан 3)) Типа того. К тому же финальная разборка обессмыслила все вымученные терзания первой половины книги. Рычаг давления на столь тонкую натуру, как Лени ,и другой можно было бы найти.

Так что диалектически хорошо, что продажи Бетагемота провалились. Уоттс понял, что играть в поддавки с читателем бессмысленно и поднял ставки на высший уровень. За который его и люблю.

От любви можно было бы и «девятку» поставить, но слишком тяжек вес первой части.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна история завершена. Трилогия о рифтерах вышла сложной, неоднозначной и разноплановой, и чтоб в полной мере понять суть «Бетагемота», для начала надо вновь обратиться к «Морским звездам» и «Водовороту».

Дело в том, что «Бетагемот» состоит из двух частей, которые в Америке и Канаде даже издавались отдельными книгами. Называются они «Бетамакс» и «Сеппуку». И по сути своей это развитые в сюжетном плане, но регрессировавшие в плане атмосферности «Морские звезды» и «Водоворот» соответственно. В «Бетамаксе» мы вновь оказываемся на глубине, попадаем в общество рифтеров и наблюдаем за тенденциями развития отношений между психологически поврежденными людьми в замкнутом пространстве и атмосфере подводного мира. А «Сеппуку» вытаскивает нас на поверхность и демонстрирует все прелести происходящего апокалипсиса. В целом ничего потрясающего нет, книга получилась слабее второй части и тем более слабее первой, в основном потому что пытается совместить в себе хорошие стороны того и другого, но не выходит.

А как обстоят дела с сюжетом?

Прошло четыре года с момента окончания «Водоворота». Рифтеры пытаются ужиться с бывшими корпами, обитая на подводной станции «Атлантида» и около нее. Получается не очень, и хрупкое перемирие вот-вот разобьется, после того как до места обитания наших героев добирается модифицированный бетагемот.

Персонажи получили достаточно странное развитие, хотя и нельзя сказать, что нелогичное. Лени Кларк начинала как неформальный лидер рифтеров на «Бибе», наиболее поврежденная из всех, в сиквеле обрела статус символа конца света, принеся в мир смерть и разрушение. В триквеле же она учится человечности и даже гуманности. Кен Лабин в самом начале был темной лошадкой, садистом, который весь первый роман держался в тени и на периферии повествования, во втором романе стал профессиональным убийцей, которого мало что могло остановить. К третьей книге он эволюционировал в суперсолдата, гения тактики и стратегии, который благодаря всяким имплантатам и модификациям организма стоит целого взвода бойцов или даже двух. Ахилл Дежарден из в целом тихого гения-интроверта с садистскими наклонностями, в «Бетагемоте» преобразился в моральное чудовище без поводка совести.

В книге больше нет зубодробительных научных идей, всю интеллектуальную подоплеку она наследовала и развила из предыдущих книг. Читать ее проще и при этом как будто скучнее. В целом я могу порекомендовать ее всем поклонникам цикла и сам оценю роман на 8 баллов, но привкус разочарования после прочтения остался.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Морские звезды» были весьма неплохи. «Водоворот» ушел в сторону боевичка, но сильного отторжения у меня не вызвал. Чего же ждать от «Бетагемота»?

Мне почему-то показалось, что Уоттс после первой книги понял, что экшена у него мало, после второй, что с экшеном перебрал, поэтому в третьей книге всего поровну. Сначала нас снова погрузили в воду, где плавают зубастые рыбки и тихо и мирно живут рифтеры. Правда, к ним еще добавились соседи — те, кто рифтеров и придумал. Понятное дело, что ужиться им вместе очень сложно, поэтому Уоттс углубился в дилеммы между примирением с ситуацией и ненавистью, щедро насытив первую часть книги мутными и длинными диалогами между героями. На мой взгляд, получилось слишком неправдоподобно и приторно.

Во второй части книги рифтеры решили глянуть, не сожжен ли верхний мир дотла. Появился главный «бандит», который принял на себя всю вину. И вот с этого момента начинается боевичок с очень непонятной и глупой концовкой.

Честно говоря, от цикла ожидал немного другого. У Уоттса были очень интересные идеи с моей любимой темой постапокалипсиса, но он, на мой взгляд, не смог добавить к классным идеям интересный сюжет. Может быть, если бы «Морские звезды» были единственной книгой, было бы лучше.

Прочитать один раз стоит, а вот перечитывать вряд ли буду

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга слегка разочаровала. Сквозь попытки сплести все сюжетные нити в последнем томе в нужный узор, порой, грубо проглядывает авторская канва. Появляется какой-то супергероический пафос — «герой из последних сил», злодей также отдает голливудщиной. Эти киношные обьяснения перед лицом врага. Треш и мясо, вроде бы приличествующие концу света, поданы чрезмерно, с моей точки зрения, к концу уже подустаешь от этих гор фарша и хочется чтоб все скорее как-нибудь закончилось. Мотивы героев скачут в разные стороны и автор каждый раз прямым текстом обьясняет их читателю, просто перечисляет и описывает что подумал, что почувствовал, почему и т.п. вместо того, чтобы создавать образы и настроение художественными средствами. Получается нудновато и неправдоподобно. Чтобы вызвать эмоциональный отклик используются трупы, кишки, вивисекция, сжигание заживо, опять сжигание, сжигание больших групп людей и, в конце концов, возникает от этого брезгливая усталость.

Научная часть порадовала как всегда. Правда, излагается нескольки сумбурно, чрезмерно художественно и антропоморфно. Спасибо , что хоть не на гамбургерах обьясняют) Немного раздражала излишняя эмоциональность этих вирусных программ, а также подача важных для сюжета кусков биологической теории в садистской обертке, ей богу, лучше бы просто параграф из учебника по молекулярной биологии разместили.

Резюмируя, первая книга трилогии была просто великолепна, вызвала один восторг, вторая была интересна своими идеями, третья же оставила впечатление помеси «Терминатора», «Молчания ягнят» и научпоп программы BBC.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное завершение цикла. Роман можно разделить условно на две части. Подводную и наземную. В первой части, действия разворачивается на глубине океана, действие второй соответственно на земле. Не могу сказать точно, какая мне больше понравилась. Автор гармонично сочетает их друг с другом. В романе стало меньше боевика, а больше шпионской составляющей. Мне это понравилось. Это позволяет больше узнать каждого героя. Кстати о боевой составляющей. Вот не надо было делать простую драку в финале. Не сказать что это вредит, но и не помогает уж точно. Не такой финал должен был быть. Он должен быть под стать романы – умным и быстрым, под стать самому роману. 9/10

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Логичное завершение трилогии , которое превращает «Рифтеров» в «глыбищу» научной фантастики

Хотя ИМХО «Бетагемот» все таки уступает и «Морским звездам» и «Водовороту» — попытка скрестить «ежа с ужом» — камерность и психологизм первого романа с масштабом и глобальностью второго, удалась не в полной мере . Целостность повествования местами рассыпается , и отсутствует фирменная авторская плотность и идейная концентрация . Иногда создается некоторое ощущение что Уоттс в какой то степени «гнал объем» . И хотя это качественный «объем» — впечатление таки несколько смазанное . Также кажется что в «Бетагемоте» автор до какой то степени все таки подстраивался под массового читателя и несколько снизил «порог вхождения» . Решение несколько странное , если бы это шло по нарастающей было бы понятно , но читать «Бетагемот» в отрыве от остальных книг трилогии — бессмысленно.

И все равно очень и очень хорошо , роман достойный уровня и репутации автора

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый слабый роман цикла. Начало вообще «ниачем», ну неужто непонятно было, к чему приведет создание замкнутого общества (это я к Пат — никакое это не спасение, если что). Откуда-то набежало много-много рифтеров — но при этом самого рифта, как образа, как точки сборки книги — не появилось. Превращение одного из ангелов из предыдущей книги в садиста-психопата... честно говоря не понял, зачем.

При этом книга тут — такое впечатление — играет роль какой-то лабораторной работы по писательскому мастерству, так много типовых ситуаций туда напихано. И тебе замкнутое пространство с нагнетанием страстей, и квест по новым местам, и психологическое противостояние преступника и жертвы, и то, и это... какой-то винегрет...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман про спасение мира.

Мир катится к чертям, мы же сидим в своем уютном углу и занимаемся тем, чем занимается человечество в таких углах — режем друг друга. А потом мы обнаруживаем, что мир-то от нас стеной не отгораживался. Ну и отправляемся, чтобы не помереть, этот мир спасать.

Описано с технической точки зрения это все, может, и не плохо, вот только возникают вопросы по мотивации героев, а также некоторое количество «зачем».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем, например, так подробно описывать подводное поселение, с характерами, привязанностями, борьбой, а потом одной фразой в конце этот мир угробить?

В общем, читать имеет смысл, но вот перечитывать...

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сверх меры эрудированный канадский правонарушитель снова сделал это.

После полуобморочной зауми «Водоворота» дуплет «Бетамакс+Сеппуку» освежает добротным ритмом и драйвом.

«Бетамакс» заигрывает с любителями «Морских звезд»: серия возвращается к истокам — в депрессивную придонную темноту (во всех смыслах).

«Сеппуку» неожиданно исправляет недостатки «Водоворота», превращая путешествие по умирающей и убиваемой земле в интересную историю.

Получившийся коктейль из боевика, триллера, НФ и детектива в антураже постапокалипсиса, украшенный копанием в мозгах садиста и новинками с передовой фундаментальных и прикладных наук, увлекает и бодрит — покруче двух предыдущих романов серии.

Лабин окончательно превращается в Терминатора, Кларк — в человека, а антагонист («убийца — садовник«!) — в самого себя.

Из недостатков главный — издание. Количество опечаток превышает пределы терпимости. Чен несколько раз превращается в Чун, а Гомес — в Гомера (а, может, наоборот?). Второстепенные: раздражающие в своей бесцеремонности два deus ex machina, которые волей автора уравнивают шансы Терминатора и антагониста.

В итоге — отличный дуэт. Рекомендуется к прочтению. Достойное завершение цикла.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять у меня сложное отношение к книге. Подобно тому, как долго не мог воспринять «Водоворот» из-за непонятного и местами тупого перевода, так и с этой книгой у меня сложились сложные взаимоотношения. Два переводчика — два подхода. Начал читать с интересом, складный язык, в основном без изъянов, нормальные характеры героев, как рифтеров, так и спрятавшихся в «Атлантиде» корпов. Нормально и доступно описан «водоворот» и прочие допущения автора, включая, зародившуюся кибержизнь и ее выпадение в реальность. А потом характеры пропали, язык стал тупым, нудным и часто непонятным, весьма похожим на плохо отредактированный текст «огугленного» автоперевода. Долго пытался понять предложение«Прошел год или два, пока она оказалась рядом с Лабином — как в реактивной струе». И это об очень коротком временном периоде, когда героиня с партнером пробирались в здание с забаррикадировавшимся там Дежарденом. Потом таких идиоизмов стало больше, и чтобы не биться в истерике, перестал обращать на них внимание, хотя безграмотность зашкаливала. И это при том, что цикл сей, даже при уродском и позорном исполнении АСТА, все равно считается многими лаборантами лучшим НФ циклом последних лет. А ведь в книге немало интересных НФ идей, тщательно отработанный сюжет, динамичный квест, интересные персонажи, и при этом перегруженность специальными терминами не раздражает. В отличие от безграмотного изложения перевода.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх