138 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 138. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. А.Коковкин).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

138. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. А.Коковкин).

Статья написана 30 июля 2019 г. 09:52

Сегодня очередное отдельное издание «Серебряного копытца». Издательство «Советская Россия», которое иногда баловало читателей выпуском хорошо иллюстрированных книг. Самоуправство издательства выразилось в том, что на титуле под заглавием стоит «сказка» (а не «сказ») — ну так и в библиографии на Фантлабе бажовские сказы чаще всего как «рассказы» классифицированы. Художник — А.Коковкин. Годы выпуска: 1980 и 1990.

Большой формат — 1980 г., малый формат — 1990 г.
Большой формат — 1980 г., малый формат — 1990 г.

Отличия двух изданий: в 1990 году — малый формат (что на фото в сети не всегда очевидно), чёрный цвет шрифта на обложке и отсутствие одной полустраничной иллюстрации (шествие Мурёнки по снегу). Картинки в издании 1990 г. переданы, может быть, и поконтрастнее, но это как раз в замысел художника не входило — получилось огрубление и потеря оттенков.

Отстутствие одной иллюстрации в издании 1990 г.
Отстутствие одной иллюстрации в издании 1990 г.

Художник Коковкин на Фантлабе: https://fantlab.ru/art5714

Издание 1980 года на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition76129.

Издание 1990 года на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition257404.

Художник Коковкин не погружается в глубины бажовского смысла, не сравнивает Мурёнку с Ктулху, не помещает козлика на Луну. Но и оголтелого реализма не придерживается. У него иллюстрации в милой манере: чуть размыто, уютно, надёжно. На 1970-е годы пришёлся пик творчества Коковкина — период «застоя». А смотришь на его тёплые иллюстрации (и многие другие того же периода) и ассоциации появляются с «прекрасной эпохой» перед Первой мировой войной. Как у А.Блока: «Дождь мелкий, разговор неспешный, // Из-под цилиндра прядь волос, // Смех лёгкий и немножко грешный — // Ведь так при встречах повелось?».

Посмотрим ненапрягающие картинки к «Серебряному копытцу».

1) Обрамляющие иллюстрации

Коковкин — опытный мастер. Он знает цену заставкам и концовкам. Это элементы смысловые (вместе с обложкой). На обложке у художника — козлик Серебряное Копытце (герой, давший имя сказу). На титуле заставочка: девочка Дарёнка с кошкой Мурёнкой всматриваются в даль. А концовка: кошка Мурёнка убегает в эту даль с козликом. Так всё и было — Мурёнка связующее звено.

Заставка: Кошка с человеком
Заставка: Кошка с человеком
Концовка: Кошка выбрала братьев по крови
Концовка: Кошка выбрала братьев по крови

2) Кокованя и сиротка

Подробно и традиционно решается тема завязки: представлением Коковани, сидящего на завалинке на фоне уральского пейзажа; представление крупным планом печальной Дарёнки в чужой семье; уход Дарёнки с Кокованей из чужой семьи.

Кокованя
Кокованя
Дарёнка с кошкой
Дарёнка с кошкой
Уход Дарёнки, Мурёнки и Коковани
Уход Дарёнки, Мурёнки и Коковани

3) Рассказ про козлика

Призрачный олень среди звёзд — это приём из тогдашней мультипликации, когда нужно было разграничить героя и образы из его рассказа (мультик про Умку сразу на ум приходит). Эти же звёздные олени были и у реалистичной Морковкиной, которая параллельно рисовала «Серебрянное копытце». Так что здесь у Коковкина сказочно-мультяшный элемент есть, а мистического (как у Митурича) — нет.

4) На зимовку в лес

Кошка Мурёнка, которую вырезали из издания 1990 года малого формата, важна и по смыслу, и композиционно: вверху справа Дарёнка с Кокованей оглядываются на кошку, которая внизу слева. А кошка у Бажова идёт в лес параллельным курсом: в стороне и по снегу — художник так и нарисовал, раздробив пространство единой картинки.

5) Явление козлика

Художник не рисует встречу козлика с Дарёнкой, а показывает игры козлика с кошкой Мурёнкой. Человек уже исключён из взаимоотношений сказочного козлика и реальной (пока ещё) кошки.

6) Гора самоцветов

Хорошо зимняя сказка в такой манере получается. Очень красиво и опять-таки мягко вышла у художника эта сцена: изумлённые люди, замерев, наблюдают за чудом.




Думал, как обыграть фамилию художника (Коковкин) и прозвище персонажа (Кокованя). Ничего не придумал. Может, и вправду случайное совпадение.





396
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 19:44

цитата Zivitas

Думал, как обыграть фамилию художника (Коковкин) прозвище персонажа (Кокованя). Ничего не придумал. Может, и вправду случайное совпадение.


Как обыграть? Как будто художник дальний потомок Коковани, «цепочка» такая: Кокованя, скорее всего, прозвище от призказки «каково?», которая была присуща старику. В дальнейшем по всяким метрикам прозвище закрепилась в качестве фамилии. Даренка ведь стала Кокованина... от нее ветвь и пошла. А за пару столетий фамилия видоизменялась, некоторые буквы выпали, а некоторые — добавились.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 19:49
Не-е, это не обыграть — это генеалогию вывести. :-))) Обыграть это типа «Коковкин Кокованю выковал».
 


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 21:59
А-а, отоночё.... тогда «каково Коковане у Коковкина?»
 


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 22:03


⇑ Наверх