САНИТАРКА Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > САНИТАРКА (Nowa Fantastyka 7/202 1999) (часть 7)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

САНИТАРКА (Nowa Fantastyka 7/202 1999) (часть 7)

Статья написана 20 сентября 2019 г. 09:09

Пропущенный материал (стр. 70-71) – это традиционная ежегодная статья Войтека Седенько об итогах книгоиздания, которая называется:

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ 1998 ГОД

Rok wydawniczy 1998

В этом году исполняется 10 лет с момента перехода книжной торговли на рельсы рыночной экономики, возникновения первых частных издательств, разукрупнения системы книжного распространения, отмены цензуры. Можно уже печатать и издавать все что угодно, но вот с коммерческим успехом дела обстоят все труднее и труднее. После периода безумного и хаотичного роста польский книжный рынок (не только НФ) переживает спад, его терзают болячки, характерные для всей нашей экономики, однако заметны уже признаки стабилизации.

Деятельность некоторых издательств, оптовых складов, книжных магазинов постепенно профессионализируется, в универмагах растет и расширяется сеть продажи книг вместе с прессой и мультимедийными товарами. Книг издается не больше, чем десяток лет назад (если вести речь о совокупном тираже, потому что количество наименований выражается головокружительной цифрой), но эксперты говорят о возможном дальнейшем развитии. Поляки не разучились читать; постепенно люди преодолевают шок от столкновения с современными средствами массовой культуры и информации, и в будущем мы несомненно увидим в действии новые системы продвижения, маркетинга и продажи книжной продукции.

Как выглядит во всем этом фантастика? В конце этой статьи напечатана табличка, объединяющая некоторые статистические данные минувшего десятилетия. Цифры подтверждают то, о чем я только что сказал: рост до 1994 года, затем спад и некоторая стабилизация в прошлом году. Хуже всего приходится польской фантастике, поскольку в прошлом году мы свалились к уровню начала декады, и в настоящий момент на рынке действует единственный издатель (отнюдь не из самых крупных), который систематически и планомерно продвигает отечественную фантастику. Отчетливо видно, что на рынке уменьшается количество издателей, публикующих произведения этого жанра, однако лучшие из них (“Amber”, “Zysk”, “Prószyński” и “Rebis”) не собираются сдавать занятые позиции.

Катастрофически падает количество переводов с других, чем английский, языков, однако это общая беда всех европейских стран: чтобы сопротивляться американизации культуры, нужна поддержка государства – как это делается, например, во Франции. Систематически изменяется пропорция между НФ и фэнтези, угас (в течение нескольких лет) спрос на «ужасы». Постепенно изменяется читательский вкус, уходят в прошлое кларки и азимовы, все большее предпочтение отдается новым авторам. Мы своевременно знакомимся с плодами творчества западных авторов: лучшие НФ-книги выходят в свет в нашей стране не позже, чем через год после их премьеры на родине. Следует отметить также увеличение количества книг, адресованных любителям и игрокам RPG. Эти книги, как правило, не обладают хоть сколь-нибудь высоким литературным уровнем, но хорошо раскупаются.

Перейдем к подробному описанию книжной продукции 1998 года. Напомню, что, как и прежде, мною не брались в учет «ужасы», и я старался ограничиваться лишь теми книгами так называемого «пограничья», в которых прослеживается четкая связь с фантастикой. В скобках указаны количественные характеристики книг 1997 года.

Всего в 1998 году вышло из печати 256 наименований (248), что в среднем дает одну новинку в 1,43 дня. Вот уже три года подряд издается примерно одинаковое количество книг фантастики.

Доминировали первые издания – 209 (204), но переизданий насчитывается аж 47 (44), этот показатель систематически растет. На этот факт можно смотреть двояко: издатели отдают предпочтение уже проверенным наименованиям, переиздают хиты, поскольку не видят интересных новинок или боятся рисковать; или они печатают книги небольшими тиражами, допечатывая их по мере поступления новых заказов. Были переизданы книги Лема, Дика, Герберта, Хайнлайна, Кинга, Толкина, Кэрролла, Вулфа, Булгакова, Уэйс и Хикмена, Олдисса, Чапека, Ле Гуин, Ван Вогта, Адамса, Этвуд, Оруэлла, Снерга, Тераковской.

По-прежнему охотнее печатались романы – 224 (223). Авторских сборников рассказов насчитывается 22 (15), а антологий – 10 (10). Наибольшее внимание оказывалось Толкину (два издания «Сильмариллиона», сборник стихов, три тома «Книги утраченный сказаний/Księga zaginionych opowieści”) и Дику («Избранные рассказы», «Короткая счастливая жизнь коричневого оксфорда», «Припомним это вам чохом»). Кроме этого изданы сборники рассказов Буджольд, Булычева, Уотсона, Желязного, Гаррисона, Резника, Кэрролла, Мартина, Говарда, Азимова и Бигла. Если говорить об антологиях, то ситуация улучшилась, но лишь внешне. Ибо кроме сборника «Любовное прикосновение нового века» под редакцией Паровского мы не получили ни одной антологии, составленной поляком; издатели покупали готовые западные антологии. Это были четыре томика «Рассказов из Колдовского мира» под редакцией Нортон (на самом деле это одна книга, разделенная польским издателем на четыре части), “Poza wyobraźnią/За пределы воображения”, “Playboy SF”, “Nebula’93”, “Opowiadania z przyszłości/Рассказы о будущем” и “Najlepsze opowiadania SF 1996/Лучшие НФ-рассказы 1996 года” под редакцией Дозуа (тоже разделенная на части издателем).

С огорчением вижу упадок в польской фантастике. Из 15 (27) наименований было целых 5 переизданий, а среди новинок собственно и нет ничего хорошего. Больше всего шуму вызвало издание романа “Krfotok” Эдварда Редлиньского, но эта вещь адресована отнюдь не любителям НФ, равно как и роман “Jajojad/Яйцеед” Романа Прашиньского. В антологию Паровского включены лишь уже известные рассказы. “Wydawnictwo Literackie” приступило к изданию очередного Собрания сочинений Лема (два тома и книга в серии произведений для школьного образования). Много издано Висьневского-Снерга; переиздание «Робота» я считаю ценным предприятием, а вот издание “Oro/Оро” и “Trzecia cywilizacja/Третья цивилизация” – кажется мне эксплуатацией покойника. Повезло на издателей Дороте Тераковской: ее “Córka czarownic/Дочь колдуний”переиздали, а “Samotność bogów/Одиночество богов” назвали нужной молодежи книгой. Издательство “Prószyński i S-ka” запустило новую серию польской фантастики (теоретически в этом издательстве теперь сосуществуют две такие серии: Паровского и Малиновской, и я вижу в этом конфликтную ситуацию, которая не сулит ничего хорошего), но литературный уровень первой книги новой серии – “Sekret Olsteriona/Тайна Ольстериона” Дороты Качиньской-Цëск весьма невысок. За пределами фантастических серий изданы также «Правдивая история Морганы Ле Фей и рыцарей Круглого Стола» Кристины Квятковской, сходная с «Туманами Авалона» Брэдли, хоть писательница это и отрицает. Издательство “superNOWA”, главный издатель польской фантастики в предыдущем году, издало лишь одну (!) книгу: «Вальс столетия» Земкевича. О «Триумвирате» Роберта Зарембы я упоминаю здесь лишь по статистической обязанности.

Доминация переводов с английского языка попросту ужасает. Картина такая, словно других стран в мире нет вообще. А тем временем интересную фантастику пишут во Франции, России, очень интересно было бы посмотреть, чего добились японцы. С английского языка переведены 236 (221) наименований. Переиздан один перевод с чешского (Чапек), четыре книги переведены с русского (“Град обреченный/Miasto skazane” Стругацких; “Роковые яйца” и “Мастер и Маргарита” Булгакова, “Гуслярские рассказы” Булычева).

Изменяются жанровые пропорции: все меньше издается твердой НФ, да и те книги, которые зачисляются в НФ, с наукой имеют мало общего. Продолжается забава в прогнозирование – каким будет наше будущее, но авторов все меньше и меньше интересуют те пути, которыми мы к нему придем. Это последнее заменяется выдумыванием социологических перемен, изменений внутри человека, в культуре, политике, нравах и обычаях. Эта смена парадигмы все меньше и меньше интересует людей, подобно тому, как им в общем-то совершенно безразличен автомобильный двигатель – главное, что машина едет (даже механики уже не заменяют испортившиеся части мотора на новые, заменяют целые узлы). К НФ я отнес 135 (137) наименований, к фэнтези – 102 (103), к «пограничью» --19 (8). Среди авторов следует назвать такие имена, как Прашиньский, Редлиньский, Браунинг, Кэрролл, Керр, Дин, Кунц, Прист, Кинг, Зюскинд.

Количество издателей фантастики все так же систематически снижается. В прошлом году фантастику издавали лишь 17 (26) издательств. Во главе все та же четверка: “Amber” – 66 наименований; “Zysk i S-ka” -- 55 наименований; “Prószyński i S-ka” – 41; “Rebis” – 33. Издательство “Alfa” печатает с каждым годом все меньше и меньше фантастики – 9. Его позиции атакуют другие издательства: “MAG” -15 и “ISA” –11. Здесь следует отметить, что из 66 книг издательства “Amber” 13 относятся к циклу «Конан», 8 – к циклу «Звездные войны». Что касается книг, связанных с RPG – их было 22.

Популярность Андрэ Нортон и Энн Маккеффри, к счастью, ушла уже в прошлое. Чаше всех прочих издавался в прошлом году Дик (8), и этот факт весьма меня радует. В лидеры попали Толкин и Джордан (по 6 наименований), а также Вулф, Коул и Банч, Пратчетт и Карпентер (по 5 наименований).

Книг non fiction в обсуждаемом году собственно не было, однако наряду с фантастической литературой стали издаваться так или иначе связанные с этим жанром справочники и энциклопедии, альбомы, карты, календари. Они адресованы любителям миров Средиземья и Звездных войн. Вышли в свет (я не включал их в количественный подсчет) «Энциклопедия Средиземья», «Толкин – творец Средиземья», «Атлас Средиземья», «Мастер Средиземья», «Карта Плоского мира», «Новая Надежда – альбом», «Энциклопедический справочник по Звездным войнам», «Иллюстрированный справочник по космическим кораблям и средствам передвижения Звездных войн». Более всего общего с критикой имели монографические издания гданьского фэнзина “Czerwony Karl”.

На рынке периодических изданий без изменений, то есть устойчивость позиции журнала “Nowa Fantastyka” по-прежнему не вызывает опасений, “Fenix”, хоть и с некоторым опозданием, но издается, как и “SFinks”, а вот с новыми изданиями гораздо хуже. Закрылся “Talisman”, закрылся “Kruk”. Осенью дал о себе знать ежеквартальник “Łowca Wyobraźni” (весной 1999 вышел из печати его второй номер).

В прошлом году просыпались россыпью литературные награды, в этой области фантастика, вероятно, уже возглавляет парад. К “Zajdel”-ям, “SFinks”-ам, “Śląkf”-ам, “Puchar Bachusа” и пр. добавились “Golem”-ы и “Fantom”-ы. Принимая во внимание то, что кроме “SFinks”-ов все другие премии присуждаются исключительно в области отечественного творчества, (все более, увы, скромного), вскоре каждый из авторов станет лауреатом. И овцы целы, и волки сыты – у нас все еще хватает утопистов.

О тиражах книг все еще трудно сказать что-то определенное. Есть книги, которые продаются тиражами 50-70 тысяч экземпляров, но фантастики (за исключением продуктов творчества Сапковского) среди них нет. Здесь тиражи начинаются с 1 тысячи экземпляров и редко достигают 10 тысяч. Цены все еще стремятся ввысь, и, пожалуй, быстрее всего прочего в польской экономике. Средняя цена книги колеблется в границах 25-35 злотых.

Было ли что-то достойное для чтения среди этой четверти тысячи книг? Не слишком много: из НФ стоило покупать книги Дика, Робинсона, Мартина, Миллера, Резника, Олдисса, Симмонса, из молодых – Нагаты, Оре, Нун, Раффа (Nagata, Ore, Noon, Ruff). Из фэнтези – книги Джордана, Кэя, Мартина.

В связи с расхождениями в жанровых определениях указанные цифры несколько расходятся (с разницей в 13%, везде ниже) с данными, опубликованными, например, в “Megaron”, где исследования проводила фирма STATUS. Там исследования опирались не на собственных наблюдениях за состоянием рынка, а на информации издателей. Тем самым в расчет были приняты много большее количество позиций «пограничья», книги horror, а также допечатки старых тиражей (в то время как я считал переизданиями лишь те книги, которые имели соответственную копирайтную отметку).

И в заключение предоставляю на суд читателей журнала таблицу, отражающую состояние рынка книг НФ и фэнтези в 1989-1998 годах.





210
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 2019 г. 18:12
Наконец-то появилась свободная минута, чтобы прочитать этот замечательный обзор. Большое Вам спасибо за перевод, Владимир Иванович.
https://fantlab.ru/work1205842


⇑ Наверх