О Я Братская ГЭС Михаила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ariel2» > О «Я, Братская ГЭС…» Михаила Савеличева
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О «Я, Братская ГЭС…» Михаила Савеличева

Статья написана 31 августа 2019 г. 22:44


Повесть Михаила Савеличева посвящена поэме Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» и сама является отчасти поэмой.

В определенном смысле она рассказывает об обстоятельствах создания поэмы Евтушенко, или вернее о том, какими могли бы быть эти обстоятельства, если бы поэма Евтушенко была бы не прекраснодушной, идеологизированной фальшью, а чистой правдой — или даже «не всей правдой». Тут Савеличев следует появившейся уже в конце 1980-х годов в отечественной литературе традиции изобретать мистическое измерение у реалий советской эпохи и особенно у создававшихся советской идеологией и пропагандой фантомов. В этом пункте Савеличев принимает эстафету у постмодернистской литературы 90-х. Мистика здесь возникает в частности от того, что метафора опьянения (идеей, мечтой, идеологемой) — понимается буквально и даже воплощается в образе особой водки, водки светящийся, наполненной вольтами вместо градусов.

Повесть Савеличева — игра воплотившихся, натуралистично прочитанных метафор.

В определенном смысле «Я, Братская ГЭС» – это соцарт.

А еще повесть Михаила Савеличева похожа на ожившие лекции Д.Л.Быкова, тем более что и у Быкова есть отдельная лекция, посвященная поэме «Братская ГЭС», и тем более, что Савеличев в своем тексте сводит поэму Евтушенко и с «Прощанием с Матерой» Валентина Распутина, и со сказанием о Китеже, и с (фиктивными) трудами Эвальда Ильенкова, и с ситуацией ХХ съезда.

Тема повести — дух шестидесятнической культуры, но дух, сепарированный и очищенный до чистоты мистицизма. В Интернете уж прошла небольшая дискуссия о том, является ли «Я, Братская ГЭС» политическим высказыванием, но, на мой взгляд, это нечто большее, чем политическое высказывание. Это высказывание о культуре, включающей политику как свою подсистему. Это приношение эпохе шестидесятничества, вернее долетевшим до нашего времени мифам о шестидесятых.

Ранее, в отзыве о романе Михаила Савеличева «Крик родившихся завтра» я писал, что этому тексту свойственны важнейшие приметы литературы экспрессионизма, среди которых — спутанное и галлюцинаторное сознание персонажей, мистическое измерение натуралистических подробностей, сочетание реализма с символизмом и главное — тема выходящих из-под человеческого контроля сил и энергий в основе сюжета. Все эти приметы в полной мере свойственны и повести «Я, Братская ГЭС», и особенно последняя, — тем электричества действительно пронизывает весь сюжет повести. Ее бы можно было бы назвать «Любовь к электричеству» — так называлась книга о Красине, написанная Василием Аксеновым — писателем-шестидесятником, также упомянутым в повести Савеличева.

Электричество – душа станции, электричество как божья благодать делает своим орудием и медиумом того, кто сидит за пультом станции, из электричества делают пьянящую в хорошем смысле слова водку, электричество преобразует всех, кто приближается к станции, в сошедших с советских плакатов ангелов во плоти, а ее нехватка превращает их немедленно в пьяниц и хулиганов — но тоже сошедших с советских карикатур. Электричество используется для оживления великих предков (ассоциация — учение Николая Федорова). К слову, Леонид Красин, герой «Любви к электричеству», хотел сохранить тело Ленина «электрическим способом», то есть с помощью холодильника, персонажи Савеличева приходят к задаче оживления (в том числе Ленина) более непосредственно.

Повесть Савеличева – прекрасная игра с символами. То есть, в точном смысле слова — игра в бисер.





116
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:40

цитата ariel2

(фиктивными) трудами Эвальда Ильенкова

Что имеется в виду?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2020 г. 17:27
Несуществующие труды, приписываемые Ильенкову
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2020 г. 17:54
Я этой книжки не читал, однако творчеством Ильенкова немного интересуюсь. Потому хотелось бы поподробнее о «фиктивных трудах» — их как-то называют там? Или просто «труды» и все?
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 18:32
Сожалею, но у меня нет под рукой рукописи. суть в том что там к главм книги даны эпиграфы из якобы трудов Ильенкова, названия тоже даны а тема та, чтоя кобы сложные системы могут приобретать одушевленность.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 19:46
ariel2, спасибо, из этого, в принципе, уже можно понять контекст. Выходит, при жизни его загоняли, клеймили как философа-еретика, так и после смерти эта традиция не увяла. Похоже, в худпроизведении его сделали кем-то вроде советского идеалиста. Для реального Ильенкова сложная машина всегда оставалась лишь инструментом.


⇑ Наверх