170 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 170. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Метель (художники 1970-х гг.: В.Туманов, Г.Коновалов, В.Дозорец, А.Смирнов, П.Бунин, В.Носков)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

170. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Метель (художники 1970-х гг.: В.Туманов, Г.Коновалов, В.Дозорец, А.Смирнов, П.Бунин, В.Носков)

Статья написана 3 ноября 2019 г. 21:06

Продолжаем обзор книг и художников, уже знакомых по «Выстрелу». Сегодня — «Метель» и 1970-е гг.

1) В.Туманов

«Повести Белкина»: Барнаул, 1977
«Повести Белкина»: Барнаул, 1977

У алтайского художника Туманова в распоряжении был только шмуцтитул. Он для представления «Метели» выбрал сцену в церкви, когда Маша падает в обморок, поскольку осознаёт ошибку: её мужем стал незнакомый человек. Многие художники в этой сцене показывают ещё и убегающего Бурмина. Но на этой картинке Бурмин сохраняет уверенное спокойствие.

Заставка
Заставка

2) Г.Коновалов

«Повести Белкина»: Куйбышев, 1973
«Повести Белкина»: Куйбышев, 1973

У куйбышевского художника Коновалова было побольше возможностей: две иллюстрации на всю повесть. Он избирает героем для иллюстрирования Машу. На первой иллюстрации она пишет прощальные письма подруге и родителям перед побегом, а на второй — уходит в метель. Маша сказала — Маша сделала. Сильная женщина.

Маша пишет
Маша пишет
Маша действует
Маша действует

3) В.Дозорец

«Проза»: Киев, 1977
«Проза»: Киев, 1977

Киевский художник Дозорец, работавший в этой книге в технике силуэта, выбрал для иллюстрирования линию Бурмина: вот он убегает из церкви, аки заяц, а вот он — само благородство, когда объясняется с Машей.

Бурмин убегает от Маши
Бурмин убегает от Маши
Бурмин прибежал к Маше
Бурмин прибежал к Маше

5) А.Смирнов

«Повести Белкина»: Горький, 1977
«Повести Белкина»: Горький, 1977

Нижегородский художник Смирнов. Заставка к эпиграфу. Здесь метель. Но на первом плане — горящая свеча.

Метель. Свеча горит.
Метель. Свеча горит.

Смирнов выбрал нестандартную концепцию для «Метели». У него главный герой — Владимир.

Сначала Владимир в семействе Маши — стоит, гордо хмурясь и глядя на потенциальную тёщу (а Маша в это время в дальнем углу с женихами сидит — вся такая напыщенная, тоже гордится, наверное).

Владимир ухаживает
Владимир ухаживает

Потом Владимир пешком упирается в стену метели — сильный образ (вот так и при Бородино пойдёт пехотный прапорщик против свинцового ветра).

Владимир бьётся
Владимир бьётся

А вот финал повести: мы из окна смотрим в сад, где какой-то гусар коленопреклоненный перед какой-то барышней. А на столике -потухшие свечи...

Без Владимира
Без Владимира

Иллюстрации — это как тизер книги (дразнилка, намекающая на содержание). Я вот и в детстве, и сейчас сначала просматриваю картинки, потом читать начинаю. И о чём же повесть «Метель», исходя из этих иллюстраций-тизера? О том как сильный духом Владимир борется с судьбой, и о незначительных персонажах (Маша, Бурмин), которых мы видим издалека.

6) П.Бунин

«Болдинская осень», 1974
«Болдинская осень», 1974
«Гениальный сын России», 1998
«Гениальный сын России», 1998

У московского художника П.Бунина иллюстраций к «Метели», разбросанных по разным книгам, поменьше, чем к «Выстрелу». Цикл не сложился. Главный герой — Маша.

Но Бунин, пока что единственный из всех рассмотренных художников, отразил пушкинскую тему Войны 1812 года. Восторженный абзац про возвращение русских войск из-за границы нашёл отклик у Бунина — такого же, как и Пушкин, восторженного певца войны.

Война, победа, слава...
Война, победа, слава...

Бунин в издании 1974 года, одновременно с Коноваловым из Куйбышева, даёт образ Маши в момент написания ею писем к подруге и родителям. Тут Маша предстаёт серьёзной женщиной: верится, что она возьмёт на себя управление семейным имением после смерти отца (как и произошло при встрече с Бурминым после войны).

Марья Гавриловна
Марья Гавриловна

А дальше — ни метели, ни Владимира, сразу финальная сцена. Два варианта — ранний и поздний — очень похожие, но разные: Бунин добивается большей точности в этой сцене со стремительным броском Бурмина к ногам Маши (хотя стремительность — именно в раннем варианте)

Бурмин и Маша, 1974
Бурмин и Маша, 1974
Бурмин и Маша, 1998
Бурмин и Маша, 1998

7) В.Носков

«Болдинская осень» (1982)
«Болдинская осень» (1982)

Художник Носков по-своему проиллюстрировал текст издания «Болдинская осень». По одной гравюре к каждой повести. К «Метели» — метель. Стихия средствами ксилографии.

Метель
Метель

UPD/05.10.2020

И.Бруни

Художник И.Бруни. В иллюстрированной пушкиниане был известен только рисунками к «Сказке о мёртвой царевне». И вдруг внезапно обнаружилось, что в энциклопедии-справочнике С.В. Чистобаева Художники детской книги СССР. 1945-1991. Т. 2. «Б» на стр. 790-791 помещены несколько иллюстраций Бруни к «Метели» и «Барышне-крестьянке». Настоящее открытие!





371
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх