174 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 174. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Метель (нонреалисты: Б.Забирохин, П.Перевезенцев, И.Шаймарданов, В.Масютин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

174. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Метель (нонреалисты: Б.Забирохин, П.Перевезенцев, И.Шаймарданов, В.Масютин)

Статья написана 15 ноября 2019 г. 17:58

Завершают обзор иллюстрированной «Метели» особые художники. Думал назвать их постмодернистами, но у меня и сам Пушкин постмодернист, что расходится с научным определением. Думал также обозначить их «нескучными» художниками, но это обидно для других. Эпохи разные. В общем, единственная общая черта у этих сегодняшних художников только та, что они не реалисты. Так что пусть будут «нонреалисты».

1) Б.Забирохин, 2017

«Сочинения в прозе». Худ. Б.Забирохин. «Вита Нова», 2017
«Сочинения в прозе». Худ. Б.Забирохин. «Вита Нова», 2017

Забирохин — самый яркий неформал из современных признанных графиков — проявил удивительную умеренность. Никаких непропорциональных фигур. Пейзаж. Всё-таки завораживает русских художников зимняя стихия. И никакой гиперболизации не требуется: и так страшно. Такая картинка вполне вписывается в традиции иллюстрирования «Метели».

Метель
Метель

Концовка тоже удивила: церковная утварь без привычного гротеска. После пережитой метели как-то посмирнее стал художник.

Концовка
Концовка

2) П.Перевезенцев, 2012

«Повести Белкина». Худ. П.Перевезенцев, 2012
«Повести Белкина». Худ. П.Перевезенцев, 2012

Перевезенцев — тоже известный нонконформист. Вызывающе рисует карандашами детские каляки-маляки. В постмодернисты я его записал после «Выстрела», где Сильвио был в треуголке и античной тоге. В «Метели» ехидства поменьше, но ярлык постмодерниста уже приклеился, и художник попал в это сообщество.

Шмуцтитул: Венчание
Шмуцтитул: Венчание
Метель
Метель

Есть у художника и портрет Маши — падающей Маши. Маша падает в обморок — пришло известие, что Владимир, с которым так нелепо пришлось расстаться, тяжело ранен при Бородино (и умрёт «в Москве накануне вступления французов»).

Маша падает
Маша падает

Есть и привычная завершающая сцена: объяснение Бурмина. Всё как у людей: нонконформист это вам не кубист какой-нибудь.

Маша и Бурмин
Маша и Бурмин

3) И.Шаймарданов, 2000-е гг.

Эти картины в книге не издавались. Я их увидел на сайте художника И.Шаймарданова (там ко всем повестям Белкина): http://shaimardanov.com/tvorchestvo/poves.... Совершенно очаровался. Очень трогательный постмодернизм. Оригинальности очень много.

Вот первые картинки: ещё и не разберёшь, что это стилизация под иллюстрацию для детской книги советских времён. Сначала прекрасная зима, хотя и без метели. Маша убегает по длинной-длинной аллее, а заблудившийся Владимир стучится в занесённый домишко

Маша
Маша
Владимир
Владимир

А вот Бурмин выступает на сцену. На первой картинке он заходит в церковь с половичками. А на второй отъезжает после венчания (война на носу, в полк надо торопиться).

Бурмин пришёл
Бурмин пришёл
Бурмин убежал
Бурмин убежал

То, что перед нами стилизация, понимаешь окончательно только на последней картинке, когда, наконец-то, фигуры людей поданы крупным планом.

Маша и Бурмин
Маша и Бурмин

4) В.Масютин, 1922

Не сразу удалось загрузить иллюстрации из этой книги, вышедшей в Германии в 1922 году. Показываю с опозданием. Мой любимый Масютин.

«Повести Белкина». Худ. В.Масютин, 1922
«Повести Белкина». Худ. В.Масютин, 1922

С Масютиным мы уже не раз встречались. Его «Повести Белкина» я задним числом представил, там же иллюстрации к «Выстрелу» — самые характерные из всего сборника: https://fantlab.ru/blogarticle62813.

Если к «Выстрелу» целый цикл (три иллюстрации), то к «Метели» всего одна картинка.

Венчание Маши и Бурмина
Венчание Маши и Бурмина

Заграничные иллюстрации к Пушкину до определённого момента спокойно, без всяких идеологических шаблонов, обсуждались советскими искусствоведами. Ещё в 1934 году П.Эттингер писал в «пушкинском» томе «Литературного наследства», что Масютин самый плодовитый из зарубежных иллюстраторов Пушкина и что его стиль — это «упрощённый, хотя всегда темпераментный линеаризм» (видимо, от слова «линия»).

Только благодаря эмиграции первой волны мы имеем авангардистское прочтение Пушкина. В Советской России в то время авангардизма в книжной графике тоже хватало, но до Пушкина руки так и не дошли.





267
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх