Античные сериалы часть 1


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Античные сериалы, часть 1: Рим. По страницам великого драматурга (Рим. Сериал. 2005 – 2007)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Античные сериалы, часть 1: Рим. По страницам великого драматурга (Рим. Сериал. 2005 – 2007)

Статья написана 15 декабря 2019 г. 12:37

Рим. 2005. Великобритания, США

Режиссёры: Майкл Аптед, Микаэл Саломон, Аллен Култер, Алан Пол,

Стив Шилл, Тимоти Ван Паттен, Алан Тейлор, Джон Мэйбери, Джулиан Фарино, Джереми Подесва, Адам Дэвидсон, Карл Франклин, Алик Сахаров, Роджер Янг


Ни для кого не секрет, что кинематограф — коллективный вид творчества, где режиссёр играет роль дирижёра, и хотя многое действительно зависит от него, в создании фильма принимают участие десятки, сотни, а сейчас порой уже и тысячи людей.

А при создании современных сериалов — это количество может и еще больше расти, при этом люди меняться от серии к серии.

Порой это может настораживать. Ведь смотря многосерийный фильм, где почти каждую новую серию снимает новый режиссёр, а сценарий пишут новые сценаристы, не знаешь чего ожидать...

Сериал «Рим» — при всей своей лоскутности и разнородности всё же выглядит достаточно цельным и плотным полотном. Некоторые серии, конечно, значительно отличаются от других — где-то больше секса, где-то больше политики, где-то психологии, где-то действия, где-то диалогов, где-то юмора, где-то жестокости... В этом как раз проявляется специализация разных режиссёров. Но особых провисаний нет, так что при всей разноплановости эпизодов, нельзя сказать, что какие-то из них значительно уступают остальным или выбиваются из общего ряда. Они просто разные, но объединены общими героями, местом действия и основной фабулой.

Сам сериал «Рим» рассказывает о времени возвращения Гая Юлия Цезаря после многолетней галльской войны в Рим и событиях, разворачивающихся после этого. Собственно, в сериале всего два сезона — первый посвящён Цезарю. Во втором основной акцент переходит к Октавиану и Антонию. Это своеобразная дилогия, прямо как у Шекспира. Так чаще всего и снимали кино о Древнем Риме в XX веке. Режиссёры в основном основывались на шекспировских сюжетах.

Большим плюсом сериала является использование метода Вальтера Скотта — перенесение основного акцента на простых людей и вплетение их судеб и проблем в исторический фон. Так, главные герои, центурион Луций Варрен и легионер Тит Пулион, становятся участниками исторического процесса, так как живут и взаимодействуют с реальными историческими лицами: Цезарем, Марком Антонием, даже Клеопатрой... Собственно Луций Варрен и Тит Пулион на самом деле существовали. Да и вполне могли существовать. Факт их существования подтверждается документально. А вот уже конкретные действия, слова и мысли — как в любом историческом повествовании — плод фантазии авторов.

Вообще же героев в фильме много, и что самое интересное — далеко не всегда можно с уверенностью сказать, кто из них является положительным, а кто отрицательным. Все они живые люди, которые могут совершать ошибки. Не удивительно, что когда Луция Варрена спрашивают, хороший ли человек Тит Пулион — он не знает что сказать. Да, он его лучший друг. Но хороший ли он человек? На этот вопрос ответить очень сложно. Ведь за плечами этого человека столько убийств, столько преступлений и даже откровенной глупости с одной стороны и столько подвигов и героических свершений — с другой, что не всегда можно догадаться, куда качнётся чаша весов. Сам Варрен — такой же. От Пулиона он отличается наличием чётких принципов и идеалов, но порой он их реализует слишком буквально и во вред окружающим.

Несомненным плюсом фильма является как раз большое внимание деталям и быту того времени. Зрителям показывают не только масштабные события — они как раз чаще всего остаются за кадром, и мы смотрим в основном на реакцию на эти события обычных людей, и как это отражается на их жизни... Что тоже является несомненным плюсом и поднимает уровень психологической и исторической достоверности.

Сериал «Рим» стал одним из первых масштабных проектов на историческом материале, и его популярность открыла дорогу многим подобным работам. К сожалению, после второго сезона проект был закрыт по причине несчастного случая — произошёл пожар в декорациях, в результате чего большая их часть погибла. Если бы этого не случилось, мы бы стали свидетелями дальнейший событий, происходящих с Октавианом Августом. Но молчаливая тень Шекспира не дала этому случиться — сериал закончился примерно там же, где великий драматург поставил точку сам...

А многие из создателей этого сериала позже завсетятся в таких крупных проектах как «Тюдоры» и «Игра престолов»...


Читайте также про фильм «Римская империя: Август». 2003.





1166
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 13:30
Великолепный сериал, один из первых продуктов, поднявших планку качества с бразильского мыла — до уровня настоящего кинематографа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 13:39
Ну, Твин Пикс это сделал много раньше 8-)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 13:43
Артхаус не в счет, он не влияет на средства производства потому что не приносит создателям денег для обновления съемочного парка и наём новых специалистов.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 13:49
С точки зрения производства возможно. Но с точки зрения «настоящего кинематографа» таки да?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 13:56
Любое высококачественное искусство невозможно без денег. Второй запуск «Твин Пикса» стал возможен только после сериального экономического бума, через тридцать лет. Кино слишком затратное искусство, это писатель может творить один и на бумаге карандашом (Владислав Петрович Крапивин до сих пор пишет свои книги простым карандашомв тетрадках), а для кино и долларов миллион — пшик.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 14:26
Все же эти сериалы несопоставимы. Рим был досрочно закрыт после второго сезона именно из-за дороговизны (это к вопросу «денег для обновления съемочного парка и наём новых специалистов»), а вокруг Твин Пикса сразу же сложился целый культ, до сих пор не ушедший. По всему миру даже фестивали Твин Пикс проводятся. Значение Твин Пикса для кинематографа, в том числе сериального, несравнимо ни с каким иным сериалом.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 14:35
И что с этого культа производителю? Со «Звездных войн» создателю копеечка капает, в том числе и на создание новых фильмов, а с телесериалов тогда в 1990-м году не умели оформлять доходы. (Судьба «Светлячка» Джеса Уидона в этот же ряд обидных провалов культовых фильмов).

Вы можете формализовать и назвать несколько значений «Твин Пикса», чего ранее до него не существовало, а после него появилось в человеческой культуре?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 17:54
Ну так как же. Сериал на уровне мирового кинематографа. От одного из гениев этого самого кинематографа. С кучей премий и культом. Как раз достаточно, чтобы сериалы перестали считать только мылом. Тут как раз требовался сначала переворот в мозгах, а потом уже и деньгоделы подтянулись..
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 18:03
«Стартрек» породил свои конвенты на 20 лет ранее. И этот признак попсы — фестивали, фигурочки, косплеи — как-то не вяжется с отстройкой от мыла, эта пена как раз признак мыльности славы. Иначе давайте попробуем найти фестивали фанатов Федерико Феллини, или фигурки персонажей из фильмов Пазолини.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 18:09
Дались вам эти фестивали. Это я мимоходом упомянул 8-)
Но ведь не будете же вы отрицать, что Твин Пикс — шедевр мирового кинематографа? И что мало сериалов с ним и по сей день сравнятся в образности, художественности, мастерстве создателей (от режиссера до композитора)?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 18:25
Кинорежиссеры ушли в сериалы на кабельное ТВ не сразу после эксперимента Линча, после Линча еще лет 20 была благоприятная среда в кинотеатрах — до тех пор пока их не подмяли мультиплексы в расплодившихся торговых моллах. На кабельном ТВ для кинорежиссеров снова стало возможно всё, не взирая на возрастные ограничения (по умлочанию любой подписчик — взрослый, а не ребенок). Это же очень странная связка — «деньги — возрастной рейтинг — свобода выражения художника», ведь плохое кино в киноформате стало из за того что колоссальные средства появились в кабельном и в интернете, и специалисты ушли туда, в том числе и артхаусные.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 18:32
Ну, это спорный вопрос, где кино хуже. Плохих сериалов сегодня навалом, откровенно плохих еще больше. Порой удивляешься, зачем они такую пургу снимают, неужели пипл хавает? В большом кино все-таки конкуренция за кинотеатры, бюджет нужно отбить и т.п. И в большом кино хороших режиссеров все-таки еще больше. А то, что Линч на 20 лет опередил мэйнстрим — так на то и гений! 8-)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 19:01
Мартин Скорсезе ушел из кинотеатров, братья Коэны ушли, это существенные потери.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 19:05
Про Коэнов не знал. У них последний Баллада Бастера Скраггса — не прокатывался?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 19:22
Это такой интересный пример реверса: снимали сериал, несколько серий по 20 минут, для Нетфликса кажется. Но что-то переиграли и подали на Каннский фестиваль, после чего был классического вида прокат.

Кстати, Вуди Аллен тоже одной ногой в сериалах и вне театров — например небольшой и невнятный «Кризис» снят для Амазона, и «Дождливый день» для них же.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 20:22
Посмотрим. Наверное, поэкспериментировать с (мини)сериалом на кабеле никакой мэтр не откажется, но достаточно ли им там дадут свободы для подлинного творчества, а не для «срубить бабла»?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 20:42
Я про это и говорю выше прямым текстом: свобода творчества сейчас в кабеле и интернет-проектах, можно снимать что угодно и как угодно, деньги даются до, а не после проката. Это другая модель финансирования. Срубить бабла — это для киноплексов, где фильм должен быть если не изначально семейным, то таким чтоб на него зашла вся семья сразу целиком, с детьми. Где больше денег — там больше и свободы, а на сужающихся рынках выкрутасы конформизма и «давайте подстроимся и попробуем захватить еще и вот эту аудиторию».
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 20:55
Да, только я что-то новых Твин Пиксов не вижу 8-)
Рим точно на такую роль не тянет.
Помню, Лостом засматривался, да и то — не шедевр, а просто хитроумная история.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 21:15
«Лост» слаб, согласен.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 21:45
Интересная у вас получилась дискуссия...
Рим и Твин Пикс в художественном плане даже и сравнивать не надо. Кто на что тянет. Это абсолютно разные жанры.
Это как Джойса с Хайнлайном сравнивать, простите...8:-0
А вот в плане воздействия на культурный фон и развитие кинематографа — да, тут тема обширная...
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 21:52
А тут и не было сравнения художественного, мне интересно как заказчик влияет на содержимое.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 22:07
Да, я и говорю — это как раз обширная тема для размышлений!


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 15:01
Надо сказать, что перст судьбы вмешался вовремя. Не надо нам третьего сезона.
Все и так хорошо было. Да и под конец второго сезона, сериал понемногу начал сдавать (после того как действие перенеслось в Егопет)+ один из двух главных героев погиб. История Цезаря, Варена, Пулиона, Октавиана и всех остальных по сути закончена. Дальше уже совсем другая эпоха наступила. Да и не нужны нам бесконечные сериалы. Как правило, ничего хорошего не получается из этого
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 15:41
Я был бы не против продолжения. Но там явно нужно было что-то менять. Возможно вводить новых героев, а из старых оставлять только Августа... Но про него есть и так в принципе весьма хороший фильм.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2019 г. 23:21
А что за фильм, подскажите?
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2019 г. 12:10
Вы знаете, чтобы не быть голословным, я решил про него написать:
https://fantlab.ru/blogar...
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2019 г. 13:10
Спасибо:beer:
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2019 г. 00:35
Так новых героев хватало. Агриппа, Меценат, Ливия — ни один из ключевых персонажей окружения Октавиана не успел себя раскрыть из-за того, что продюсеры при съёмках второго сезона решили что третьего и четвёртого сезонов не будет.

В результате и главное предназначение Пуллиона и Варрена осталось невыполненным. :-(
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2019 г. 12:13
Насчёт окружения Октавиана согласен. Из этого могла бы выйти прекрасная история! Может быть когда-нибудь... Они кстати немного показаны в фильме «Август» — добавил на него ссылку в конце статьи.


⇑ Наверх