I 3 Регуляторы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» > I.3. Регуляторы ассоциаций
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

I.3. Регуляторы ассоциаций

Статья написана 5 января 2010 г. 18:55

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

Читатели моей колонки – случайные и регулярные – наверняка хотят скорей увидеть, как теория работает на практике. Всему свое время. Я обязательно начну анализировать по предлагаемой системе фрагменты книг известных, профессиональных авторов фантастики и фэнтези, но произойдет это не раньше, чем через 4 записи (или немного позже). Пока же попрошу всех запастись терпением и либо с любопытством продолжать читать теоретические выкладки, либо чтение отложить и дожидаться, когда в заголовке появится: «Анализ фрагмента...» (правда, чтоб понять анализ, все равно придется ознакомиться с теорией).

Пока я продолжаю излагать абстрактные подходы.

Среди 11 терминов, приведенных в записи «I.2. Определение понятий» основными являются три:

1. объект,

2. ассоциация,

3. вес (объекта или ассоциации).

В той же записи было отмечено, что концепт веса отражает субъективную для писателя значимость объекта/ассоциации.

Таким образом, мы включаем в рассмотрение тот факт, что для писателя любой вводимый в текст объект:

a) не является нейтральным,

b) может быть более важным или менее важным, чем другой, или равным с другим по важности.

Определения понятий «вес объекта» и «вес ассоциации» опирались на количественные показатели: число ассоциативных связей и вероятность ассоциативного перехода соответственно.

Следовательно:

  1. вес объекта a тем выше, чем в большем числе разнообразных ситуаций объект a встречается в практическом опыте писателя либо в тексте;
  2. вес ассоциации между объектами a и b зависит от того, насколько часто объект a встречается в паре с объектом b в практическом опыте писателя либо в тексте.

Однако чисто количественных параметров для оценки субъективной значимости объекта и его взаимосвязей оказывается недостаточно.

В самом деле, здравый смысл подсказывает, что высокая повторяемость объекта или его взаимодействия с другим ничего не говорит о свойствах самого объекта.

Почему такая информация нужна?

Причин две. Одна из них является формальной и лежит в рамках терминологической системы. Другая – в иной области, но также напрямую относящейся к способам обработки информации человеком.

Если оставаться в рамках исходных терминов, то ответ таков. Поскольку сам объект является множеством своих состояний (и элементом этого множества одновременно), то ассоциативные связи между состояниями объекта также входят в общее ассоциативное поле. Однако, по определению, объект не имеет внутренней структуры и выступает в ассоциативном поле как единое целое. Возникающее логическое противоречие требует введения дополнительных сущностей.

Другая причина выходит за рамки базовой логики и куда живее. Физиологически, то, что обозначается в теории термином объект, представляет собой очаг возбуждения в речевом центре головного мозга. Ассоциативное поле представляет собой суперпозицию подобных очагов возбуждения. Особенностью речемыслительных процессов является то, что они теснейшим образом взаимосвязаны с работой практически всех отделов головного мозга и, следовательно, со всеми частями организма. В результате, очаги возбуждения, которые можно сопоставить с выделяемыми в тексте объектами, находятся под влиянием самых разных систем организма человека. Это значит, что, например, объект «девочка бежит» идентичен во внутреннем представлении не только легко возникающему визуальному образу, но и неосознанным нервным импульсам, передаваемым на мышцы и получаемым в ответ.

(Читатели колонки, здесь вы наблюдаете эклектику в обосновании моих положений. Однако на пути к полноценной теории без нее не обойтись.)

Итак, для разрешения теоретического противоречия требуется некоторая интегральная характеристика множества объект. Эта характеристика будет придавать объекту дополнительные качества в рамках ассоциативного поля, а в физиологическом плане соответствует влиянию различных систем человеческого организма на речевые центры головного мозга.

В качестве такой интегральной характеристики предлагается принять семантический дифференциал Чарльза Осгуда: http://ru.wikipedia.org/wiki/Семантический_дифферен... .

Какие функции выполняют три его шкалы:

  1. оценка: хороший – плохой,
  2. сила: сильный – слабый,
  3. активность: активный – пассивный

в рамках разрабатываемой теории?

Оценки по этим шкалам ставятся каждому объекту в ассоциативном поле и напрямую влияют на силу ассоциаций между объектами. Чем выше по модулю оценки объекта, тем сильнее его связи с остальными, и наоборот.

Оценки не являются константами и зависят не от количественных, а от качественных характеристик объекта, т.е., по сути, моделируют эмоциональное отношение к объекту.

Так, если персонаж вызывает вялую эмоциональную реакцию (ни плохой, ни хороший, ни сильный, ни слабый, ни активный, ни пассивный – никакой), то, сколь угодно часто он ни появляйся в тексте, он не сравнится с тем, который вызывает чувства, т.е. не получит высоких значений ассоциативных весов (хотя может нарастить объектный вес за счет разнообразия ситуаций, в которых появляется – и тем повысит собственную узнаваемость).

Именно благодаря:

  1. своей независимости от частот парных взаимодействий объектов (в писательском опыте или в тексте),
  2. способности усиливать/ослаблять ассоциативные связи, возникающие при таких взаимодействиях,
параметры качество, сила, активность объекта получают название регуляторы ассоциаций.

Какова их роль в мыслительных и технологических операциях, которые производит писатель в ходе работы, будет показано в дальнейшем.




Продолжение – в следующей записи «4. Символы. Символизация объекта».
Написано 5 января 2010 г.
Отредактировано 11 января 2010 г.




252
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 03:35
Как то у вас все странно и сложно.%-\
Объект в вшей терминологии — это обязательно существо или предмет? Или сцена — это тоже объект?

цитата А.Б.

Физиологически, то, что обозначается в теории термином объект, представляет собой очаг возбуждения в речевом центре головного мозга.

Обязательно?
Есть примеры, когда в тексте присутствует некий неописанный и неназванный фактор, присутствие которого заметно только по косвенным следам.

И чьем головном мозгу, писателя или читателя?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2010 г. 08:02

цитата Hermit

Как то у вас все странно и сложно.

Ну... да. На самом деле, и странность, и сложность связаны с высокой абстрактностью изложения. Надеюсь, чем ближе к разбору примеров, тем «обычней» и «проще» будет казаться текст... Э-э, или нет? ;-)

цитата Hermit

Есть примеры, когда в тексте присутствует некий неописанный и неназванный фактор, присутствие которого заметно только по косвенным следам.

Абсолютно верно! Об этом обязательно пойдет речь в дальнейшем. Однако «косвенность» объекта не делает механизмы его обработки существенно иными.

цитата Hermit

И в чьем головном мозгу, писателя или читателя?

Речь везде целенаправленно идет о писателе. Однако, с оговорками, все то же самое можно отнести и к читателю, но оговорки эти усложнили и размыли б изложение еще сильней.


⇑ Наверх