Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 января 2010 г. 14:59

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

Для читателя текст – поток стимулов. Для автора – реакция на внешние и внутренние стимулы. Для читателя текст линеен. Для автора – совсем не обязательно. Но для обоих он – система динамическая, переходящая из одного состояния в другое. В статье «I.5. Механика художественного воздействия» было показано, что текст художественный совершает этот переход через точку нестабильности.

Для этого особенного вида перехода, напомню, требуются следующие условия:

1. наличие первичного стационарного состояния;

2. ресурсы на его расшатывание:

  1. существование рабочего объекта – т.е. такого объекта, который:
    a) либо сразу лежит за пределами первичного состояния,
    b) либо выделяется из первичного состояния со временем;
  2. выполнение в отношении рабочего объекта хотя бы одного из двух условий:
    a) достаточная продолжительность его взаимодействия со стационарным состоянием (продолжительность выражается, например, числом итераций в модели или числом слов в тексте), следствием чего становится:
    b) достаточная энергия рабочего объекта (конкретней – сила вызываемой объектом эмоции или оценка по СД);

3. энергия (эмоция) для преодоления точки нестабильности;

4. возможности для закрепления нового состояния, а именно:

a) достаточное количество итераций в модели или слов в тексте

и/или

b) достаточная эмоция/оценка по СД;

Таким образом, художественное влияние – процедура ресурсоемкая, и эти ресурсы доступны далеко не всегда. Механизмам, ресурсам и уровням создания нестабильности посвящена эта статья.

читать целиком >>

Продолжение – в статье «8. Управляемый хаос».
Написано 14, 17-18 января 2010 г.
Отредактировано 22 января 2010 г.



Статья написана 15 января 2010 г. 16:11

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

...и телега вперед лошади не ставилась, и лошадка наотрез отказывалась воз толкать...

Данная статья вторгается в цикл вне плана. После двух дней безуспешных попыток следовать намеченной последовательности изложения мне остается сдаться и признать, что причина моих трудностей в нарушении логики повествования.

В попытках выделить уровни и конкретизировать механизмы художественного воздействия я столкнулся с тем, что их невозможно раскрыть, не осветив вопрос формирования объекта и шире – вопрос фокуса восприятия.

читать целиком >>

Чем дальше в лес, тем толще партизаны... Мои статьи ничуть не приближаются к привычным воззрениям на писательство. Это не делает их непрактичными (я отлично понимаю их высокую практичность), но крайне затрудняет восприятие для тех, кто «не в теме». Если в предыдущий раз мне как-то удалось связать абстракцию с процессом сочинительства, то этот текст, пожалуй, постороннему будет понятен едва, если не по содержанию, то по целям.

Лучший способ сделать отвлеченную теорию понятной посторонним – обильно усеять примерами. Так, материал данной статьи относится, например, к формированию почти всех видов тропов. Но отвлечение на примеры – верный способ погубить теорию в зародыше. Ведь каждый пример – это частность. А в ходе разработки частности отбрасываются. Своей главнейшей задачей я изначально ставил описание логики и оставляю задачу неизменной. При таком подходе разбор примеров нужно делать только по окончании крупных логических блоков. До конца первого блока, по плану, две статьи. Интересно, кроме подписчиков и редких комментаторов (все из которых активисты сайта!), хоть кто-то их читает? Это риторический вопрос.


Продолжение – в статье «7. Нестабильность».
Написано 15 января 2010 г.



Статья написана 11 января 2010 г. 18:38

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

«Творчеству научить невозможно», – утверждают многие. При этом не определяют, ни что значит «научить», ни что такое «творчество».

«Чтобы хорошо писать, нужно много читать», – говорят все те же люди и опровергают себя сами. Разве чтение – не обучение? Но вопрос – как именно читать? Ведь чтение – чтению рознь.

Чем сильней я погружаюсь в написание колонки, тем яснее сознаю, что противопоставить первому из утверждений: логично выстроенные закономерности работы текста.

Чем абстрактнее закономерности, тем выше шансы, что они позволят эффективно обучаться через чтение тем, кто понял их.

Я совершенно убежден, что, если человек сумел усвоить принципы функционирования материала, то он уже способен реализовать их в форме, которую обычно называют творческой. «Усвоить» – это быть способным опознать закономерности в чужих работах и в Природе. Так, я ставлю знак равенства между умением опознавать и умением использовать.

Чем фундаментальней найденные принципы, тем «более творческими» выглядят в глазах непосвященных результаты их сознательного применения.

Вы встретите формулы в этой статье. Да, несложные формулы. В теории писательского творчества (области, казалось бы, совсем гуманитарной) я не случайно с самого начала прибегаю к математике – нет более фундаментальной формы описания принципов.

В этой статье речь пойдет о том, что есть художественность в привычных уже терминах объектов, ассоциативных связей и весов тех и других. Если же расширить рамки рассмотрения, то можно утверждать, что те же принципы относятся к... физиологии катарсиса. Но мы физиологию затронем только вскользь и сконцентрируемся на абстракциях.

читать целиком >>

Теперь, когда мы рассмотрели базовый принцип художественного воздействия, следует понять, как он применяется. Следующая статья будет посвящена уровням и способам его реализации.


Рекомендуемая литература: Г.А. Голицын, В.М. Петров. Гармония и алгебра живого.


Продолжение – в статье «6. Фокус».
Написано 9-11 января 2010 г.
Отредактировано 13 января 2010 г.



Статья написана 7 января 2010 г. 18:50

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

цитата певица Максим, песня «Знаешь ли ты»
Я так привыкла жить одним тобой, одним тобой.
Встречать рассветы, слышать, как проснешься не со мной.
Мне стало так легко дышать в открытое окно
И повторять ей лишь одно:
«Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог
Шла босиком, не жалея ног.
Сердце его теперь в твоих руках.
Не потеряй его и не сломай,
Чтоб не нести вдоль ночных дорог
Пепел любви в руках, сбив ноги в кровь.
Пульс его теперь в твоих глазах,
Не потеряй его и не сломай».

В этой статье речь пойдет о символах: что это такое, как их создавать и коротко – для чего они необходимы. Также приводится краткий, далеко не полный список простейших культурно-обусловленных символов.

читать целиком >>

До сих пор во всех статьях своей колонки я давал теорию отдельными фрагментами. И хоть фрагменты были связаны и следующие основывались на предшествующих, они не складывалась в цельную картину. Начальные фрагменты собраны! Настало время их соединить.

В следующей статье «I.5. Механика художественного воздействия» я постараюсь это сделать.


Продолжение – в статье «I.5. Механика художественного воздействия».
Написано 7 января 2010 г.



Статья написана 5 января 2010 г. 18:55

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

Читатели моей колонки – случайные и регулярные – наверняка хотят скорей увидеть, как теория работает на практике. Всему свое время. Я обязательно начну анализировать по предлагаемой системе фрагменты книг известных, профессиональных авторов фантастики и фэнтези, но произойдет это не раньше, чем через 4 записи (или немного позже). Пока же попрошу всех запастись терпением и либо с любопытством продолжать читать теоретические выкладки, либо чтение отложить и дожидаться, когда в заголовке появится: «Анализ фрагмента...» (правда, чтоб понять анализ, все равно придется ознакомиться с теорией).

Пока я продолжаю излагать абстрактные подходы.

читать целиком >>


Продолжение – в следующей записи «4. Символы. Символизация объекта».
Написано 5 января 2010 г.
Отредактировано 11 января 2010 г.






  Подписка

Количество подписчиков: 17

⇑ Наверх