Как увядают сериалы...
.
Сериал разрывает классическое противоречие «второй части»: между завершенностью прошлого эпического приключения — и медленным развитием персонажей.
Зрители привыкли к тем же бравым парням/барышням, которые просто чудом удерживались в глазу тайфуна — в сложнейшей интриге уровня Солнечной системы. Но вот малость разгребли проблемы, уже нет цейтнота в режиме 24/7, надо как-то двигаться дальше.
Что происходит тогда практически в любой бюрократической структуре?
Храбрых парней из первого эшелона сменяют опытные специалисты и всяческие специальные люди. Образуются штабы, крутятся лаборатории, вкалывают цеха. дАртаньяну нет нужды ехать в Оснабрюк заключать мир в Тридцатилетней войне — и без него дипломатов хватает.
Обычно утрата ведущих мест в решении какой-то проблемы проявляется в том, что организованные, дисциплинированные структуры начинают бешеным темпом набирать информацию.
Вот у Лукина в «Стали разящей» — космонавт полгода у аборигенов прожил, а как его свои встретили, так и сказали: еще полгода и весь тот уникальный материал, что ты собрал — ничего стоить не будет, мы все сами выясним.
Попасть второй раз буквально на острие копья — чтобы с группой привычных товарищей спасать человечество — очень тяжело. Кандидатов в спасатели не счесть.
Мастера умеют работать с этой проблемой. Потому кадет из первой книги к третьей — дорастает до капитана, а к десятой — и до маршала добраться может.
Но — не здесь. герой примеряет на себя маску наемника Алатристе — который никогда не сможет получить настоящее звание, но лишь прозвище капитана-главаря.
Да, герой обладает неким уникальным свойством — общается вроде как с интерфейсом мегацивилизации. И что? Такого человека не пустили бы в одиночку совершать подвиги (он, кстати, и совершил, в стиле одного казака-депутата: «Там кнопочка такая была, ну я её и нажал...» ). Потому полюбившиеся зрителям персонажи были бы там не то что в сопровождении научного корабля — но в сопровождении нескольких кораблей. И с протагониста не спускали бы глаз несколько ученых-снайперов.
.
Вторая сложность — разные скорости сюжетных линий. Линия детектива Миллера — укладывается чуть не в четверть часа времени. Персонаж внутренне уже не раскрывается. Что полезное говорит — слишком мало, да и не слушают его толком. Хотя самые минимальные сведения о войне мегацивилизаций должны буквально всасываться бюрократией — и вызывать тектонические подвижки в структуре земной науки. Не в теориях, нет. Просто в организации лабораторий: «Мужики, у нас антиматерия нашлась, чего делать? — У вас есть антиматерия? У вас? Есть? Антиматерия? Все свободные головы — туда!!!» Линия выборов и проблем генерального секретаря — требует громадного количества подробностей, в том числе и по ожиданиям землян. Это сложнейший политический триллер, который снова пытаются замазывать эмоциональными мужем этой мадам-секретаря. Получается, что самая адекватная линия — это бывшая марсианка на лунных верфях, которая вдруг понимает, что организованная преступность под политической крышей — опасная и серьезная сила... В итоге, чтобы привязать очередную радикальную линию у астеров к привычным персонажам — пришлось вытаскивать чисто родственные связи. У героини-штурмана, оказывается, сын есть...
.
Что действительно попытались отразить, но получилось умеренно — это проблему открывающегося фронтира. Как быть людям?
— организоваться и единой структурой осваивать его шаг за шагом (тем более, что есть какие-то очень могущественные инопланетяне)
— плюнуть на политическую целостность и уйти в проект расселения, решая за счет миграции все проблемы с переселением, социальным напряжением и т.п.
Опять-таки извЕните — слишком большое копирование именно американских проблем 19-го века — хайнлайновщина (какой термин :))) ). На фоне всяческих астеров — Земля бы буквально выплеснула несколько тысяч групп поселенцев. Лояльность этих групп обеспечили бы через медицинские процедуры, уникальные запчасти или источники энергии, которые надо получать в Солнечной системе. На Земле больше кадров, больше база, более развита промышленность. Да и разведка новых планет зонтами-беспилотниками была бы поставлена на поток... Если завтра разрешат заселять Антарктиду — кто побежит туда первым, кто сможет выставить больший флот, количество оборудованных баз и т.п? Думаю США, Китай и некоторые другие страны :) На этом фоне гордые ребята откуда-то с Ямайки, или даже из Чили — могут элементарно получить по рогам. Потому не только загородка у врат — но и подготовительные лагеря по всей Солнечной системе (и совсем хорошо, если со смешанными марсианско-земными командами...)
.
Нет нормальных роботов, хотя в серьезной экспедиции их должно было быть очень много... И вообще, проколов по технической части столько, что лучше не начинать. Но тут просто сеттинг такой...
.
Все эти критические слова не должны заслонять удачных моментов в сериале.
Во-первых — сохраняется напряженность сюжета, внятное позиционирование персонажей (кроме детектива Миллера), бодрая кульминация и развязка. Как чисто развлекательный продукт, как зрелище без претензий — сериал «всё еще торт;»
Во-вторых — нашли отличного актера на роль корпоративного отморозка. И всю линию этого резкого персонажа выдержали от начала и до конца. Это вам не хилый менеджер из «Чужих», который думал на землю образчик иной фауны провезти. Тут реально боевик и законник в одном лице, причем строго на своем месте, с осознанием своей миссии. Правильная хайнлайновщина;
Во-третьих — сама планета-прибор-станция. Тут отличная работа декораторов, и даже при камерных съемках выдержали стиль;
В-третьих — платья генерального секретаря. Их много и они выглядят достаточно нелепо для моды будущего (представьте себе мэра вашего города в тугих чулках наполеоновской эпохи, которые в 90-х носили некоторые барышни и называли «лосинами» — ощущение бреда будет очень похожим)
.
Итого: инерция сериала еще держит его на первых позициях в рейтинге, но без какого-то резкого скачка в следующем сезоне — начнется быстрый закат.