Время пришло...
Пять лет назад я с некоторым удивлением понял, что более или менее активно начал возвращаться к чтению комиксов. А этого не случалось со мной аж с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Читал тогда то, что выходило в тоненьких журнальчиках: «Тома и Джерри», «Микки Мауса», ещё «Бамси» была пара номеров, «Аладдина» тоже... Даже, прости господи, один выпуск «Голиафа»! Но особый интерес я испытывал, конечно, к «Черепашкам-ниндзя», «Звёздным войнам» и всегда нежно любил две книжечки о Пифе и Геркулесе. В начале нового тысячелетия я попробовал пару номеров «Человека-паука», да на этом и остановился... Тогда были другие приоритеты.
Первый «манга-бум» я пропустил полностью. Лишь как-то раз, почти что случайно приобрёл мангу по повести Эдогава Рампо. Да ещё вот европейский комикс — в исполнении мастера Энки Билала. Конечно, это были случайные приобретения, которые не сподвигли меня более серьёзно заинтересоваться графическими историями. Помню, как далеко-о-о не сразу я понял, как читать мангу...
Но где-то в 2014 году я пришёл к выводу: хватит это терпеть! (с) В ту пору количество комиксов на рынке начало постепенно увеличиваться, я и сам стал возвращаться к корням, читая в сети переводы «миражовских» комиксов о Черепашках-ниндзя, ну, и понеслось, в общем... Вся эта интересная история расписана мною в ежегодных отчётах о прочитанных комиксах:
2). «Создавая традицию»;
3). «Поворот на восток»;
4). «Пара на пару».
И нынче к этому списку присоединяется пятый обзор...
В этом году список комиксов не сказать что получился слишком длинный — может, просто не так часто выбирал то, что однозначно было бы «моё». Ну вот, скажем, я пробовал начинать читать «Хеллсинга» и «Стального алхимика» — и обе серии бросил после трёх танкобонов. Вроде и известные, популярные вещи, но они явно не для меня.
Зато я пробовал произведения, которые уже точно были с заявкой на то, чтобы мне понравиться. Просто потому что это были работы от уже радовавших меня в прошлом авторов. Серия «Крестовый поход Хроно» от Дайскэ Мориямы — одна из таких вещей: в прошлом году я начал читать «Эмбрион мира» его же авторства, который меня весьма заинтересовал. Что ж, его более ранний труд оказался ничем не хуже! Хроно — это демон, предстающий в облике мальчика-подростка, который привязан к нашему миру и зависит от особого механизма, которым обладает главная героиня — девочка-монахиня по имени Розетта Кристофер. Вместе они выполняют разные поручения Ордена Святой Магдалины, в основном опасные для жизни (а как же иначе?) и помогающие этим двух молодым людям сблизиться и лучше понять друг друга. Их жизни связаны неразрывно. Очень неплохая история, надо сказать, кое-где — милая и наивная, но местами — жестокая и зубодробительная.
Ещё манга о религии и молодой девушке — «Манман-тян, Ан! Священные узы». Не могу сказать, что на меня произвёл большое впечатление каждый из трёх томов истории, но вся серия в целом не оставила равнодушным. Здесь сюжет более прозаический, чем в «Хроно», и касается не католичества, а буддизма. Мэгури родом из многодетной семьи, и жизнь её, прямо скажем, не сахар. Но пока она ещё заканчивает школу, ей выпадает шанс стать женой священника и жить в храме. Девушка пользуется этим и уже надеется, что её жизнь наладится (она ведь теперь и своей семье сможет помогать!), но скоро после свадьбы муж умирает в результате трагического случая. И тогда-то Мэгури и открывается, как на самом деле обстоят дела в такой милой и приятной общине буддистского храма. Довольно серьёзная манга в жанре «повседневность», которая поначалу кажется лёгкой и ни к чему особо не обязывающей. Глубина её открывается не сразу...
«Странная жизнь Субару» тоже производит такое странное двойственное впечатление: судя по рисунку — простенькая и милая, но когда вчитаешься — понимаешь, что не всё тут так просто. Ассоциация, которая у меня всплыла сразу: «Невероятный уменьшающийся человек» Ричарда Матесона. И, как и роман американца, графическая история Нацуко Такахаси — вовсе не об изменении размеров человеческого тела как таковом. Здесь во главе угла стоят отношения героев — влюблённой пары, которая из-за того, что парень заметно уменьшился в росте, вынуждена выдавать себя за брата с сестрой. Пока что я прочитал лишь первый том серии, но уже понимаю, что эта история хороша. Она практически никак не пересекается и с тем же Матесоном, кстати, — автор из Японии строит свой, оригинальный сюжет.
А если брать что попроще и позабавнее, так это серия «Любовь онлайн». Здесь имеем следующий сюжет: молодой парень мечтает не просто познакомиться с девушкой по интернету, а найти ту самую, единственную! И на протяжении десяти томов он пытается добиться своего. Понятно, что ему не удалось провернуть дело быстро, раз уж серия растянулась на столько танкобонов. Да и вообще, сложно угадать: найдёт ли он всё-таки свою вторую половинку? Девушки, с которыми знакомится парень, имеют свои причуды, кто-то из них действительно влюбляется в него, а кое-кто просто решает таким образом поразвлечься. И из этого проистекает множество забавных ситуаций, как и должно быть в такого рода манге. И хотя благородные намерения нашего героя не раз подвергаются проверке на прочность, он остаётся смелым и самоотверженным перед лицом любых препятствий. Впрочем, это тоже обусловлено жанром. В целом можно сказать, что китайский автор Чжан Боци весьма неплохо потрудилась над серией.
Ну вот, а теперь не грех вспомнить и классику... Манга Норихико Курадзоно «Путешествие к центру Земли» по одноимённому роману Жюля Верна. Художник бережно отнёсся к оригиналу, почти без изменений переработав текст в графическую историю. Манга, пожалуй, не может похвастаться какими-то особыми находками и в области рисунка, и в области повествования, но главное, что ей удалось — сохранить дух, атмосферу первоначального произведения. И потому она мне понравилась и запомнилась. Такие переложения классики — приветствую!
Японская серия «Легенда о вампире» сценариста Саки Окусэ и художника Аки Симидзу меня одновременно и порадовала, и несколько огорчила. Ну, во-первых, вампиры. На сегодняшний момент среди произведений, повествующих об этих персонажах, велика вероятность натолкнуться вовсе не на ужасы, а на любовные истории! Манга, правда, вышла в свет до того, как прогремели «Сумерки», так что часть моих опасений рассеялась... Во-вторых, серия была для меня совершенным «котом в мешке». Очень мало информации, так что составить какое-то представление об истории, не покупая первый танкобон, было весьма затруднительно. Но в итоге рисунок перевесил, и я начал собирать эту «Легенду». Как оказалось, произведение весьма неплохое! Мне оно напомнило в некоторой мере «Тёмные материалы Кёко Карасумы», о которых я вспоминаю так часто, что даже мне самому порой страшно. Вампиры у Окусэ и Симидзу самые нормальные: смертоносные, безжалостные кровососы. Охотники на вампиров — тоже не промах! Тоже смертоносные и безжалостные, но всё-таки проигрывают тем, на кого охотятся, по части силы и скорости. В общем, история вышла захватывающая, жестокая, кровавая. Это меня очень порадовало, и все тома, переведённые на русский, я прочёл взахлёб. Дальше пришлось изловчиться, но всё-таки серию я осилил до самого конца. И — увы! — конец-то как раз и подкачал. Там уже сценарист улетел в такие сферы, которые мне удалось познать с некоторым трудом (и то, наверное, не всё понял). Атмосфера динамичного боевика сменилась на что-то философское, сюрреалистическое и «не от мира сего»... Но — всё-таки за серединку истории, где был самый-самый фарш, спасибо создателям! Жаль, что не удалось удержать сюжет в том же русле до самого конца...
Теперь переходим к европейскому комиксу. В этом году довелось прочесть две книги Бенуа Петерса (сценарист) и Франсуа Скойтена (художник) из серии «Тайные города». Это были «Падающая девочка» и «Теория песчинки». Довольно необычные произведения: в них графическая часть превалирует над повествованием, однако и фабула занимает своё место. И графика, и истории в обеих книгах сразу привлекают внимание своей неординарностью. В «Падающей девочке» рассказывается о том, как однажды тело Мари фон Ратен перестало подчиняться законам тяготения, и теперь её нормальное положение — не перпендикулярно земле, а под углом к ней. А в «Теории песчинки» творятся безобразия ещё похлеще: от того, как «каменные аномалии уничтожат реальность несуществующего города» (цитата из официальной аннотации), до того, как один отдельно взятый город просто утонет в песке. Сразу ясно: необычные произведения, и я бы хотел познакомиться с другими частями серии «Тайные города».
«Грамерси-парк», французский комикс, представляет из себя детективную историю, в которой, собственно, сам детектив заподозришь не сразу. Тут на первых порах вообще не особо понятно, о чём речь, но — страница за страницей, и элементы мозаики начинают складываться. И на выходе получается увлекательный триллер с примесью драмы! Сценарист Тимоте де Фомбель и художник Кристиан Кайо сработали, надо сказать, весьма недурно!
Ну вот, всё, что перечислено выше, — это хорошие произведения, но... хочется добавить: могло бы быть лучше. Далее следуют две книги, которые практически уже приближаются к званию шедевра, но всё равно чуток не дотягивают.
На сборник Каори Одзаки «Принц и русалка» я возлагал большие надежды, потому что первую её работу, публиковавшуюся на русском, — «Даже боги лгут» — я считаю одной из самых замечательных графических историй, которые мне доводилось читать. Интересно было посмотреть и на другое творчество автора, и сборник, состоящий из трёх произведений, не подвёл. Нет, на мой взгляд, три манги в «Принце и русалке» не равны, но вот заглавная мне понравилась почти так же, как «Даже боги лгут». Там вообще от начала к концу истории всё сильнее и сильнее. Ну, и темы произведений — их можно охарактеризовать просто: взаимоотношения людей. Мальчиков и девочек, юношей и девушек, и даже русалок... Очень, очень неплохо!
И снова возвращаемся к французам. От Энки Билала всегда тоже жду чего-то великолепного! И его трилогия «Никополь» тоже оправдала ожидания! Как обычно у этого автора, история неординарная, да к тому же поведанная с помощью замечательных рисунков. В мире будущего сплетаются египетская мифология, перенаселённость планеты, высокие технологии и низкий уровень жизни, а также космонавт, который, пробыв определённое время в замороженном состоянии, возвращается к жизни. Он попадает в мир непривычный и необычный и пытается в нём обосноваться, найти своё место. Это странно, даже как-то «вирдово», но преподнесено блестяще!
И всё же даже вышеперечисленные две книги не дотягивают до звания шедевра. Однако у меня ещё было на кого понадеяться, ведь когда-то я натолкнулся на такую замечательную вещь как «Отсрочка» Жана-Пьера Жибра (опять французы!), которая просто привела в восторг. Своеобразное продолжение той книги называется «Полёт ворона», и вот, в уходящем году я с ним ознакомился. История в общем и целом независимая, хотя несколько напоминаний о событиях «Отсрочки» в «Полёте ворона» есть. Повествование здесь тоже идёт о Второй мировой, действие разворачивается в оккупированной Франции. Волею судьбы встречаются воришка и девушка — поначалу, как обычно, они далеко не в восторге друг от друга, но с течением времени сближаются и сближаются... Хорошая, тёплая история любви, разворачивающаяся на страшном фоне. Жибра умеет делать такие вещи с большим вкусом!
Так что в этот раз называю Комиксом года именно его творение!
Ну, и раз уж этот обзор всё-таки юбилейный, то, пожалуй, подведу-ка я своеобразный итог этому пятилетию.
Выяснилось, что в общем и целом я не в восторге от супергероики. Меня интересует европейский комикс, жаль только, что он достаточно скудно издаётся и плохо продаётся (вот и «Астерикс и Обеликс» ушли в закат). Радует разве что манга — на русском она представлена в достаточном количестве, и притом публикуются работы разных жанров.
Сделаю-ка список из пяти лучших графических произведений, что довелось прочитать за пять лет (собственно, выбираю из обладателей звания «Комикс года» + ещё кое-что):
5. «Необъятный океан». Просто отличная юмористическая манга сценариста Кэндзи Иноуэ и художника Кимитакэ Ёсиоки. Она публикуется и сейчас, и до сих пор, как в первых главах, авторы держат высокую планку! Да здравствует клуб бухайвинга дайвинга!
4. «Бакуман». Читаю в официальном русскоязычном издании, поэтому пока не знаю, чем закончится вся это история про отважных мангак. Но могу с уверенностью сказать: из ныне выходящих на русском серий я никакую иную не жду с таким же нетерпением, как данное творение сценариста Цугуми Ообы и художника Такэси Обаты.
3. «Отсрочка» + «Полёт ворона». Объединю эти две истории в одном пункте, потому что они тематически и графически весьма схожи. Думаю, лучше бы их и читать одну за другой. Вот только жаль, что первое из этих творений Жана-Поля Жибра уже издали на русском, а второе — нет.
2. «Даже боги лгут». Даже не могу подробно и ясно сказать, чем уж так сильно мне понравилась эта манга Каори Одзаки. Вот нравится — и всё! Мне кажется, тут прекрасно всё: рисунок, сама история, темы, идеи... В общем, поставил бы, наверное, на первое место, если бы оно пустовало. Но оно не пустует!
1. «Тёмные материалы Кёко Карасумы». Я уже всем уши прожужжал насчёт этой манги сценариста Одзи Хирои и художника Юскэ Кодзаки. Если кого-то это уже «достало», прощения прошу, но, чувствую, я ещё не раз вернусь к данному произведению... Да просто потому что эта работа — лучший комикс всех времён и народов! По моему (не)скромному мнению, естественно...
Всех любителей комиксов — с наступающим!