Ведьмак настольная ролевая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Angvat» > Ведьмак: настольная ролевая игра. Нужен ли миру этот профессионал?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ведьмак: настольная ролевая игра. Нужен ли миру этот профессионал?

Статья написана 20 января 2020 г. 11:52

Рынок настольных ролевых игр существует уже более 45 лет, и за это время успели выйти (а порой и бесследно сгинуть) сотни игр и десятки тысяч книг по ним. Наверное, самым популярным в этой сфере жанром был и остается «фентези», и в нем уже, кажется, вышли игры на все мыслимые и не очень темы и вкусы. Поэтому сделать в нем что-то новое или заметное ой как непросто. Впрочем, как и в любой другой сфере развлечений, остается вариант просто выпустить свой продукт под какой-нибудь знаменитой маркой, например, создав его по мотивам известной кинокартины или видеоигры. Правда, как правило, такие игры не представляют из себя ничего особенного и кроме той самой узнаваемой марки мало чем могут похвастаться. Так сумели ли авторы настольного «Ведьмака» сделать достойную вещь, которая интересна хоть чем-то помимо связи со знаменитой франшизой? Давайте разбираться.

Итак, для начала сразу же разъясним пару моментов. Во-первых, настольная игра ссылается в первую очередь именно на серию видеоигр, а значит, черпает оттуда художественное оформление, события, персонажей и даже некоторые механики. (К слову, настольный «Ведьмак» создан усилиями компании Talsorian Games, чьим наиболее известным творением является серия Cyberpunk, что после неудачной третьей редакции была несколько подзабыта, но благодаря ажиотажу, возникшему из-за опять-таки польской видеоигры, может вновь оказаться на коне.) Ну а во-вторых, русская версия только готовится к изданию и выйдет в лучшем случае в конце лета сего года, поэтому пока будем оценивать английскую.

На данный момент базовая книга правил «Ведьмака», по сути, дела является заодно и единственной по этой игре (есть еще куцее дополнение, но оно составляет всего меньше 20 страниц в объеме и не привносит в игру ничего существенного), а значит подмоги в случае чего ждать неоткуда. Книга в объеме составляет более трехсот страниц и, в общем-то, содержит в себе весь необходимый минимум. Да и к оформлению не прикопаться, благо ответвление «Гвинт» подарило нам массу замечательных цветных иллюстраций, которые встречаются в книге повсеместно. Впрочем, так как я не знаток карточного «Ведьмака», то не берусь судить, почерпнуты ли картинки, скажем так, целиком из уже имевшихся запасов, или же есть и те, что были нарисованы специально для книги. В любом случае, на первый взгляд все выглядит вполне достойно. Конкретно же содержание книги предлагаю рассматривать так, как оно идет – последовательно по частям-главам. Так что приступим.

Вступление. Типичная начальная часть, где нас кратко вводят в курс дела, излагают краткую предысторию мира и непосредственно текущих событий (действия настольной игры разворачивается между второй и третьей видеоиграми). Здесь же нас знакомят с двумя «рассказчиками», из чьих уст мы и будем в основном получать информацию, как о самом мире, так и о тех, кто его населяют. Это краснолюд-торговец Родольф Казмер и историк Брендон из Оксенфурта. Достаточно типичный прием для современных ролевых игр, надо сказать, позволяющий просто и быстро погрузиться в атмосферу выдуманного мира.

Венчают вступительную часть восемь готовых персонажей (личности исключительно приметные – ведьмак Геральт, его друзья Лютик и Золтан Хивай, чародейки Трисс и Йенифер, вояка Роше, эльф Йорвет, а также «убийца королей» Лето). Помимо числовых характеристик и портрета каждого из героев сопровождает небольшой, но достаточно атмосферный комментарий того самого краснолюда Казмера. Что ж, с тем, чтобы создать первое благоприятное впечатление эта часть вполне справляется. Также здесь можно уже проследить черту, в дальнейшем характерную почти для всей книги – авторы не стремятся изобретать велосипед, а берут элементы из других игр и стараются органично вплетать их в свое детище. Так что давайте уже перейдем к следующей части, чтобы посмотреть, насколько удачно это у них выходит.

Создание своего персонажа. Часть, как и следует из названия, посвященная созданию собственного альтер-эго в мире «Ведьмака». Помимо этого, также содержит не особо замысловатые основные правила данной игры. Местная игровая система, к слову, использует два самых распространенных вида кубиков – шестигранные и десятигранные (или d6 и d10), причем первые и не особо-то нужны, так как используются не особо часто, например, для определения нанесенного урона.

Рас на выбор дается немного – это люди, эльфы, гномы-краснолюды, а также ведьмаки, которые одновременно являются для игрока не только расой, но сразу же и классом. Вообще титульные убийцы чудовищ стоят несколько особняком от остальных персонажей и им в дальнейшем посвящен отдельный раздел, поэтому данная часть особо подробно на них не останавливается. Раса, как в каком-нибудь Warhammer, определяет не только небольшой набор стартовых бонусов, но и то, как к вашему герою будут относиться в определенных регионах данного мира. Здесь это реализовано простенько, но со вкусом – в виде табличке со значениями «как равного – терпят – ненавидят», которая четко показывает всю взаимную «любовь» между различными расами и народностями. Состояния «терпят» и «ненавидят» просто дают штрафы к определенным социальным навыкам персонажей, кроме того некоторые товарищи (например, ведьмаки) способны у определенных слоев населения помимо ненависти еще и вызывать страх, что хотя бы позволяет эти самые слои чуть более эффективно запугивать.

После того, как вы определились с расой, игра предлагает вам очертить жизненный путь, который уже прошел ваш персонаж. И здесь уже она заходит на территорию такой вещи как Pendragon (малоизвестная в наших широтах ролевая игра про артурианских рыцарей). Книга предоставляет вам ряд таблиц, благодаря информации из которых вы можете определиться с семьей, количеством родственников, жизненными успехами/горестями, врагами/друзьями и романтическими отношениями вашего персонажа. Также из предложенных вариантов можно выбрать и детали внешности и характера вашего персонажа. Конечно, выборы эти можно осуществлять осознанно, но гораздо проще и веселей определить судьбу вашего протеже случайными бросками кубиков, например, набросав себе нильфгардца-алкоголика, чью семью убил беглый маг. Данная система на мой взгляд отлично держит баланс между полной простотой и излишней переусложненностью (которой страдала та же Pendragon) и замечательно подходит для быстрого создания новых персонажей. Из той же Pendragon игра заимствует идею о том, что ежели вашего персонажа таки убьют, то вы просто можете играть дальше за его родича или друга, которому передали добро покойного.

После всего перечисленного можно наконец перейти к выбору профессий-классов, перечень которых к слову не слишком обширен – всего 9 штук. Компанию классическим воину, вору, магу и жрецу составляют вполне обыденные в фентези-мирах бард, врач, ремесленник и торговец, ну а девятым выступает вышеупомянутый ведьмак. Профессия определяет предпочтение вашего героя в навыках, дает ему некую уникальную способность (например, врач умеет излечивать критические повреждения), ну и, разумеется, определяет, владеет ли он какой-либо магией.

Числительно способности вашего персонажа выражены девятью характеристиками и россыпью привязанных к ним навыков. И вот тут уже начинаются первые проблемы. Скажем, пункт Ремесла смотрится несколько странно среди набора классических параметров вроде интеллекта или ловкости. Да и полноценных характеристик, по сути, у вас всего семь, Скорости и Удаче скорее место среди вторичных параметров вроде количества здоровья или переносимого веса, так как к ним не привязаны никакие навыки и для обычных проверок они не используются. Удача так и вовсе является стандартным расходуемым параметром для выхода из тяжких ситуаций, правда несколько измененным. Если обычно та самая удача (судьба, воля и т. д.) позволяет перебросить неудачный бросок или получить автоматический успех, то здесь вы просто отнимаете сколько-то очков от запаса этой самой удачи и прибавляете его к результату проверки, причем делаете вы это еще до броска. На мой взгляд, не слишком удачное и практичное решение.

Набор вторичных характеристик вполне типичен – количество очков здоровья, выносливости (здесь она позволяет выполнять дополнительные действия, а еще, как и в видеоиграх, служит аналогом маны для заклинателей), скорость восстановления и сопротивляемость оглушению персонажа определяются его характеристиками Тело и Воля, то же Тело отвечает за переносимый вес, а Скорость отвечает за то, насколько быстро бегает и далеко прыгает ваш условный Геральт. У магов и иже с ними еще есть отдельный параметр Энергия (Vigor), но об этом чуть далее.

С навыками дело в целом обстоит лучше, но и тут есть свои перекосы из-за того, что все они привязаны к тем или иным характеристикам. Скажем, к Телу их привязано всего два, в то время как к Интеллекту – более десятка. Это не то чтобы сильно влияет на сбалансированность тех или иных персонажей (то же Тело, как упоминалось выше, помимо пары навыков отвечает еще и за ряд вторичных характеристик), но смотрится несколько криво. В общем, видимо, здесь не все было до конца продуманно и отточено до блеска. Также у персонажа есть такой параметр как Репутация, но, по сути, это еще один навык, который просто нельзя прокачивать обычным образом, а его значение определяется мастером игры. Представитель каждой из профессий также может развивать свою уникальную способность в одном из трех направлений, например, тот же врач может избрать путь хирурга, травника или анатома и, соответственно, получит возможность более точно ставить диагноз, разбивать мед. палатку или наносить кровоточащие раны.

Все эти характеристики-навыки, как и в других подобных играх понадобятся вам для прохождения проверок. Здесь все осуществляется весьма просто: берется сумма подходящих характеристики и навыка, и к ним прибавляется значение одного броска d10 и итог противопоставляется заявленной сложности (или сумме параметров и результат броска противника). Различные модификаторы, уменьшающие или увеличивающие ту самую сложность тоже на месте. Например, чтобы куда-то незаметно пробраться, вам нужно сложить значение Ловкости и Скрытности, а затем бросить кубик, таким образом получив Ловкость+Скрытность+1d10, при этом если крадетесь вы скажем в полной темноте, то еще и получите небольшой бонус к этому результату. Вроде бы схожая система использовалась и в «Киберпанке», но если честно, я не большой знаток этой игры.

С прокачкой тоже нет ничего сложного – за каждую сессию игроки получают так называемые очки развития, которые зачем можно потратить на изучение навыков. Тут правда есть пара своих тонкостей, например, некоторые навыки имеют двойную стоимость, но не будем углубляться в совсем уж глухие дебри.

Подводя краткий итог местной игромеханики можно сказать, что она не являет собой ничего особенного и имеет ряд неровностей, но достаточно проста и позволяет быстро создать себе персонажа и начать им играть. Ну а мы, наконец, переходим дальше.

Снаряжение. Тут особо сказать нечего. Любой, кто когда-либо играл в ролевые игры примерно представляет, из чего состоит эта часть. Оружие, броня, различные необходимые предметы обихода, их художественное описание, и таблицы с их числовыми параметрами. Здесь задерживаться особо не на чем, поэтом следуем дальше.

Магия. На мой взгляд, несколько несуразно скомпонованная часть. Она дает вам «бэковую» информацию о колдовстве, список различных заклятий и ритуалов, но чтобы полностью понять, как же этой самой магией пользоваться, вам придется долистать книгу аж до середины раздела «Бой». Мда. Ну а так здесь все достаточно просто – проходим проверку, тратим нужное количество выносливости и вуаля. Никаких сборов лягушачьих лапок или слез невинных младенцев местным чародеям не нужно, а присущие Warhammer мискасты хоть и наличествуют, но, по сравнению с тем же Молотом Войны, являются сущими детскими шалостями. Даже в худшем случае у вас максимум рванет одна из вещиц, а не явится парочка демонов из преисподней. Единственное, что не позволит чародею сразу же начать заливать все вокруг колдовских пламенем, так это параметр Энергия (Vigor), так как если стоимость прочтенных заклятий в выносливости будет превышать значение этой самой энергии, разница вычтется из здоровья колдующего, причем по довольно-таки невыгодному курсу.

Набор же заклинаний не представляет из себя ничего особенного, чего-то оригинального или запоминающегося здесь нет. Разве что помимо стандартных чародейской и жреческой ветки здесь еще есть отдельный раздел ведьмачьих знаков, что логично.

Ремесла. Достаточно обширный раздел о создании предметов и алхимии. Состоит в основном из всяческих игромеханических таблиц, так что рассказывать здесь особо не о чем.

Бой. Раздел с достаточно подробными правилами касательно того, как и кого, вы будете бить (ну или вас, это уж как получится). Боевка здесь в меру комплексная и смертоносная, правда, ничего особенного собой опять-таки не представляющая. Впрочем, как правило, попытки выпендриться в данной сфере ничем хорошим не оканчиваются, так что у авторов, по сути, и не было никакой нужды изобретать велосипеды. Благо большинство потребностей местная система смертоубийств вполне обеспечивает. Есть тут и возможность бить в разные части тела, и критические повреждения с выбиванием зубов и ломанием костей (очередной привет Молоту Войны), и немного правил касательно конного боя, и много чего еще. Ежели вкратце, то местная система не будет вас сурово карать за один попущенный удар, как уже поминавшаяся здесь Pendragon, но и бездумно лезть в каждую драку не даст (ежели вы, конечно, не любитель каждую партию начинать новым персонажем), так как возможностей быстро убиться здесь предостаточно.

Мир. Разобравшись с делами насущными, сиречь с правилами, можно поговорить и о высоком, сиречь о сеттинге, о котором данная часть и повествует. И вышло это самое повествование, на мой взгляд, у авторов не слишком удачное. Сюда, видимо, захотели впихнуть все и сразу, в не слишком большом разделе пытаясь рассказать обо всех странах, организациях и религиях, и результат закономерен. Здесь всего в основном касаются лишь вскользь. Скажем, культу Вечного Огня посвящено аж целых два абзаца, а спонсирующей его Редании – целая страница… Хотя здесь есть и определенные проблемы, скажем, с первоисточниками. Кто бы что ни говорил, а что в играх, что в книгах мир «Ведьмака» прописан весьма поверхностно, но благо там, где все крутится вокруг лишь нескольких героев это не особо и требуется. Настольные же ролевые игры, где игроки могут буквально залезть под любой камень, дело совсем иное. Таким образом, перед авторами встал выбор – либо дать краткую выжимку практически по всему имеющемуся материалу, либо же описать хоть что-то более подробно, но при этом столкнуться с необходимостью многое прописывать с нуля. И понятно, какой вариант они предпочли. Хотя скажем что им мешало сосредоточится скажем на каком Велене (который считайте вот он, уже готовый и отрисованный в видеоигре лежит) в качестве примера локации, а всякие Офиры и Зеррикании оставить для дополнений – одной Мелителе известно… Так что ленивым или неопытным мастерам, предпочитающим сразу же окунуться во все прелести какого славного Рейкланда, не обременяя себя проработкой его основных культурных и иных реалий, можно лишь посочувствовать – им придется многое создавать самим, основываясь лишь на самой общей информации. Впрочем, на определенные вопросы, что в видеоиграх по большей части остались за кадром, эта часть все же дает ответы. Например, отсюда можно вкратце узнать, что же случилось со всеми школами ведьмаков (кроме разве что Мантикоры, которая лишь упоминается).

Советы мастеру игры. Еще одна довольна стандартная часть для любой базовой книги игры, дающая уже непосредственно мастеру о том, как взаимодействовать с игроками, проводить кампании и т. д., и т. п. Короче, видели один такой раздел – видели их все. Но все же пара своих изюминок есть и здесь. Например, данная глава привносит еще несколько механик, например, возможность определиться, какие имевшие вариации события из видеоигр «Ведьмак» 1 и 2 произошли конкретно в мире вашей игры, а какие – нет.

Ведьмаки. Вот мы наконец и добрались до заглавных звезд всей игры. Хотя немного странно, что их засунули почти в самый конец, а не разместили сразу же после раздела о создании персонажа, ну да ладно.

Данная часть в основном состоит из различных табличек, позволяющих определить жизненный путь ведьмака, который, разумеется, значительно отличается от того, который проходят прочие персонажи. В каком возрасте вас забрали, представители какой из школ, как проходили тренировки и все в том же духе. Также здесь наличествует немного информации об ведьмачьих эликсирах, маслах и мутагенах.

Руны и реликвии. Не особо большой раздел о нанесении рун и глифов на оружие и доспехи, а также презентующий несколько местных артефактов.

Бестиарий. Ну и какой же «Ведьмак» без чудищ. Помимо иллюстраций и характеристик к каждому противнику прилагается описание в стиле в который раз уже поминаемого Warhammer «обычные суеверия – познания ведьмака». Монстрятник содержит два десятка чудовищ, от банальных головорезов и утопцев до грифонов и виверн, плюс еще имеется пара страниц без описаний и картинок с характеристика таких прозаических зверушек, как собаки или лошади. И для начала оно вроде бы неплохо, но книга не содержит никакого конструктора в стиле «собери сам нужного чудика», а значит, скрестить клинки с теми же эльфами Дикой Охоты у вас так просто не выйдет. Видимо, в плане чудищ все самое вкусное, как это обычно и бывает, приберегли для отдельного дополнения.

Всем спокойной ночи. Ну и венчает книгу небольшое стартовое приключение, в котором игрокам предлагается расследовать исчезновение детей в городке Ашберг. В принципе здесь все сделано достаточно добротно для того, чтобы начать свое погружение в мир настольного «Ведьмака», само приключение в меру интересное, разве что прилагаемые к нему карты местности на мой вкус чересчур схематичны.

Итого. Что же, пришло время подводить какие-то итоги. Настольный «Ведьмак» вышел по сути добротной, но ничем особо не выделяющейся игрой. Разве что методика быстрого создания персонажа путем случайных бросков тут чуть ли не лучшая на моей памяти. Адаптация видеоигры в настольную, на мой взгляд, в целом вышла вполне достойной, хоть и не без отдельных огрехов.

Игра «Ведьмак» неплохо подойдет начинающим игрокам и несколько хуже начинающим мастерам, так как для нее, скажем, пока просто не существует каких-нибудь готовых хроник. Впрочем, имея какой-никакой опыт в данном деле можно просто взять одну из готовых историй, наличествующих, допустим, в «Ведьмаке 3» и адаптировать ее под свои нужды, благо этих самых историй там предостаточно, на любой вкус.

Несколько более серьезным недостатком мне видится то, что игра пока не содержит не то что готовых приключений, а вообще каких-либо дополнительных книг. Нет, я не сторонник тех систем, где для минимального понимания что здесь и как требуется приобретать и читать четыре-пять книг, но игре явно есть куда расти, как вширь, так и вглубь, а этого самого роста пока нет. Единственное на данный момент вышедшее дополнение, Lords and Lands, не смотря на громкое название, содержит в себе меньше двадцати страниц полезной информации, где представлены лишь несколько дополнительных табличек да по одной новой расе и профессии (низушки-полурослики и аристократ соответственно). Да, был анонсирован «Журнал ведьмака», полноценный бестиарий для игры, но сроки его хотя бы примерного выхода до сих пор неизвестны. А ведь даже самая замечательная настольная ролевая игра может быть быстро предана забвению, если авторы ее никак не поддерживают. Увы, таковы реалии современных условий конкуренции в данной сфере.

Но то, что вселенная «Ведьмака» снова на слуху, все же внушает робкую надежду, что дело таки не заглохнет. Так что остается лишь пожелать, чтобы данная настольная игра, взяв достаточно неплохой старт, продолжала развиваться и дальше, а не сгинула через пару лет без следа как многие иные изделия «по мотивам».





2444
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 января 2022 г. 19:06
Ох и обзорище! Спасибо огромное, теперь я понимаю почему мой муж так хотел эту игру и тайком от меня заказал на сайте https://cheihod.ru. У нас очень много настольных игр и я настоятельно ему советовала закругляться с их покупкой, он уже пол магазина скупил) Но эта игра достойна быть в коллекции)


⇑ Наверх