Алексей Иванов Географ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > Алексей Иванов - Географ глобус пропил (2003)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Алексей Иванов — Географ глобус пропил (2003)

Статья написана 13 января 2010 г. 11:17

Несмотря на высокую оценку, отношение у меня к этому роману довольно двойственное. Почти 2/3 книги я никак не мог справиться с ощущением иррационального диссонанса. Но я знаю, откуда это – у меня была нормальная школа и эти бесенята, которые в романе фигурируют как «ученики», меня раздражали. Мне это незнакомо, в моей жизни так не было. А еще в романе какие-то странные взрослые. Все друг с другом спят по кругу и только главный герой ходит посреди этого разврата и мужественно отказывается то от одной, то от другой желающей  затащить его в постель. Возможно, кто-то видит в этой суровой чернухе правду жизни, я же ее не увидел. Я увидел великолепно написанную (а чего еще ждать от Иванова) чернуху, в который быт низводится до какого-то демонического, тоскливого, буквально адского состояния.

И – как противоположность этому мрачному быту, выписывается блистательная третья часть, поход по реке Ледяной. Опасности, пороги, приключения, дружба, любовь, срыв наносных масок – вот она, жизнь. Вот так надо, а не гнить в быту, скучно напиваясь в подвалах, лениво меняя любовниц… Я поймал тут себя на ощущении какой-то манипулятивности со стороны автора, хотя, чего греха таить, на манипуляцию эту (вполне возможно, что мной и придуманную) очень даже поддался.

А попробуй не поддаться, когда оно так блистательно написано – живым, богатым, сочным языком, от которого получаешь почти физическое удовольствие. Мне кажется, очень немногие могут поддерживать тот уровень литературного мастерства, который показывает Иванов, и оттого проходить мимо его романов, конечно, нельзя.



Тэги: иванов


90
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:24

цитата armitura

Я увидел великолепно написанную (а чего еще ждать от Иванова) чернуху, в который быт низводится до какого-то демонического, тоскливого, буквально адского состояния.
Коли повело на чернуху посмотри «Волчка» Сигарева.В нем я не увидел спекуляций и натяжек кои,как я понял присутствуют в этом романе.И в данном случак я сомневаюсь в такой уж чернушности среднестатистической российской школы.Соответственно это скорее всего нереалистичная провокация.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:25
ты знаешь, натяжек и спекуляций я при всем при том особо не увидел.
просто так оно написано — быт мрачный, приключения — романтика, хоть и с водкой наперевес)


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:38
Забавно, вот они, издержки среды — упорно не вижу в первой части никакой особой чернухи. Ну, недотыкомки, да. Но я такую жизнь, и в части про школу, и в части про взрослых, наблюдала много раз, так что даже ничего особенного в этом не нахожу. Хотя со стороны забавно, конечно))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:38
а я никогда и близко не видел ничего подобного))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:40
ну все логично, кому — тайга, кому — Черное море ;-) вопрос географии))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:43
хорошо. тогда расскажи мне, почему в первой части нет ни одного героя, у которого не то, что хорошо, даже нормально дела не обстоят?))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:45
Потому что люди, у которых дела обстоят нормально, обычно этими делами и заняты. И времени, чтобы валяться пьяными по подвалам, у них особо нет, да и желания тоже. От большого счастья в жизни валяться по подвалам не будешь)

Получается замкнутый круг: если у кого-то дела и «исправляются», он из этой компании исчезает.
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:48
это да.
но там вообще ни одного такого нет, даже для контраста, даже на горизонте.
авторская подача — у всех все плохо)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:51

цитата armitura

авторская подача — у всех все плохо)

да ну? где написано, что герои страдают и мучаются? Они не страдают, им по большей части так и надо, если уж честно) Это по твоим меркам плохо, а по их — жизнь такая в принципе и есть.

цитата armitura

даже для контраста, даже на горизонте

а для контраста посмотри в зеркало ;-)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 11:58

цитата kerigma

где написано, что герои страдают и мучаются?
ну автор дает это понять читателю. а если герои этого не видят, то так еще хуже, имхо. потому что читатель видит и понимает, что там быть не должно. а, проецируя кусок социума на весь остальной социум (ну это я делаю вывод из того, что других персонажей нет в принципе), иванов показывают еще и скудость духа всех вокруг. а я почему то верю, что это не так)

цитата kerigma

а для контраста посмотри в зеркало
после этой книги я посмотрю и удавлюсь. на всякий случай. а вдруг я тоже чего не вижу))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:07

цитата armitura

проецируя кусок социума на весь остальной социум

почему же на весь остальной? Нигде не говорится, что все остальные такие же. А применительно к конкретной части социума — вполне достоверно выглядит, кажется.

цитата armitura

после этой книги я посмотрю и удавлюсь. на всякий случай. а вдруг я тоже чего не вижу))

э, не поняла?)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:11
ну вдруг у меня тоже сторонним взглядом все так плохо и безнадежно, просто я этого не понимаю. а я так не хочу))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:12

цитата armitura

все так плохо и безнадежно

«так»?)) определенно, нет))
Может, каким-нибудь другим способом, но не так)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:13
так — это был не тип, а степень)))


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:18

цитата

и мужественно отказывается то от одной, то от другой желающей затащить его в постель
Хе-хе, не так все просто) Да, Служкин тут руководствуется некими принципами, но он отнюдь не фанат формальной супружеской верности или воздержания.
А может, у него просто духу не хватает взять да и начать что-нибудь.

цитата

Вот так надо, а не гнить в быту, скучно напиваясь в подвалах, лениво меняя любовниц… Я поймал тут себя на ощущении какой-то манипулятивности со стороны автора, хотя, чего греха таить, на манипуляцию эту (вполне возможно, что мной и придуманную) очень даже поддался.
Противопоставление не настолько четкое, как ты думаешь. По большому счету, Служкин в походе ведет себя по-прежнему, если не хуже; слишком он увяз в себе и быту, чтобы даже на короткий срок возвыситься над собой. Другое дело, что нет привычного ему окружения — и все ошибки, которые он совершает, на его и только его ответственности.
А школьники — те да, живут.

Восхитительная книга... Приступая к чтению, ТАКОГО уровня все-таки не ожидал.
А чернуха... знаешь, некоторые упрекают Иванова в совершенно противоположном грехе. А мне кажется, что так примерно все и могло быть — и даже бывает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:31

цитата Pickman

не фанат формальной супружеской верности или воздержания.
не фанат. но всякий раз не складывается. и дело тут как мне кажется не в отсутсвии духа. на каждый раз можно найти свою причину, а по совокупности выглядит довольно забавно.

цитата Pickman

Противопоставление не настолько четкое, как ты думаешь.
я имел в виду противопоставление скорее стилистическое, у иванова сразу меняется манера письма — на поэтичную, яркую, широкую, без дробного калейдоскопа кусочков. кстати, в первой половине книги, когда служкин с детьми выехал на природу, такое тоже есть.

цитата Pickman

знаешь, некоторые упрекают Иванова в совершенно противоположном грехе. А мне кажется, что так примерно все и могло быть — и даже бывает...
ну бывает наверное, я же не спорю. просто в городской части романа, скорее, не бывает иного))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:36

цитата armitura

на каждый раз можно найти свою причину, а по совокупности выглядит довольно забавно.
вот эту совокупность и интересно анализировать)

цитата armitura

я имел в виду противопоставление скорее стилистическое, у иванова сразу меняется манера письма — на поэтичную, яркую, широкую, без дробного калейдоскопа кусочков.
таков Служкин изнутри. Некоторая идеализация налицо, но что делать — таковы условия литературы как вида искусства. Но с другой стороны, это способ показать, что под маской алкаша-неудачника скрывается довольно сложная личность

цитата armitura

кстати, в первой половине книги, когда служкин с детьми выехал на природу, такое тоже есть.
там этот контраст даже сильнее, по-моему
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:42

цитата Pickman

Но с другой стороны, это способ показать, что под маской алкаша-неудачника скрывается довольно сложная личность
сложная, но при этом довольно пустая и кроме измененной манеры письма да эпизода в пекарне ничего об этой сложности не говорит.

цитата Pickman

там этот контраст даже сильнее, по-моему
думаю, это скорее от неожиданности)

цитата Pickman

вот эту совокупность и интересно анализировать)
а в совокупности герой просто вяло пытается следовать своим идеалам, но силы на это толком нету. эдакая попытка рыцарства от человека, который рыцарем быть не может по определению. и выглядит все это кстати тоже довольно мрачно.
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:44

цитата armitura

сложная, но при этом довольно пустая и кроме измененной манеры письма да эпизода в пекарне ничего об этой сложности не говорит.
не согласен, но здесь надо лезть за примерами, а у меня книга не под рукой и времени нет)

цитата armitura

а в совокупности герой просто вяло пытается следовать своим идеалам, но силы на это толком нету. эдакая попытка рыцарства от человека, который рыцарем быть не может по определению. и выглядит все это кстати тоже довольно мрачно.
зато суть человека схвачена точно
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 12:50

цитата Pickman

зато суть человека схвачена точно
Влад, я же не спорю. отличный образ Служкина. великолепно выписанное все его окружение. но я когда я говорю о чернухе, я имею в виду то, что даже мимолетные второстепенные персонажи мрачны и никто в романе (из взрослых, понятно) не живет нормальной жизнью. у всех все в разной степени плохо. и хочется уже какого-то бухгалтера ивана иванова, который живет с женой обычной жизнью, трахает ее два раза в неделю, по выходным ходит в театр, по праздникам в рестораны, не напивается как сволочь... но таких там просто нет, я уж молчу о тех, кто радуется жизни и у кого все хорошо.
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:08
о таких иванах ивановых романов тоже много — и не знаю, что тут неприятнее, такая вот мрачность или откровенная скука обыденной жизни)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:17
так я же не говорю, что это должен быть роман о нем. ну просто где то на заднем плане всунуть такого героя. для контраста)
хотя это не мое дело — советовать автору, тем более, что книга все равно получилась крутой)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:22
да, а право на индивидуальные впечатления имеет каждый) в какой-то момент жизни я мог бы воспринять книгу на твой манер)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:27
то ли дело бытовой алкоголизм, измены и общее свинство — это же так увлекательно и оригинально! :-)))
(это не наезд, а шутка ;-) )
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:30
да я тоже в полушутку)
на самом деле, за всей этой непрухой у Иванова проглядывает надежда — почти всегда. Даже в девочке, которая ждет золотую машину в обществе кота и папы)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:33
На самом деле, я и озвученной чернухи особой не вижу. Потому что это как раз тот случай, когда «разруха в головах» и больше нигде. Измени отношение — изменится все остальное)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:35
именно, у меня впечатления те же
в принципе — типичный быт небогатой провинции
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:38
Вот-вот, а хозяин блога мне не верит, что так бывает, и довольно часто:-)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:46
я верю, просто неприемлю))


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:41
По поводу чернухи: «Географ..» у Иванова, на мой взгляд, наиболее оптимистичная книга. Настроение у неё такое, есть какие-то надежды. В отличие от «Общаги-на-крови», где нет ни единого просвета.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:44
я общагу не читал — только Сердце Пармы, но там приключенческий эпик такой)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:47

цитата armitura

только Сердце Пармы, но там приключенческий эпик такой)

Понравилось?
Если да, то советую «Золото бунта» почитать, тоже роман приключенческий в тех же местах, но не эпичный:-)
И «Общагу» само собой, тоже:-)
Хотя, после «Географа» лучше всего «Блуда и МУДО» должна пойти8:-0
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:51
в общем, собственно, всего иванова и порекомендовал :-)))
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 13:57
Почти8:-0
Кроме ранних повестей и «Message:Чусовая», которые я и сам не читал, поскольку мне они не особо интересны. Хотя «Message:Чусовая» для ознакомления с местом действия «Сердца Пармы» и «Золота бунта», наверное, полезна будет:-)
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 15:03
Мне как преданному уральцу МЧ очень интересна, но так будет не для всех.
Кстати, скоро выходит иллюстрированный альбом Иванова «Хребет Урала» — по мотивам грядущего доксериала.
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 16:16

цитата Pickman

Кстати, скоро выходит иллюстрированный альбом Иванова «Хребет Урала» — по мотивам грядущего доксериала.

Кажется, доксериал будет называться «Хребет России», а книга — «Уральская матрица», нет?
 


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 17:48
Нет, название одно и то же.


⇑ Наверх