Домашние беседы XVII


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «belash» > Домашние беседы XVII века
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Домашние беседы XVII века

Статья написана 8 мая 2020 г. 00:33

Город Мехико в 1628 году, незадолго до «наводнения Сан-Матео»

О чём люди болтали в своём кругу, в домашнем обиходе, в городе Мехико 1650 года?..

Об этом нам даёт некоторое представление результат массового доносительства, имевший место в тот самом году.

Итак, картина маслом, чтобы проникнуться тогдашней колониальной атмосферой Вест-Индии. Чтобы поддерживать на должном уровне усилия по достижению католического единообразия веры, был создан т.н. Генеральный эдикт веры, который раз в три года зачитывался во всех церквах Испанской Америки, при обязательном присутствии всех прихожан, начиная с 10-летнего возраста. В оном эдикте предписывалось сообщать в инквизицию обо всех случаях ереси и о подозрениях на ересь.

Вообще, инквизиции подлежало много что, кроме ереси. Скажем, инквизиторы расследовали случаи разврата в исповедальнях, двоежёнства, бегства монахов из монастырей, самозванства священников и устройства священниками «семей», по целибату не дозволенных, а также кощунство, суеверия (?), лицемерие и ложь (??), колдовство-магию, оккультизм и предсказания. Но в основном таки предметом изучения была ересь и, как подраздел её, тайный иудаизм.

В 1650-ом урожай доносов в Сьюдад де Мехико был умеренный – 500 сообщений от граждан, уместившиеся в 8 томов (уцелело 254 доноса, 4 тома). Много это или мало?

Здесь следует учитывать два фактора.

1) До катастрофического наводнения 1629 года в городе с окрестностями жило около 146.000 человек (80 тыс. индейцев, 50 тыс. негров и мулатов, 16 тыс. испанцев); часть их погибла сразу, часть умерла позже от голода и болезней, а часть просто разбежалась; лишь к концу XVII века население города достигло 50.000 человек. Причины наводнения оставим за кадром – достаточно будет сказать, что гидротехнической инженерией испанцы владели чуть хуже, чем плохо.

2) В 1569-1571 гг. Филипп II учредил инквизицию в Вест-Индии, и там всё было по-взрослому. То есть уже под сотню лет стандартизация религиозных воззрений в колониях была прочно построена на научно-практической основе испанской Супремы. Но контингент, подлежащий досмотру, выглядел своеобразно. Во-первых, в колонии почти не допускались иностранцы-иноверцы (исключения были исчезающе малы). Во-вторых, старались ограничить иммиграцию марранов-выкрестов – правда, за взятки они таки проникали туда, и на них чаще смотрели сквозь пальцы, разве что у инквизиторов ретивое взыграет. И наконец – с 1575 г. по декрету того же Филиппа II индейцы (внезапно! барабанная дробь!) были изъяты от суда инквизиции за преступления против веры. О как!.. случаи бывали, но погоды не делали от слова «совсем». Видимо, адекватно мыслящие клирики намекнули королю, что жечь индейцев за ересь – верный путь к геноциду, а негры на замену денег стоят. Пусть краснокожие веруют себе как могут; главное, чтобы кресту кланялись, хоть бы и поклонялись при этом божку Вицлипуцли…

То есть, говоря о доносительстве в Сьюдад де Мехико 1650-го, мы имеем в виду только испанцев, креолов и мулатов, даже в лучшие времена до потопа составлявших 45% населения. Индейцы в этом не участвовали. За вычетом женщин, грудных младенцев и неграмотных можно с натяжкой предположить, что примерно каждый десятый грамотей накатал по доносу. Неплохая результативность. Кто против, может сам пересчитать на свой вкус.

Доносы были всякие. Но один слегка выбивается из ряда и заставляет задуматься. Вот как его цитирует Григулевич (Иосиф Ромуальдович был великолепный разведчик-нелегал, и, хотя как историк он таки изрядный сказочник, тут ему можно верить):

«о 6-летнем мальчике, преступление которого заключалось в том, что он рисовал на земле крест, прыгал на нём и называл себя еретиком».

А?.. что?.. Сначала Супрема, потом инквизиция Новой Испании, а у вас детишки на кресте прыгают и в еретиков играют?

Причём явно же доносители знали, на кого писать. Доносы на индейцев не принимаются. То есть минимум креольская семья. Ну, пусть даже марранская, но получается, что дитёнок наслушался того, о чём говорят взрослые?..





90
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх