Лонгрид о четвёртой волне


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Лонгрид о «четвёртой волне» советской фантастики на «Горьком»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лонгрид о «четвёртой волне» советской фантастики на «Горьком»

Статья написана 8 мая 2020 г. 22:23

Подготовил большой материал об истории «четвёртой волны» советской фантастики, семинарах, фэнзинах и т.д. для «Гаража», получился совместный проект с порталом «Горький». Поговорил с Андреем Лазарчуком, Андреем Столяровым, Андреем Чертковым и – внезапно! – не Андреем, а Сергеем Шикаревым. :-) Не то чтобы сенсация, но, по-моему, для первого знакомства с феноменом довольно информативно. Надеюсь, еще вернемся к этой теме.

Да, мое название — «Миф о «четвертой волне»». Но так, как его переназвали, для «широкого читателя» понятнее конечно.

В монографии 1970 года «Русский советский научно-фантастический роман» ленинградский литературовед Анатолий Бритиков выделил три поколения отечественных фантастов, пришедших в жанр после октябрьской революции (или, если угодно, переворота). Исследование стало этапным, вошло в канон, но время не стояло на месте: литературный ландшафт продолжал меняться, появлялись новые лица, звучали новые имена. С подачи братьев Стругацких, подхвативших метафору Бритикова, поколение фантастов, которое сформировалось в конце 1970-х — начале 1980-х, получило имя «четвертой волны». В отличие от предыдущих «волн» эти авторы с самого начала были обречены жить в тени, писать преимущественно «в стол», довольствуясь скудными журнальными публикациями — раз в год, раз в два года, раз в пять лет. И дело не в пресловутой крамоле. Да, лучшая фантастика «четвертой волны» была более изобретательной, психологически тонкой и стилистически выверенной, чем произведения большинства официально одобренных фантастов семидесятых. Иногда проза этих авторов затрагивала опасные, болезненные социальные темы (как повесть Вячеслава Рыбакова «Доверие» или роман Андрея Лазарчука «Мост Ватерлоо»), содержала мощный сатирический заряд («В ночь с пятого на десятое» Михаила Успенского, ранние рассказы Виктора Пелевина), но в целом редко претендовала на потрясение основ. Однако по иронии судьбы она распространялась так же, как андеграундная неподцензурная литература или политический самиздат: полулегально, из рук в руки, в слепых машинописных копиях. В лучшем случае — в фэнзинах, напечатанных тиражами от пяти до полусотни экземпляров. И так же, как «Москва — Петушки» или рассказы Сергея Довлатова, фантастика «четвертой волны» постепенно обрастала легендами, а ее авторы превращались в мифических персонажей.

Чтобы отделить романтический вымысел от достоверных фактов и разобраться, почему именно так сложилась судьба «четвертой волны», мы обратились к людям, стоявшим у истока мифа — писателям Андрею Столярову и Андрею Лазарчуку, издателю Андрею Черткову и к современному исследователю этого феномена, критику Сергею Шикареву...


------------------------------------------>>> ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ <<<------------------------------------------





1201
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 00:40
А сие книгой выйдет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 02:23
Какой книгой? %-\
 


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 09:37
Например в серии «Лезвие бритвы». Название подходящее.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 11:15
Там весь текст объемом 25000 знаков. Разве что оооочень тонкой брошюркой. :-D
 


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 11:21
Подумал, что у вас на эту тему имеется побольше материала.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 11:46
Угу. Но на книжечку все равно не набирается пока.


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 14:46
Дочитал. Не сильно и лонгий этот рид. :-( Хотелось бы, конечно, побольше, потолще. Спасибо! :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 14:54
Стандартный материал, наиболее комфортный для чтения в сети — от 7 до 9 тысяч знаков. Тут — 25.


Ссылка на сообщение9 мая 2020 г. 22:40
Скажите плз, а где можно почитать ваш озоновский архив обзоров фантастики? Я читал лет 15 назад еще на старой версии ОЗОН. Тогда понравилось, особенно обзоры букинистики 90-х. Очень хочу перечитать :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2020 г. 01:07
Только здесь что-то есть: http://web.archive.org/web/200810...
 


Ссылка на сообщение10 мая 2020 г. 01:18
Спасибо:beer:

Это оно. Кстати кто не читал — рекомендую. Лаконично и толково. Много книжек той же четвертой волны.


Ссылка на сообщение10 мая 2020 г. 18:53
А вот мне интересно, есть ли исчерпывающий список авторов, которых причисляют к «четвертой волне»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 мая 2020 г. 15:30
Боюсь, что нет. Тем более что к ней по разным версиям разных авторов причисляют.
 


Ссылка на сообщение12 мая 2020 г. 14:11
Сие есть жалости достойно.
Хотя, подозреваю, что с относимостью авторов к той же «новой волне» тоже не все гладко)


Ссылка на сообщение11 мая 2020 г. 16:58
А есть ли определение нынешним фантастам? Какая это волна? Или все волны уже разбились о высокие стены попаданцев и юнитов, бродящих в лабиринтах ЛитРПГ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 мая 2020 г. 17:38
Нынешним фантастам определений дочерта, но на мой взгляд номерные волны на четвертой закончились.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2020 г. 17:48
А собственно, кроме «цветной» и «пенной», больше никто и не пытался определять себя как «волны», верно ведь?
 


Ссылка на сообщение11 мая 2020 г. 20:54
Себя-то нет, но вот попыток рассортировать была куча. Как-то не сложилось.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2020 г. 20:01
Жалко, конечно. Волны предполагали преемственность. Типа: от Стругацких до N. два рукопожатия.
 


Ссылка на сообщение13 мая 2020 г. 19:34
А после N — одни рукожо... руко... ну, в общем, понятно.
 


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 12:28
Так чем больше времени от броска камня, тем слабее волны. Вот и закончились...


⇑ Наверх