Очередной выпуск обзора фантастических журналов, опубликованных на английском языке вышел с опозданием по очень простой причине: практически все время я потратил на внесение журнала «Analog/Astounding» и к настоящему времени успел внести все 224 выпуска, вышедшие в 21 веке, что по объему составляет примерно пятую часть опубликованного за почти столетнюю историю журнала (раньше он выходил чаще, чем сейчас). От себя могу заметить, что «Analog Science Fiction and Fact» очень сильно отличается по концепции от других фантастических журналов, тем что больше работает с постоянными авторами, которые кроме как в журнале практически нигде не публикуются. Это, с одной стороны, облегчает процесс работы, а с другой иногда кажется, что весь контент для журнала создают два десятка человек (в последние годы, впрочем, ситуации переменилась по сравнению с нулевыми).
Начнем, как водится, с новостей, благо они есть и весьма крупные.

1. Главная новость, которая потрясла англоязычный фандом и вызвала множество споров, пересудов и теорий заговора заключается в том, что "большая тройка" американских фантастических журналов: «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», «Analog Science Fiction and Fact» и «Asimov's Science Fiction» сменили владельца. Последними двумя журналами с 1992 года владела компания Dell Magazines, которая позднее была поглощена Penny Publications. В 2025 году журналы выкупил Стивен Солпитер, бывший президент по литературному развитию и развитию интеллектуальной собственности компании Assemble Media вместе с группой инвесторов. Кроме трех фантастических журналов он приобрел еще два детективных, не менее знаковых, «Alfred Hitchcock's Mystery Magazine» и «Ellery Queen's Mystery Magazine» в одночасье став владельцем всех самых крупных жанровых журналов США. Как это скажется на редакционной политике журналов пока неизвестно, однако сомнений в том, что инвесторы захотят получить прибыль от все более стагнирующих и теряющих с каждым годом подписчиков литературных журналов у меня мало. Для «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» эта покупка и вовсе является спасением, ведь журнал с лета прошлого года находится в коме и шансов на то, что он выйдет из нее практически не было. Надеюсь, журнал ждет перезапуск, желательно с новым редактором.
Также неизвестно, как данная покупка скажется на жизни фандома, ведь Dell Magazines была спонсором того же ворлдкона и даже имела на нем свою собственную премию, "Поразительное" (ранее известная как Мемориальная премия Джона Кэмпбелла)- которой награждались самые многообещающие начинающие авторы, и хотя новый владелец обещает поддерживать ее, как и ряд других, организационные изменения практически неизбежны.
Подробности о сделке были опубликованы в журнале "Locus". Новая компания, владеющая журналами получила оригинальное название Must Read Magazines. По словам ее владельца
цитатаНекоторые авторы писали в сети, спрашивая, не захватили ли журналы какие-то сомнительные личности, и мы хотим заверить людей, что это не так. В конечном итоге содержание журналов останется в ведении редакторов, как и всегда, и им может быть интересно узнать, что один из наших крупнейших внешних спонсоров, Майкл Ханделвал, является постоянным участником региональных конференций. Мы считаем, что эти журналы чрезвычайно важны для наследия и будущего этих жанров, и надеемся продолжить миссию каждого журнала, обновляя бизнес, стоящий за журналами, чтобы охватить больше читателей и авторов. Эти приобретения были необходимы для того, чтобы журналы выжили и, надеемся, процветали в меняющейся экономике. В последние годы журналы столкнулись со значительным ростом расходов и снижением платежей со стороны некоторых розничных продавцов. Компания планирует поддержать журналы, расширив их распространение в книжных магазинах, увеличив свое цифровое присутствие, инвестируя больше в маркетинг среди новых читателей по всем каналам, а также используя свою платформу для продвижения авторов жанровой литературы в целом.
2. Журнал «Apex Magazine», ранее выходивший раз в два месяца, перешел на ежеквартальную модель публикации. Не смотря на то, что журнал соответствует минимальному уровню оплаты за написание художественной литературы, установленному SFWA, в последнее время он сосредоточен на публикации произведений малоизвестных и начинающих авторов. На мой взгляд, журналу отчаянно не хватает известных имен, благодаря которым на него хотелось бы подписаться.
3. Появились номинанты премий читательского голосования журналов «Analog Science Fiction and Fact» и «Asimov's Science Fiction». Хотя журналы полностью коммерческие, их особенностью является то, что со всеми произведениями, вышедшими в полуфинал конкурса можно ознакомиться на сайтах журналов совершенно бесплатно, для удобства ниже я оставлю ссылки.
В шортлисте «Analog Science Fiction and Fact» можно отметить повесть «Minnie and Earl Have a Kitten» Адама-Троя Кастро, рассказы «Vouch for Me» Грега Игана, «The Dark at the End of the Tunnel» Эдварда Лернера и «Music of a Different Sphere» Стэнли Шмидта, который более тридцати лет был редактором этого журнала.
В шортлисте «Asimov's Science Fiction» куда больше знакомых русскоязычному любителю фантастики имен: повести «Death Benefits» и «Proof of Concept» Кристин Кэтрин Раш, «Death and the Gorgon» Грега Игана, рассказы «Charon’s Final Passenger» и «A Gray Magic» Рэя Нэйлера, «The Four Sisters Overlooking the Sea» Наоми Критцер, «Sunsets» Леви Тидхара, «The Adherence» Джеффри Форда.
Вошел в шортлист и печально известный рассказ Леонида Каганова «Пикалка», в переводе незабвенного Алекса Шварцмана, который в своем послесловии даже упоминает фантлаб.
Кстати, обе премии уже внесены в базу и если вы вдруг прочли один или несколько рассказов, не забудьте поставить оценку, написать аннотацию или отзыв: Asimov's, Analog.
4. А теперь непосредственно к обзору журналов.
«Asimov's Science Fiction» за март/апрель 2025 года радует очень сильным авторским составом. В нем сразу три повести: «Weather Duty» Кристин Кэтрин Раш, «Quantum Ghosts» Нэнси Кресс и «The Hidden God» известного австралийского фантаста Т. Р. Нэппера, чей дебютный роман сечас планируется к публикации на русском. Кроме того, в журнале нашлось место для нового рассказа Рэя Нэйлера «The Demon of Metrazol».
|
5. «Analog Science Fiction and Fact» традиционно имеет не столько знакомый русскоязычному читателю состав и в этом номере мне практически нечего выделить. Авторы двух опубликованных в журнале повестей, Бет Годер и Гарри Лэнг не переводились на русский, а самым известным автором выпуска можно назвать Мариссу Линген с рассказом «If the Weather Holds».
|
6. Появился в продаже второй выпуск перезапуска журнала «Worlds of If», спустя год и один месяц, после первого. Журнал сочетает в себе как перепечатки классиков фантастики (в этот номер, например, вошел известный рассказ Роберта Силверберга «Папа и шимпанзе»), так и первые публикации, например «Sweet Finality» Джона Ширли и «An Examination of the Trolley Problem...» Гарета Л. Пауэлла.
Так же номер отметился первой публикацией двух рассказов Нила Р. Джонса, известного автора эпохи палпа. Если верить аннотации фантлаба, его рассказ «Спутник Джеймсона» вдохновил Азимова на написание всех его произведений на тему робототехники.
|
7. Свежий выпуск «Uncanny Magazine» среди прочего содержит рассказ «10 Visions of the Future; or, Self-Care for the End of Days» Саманты Миллз, известной по сотворившему фурор рассказу «Rabbit Test», чей дебютный роман, «Крылья за спиной» вот-вот будет опубликован на русском. Впрочем, данный рассказ не столь провокационный и посвящен той простой мысли, что не важно какое бедствие тебя настигло: от зомби-апокалипсиса, до избрания Трампа, нужно всегда держаться за своих близких и сохранять позитивный настрой. Кроме того там можно найти отрывок из нового романа Чарли Джейн Андерс «Lessons in Magic and Disaster», грядушего номинанта всех возможных премий, получивший название «The Prodigal Mother» и короткую зарисовку Г. Уиллоу Уилсон «Butterfly Pavilion».
|
8. Не смотря на отмену подписки, у журнала «ParSec» все-таки вышел 13-й выпуск, пусть и с некоторым опозданием. Я надеюсь, он не станет последним, ведь журнал по прежнему радует сильным авторским составом, в частности там можно найти рассказы «The Time Traveller's Husbands» Гарри Килворта и «The Steam House in Innsmouth» Пола Ди Филиппо.
|
9. Перейдем к ежемесячным журналам. Февральский «Clarkesworld» содержит сразу два переводных произведения, с испанского и китайского и «King of the Castle» Фионы Мур очередной рассказ из длинного цикла «Morag», повествующего о быте сельской общины после апокалипсиса.
|
А вот мартовский выпуск содержит сразу три перевода. Кроме традиционных рассказов на китайском и испанском в журнал вошел перевод с русского языка, выполненный все тем же вездесущим Алексом Шварцманом. В этот раз перевода удостоился рассказ Анны Бурденко «Пыльца», написанный для известного сетевого конкурса "Рваная грелка" и публиковавшийся на русском в антологии «Будущему — верить!».
Поздравляем Анну с публикацией!
|
10. «Lightspeed» за февраль содержит новые рассказы Кэролин Айвз Гилмен «Books to Take at the End of the World» (известна русскоязычному читателю по рассказам из цикла «Двадцать планет») и Евгении Триантафиллу «Some to Cradle, Some to Eat», подающей надежды писательницы, которая все чаще номинируется на премии и часто выдает действительно достойную малую форму.
|
Выпуск за март включает рассказы Адама-Троя Кастро «Message in a Babel» и Нины Кирики Хоффман «The Shift».
|
11. Журнал «Nightmare» опять представляет совершенно неизвестных русскоязычному читателю авторов. В февральском номере можно отметить рассказ номинантки на премию Ширли Джексон, Келси Ю «In Our Skin».
|
А в мартовском — рассказ Аны Уртадо «Pezcara», писательницы из Венесуэллы, которая пишет "странную" прозу, часто основанную на национальных верованиях и культуре.
|
12. «The Dark» представляет чуть более сильный авторский состав, правда за счет перепечаток. Так, в февральском выпуске был опубликован рассказ Стива Резника Тема «Old Crow», а в мартовском рассказ Анжелы Лью «The Philosophical Quandaries of Meeting Your Doppelgänger in Moonshine City».
|
|
На этом обзор журналов закончен. Если не случится чуда, то обзор новинок англоязычного книжного рынка за март будет отложен на 5-8 апреля (хотя я постараюсь закончить статью завтра, вероятность этого не велика), кроме того накопилось немало новостей для дайджеста, который я постараюсь опубликовать без лишних задержек. Всем весеннего настроения.