Старые новые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Старые новые заповеди
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Старые новые заповеди

Статья написана 13 мая 2020 г. 06:15

Письма мёртвого человека, СССР, 1986

Снятые в СССР 1986-го года «Письма мёртвого человека» завораживают. Начать с монохромного нечёткого изображения – это и эмоциональное воздействие на зрителя, и моделирование реального освещения сцен в подвалах, бункерах и на поверхности после ядерного удара и пожаров. Постоянные фоновые шумы, сопутствующие запустению: ветер в развалинах, шорохи пепелища и треск проседающих завалов, подвальные капель и эхо. Масштабные сюрреалистические декорации – к примеру, руины библиотеки. Подача сюжетной информации посредством внутренних монологов интеллигентного, гениального, но слегка тронувшегося человека. Очень низкий темп повествования, лишь чуть ускоряющийся к концу. Поначалу даже не понимаешь, что именно тебе показывают. До определённого (и чрезвычайно жёсткого) момента приходится собирать информацию о мире произведения из фрагментов, каждый из которых – лишь искажённое отражение реальности, поток сознания очередного психически травмированного персонажа.

Ясно одно: нам демонстрируют крупный город, разрушенный ядерным оружием и радиоактивно заражённый. Разрозненные группы людей, скрывающиеся в подвалах, информированы о существовании некоего центрального убежища, в которое берут лишь здоровых и социально полезных граждан. Молодые женщины нужны, больные дети нет. Неизвестно, кто инициатор – правительство или новоявленные активисты, но исполнители отбора производят впечатление части действительно существующей и упорядоченной организации. В сравнении с современными произведениями постапокалипсиса всё происходящее кажется чересчур мягким и человечным. Нет ни голода, ни зверств, ни дележа оставшихся ценностей. Всё чинно, смирно, благородно и организованно. Анархия, но железно регулируемая моральными принципами каждого индивидуума. Люди идеализированно-советские, несмотря на иностранные имена и общую неопределённость места действия.

Над сценарием поработал квартет знаковых авторов: Алексей Герман, Константин Лопушанский, Борис Стругацкий и Вячеслав Рыбаков. Предположу, что первый дал ощущение документального кино, второй (и это факт) был учеником Андрея Тарковского, третий связал всё воедино, а текст четвёртого стал душой сюжета. Как мне кажется, именно рассказ «Зима» Вячеслава Рыбакова, написанный в 1984-м году, послужил основой для этого фильма. В нём человек, переживший такую же техногенную катастрофу, до последнего поддерживает жизнь ребёнка, всё ещё любит жену, страдает от потери достижений культуры и, предположительно сойдя с ума, ведёт личный разговор с Богом. В фильме акценты расставлены иначе, и вместо безнадёги тотального уничтожения дана религиозная, действительно новозаветная притча, своего рода «привет из будущего». Тем не менее, хеппи-эндом это не выглядит даже без аварии на Чернобыльской АЭС того же 1986-го года.

Лично для меня непонятыми остались два момента. Во-первых, обнажённая женская натура во времена, когда потягушки у окна из «Зимней вишни» были эротической сценой. Могу предположить здесь стёб над некими модными тогда веяниями общественной жизни. Остаётся лишь выразить уважение решившейся на это в достаточно зрелом возрасте актрисе. Во-вторых, абсолютная пассивность молодого и сильного мужчины, сподобившегося только на монолог об «антизаповедях» гипотетической подземной цивилизации. Что у Рыбакова, что у Стругацких мужики тащат на себе всё и вся, как паровозы, пока не сдохнут. Здесь я до последнего ждал хотя бы агрессивную и разрушительную для окружающих «мужскую истерику» от затаившегося персонажа, а увидел «пшик» и жалко перекошенную физиономию. Отказ от действия дееспособных граждан? В этом следует понимать предназначение персонажа и ужас ситуации?

Картина поднимает множество тем и задаёт вопросы, отвечать на которые зрителю придётся самостоятельно. Это истинно артхаусное произведение, плод совместного труда двух фантастов и двух фестивальных режиссёров. Его кажущаяся неестественной в изображённой ситуации гуманистичность лишь позволяет ударить больнее, чтобы попытаться разбудить успокоенное сознание и очерствевшее сердце. Отдохнуть во время просмотра не получится ни у кого.





872
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 мая 2020 г. 15:00
Cпасибо, Ваши разборы как всегда на высшем уровне:beer:
Просмотрел фильм и перечитал рецензию. Фильм тяжеловат, конечно.
Вы все верно подметили. Разве одна мелочь — скупо о финале, о Надежде (не хеппи-энде:-))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 05:07
240580
:beer:

Оперативно Вы пересмотрели-перечитали! А «Зиму» В. Рыбакова знаете? О финале намеренно скупо. Не стал использовать формат «собственно рецензии» и подробный анализ, использовал «рецензию-эссе».
 


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 10:07
Из творчества Рыбакова мне знаком лишь рассказ «Давние потери» (тот, что про доброго Сталина). Возможно, когда-то доберусь до Ордуси (хвалят, да и задумка оригинальная). Но судя по всему, его идеи, если это осознанная платформа, а не круг писательских интересов, мне, скажем так, не близки.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2020 г. 08:05
240580
Рассказ «Давние потери» в школе читал по диагонали, сейчас тоже впечатление не произвёл. Рыбаков — не однотипный писатель и неровный. Мне у него далеко не всё нравится, в основном постап и стрессовые состояния.


Ссылка на сообщение13 мая 2020 г. 22:49
Благодарю!
Горжусь тем, что посмотрел «Письма...» еще в советское время в кинотеатре.
Был я тогда в среднем школьном возрасте и направился в кинотеатр, скорее всего, потому что отреагировал на слово «фантастика» написанное на афише. Помнится, после фильма вышел я изрядно пришибленный и ошарашенный. Все-таки это вам не «Приключения Электроника«! Откровенно скажу: мало что я понял в самом сюжете, хотя усиленно старался, но на уровне чувств и эмоций — фильм пробил меня насквозь. Навсегда запомнилось все это: особая атмосфера угасания и безнадеги, ощущение какого-то не совсем понятного, но бесповоротного бедствия, беспомощность человека на всём этом фоне.
Несколько лет тому решил пересмотреть фильм. Конечно, даже тридцать лет спустя картина не разочаровала.
Думаю, что «Письма мертвого человека» нисколько не утратили своей актуальности, даже — страшно сказать — наоборот...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 2020 г. 05:12
Толкователь
:beer:

А я вот только сейчас посмотрел... На меня такое же воздействие в том же возрасте оказала «фантастика» В. Рыбакова, особенно рассказы «Зима» и «Ветер и пустота».


Ссылка на сообщение15 мая 2020 г. 16:27
От Рибакова нужно читать трилогию „Очаг на башне“, „Человек напротив“ и „На чужом пиру...“. Пронзительный писатель!!! Не чета сегодняшной имперско-попаданскай мути.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 14:03
sferoidi
Спасибо! Занёс в свой папирус.


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 20:24
Рибаков единственный фантаст, которого реалистические критики сравнивают с Тургеневым.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:44
sferoidi
Даже не знал, спасибо. Меня, когда школьником встречал его рассказы в сборниках фантастики, просто ножом резало.


⇑ Наверх