Антология Будущее есть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «240580» > Антология "Будущее есть. Горизонты мечты" (2013)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антология «Будущее есть. Горизонты мечты» (2013)

Статья написана 23 мая 19:47
Размещена:

«Будущее есть. Горизонты мечты»
Наталья Горелышева, Александр Краснянский
Будущее есть. Горизонты мечты
2013, антология

«Будущего нет», — втолковывают нам с экранов телевизоров и со страниц «интеллектуальных» бестселлеров. Будущего нет, потому что оно слишком страшно для тех, кто уверен в вечности и незыблемости войн и эксплуатации, угнетения и межнациональной ненависти. Будущего нет для тех, кому не хватает сил и смелости его строить. Но ход истории остановить нельзя. Будущее есть, даже если идти к нему трудно. Этот сборник — попытка разных авторов по-своему заглянуть в светлое завтра человечества, опираясь на лучшие традиции советской и мировой фантастики, попытка наметить путь, которым нам предстоит пройти к Эре Мирового Воссоединения, к миру Полудня, к Мировой Коммуне... Неважно, как мы назовем наше будущее.
Важно, что принадлежать оно будет всем нам.


Немногие фантастические произведения, а тем более сборники, могут нынче похвастаться построением позитивной картины будущего. Антология «Будущее есть. Горизонты мечты» претендует на такую концепцию, это заявлено в видеопрезентации и предисловии.

Основа сборника – творчество Анны Горелышевой, которой и посвящено само издание. По замыслу составителей, рассказы чередуются в такой последовательности, которая бы отвечала плавному переходу от антиутопических к утопическим сюжетам, от критики настоящего к контурам светлого будущего.

Один шаг в Будущее (2013) // Автор: Антон Первушин

Настоящее украшение антологии. Хорошо написано. Практически со всем согласен, разве что многовато внимания отведено воспитательному моменту. Роль Великой Теории Воспитания чрезвычайно важна, но, понятно, не все в деле построения оптимального будущего сводится к ней.

От составителей (2013) // Авторы: Наталья Горелышева, Александр Краснянский

Необходимые объяснения, посвящения и благодарности инициативной группы.

На дальней станции сойду (2013), написано в 2001 // Автор: Анна Горелышева

Мечта о новом, лучшем мире. Вагон метро мчится то ли в прекрасное далеко грядущего, то ли в идеализированное советское минувшее...

Сталкер (2013) [Фрагмент повести «ССКР»] // Автор: Анна Горелышева

Наверное, самая сильная вещь в сборнике. Несмотря на говорящее название, фанфиком ее не назовешь. Мир повести детально проработан. Как и у, например, Артема Обуховского, тут присутствует неповторимая атмосефра, есть зона, естественно, сталкеры и артефакты. Но, в отличие от "Крови зоны", в повести Горелышевой все не сводится к приключенческому сюжету, дано оригинальное и неизбитое объяснение возникновения "Центра" (местной "зоны") и появления загадочных артефактов, заложен мощный идейный пласт, продумана несопливая концовка.

Если бы ты верил в бога (2013) // Автор: Сергей Эс

Условная фантастика. Некий диалог-связь нашего современника с советским пропагандистом 1920-х, которого гг воспринимает как моральный ориентир. Много рефлексии автора на реалии сегодняшнего дня.

Меж сном и явью (2013) // Автор: Иван Соболев

Современный обыватель каким-то чудом попадает в советское прошлое. Ностальгия автора хлещет через край.

Один маленький шаг (2013) // Автор: Елена Бабич

Близкое будущее. Романтика освоения Марса.

Марш энтузиастов (2013) // Автор: Анна Горелышева

Накосячившего хакера в наказание за компьютерные грешки отправляют в 1963 год. В новом окружении пофигист и интроверт начинает меняться в лучшую сторону.

Еще одна откровенная идеализация СССР. Да, и само название хоть и оправдано логикой сюжета, но подобрано не совсем по времени. Песня была популярна в 1940-х, в сталинскую эпоху.

Покидая колыбель (2011) // Автор: Сергей Звонарёв

Интересный рассказ. Основная тема — космические дети; рано или поздно будет рожден первый ребенок вне Земли. Какова будет реакция на невесомость, чем вообще будет такой человек отличаться от других, рожденных на Земле? Ощущается если не влияние, то параллели с рассказом Георгия Гуревича "Ааст Ллун — архитектор неба".

Показать язык вечности (2013) // Автор: Владимир Петров-Одинец

Почти светлое, хотя и некоммунистическое будущее России. Прорывы в области практической науки. Таланты ребенка известны с очень раннего возраста, потому выбор рода занятий заранее предопределен. Телепатия и коллективный разум. Решение проблемы подключения к мировому информационному полю и хранения больших объемов информации.

Респект автору за поднятие темы суперразума в коллапсирующей Вселенной и его оптимизм в этом отношении.

Free Trade Area (2013) // Автор: Яна Завацкая

Попытка обрисовать коммунистическую утопию. Вышло что-то в стиле "Путешествия в страну коммунизма". Автор придерживается сталинской концепции "построения социализма в отдельно взятой стране". Пусть эта страна и разрослась до всей Евразии, а возможно и дальше. Притянутой за уши выглядит отмена денег в СССР-2 в то время, когда за океаном все еще есть Зона Свободной Торговли. Сюжетным ляпом является также попытка перебежчика из Зоны Свободной Торговли продать (обменять) людям из СССР-2 некий нужный им аппарат. Они долго не могут понять суть бартера или торговли, хотя прошло не так много времени со дня отмены денег, к тому же капстрана еще существует — что может быть непонятного в таких условиях?..

О пользе ветеринарии (2013) // Автор: Валентин Быковский

Отчего возникают войны? Противоречия между верхушками — одна из причин. В рассказе все наоборот: верхушки противоборствующих сторон договариваются о взаимовыгодной космической войнушке. Как того и стояло ожидать, дула галактических звездолетов однажды повернулись в сторону реальных, а не назначенных врагов...

При чем тут ветеринария? Звездолеты-то почти живые, с зачатками компьютерного разума, "собачки" одним словом.

Сценарий (2009) // Автор: Сергей Васильев

Дипломная работа начинающего режиссера. Срочно нужен сюжет для документального фильма. Был переделан под сценарий "Путь на Амальтею". Съемочная группа и начинающие актеры настолько проникаются духом произведения, что результат выходит непредсказуемым...

Почему-то ни разу в рассказе не упоминаются АБС. Читателю дают понять, что в будущем на спутниках Юпитера все совсем не так, как описывали АБС и, тем не менее, фильм снимается максимально близко к оригинальному тексту.

Загадочно выглядит образ некоего Ивана, консультанта и помощника гг. Возможный намек на Ивана Жилина.

Звездное пламя (2013) // Автор: Дмитрий Никитин

Будущее. Путешествие к ядру Земли. Дилемма — освоение космоса (в данном случае Марса) или изучение тайн своей планеты?

Смотрите на пыль в небесах (2013) // Автор: Велимир Долоев

Единственная коммунистическая утопия в книжке. Напоминает стиль рассказов, которые можно увидеть в "Буйном бродяге".

Однозначный плюс автору за постановку проблемы возможного раскола в будущем коммунистическом обществе. В рассказе "анархисты" (молодежь из Кольской коммуны) заявили свое право на отделение от других, "консервативных" коммун. Раскол обнажил определенный кризис в общественных отношениях, который необходимо как-то преодолевать. К тому же наука зашла в тупик, решая насущные проблемы, Человек так и не достиг звезд.

Как и многие произведения т.н. коммунистической фантастики рассказ страдает схематизацией и упрощением в описании сценария глобальной Революции. Не удержался Долоев и от своего традиционного описания нетрадиционной любви (пардон за тавтологию). Устойчивые пары не показаны, зато полно сексуальных партнеров.

Протагонист в конце концов находит выход из тугого узла личных и научных проблем и прекращает бегство от себя самой.

Форма жизни (2013) // Автор: Иван Соболев

Небольшой, но любопытный рассказ. Трансформация в растительную форму жизни любого биологического разума. Жаль, что о растительном разуме фантасты пишут не так часто, очень перспективная тема. Финал хоть и не счастливый, но оптимистический. Такой вот парадокс.

Звездной тропой (2013) [Фрагмент повести «Мы — Земля»] // Автор: Андрей Константинов

Читал полную версию повести ранее в книжке, подаренной автором.

Очевидно, Андрей Иванович, как популяризатор наследия Ивана Ефремова, попытался вычленить из его творчества все, что выходит за рамки материализма и в переработанном виде использовать в своей повести. С одной стороны тут есть, очевидно, ефремовское будущее, с другой — есть эзотерика, мысленная связь с другим человеком из другого времени, фэнтезийные приемы.

Второй виток (2013) // Автор: Анна Горелышева

Согласно историческому материализму, развитие общества идет по спирали, витками. В будущем, на очередном витке были воспроизведены события "Илиады" и "Одиссеи". 13-летний Телемах напоролся на загадочный радиоактивный закуток, а троянцы сравнивают свое положение с блокадным Ленинградом, проводя митинги против милитариста Агамемнона...

Итог. Субъективно почему-то ожидалось от антологии немного другого. Авторы и составители, как мне кажется, больше справились с горизонтами мечты, чем с задачей построения правдоподобной картины будущего. Так или иначе, большинство рассказов оптимистичны касательно будущего, хоть и рисуют довольно разнообразные картины грядущего социального обустройства. Общая концепция — более-менее едина, особенно это касается первой половины сборника. Многие произведения наполнены аллюзиями к творчеству советских фантастов, прежде всего АБС, реже — Шефнера и Булычева.

Из неоднозначного следует отметить постоянное обращение к "светлому прошлому", парадигме СССР, фонтанирующую идеализацию и ностальгию. Это все при том, что антология никак не позиционируется как условно "советская". Видимо, стереотипное мышление по поводу "коммунизма" в СССР настолько укоренилось, что даже люди "в теме" не могут отделить зерно от плевел и разобраться в своих моральных, эстетических и творческих ориентирах.





416
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениепозавчера в 17:04 цитировать
Спасибо за толковую рецензию. Отметил сборник как «к прочтению».




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх