Незнайка к середине Восьмидесятых стал всеобщим любимцем. Это неизбежно должно было привести к умильности в его изображении. Ну и техника рисования в советской иллюстрации потихоньку менялась.
Две книжки-картинки, изданные в 1986-1987 гг. Уже по обложкам видно, какой здесь Незнайка «душка» (уст., современное — «няшка»).
Первая книжка — это «Незнайка и его друзья» (М.: Малыш, 1986). Художник В.Рябчиков. Текста здесь нет. Одни картинки. Практиковалось такое в советское время в отношении раскрученных произведений для детей.
Вторая книжка — про Винтика, Шпутника и пылесос. Но заглавие развёрнутое, с упоминанием бренда: «Как незнайкины друзья Винтик и Шпутник сделали пылесос» (М.: Малыш, 1987). Художник В.Курчевский.
Незнайка стал самым главным. Он на обложке крупнее всех и панибратски обнимает приближённых. Совсем даже не хулиган, а образец для подражания.
На самом деле, для 1986 года картинки Рябчикова — как ностальгическое ретро. Таких персонажей С.Бялковская к тому времени уже лет двадцать рисовала.
Даже в самые драматичные моменты всё происходит замедленно — нисколько не страшно.
Миром и спокойствием веет от быта коротышек в 1986 году.
У Курчевского Незнайка поскучнее выглядит.
Благодаря неизменным атрибутам (галстук, но главное — шляпа), Незнайка абсолютно узнаваем у самых разных художников.
В конце 1980-х гг. в столицах союзных республик вышли иллюстрированные книги про Незнайку. Новый взгляд на Незнайку принадлежал иллюстраторам-женщинам.
Первая книга была издана в Ташкенте в 1990 году. Художница — Л.Садыкова.
Незнайка и его окружение поданы в непривычной манере. Они даже не мультяшные, а совсем кукольные — в игрушечных колясках таких возят.
Малышки сиропные — целуются вон. Для советских женщин и девочек целоваться было в порядке вещей, никакого сексуального подтекста в этом не видели, но это воспринималось как жеманное поведение.
Но некоторые сцены всё же переданы весьма драматически. Если это и куклы, то куклы живые.
Смотрим эпизод с дракой Незнайки и Гуньки из-за того, что Гунька дружит с малышками. Драки как таковой ещё нет, но девчонки вовсю кокетничают.
И перевод Незнайки через мостик отважной малышкой (платье у малышки чуть ли с кринолинами — как у любимой куклы).
Увидел всю трилогию о Незнайке в новинках 2020 года издательства «Эксмо». Художница — Е.Ревуцкая.
1) Приключения Незнайки и его друзей — https://www.labirint.ru/books/722782/
2) Незнайка в Солнечном городе — https://www.labirint.ru/books/729945/
3) Незнайка на Луне — https://www.labirint.ru/books/728847/
Наверное, многие думают, что это современные иллюстрации. Я тоже так подумал, когда в интернет-магазине примеры страниц посмотрел. Но нет, это «советское — значит, отличное».
Оказывается, это переиздание книг, вышедших в Молдавской ССР в 1988 г. Опередила художница время лет на двадцать.
Дочь художницы показывает подлинники:
https://toniacat.livejournal.com/tag/%D0%...
Эти иллюстрации явно не высоты советской графики, хотя некоторые тенденции картинок для детей середины 1980-х здесь обозначены выпукло. Позже эти тенденции переродятся в уродливые компьютерные штамповки. Пока что перед нами всё же живые рисунки.
Незнайка показан весёлым персонажем, хотя как-то чересчур весёлым. Чтобы всем было понятно.
Окружение Незнайки ему под стать.
Драматические моменты нарисованы забавно. Нельзя не улыбнуться.
Незнайка на Луне — сложная для иллюстрирования книга. Носов сделал хлёсткую сатиру. Но для читателей-детей, которые до понимания сатиры ещё не доросли, ситуации книги воспринимаются просто как комичные.
Комичность с Незнайкой у художницы есть. Коротышки с Земли — пупсики.
А вот лунные коротышки — гипертрофированно отталкивающие, причём не мимикой, а искусственно придуманным уродством. Вон у Скуперфильда уши какие мерзкие.
Такие приёмы выделения персонажей не свидетельствуют об уверенности иллюстратора.
В следующий раз — о другой тенденции перестроечной иллюстрации на примере Незнайки.