Тринадцатый этаж The


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Тринадцатый этаж (The Thirteenth Floor), 1999
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тринадцатый этаж (The Thirteenth Floor), 1999

Статья написана 15 июня 2020 г. 10:45

Нереальная реальность, или А что же нам дано в ощущениях?

13-etazh

Даглас Холл (Бирко) точно знал, что виртуальный мир существует. Ведь именно он вместе с Хэнноном Фуллером (Мюллер-Шталь) и Джейсоном Уитни (Д’Онофрио) сотворил детальнейшую имитацию Лос-Анджелеса 1937 года. Имитацию, полностью воссоздающую Город Ангелов того времени. Имитацию, все участники которой жили своей жизнью, рождаясь, работая, влюбляясь и умирая.

Именно в этой имитации Фуллер, встретивший свою смерть от ножа неизвестного убийцы, оставил послание для Дагласа. Послание, в котором, по словам Хэннона, содержалась информацию о тайне, способной изменить судьбы всех живущих на Земле.


1999 год стал временем, принесшим нам целых два крайне любопытных кинопроекта, размышляющих о нашей с вами реальности. Сытое время, еще не познавшее ни 11.09, ни закручивания гаек, ни серьезных мировых кризисов, явно располагало к философским размышлениям. На свет явились культовая «Матрица» тогда еще братьев Вачовски. И наш сегодняшний герой (кстати, показанная на экранах на пару месяцев раньше The Matrix). Он прокатился на порядки скромнее приключений мистера Андерсона, собрав 18 лимонов при 16 бюджета, и навсегда остался в тени своей знаменитой коллеги. Меж тем The Thirteenth Floor вполне достоин вашего внимания.

Что такое реальность? За тысячелетия существования человечества лучшие философы давали сотни ответов на этот вопрос, изобретая десятки различных учений и подходов к проблеме. То, что дано нам в ощущениях. Объективно явленный мир. Объективно существующие явления. То, что не зависит ни от чего другого, кроме себя самой. То, что привязано к нашему восприятию. То, что существуют только благодаря человеку. Способ связи, присущий самому наблюдателю. Казалось бы, выбирайте, что кому по нутру и наслаждайтесь своим выбором. Нет. Подавляющее большинство людей так не могут. Им просто необходимо на триста процентов быть уверенным в истинности той реальности, в которой они существуют. И если вдруг возникают сомнения, это способно полностью перевернуть их собственную жизнь и попросту свести с ума (см. Джерри Эштон).

Казалось бы, какая разница – ты пучок электронов, или существо из мяса и крови, если что в том, что в другом случае ты одинаково взаимодействуешь с окружающим миром? Какая разница кем ты создан: папой с мамой или программером, ведь всегда остается вероятность, что в конечном итоге все без исключения созданы лично Богом. На таком уровне детализации имитации, какая показана в «13 этаже», все эти вопросы из насущных переходят в разряд «игр разума».

Лента поставлена по мотивам романа Дэниэла Ф. Галуйе «Имитация-13» (Simulacron-3, 1964).


Итак, возвращаемся к картине. Как вы уже поняли, она способна подкинуть вам немало пищи для размышлений и предметов для споров. Имеет ли смысл переживать из-за нереальности реальности, если ты в любом случае не можешь на сто процентов быть уверен в ее реальности? Имеет ли смысл идти в разнос, узнав о том, что тебя создал не всеведущий и всемогущий Господь, а другой человек? Можно ли позволять себе все что угодно в виртуальных мирах (на эту тему отлично поразмышлял «Мир Дикого Запада»)?

Понятно почему «Этаж» завоевал меньшую популярность у зрителя чем «Матрица». Он просто напросто менее зрелищен. Перед нами не яркий спецэффектный боевик, а спокойный нуарный детектив с непременным полицейским в шляпе, сомневающимся протагонистом, роковой красоткой, ночными съемками и серьезной интригой. Причем по ходу действия постановщики оставляют изрядное количество намеков, и внимательный зритель может разгадать Главную загадку самостоятельно задолго до финала.

Зато визуальный ряд фильма на высоте. Каждая локация отличается по цветовым особенностям и четко стилизована. 30-е сняты в мягком желтоватом цвете, напоминающим винтажную сепию. 90-е – в основном павильонные съемки, натура показана чаще всего через контрастные ночные панорамы, с преобладанием зеленого. В финале обратите внимание на мягкую, пастельную, нерезкую, покрытую дымкой атмосферу. Тут постановщики откровенно молодцы, как и в завершающем щелчке по носу, тонко намекающем на то, что ничего не закончилось и до «нулевого пациента» добираться еще долго.

Ну и как я уже сказал, постановщики порадуют нас парочкой вычисляемых, но все равно приятных, сюжетных твистов.

Актеры также показали себя неплохо. Не очень известный лицедей Крэйг Бирко тут весьма хорош. Уверенный в себе Даглас нашего времени в начале. Терзающийся и полный сомнений Даглас в середине. По детски очарованный окружающей имитацией во время путешествий в 30-е. Смена мимики и реакций при визите «друга Дэвида». Вполне приличный актерский уровень, даже странно, что парень нигде больше по-настоящему не засветился.

Винсент Д`Онофрио (в будущем абсолютно шикарный Фиск в «Сорвиголове» ), тут еще стройный и звонкий, сыграл два образа — неряшливого программиста и стильного бармена с криминальными наклонностями и тонкой душевной организацией. В обоих смотрелся отлично.

Армин Мюллер-Шталь – практически одинаков во всех ипостасях и понравился меньше всех из актерского состава.

Дэннис Хэйсбёрт как всегда иронично могуч и уместен в образе проницательного копа.

Также полностью на своем месте Гретхен Мол в виде феми-фаталь, а одновременно эдакого ангела, сперва несколько темного, затем наоборот. Очаровательна, юна, при этом может похвастать недурными мозгами. Операция по изведению на корню «друга Дэвида» хорошо продумана и вменяемо исполнена.

Эрго. Стильное и неглупое размышление о реальности и нереальности в обертке нуарного детектива, радующее хорошими цветовыми решениями, интригой, парой твистов и приличными актерскими работами.

Режиссер: Джозеф Руснак

В ролях: Крэйг Бирко, Армин Мюллер-Шталь, Гретхен Мол, Винсент Д`Онофрио, Дэннис Хэйсбёрт, Steven Schub, Джереми Робертс, Риф Хаттон, Леон Риппи, Джанет МакЛахлан





1446
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 11:34
Один из любимых фильмов! Помню, как долго и безуспешно искал его на DVD в «доинтернетную» эпоху))) Посмотрел только когда появились торренты.
Согласен с тем, что «Тринадцатый этаж» остался недооцененным и ушел в тень «Матрицы».
Относительно недавно прочитал также первоисточник (см. здесь). Был удивлен тем, что книга написана в 1964 году!
Спасибо за обзор!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 13:31
Очень рекомендую Мир на проводе экранизацию того же романа что и Тринадцатый этаж. Наверное самый первый киберпанк в кино И Виртуальный кошмар Очень интересная идея тоже
 


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 23:30
Благодарю! Беру на карандаш!
 


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 14:01
всегда пожалуйста))
 


Ссылка на сообщение18 июня 2020 г. 15:50
ну чего уж там — https://fantlab.ru/work3269 :)


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 14:17
Смотрел пару раз этот фильм, неплох, но по сравнению с Матрицей да, показался скучноватым)
Ещё в то же время вышел фильм Экзистенция — похожий по концепции — тот тоже пободрее).


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 19:57
Фильм замечательный.
В копилку фильмов-размышлений о реальности — еще и «Темный город» (1998).


Ссылка на сообщение15 июня 2020 г. 21:01
Матрица первая еще неплоха, но дальнейшие опусы лично мне не понравились,даже несмотря на К.Ривза. 13 этаж в то время произвел гораздо большее (и хорошее) впечатление, чем Матрицы.
Спасибо, что напомнили.
А еще вспомнил совсем «старый» фильм (тоже с К.Ривзом) Джонни-Мнемоник, нравился тоже побольше Матрицы, кстати.


Ссылка на сообщение16 июня 2020 г. 07:19
Я когда посмотрел, думал, что он вышел намного раньше матрицы! А тут еще и книга Галоуэя вышла и попалась в мои руки.
И как ни странно, фильм лег для меня в ту же линию, что и «Темный город». Нуар что-ли пробил?
Поэтому «13 этаж» оказался для меня как раз очень оцененном, ибо его не перекрывала «Матрица«! Я ж жил в России — меня Американский прокат не давил.
А вот «Виртуальный кошмар» показался очень архаичным. Понятно, кассета, неяркие цвета... На диске смотрелось лучше, но время улетело.


Ссылка на сообщение16 июня 2020 г. 18:08
Кто смотрел „Виртуальный кошмар“, не может не заметит, что ето настоящий предшественник „Матрицы“!!! Просто у австралийцев не хватило денег. 13 етаж прекрасен, но у него другой сюжет.


Ссылка на сообщение17 июня 2020 г. 20:07
Давайте тогда ещё и «Нирвану» с Ламбертом вспомним :)


Ссылка на сообщение18 июня 2020 г. 08:21
Спасибо за текст! В свое время очень понравился этот фильм. Как-то так обидно получилось, что культовая «Матрица» своими bullet-tim’ами, «ложками нет» и броской вычурностью голивудской картинки оттерла на задний план два прекрасных фильма. «Тринадцатый этаж» и вышедший годом ранее «Темный город».

А еще обидно за Крэйга Бирко — весьма неплохой артист и в этом фильме замечательно справился с ролью. А вот в дальнейшем карьера как-то не задалась (хотя даже в дурацком «Scary Movie» он выступает на голову выше прочих актеров).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 2020 г. 15:42
на здоровье) кстати, действительно интересно, что же не срослось у Бирко? Никто не в курсе?
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 10:24
А вы обратите внимание на его карьеру. Он скорее телеактер, актер сериалов. И просто пришел пик на этот год. Фильм, кстати, не в первых же списках. На уровне всей остальной работы Крейга. Это НАМ этот фильм понравился, а у НИХ все тот же средний уровень. А про пик — есть доказательство.
В списке 100 самых креативных людей в сфере развлечений по версии журнала Entertainment Weekly (2003)
Самая сексуальная звезда Бродвея по версии журнала People (2000)
Мировая театральная премия (победитель) (2000)
Премия «Тони» за лучшую мужскую роль в мюзикле (номинант) (2000)
То есть был у лыжника хороший год. А потом чемпионы его обошли. И дальше Крейг нормально работал на своем среднем уровне.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 12:11
мне лично Матрица не так сильно нравится...
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 07:54
А «Матрицы» вообще три. И про последнюю в эпоху «дотолерантности» был такой шикарный нетолерантно презрительный разбор, аж дух захватывает. Про нацсостав помойки под названием Чертикак. И про последних белых хипанов, которые всей этой помойкой управляют.
Если учесть, что претензий к этому в первых двух «Матрицах» не было (Морфеус негр, Тринити белая, а Киану — союз кровей (что идет ему на пользу), гадский Уивинг — австралиец, а Пифия — чернокожая. И всё (на мой взгляд сбалансированно). Но если честно, первым фильмом все и должно закончиться.
наши победили и подмяли систему. А дальше — из пальца высосано.


⇑ Наверх