Гильермо дель Торо Корнелия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Angvat» > Гильермо дель Торо, Корнелия Функе «Лабиринт Фавна»: Фильм был лучше
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гильермо дель Торо, Корнелия Функе «Лабиринт Фавна»: Фильм был лучше

Статья написана 13 июля 2020 г. 15:18

Гильермо дель Торо, Корнелия Функе «Лабиринт Фавна», 2019 год https://fantlab.ru/work1250781

К так называемым новеллизациям фильмов можно относиться по-разному. Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что подавляющее большинство обычных читателей к ним абсолютно равнодушно. Сиречь попросту их игнорирует. И на то есть свои причины. Как правило, это чисто коммерческий продукт, при том не особо высокого качества, единственной задачей которого является немного погреться в лучах славы своего первоисточника да вытянуть еще чуть-чуть денюжек из карманов тех, кому этот самый первоисточник пришелся по душе.

«Лабиринт Фавна» в этом плане стоит несколько особняком. Книга вышла спустя 13 лет после фильма, да и Корнелия Функе – не очередная безвестная ремесленница, штампующая одну за другой книги по различным вселенным, что по своему содержанию и увлекательности примерно равнозначны тексту на этикетках от йогуртов. Так что выходило произведение явно не для того, чтобы попросту побыстрее заработать немного хрустящих купюр и кануть в Лету. Да и создавалось оно вроде как при содействии автора самого оригинала. Как говорится, что же могло пойти не так?

Но прежде, чем говорить о книге, давайте немного обмолвимся и о фильме, все-таки в данном случае он первичен, и в отрыве от него рассматривать книгу попросту не выйдет. Мне во многом импонирует творчество Гильермо дель Торо, и при этом я считаю его потрясающим визионером, но слабоватым рассказчиком. То есть образами у него всегда выходило рассказывать историю лучше, чем словами. Поэтому, как по мне, пересказывать его кинокартины – дело не совсем благодарное. Их лучше просто увидеть самому. А «Лабиринт» многие считают чуть ли не вершиной творчества данного режиссера (хотя лично мне все же больше импонирует «Золотая армия»). Засим пытаться «переформатировать» данную картину в формат книги изначально было не совсем удачной идеей. Но давайте лучше посмотрим, что здесь и как на конкретных примерах.

Сюжет книги в точности следует оригинальному фильму, поэтому подробно останавливаться на нем не будем, лишь вкратце припомним синопсис. Девочка Офелия вместе со своей матерью переезжает жить к отчиму-франкисту, который жестоко борется с местными партизанами. И вскоре девочка оказывается внутри жестокой сказки, где ей предстоит пройти три суровых испытания… Все же в защиту книги заранее можно сказать, что она не является просто пересказом событий кинокартины, а в какой-то мере дополняет и расширяет их. Например, здесь уделяется энное время умершему отцу Офелии. К тому же тут содержится несколько небольших «историй внутри истории», которые проливают свет на отдельные элементы сказочного мира, в котором очутилась Офелия. Но все же, на мой взгляд, книга вышла значительно слабее фильма. И на то есть три основные причины.

Во-первых, это та самая визуализация. К примеру, один из самых запоминающихся образов, что подарил нам фильм – это так называемый «бледный человек», чудище с глазами на ладонях. И заслуга в этом не только самого образа, но в и какой-то мере исполнителя данной небольшой роли (к слову, он же изображал самого фавна) и давнего приятеля режиссера – Дага Джонса, человека с весьма необычной пластикой. В книге же столкновение с данным чудищем изображено вполне прозаично. Да, обычно воображение – лучший источник спецэффектов, но в данном случае слишком уж ярким и запоминающимся вышел визуальный образ, и поэтому попытки просто описать всю его жуть словами неизменно будут неполными. И это лишь наиболее заметный образец, хватает тут и прочего. К примеру, на мой взгляд образ отчима-франкиста на экране тоже вышел куда ярче, чем на бумаге. И тут не скажешь однозначно, то ли писательнице не хватило таланта, то ли попросту создавать подробные пересказы подобных фильмов – дело столь же неблагодарное и не особо нужное, как скажем новеллизации комиксов (да, бывает и такое…), когда картинки зачем-то пытаются перерабатывать в слова. Да, в книге даже имеются иллюстрации не самого плохого толка, но все равно декорациям и гриму оригинала они весьма проигрывают.

Во-вторых, в значительной мере был утерян элемент недосказанности. В фильме зритель по большому счету сам был волен решать, насколько реален сам фавн и все его мистическое окружение. Реальны ли феи и чудища, или же они – просто плод помутившегося воображения девочки, не вынесшей давления со стороны жестокой реальности? Да, режиссер в интервью говорил, что сам склоняется к «мистической» разгадке происходящего, и на это в картине можно найти неявные намеки, но все же однозначного ответа нам по сути не было дано. Книга же по большей части лишена полутонов, и баланс между реальностью и сказочностью в ней сильно смещен в сторону последней. То есть обзаведясь пристройкой, история утратила часть своего фундамента.

Ну и в-третьих, книга подрастеряла лаконичность и таинственность первоисточника. Понимаю, что данный критерий несколько субъективен, но все же, как по мне, небольшие сказки-интерлюдии, которых не было в оригинале, зачастую не помогают истории, а скорее мешают. Они попросту сбивают динамику повествования. Да и зачастую не особо интересны, если говорить напрямую. Возвращаясь к тому же «бледному человеку», в фильме мы почти ничего о нем не знали и имели лишь пару намеков, стилизованных под средневековые гравюры. В книге нам рассказывают предысторию этого существа… которая весьма скучна и банальна, так что лучше бы оно так и оставалось таинственной эпизодической фигурой.

Засим подводя итоги я, к сожалению, вынужден констатировать, что новеллизация весьма самобытного фильма не смогла стать ярким исключением из плеяды поделок по мотивам и через несколько лет рискует быть забытой точно так же, как и сонм подобных произведений до нее. Да, «Лабиринт фавна» — это не горе-отписка, созданная за пару вечеров под заказ по избитым шаблонам, но и выдающейся или запоминающейся книгу назвать язык не повернется. Особенно если начать сравнивать ее с оригиналом. Не возьмусь особо рекомендовать данную вещь даже поклонникам фильма, так как лично я ей остался в энной мере разочарован. Многое, что в ней есть, не нужно, избыточно или растеряло некий шарм оригинала. Поэтому, увы и ах, но больше, чем 6 недогрызенных фей из 10 я данной книге поставить не могу, да и то несколько авансом. Вполне спокойно можете сэкономить время и средства и лучше еще раз пересмотреть замечательную кинокартину дель Торо.





956
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 июля 2020 г. 04:26
В общем и целом согласен, являюсь владельцем этой книги. Оформление, конечно, приятное. Когда впервые посмотрел сам фильм, почему-то остался какой-то неприятный осадок, не в том плане, что фильм плох, он как раз-таки шедеврален, а вот какая-то тяжесть осталась после просмотра. Не смогу объяснить почему, быть может стоит пересмотреть его снова)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2020 г. 22:15

цитата Asuranis

какая-то тяжесть осталась после просмотра. Не смогу объяснить почему
Зло наказывается не сразу. Добро награждается через смерть. И только одно деяние Зла таким образом исправляется, а сколько оно успело натворить.
Мне лично не хватило ещё малюсенького намёка на мать — интересно, в книге он был? — которая вдруг оказалась подземной королевой. Как? Откуда? Она ею была изначально? Но тогда она тоже должна была быть послана. Её взяли в королевы за заслуги дочери? А почему не рассказали про судьбу оригинальной матери принцессы...
 


Ссылка на сообщение15 июля 2020 г. 18:59
Ох уж эта недосказанность, чтобы зрители и читатели поразмыслили самостоятельно)


Ссылка на сообщение14 июля 2020 г. 17:25

цитата Angvat

мне все же больше импонирует «Золотая армия»
я думал один такой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2020 г. 19:33
Мне невероятно нравится образ злодея в данном фильме. Как и тот же Даг Джонс. И в принципе работа костюмеров и гримеров. Поэтому наверное для меня данная картина — вершина творчества режиссера (хотя «Лабиринт» я тоже люблю, но не так сильно), пусть и сюжет там простоват. «Рубеж» был еще красочный, но какой-то внутренне пустоватый. А дальнейшее творчество Гильермо меня как-то разочаровало...
 


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 21:36
Нас, как минимум, уже трое :beer:
Считаю «Золотую армию» и «Тихоокеанский рубеж» лучшими фильмами Дель Торо! :-[
Особенно после клоунского продолжения «Рубежа»


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 22:49
Второго Рубежа не существует, по крайне мере для меня:-))) Как и перезапущенного Хеллбоя.


⇑ Наверх