Что произошло в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Что произошло в «Перезагрузке»? Часть 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Что произошло в «Перезагрузке»? Часть 2

Статья написана 4 февраля 2010 г. 02:03

<...>

За дверью из белого света.

Последний любопытный диалог, который мне хотелось бы затронуть в этот раз, эффектно расставляет если не все точки над «i», то очень и очень многие. Речь идёт о сцене в том самом Исходнике, до которого Нео наконец добирается, по дороге положив кучу народу и успев ещё раз подраться с толпой Смитов. О диалоге с Архитектором, дедульке в белом костюме, который спроектировал Матрицу.

Кстати, этот диалог от надругательств переводчиков-надмозгов пострадал в наибольшой степени. В оригинале Архитектор достаточно красиво, элегантно и понятно излагает, что представляет из себя тотальный сбой Матрицы с программистской точки зрения. В дубляже же он бормочет порой не пойми что. Но самый главный удар по печени истязатели текстов наносят в самом финале эпизода. Впрочем, об этом позже.

Согласно словам Архитектора, Избранный по природе своей является не более чем «суммой остатка несбалансированного уравнения, присущего программированию Матрицы». В её программном коде содержится фундаментальный дефект: несбалансированность уравнения создаёт Аномалию, которая со временем растёт в геометрической прогрессии и «создаёт флюктуациии даже в самых простейших уравнениях». В следствие чего в программах начинаются глюки, сбои и всякое такое. А с течением времени Аномалия распространяется настолько, что нормальное функционирование Матрицы становится невозможным, и её приходится перезагружать. Причиной этого безобразия является тот факт, что каждый человек наделён свободой выбора, которая нарушает «всю прелесть математической гармонии». Ну не хочет она поддаваться диктату формул и логике уравнений!

Впрочем, машины научились эту Аномалию контролировать. Предоставив возможность самым непокорным и свободолюбивым личностям покинуть Матрицу, они тем самым выпускали пар из котла. Для них была придумана сказочка об Избранном (то самое «Пророчество») и разработан целый ряд условий для «активизации» этого самого Избранного, который наделялся рядом паранормальных способностей. Де факто он превращался в живое воплощение Аномалии и, похоже, плюс ко всему, невольно становился её проводником, вызывая вокруг себя «флюктуации даже в самых простейших уравнениях». Когда же сводолюбивых повстанцев становилось настолько много, что их подрывная деятельность начинала машин реально напрягать, а Аномалия разрасталась до размеров раковой опухоли, то их город уничтожался, а Избранный вызывался к Исходнику, где он осуществлял перезагрузку Системы и с небольшой группкой людей отправлялся строить новый Сион. Так делалось уже пять раз.

Таким образом, Избранный был ещё одним рычагом контроля и инструментом саморегуляции Системы. Это многое объясняет. И насмешки Меровингена, который знал «причину и следствие» появления у себя Нео. И происшествие со Смитом — тот тоже стал частью Аномалии, когда Нео изменил его код. Должен был вернуться к Исходнику, но не вернулся — глючить начал. И неспособность Агентов разобраться с Сопротивлением, несмотря на всю их крутость. Такая задача перед ними просто не стояла. Их действия создавали иллюзию борьбы, а большего от них и не требовалось. И полное игнорирование Матрицей действий вышедшего из под контроля Смита — его бунт, похоже, был завершающей стадией прогрессирования Аномалии, во время которого Матрица окончательно слетала с катушек.

Но вернёмся к комнате за дверью из белого света. Поскольку Нео, несмотря на лежащий на нём отпечаток Избранного, всё же был человеком, а не программой, то его ещё нужно было уговорить выполнить функцию Избранного. И Архитектор делает это в принятой в Матрице манере — предлагает ему сделать очередной Выбор. Либо пройти через правую дверь, перезагрузить Матрицу, обречь на гибель население Сиона, а затем отправиться его восстанавливать. Либо не подчиниться Системе, пройти через левую дверь и вернуться в Матрицу, где в этот момент Тринити сражается с Агентом, который без вмешательства Нео прихлопнет её как муху. Иными словами — либо спасти человечество, принеся в жертву 250.000 человек, либо спасти свою Любовь с неясными перспективами для человечества. (Не забываем, что Смит продолжает размножаться как кролик, усугубляя Аномалию и приближая системный сбой.)

цитата

Архитектор: Функция Избранного — вернуться к Источнику, сделав возможным временное рассеивание заключённого в тебе кода и сделав возможным запуск первичной программы. После чего тебе потребуется выбрать из Матрицы 23 человека — 16 женщин, 7 мужчин — и восстановить Сион. Если ты не сделаешь это, это приведёт к системному сбою, в результате чего погибнут все, кто присоединены к Матрице. Что означает вместе с гибелью Сиона полное уничтожение человеческого рода.

И вот тут случается интересное. Нео выбирает левую дверь и летит спасать Тринити. Этот поступок долгое время вызывал у меня непонимание и внутренний протест: как же так, каким местом он думал? Хорош Избранный, который рискует судьбой всего человечества ради своих личных эгоистических интересов! А мотивация этого шага ведь чётко прописана! Как только Нео подходит к двери, Архитектор делает иронический комментарий:

цитата

Архитектор: Любовь — квинтэсенция человеческих иллюзий, живительный источник вашей великой силы и вашей великой слабости.

Но то в дубляже. В оригинале же он говорит совсем другое!

цитата

Архитектор: Надежда — квинтэсенция человеческих иллюзий, самообман, источник вашей самой великой силы и самой великой слабости.

Что в корне всё меняет. Здесь специально подчёркивается, что этот Выбор Нео делал движимый не только Любовью (это и так понятно), но ещё и Надеждой! Надеждой на то, что ему удастся и Тринити спасти, и Сион, и вообще всех человеков. На первый взгляд этот поступок кажется безрассудным и глупым, но главное его достоинство заключается в том, что по природе своей он очень... человечный! В нём есть конечно же толика безумия, много риска, но так мог поступить только человек, машина обязательно выбрала бы правую дверь. Ведь если расуждать с позиций чистой логики, безо всяких эмоций, то выбор правой двери давал 100%-ую гарантию того, что человечество продолжит своё существование, пусть для этого и пришлось бы поступиться некоторыми жертвами. Вероятность же выживания нашего вида после выбора левой двери была очень мала. Нео по сути являлся получеловеком-полупрограммой, поэтому в сложившейся ситуации очень важно, что его человеческая половина одержала верх над машинной, и он нашёл в себе силы не подчиниться тому, что ему было предписано. Он вырвался из порочного круга, на сей раз окончательно освободившись и перестав быть частью Системы, на благо которой он всё это время невольно работал. И что более важно — этим поступком он остановил череду перезагрузок.

Любопытно, что основным мотивом фильма на протяжении почти двух часов является мысль: «Включи мозги, включи мозги!» Это послание в явном и полускрытом виде адресовалось Нео от лица многих персонажей. Поразмыслить о связи между людьми и машинами ему предлагал советник Хаманн. Почаще активизировать серое вещество советовал Меровинген. Агент Смит в коридоре с кучей дверей с иронией в голосе так и вовсе заявил открытым текстом: «Вы используете все мускулы, кроме основного». И тут, вдруг, в самом финале он делает Выбор не по велению мозга, а по велению сердца. Причём самый трудный и ответственный Выбор, ведь в прошлый раз он выбирал всего лишь между своей жизнью и жизнью Морфеуса. А теперь на одной чаше весов лежала судьба человечества, а на другой... тоже судьба человечества! И его Выбор оказывается правильным. Хороший повод задуматься о значении иррационального в нашей жизни.

Ключ: как много букв в этом слове!

Так, о всех ли ключевых персонажах «Матрицы: Перезагрузки», с которыми повстречался Нео, я рассказал? Хаманн, Пифия, Смит, Меровинген, Архитектор... ах да, про Ключника то я забыл! А ведь без него никак!

Персонаж по имени Keymaker, он же Мастер Ключей согласно дублированному переводу, он же Ключник согласно переводу Гаврилова, обладает весьма любопытной способностью. Ключи, сделанные его руками, позволяют обходить условности мира Матрицы и дают возможность её обладателям совершать самые невероятные вещи. Например, в мгновение ока пересекать огромные пространства. Так, с их помощью Персефона и Меровинген перемещались между рестораном и замком, между которыми было расстояние в 500 километров, а Тринити, воспользовавшись услугами Ключника, cмогла угнать мотоцикл. Подобно многим другим программам-изгоям Ключник прятался от Агентов, ибо был создан с целью помочь Избранному добраться до Исходника. Ибо только его Ключ мог открыть дверь из белого света.

Ключник из «Перезагрузки» вызывает сразу несколько ассоциаций. Во-первых, есть такая программа, Keymaker. Она позволяет путём перебора паролей чё-нить взломать или крякнуть. Что неплохо передаёт сущность одноимённого героя. Во-вторых, в голову приходит апостол Пётр, которому вручены ключи от рая. Но этого персонажа я приберёг напоследок, поскольку он является ходячей отсылкой к учению герметиков эпохи Возрождения. Чьи философские воззрения, наряду с позитивным гностицизмом, стали идейным фундаментом второй части Трилогии. Ведь Ключ — это центральное понятие реннесансного герметизма. У Джордано Бруно было не дошедшее до нас сочинение «Великий ключ», английский алхимик и математик Джон Ди написал труд под названием «Ангельский ключ», а немецкий теософ и мистик Якоба Бёме назвал свою книгу просто — «Ключ».

Герметики представляли вселенную как сложную систему, которая управляется своеобразной магией. В «нижнем», земном мире эта магия принимает обличье механики, в более высокой, небесной сфере — небесной математики, наконец, в высшей, заоблачной сфере превращается в искусство заклятия ангелов, также основанное на выверенных формулах. В эпоху Возрождения высшим воплощением математического творчества считалась архитектура, сочетавшая свободу фантазии и точный расчет, а потому Бог ренессансных герметиков именовался Архитектором.

Гностики же, как я уже писал ранее, относились к «нижнему» миру как к тюрьме и восторгов герметиков по поводу красоты и гармонии мироустройства не разделяли. Но весь негатив гностицизма целиком и полностью остался в первой «Матрице», во вторую же перекочевали её, на мой, взгляд наиболее позитивные, хоть и довольно резкие черты. Наиярчайшим выразителем идей гностицизма в «Перезагрузке» является Меровинген, прочитавший целую лекцию о ценности знаний. А ведь именно Знание является центральным понятием этой философии (само слово «гносис» с греческого переводится как «знание»)! Более того, её адепты были довольно надменными типами, считавшими себя светоносными частицами божества, на время попавшими в ссылку в результате космического заговора. Они верили, что познавая тайны мира, смогут освободиться из плена. А вот те, в которых этой частицы нет — не могут. «Гносис — это не религия для рабов, как христианство; гносис — это религия для господ», — писал Умберто Эко.

От гностицизма, также базировавшегося на герметических текстах, мистическая философия Ренессанса отличалась отсутствием мизантропии. Ее центральная идея заключалась в том, что грубый материальный мир представляет собой отражение идеального, духовного мира. А человеческий микрокосм есть отображение божественного макрокосма, и, познавая природу, а вместе с ней божественный замысел относительно самого себя, человек способен высвободить свою космическую энергию и вновь найти потерянный Рай. Отражение — не тюрьма, согласитесь.

Если наложить философию реннесансных герметиков на сюжетную линию «Матрицы: Перезагрузки», то становится понятным смысл самого мистического события всей трилогии: сцены с пятью охотниками в самом финале второго фильма. Когда Нео вместе с Тринити и Морфеусом убегали из погибшего Навуходоносора. Нео почувствовал тогда приближение роботов и сумел их обезвредить буквально силой мысли. Казалось бы, действие происходило вне Матрицы, где у него не должно быть сверхспособностей. Ан нет, проклюнулись! Что же произошло? Ответ прост. Пройдя путём Познания сквозь Матрицу и сделав в конечном итогке правильный моральный Выбор, он перешёл на новый уровень своего развития и научился высвобождать свою «космическую энергию».

Автор этих строк настоятельно не рекомендует повторять данный эксперимент в повседневных условиях! Пытаться силой мысли остановить, например, движущуюся машину, автобус или хотя бы мотоцикл. Не нужно путать киношную реальность с той, что нас окружает!

Финальные комплименты «Перезагрузке»

Ну вот, стержневую сюжетную линию фильма вроде бы по полочкам разложил. Осталось подвести итог и сформулировать наконец, чем же он всё-таки хорош и почему критиков его гнобящих следует посылать лесом.

Во-первых, в «Перезагрузке» нам раскрыли новые грани мира Матрицы, показав что затронутая в первой части проблема намного глубже, чем кажется. Да и сам мир стал более детализированным и насыщенным.

Во-вторых, история о Матрице начала наконец приобретать позитивный настрой. Герои на протяжении фильма не столько борются с Матрицей, сколько ищут в ней ответы. Уходит ощущение того, что Матрица — это тюрьма. И приходит понимание того, что окружающий наш мир жесток и недружелюбен не потому, что кто-то специально таким его сделал. Виной всему — проблема Выбора. Та самая свобода выбора, которая заложена в нас изначально.

В-третьих, идея непримиримой вражды между людьми и роботами в «Перезагрузке» подвергается благоразумной ревизии. Сегодня в моде рассуждать о бедной экологии и как мы её замучали своими машинами. Однако горькая правда заключается в том, что мы и в самом деле «подключены» к ним, как в Матрице. И нам следует стремиться к тому, чтобы выстроить новый баланс отношений между нами, природой и машинами, а не воспринимать последних как пугало.

В-четвёртых, большинство заложенных в фильме идей чётко, ясно и лаконично изложены. Диалоги представляют собой вполне логичные связки, последовательно сначала вводя зрителя в ступор, затем давая ему пищу для размышлений, а потом предоставляя ответы на возникшие по ходу действия вопросы. Компьютерная терминология так и вовсе применяется весьма грамотно: это может подтвердить любой толковый программист или сисадмин, хотя бы раз посмотревший его не в дубляже. Что в фантастических фильмах является большой редкостью.

Тем не менее, вторая часть Трилогии определённо более сложна для понимания, чем первая. Поэтому для более вдумчивого ознакомления рекомендуется смотреть её не в дубляже, а в пиратском переводе или лучше в оригинале (можно ограничиться субтитрами). Откручивая ползунок просмотра назад, когда болтовня героев становится не совсем понятной. В отличие от «Аватара», этот фильм менее приспособлен для большого экрана. Намного комфортнее смотреть его в домашней обстановке. Кстати, именно поэтому Трилогия о Матрице стала одним из самых продаваемых фильмов на DVD за всю историю кино.

Анекдот в тему:

Нео открывает последнюю дверь, смотрит, а там сам Билл Гейтс сидит. Нео подумал:

«И на кой я с этой Матрицей боролся? Она бы и сама грохнулась».





659
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 12:46
Черт, как мне в голову не пришло, на английском посмотреть...
То, что фильм — размышление о свободе выбора, я понял, а вот эпизод с этим выбором сильно удивлял. Оказывается, все дело в переводе.

А в чем смысл белых призраков и телохранителя Пифии?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 14:10
Близнецы-альбиносы, по-моему, не более чем Финальные Боссы, которых нужно было победить героям. Во всяком случае, я лично никаких подтекстов в них не обнаружил. Может они и есть, просто я не вижу, но сильно сомневаюсь в этом.
Функция же Серафа раскрывается в «Революции».


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 13:04
Молодец! Спасибо за статью. Жду третьей части, а потом сяду пересматривать по третьему разу всю трилогию;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 14:14
Спасибо! Но перед третьей частью ведь ещё вышла «Аниматрица» ;-)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 14:38
А что, будет подробный разбор эпизодов ;-) Тоже почитаю с удовольствием:beer:
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 15:04
Аналогично :beer:
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 17:26
Ну не так, чтобы очень уж подробный... В них нет той глубины, что присуща фильмам. Но там тоже есть о чём поговорить. :-)


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 13:41
Жду-не дождусь подробного разбора третьей части. Она у меня любимая. Хочется узнать про материализацию Смита, видение Нео, и, конечно, про конец. Я так и не понял, чем всё закончилось. Людей отключат и они будут жить в неприглядном реальном мире?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 14:21
Наверное уже можно начинать принимать заказы на раскрытие отдельных моментов в «Матрице» :-)))

Насчёт «видения Нео» не понял. Это вы о чём?

Насчёт концовки. Пифия в финальном диалоге с Архитектором сформулировала ответ на этот вопрос: те, кто захотят выйти из Матрицы, получат свободу. А те, кому она ближе и милее, останутся в ней.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 14:36
ВИдение... Когда ему выжгли глаза, он стал видеть всё в таком оранжевом свете...
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 17:27
Ах да, точно! Вспомнил! «Революцию» давно смотрел уже, некоторые детали забылись.


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 15:11
Традиции наших переводчиков перелапачивать все и вся просто удурчает. Еще более удурчает тот факт, что те самые переводчики начинают думать/заботиться о «недалеком» зрителе/читателе, либо сами порой несколько недалеки, что выписывают перлы.
Отличный разбор полетов :beer: Ждем-с продолжения.
Все же, по-моему, даже с таким официальным переводом при тщательном размышлении и двойном (быть может) просмотре можно вполне уловить все основные идеи. Мелочи правда будут оставлены за бортом. Некоторые связи я увидел только сейчас.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 18:28

цитата

Традиции наших переводчиков перелапачивать все и вся просто удурчает. Еще более удурчает тот факт, что те самые переводчики начинают думать/заботиться о «недалеком» зрителе/читателе, либо сами порой несколько недалеки, что выписывают перлы.

Ага, именно поэтому одноголосые переводы всё ещё актуальны. Киноманы их любят не за то, что там озвучка в стиле «с прищепкой на носу», а за то, что там тексты с душой и знанием дела переведены.


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 16:20
Любовь и надежда — это и впрямь показательно... Надо просмотреть на английском. Спасибо, заинтересовали.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 18:29
Вам спасибо! За внимание. :-)


⇑ Наверх