Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 апреля 2010 г. 16:13

Движимый страстью к исторической науке вообще и историческому кинематографу в частности, посмотрел на днях художественный фильм "Агора". Кино понравилось. Ибо оно оказалось на удивление интересным, умным, даже в какой-то степени злободневным. Несмотря на то, что повествует о событиях полуторатысячелетней давности. Ещё немножко душещипательным. Ну, тут наверное женской аудитории хотели угодить, не иначе.

В центре повествования — судьба первой в истории женщины-учёного, астронома, математика и философа Гипатии, которая на рубеже IV и V вв. н.э. преподавала в Александрийской школе, где обучала интеллектуальную элиту тогдашнего общества всяким премудростям. Её труды до нас не дошли, да и личная жизнь осталась скрыта под завесой неизвестности. Что позволило режиссёру заполнить картину некоторой долей вымысла. Как будто бы у Гипатии было два ухажёра и как будто бы она предвосхитила открытие Кеплера, сделанное аж в XVII (!) в. Но от этого фильм только выиграл. В конце концов, если мы захотим узнать как всё было на самом деле, мы возьмём соответствующую книгу. А в кино мы идём, чтоб на людей посмотреть, а не на ходячие иллюстрации из учебников истории.

Образ Гипатии удался на славу. Как ни крути, но нечасто снимают кино про сильных женщин, сила которых заключается не в том, как ловко они орудуют мечом или стреляют глазками. Её можно, в принципе, поставить вровень с образом Скарлетт О'Хары из знаменитой экранизации "Унесённых ветром" 1939 г. Та же целеустремлённость, та же бескомпромиссность в отстаивании своих идеалов. Только любовь в её жизни играет куда меньшее значение. "Гипатия, мол, разрывалась в своей любви к двум мужчинам — бывшему рабу Даусу и благородному Оресту, готовым отдать за нее свои жизни", — написано в официальной аннотации к фильму. Хм, вот уж враки! Между никем она не разрывалась. Они любили Её, а Она любила Науку. Такой вот любовный квадрат. Так что лав-линия здесь весьма своеобразна и акценты смещены больше в сторону темы неразделённой любви.

Тем не менее, жизнь Гипатии в фильме служит лишь поводом для раскрытия другой, более глобальной темы. В то время как она рисует на песке круги и ставит эксперименты, пытаясь постичь тайны вселенной, за стенами её дома бушует буря. С фанатичным блеском в глазах люди бегают по улицам и режут друг друга. А вместе с переделом власти в городе меняется и господствующая религия. Всё это дело сопровождается коренной ломкой мировоззрения среди населения и массовым отупением. Поскольку вместе с гибелью старых, отживших свой век религий, гибнет и львиная часть античного наследия — многовековые достижения древнегреческих учёных и философов просто-напросто втаптываются в пыль. Формально, "Агора" — кино о трагической судьбе Гипатии и разорении знаменитой Александрийской библиотеки. Фактически же — о победоносном шествии христианства и о том как под напором молодой, но амбициозной религии рушился старый миропорядок, а Европа погружалась в эпоху Средневековья.

Очень здорово показано, в чём заключалась тогда сила христианства. Храм Сераписа блестит позолотой и роскошью. Его жрецы надменны и горделивы. Посещает его в основном местный высший свет. В общем — эдакий элитный клуб. А христианский храм похож на бомжатник. В буквальном смысле: окна дырявые, стены просят евроремонта, нищие в рубищах постоянно тусуются. Руки протягивают прихожанам, чтобы милостыню подали. И те охотно подают, ибо религия предписывает. Раб Давус находит в нём радушный приём, хоть и зашёл туда впервые просто из любопытства. Именно своей демократичностью и открытостью для всех, включая, рабов, сирых и убогих христианство и снискало себе большую популярность. Низы общества охотно устремлялись в христианские храмы толпами, ибо знали, что там им всегда помогут и примут как своих, невзирая на статус и социальное положение. Сия мысль чуть позже будет продублирована опять-таки на примере Давуса. Будучи рабом Гипатии, он здорово усвоил её лекции о мироустройстве, которые были адресованы сыновьям местной аристократии. Даже смастерил модель движения небесных тел, за что получил от неё похвалу. Но она всё равно продолжала относиться к нему как к вещи, ибо раб есть раб! И во время стихийного восстания христиан, Давус в гневе обрушивает удары своего меча на статую Сераписа, прежде чем повергнуть её. После чего окончательно переходит в христианство. Мотивы его поведения предельно ясны: последователи Сераписа своим его никогда своим не признают, даже толерантная Гипатия, в которую он влюблён, всегда будет видеть в нём всего лишь раба, одушевлённую вещь, пусть и достаточно умную. И только среди христиан он сможет заслужить настоящий почёт и уважение.

Но Давуса ожидает жестокий облом! Отныне его окружают люди, мягко говоря, немножко недалёкие. И теперь он вынужден каждый день выслушивать от своих братьев по вере всякую невежественную ахинею. Поскольку у вчерашних разрушителей Александрийской библиотеки собственной науки-то пока ещё нет. А делиться своей учёностью бывший раб опасается. Чтобы не дай бог ненароком не прослыть еретиком и не получить камнем по башке! "Давус, ты, у нас умный, — спрашивают они, — поведай нам, земля плоская или круглая?" "Только Бог это знает", — уклончиво отвечает тот. Впрочем, это не спасает его от периодических нагоняев из разряда: "Ты чё, брат, оборзел? Самый умный что ль? Супротив линии партии гнёшь?" В финале фильма этот герой окончательно разочаровывается в новой вере, но совершенно очевидно, что ему теперь до конца жизни придётся скрывать свои знания и убеждения, всячески не высовываться, дабы не разгневать толпу. Нелегко придётся образованному человеку среди агрессивных невежд. :-(

Ещё один яркий персонаж фильма — епископ Кирилл, своим поведением похожий на Гитлера. Каждый его спич — маленький шедевр ораторского искусства. Обращаясь к толпе, он начинает свою речь с невинных и добрых понятий вроде милосердия и благочестия, но потом умудряется свести всё к жизнеутверждающему: "Убейте всех неверных"! Достаточно миролюбивую в своей основе религию Кирилл превратил в страшное оружие. Опираясь на строки из Священного писания, он откровенно манипулирует толпой, и та радостно бежить громить дома тех, кого невзлюбил амбициозный епископ. Вера в его руках служит инструментом для захвата власти в городе. Инструментом, которым он умело пользуется. Любопытно, что после смерти Кирилл был объявлен святым. Позднее историки церкви сами признавали — стиль ведения дел у Кирилла был по духу не совсем евангельский.

Некоторые критики уже успели обвинить "Агору" в антихристианской направленности. Взгляд этот достаточно поверхностный. Инициаторами резни христиан первоначально были последователи культа Сераписа. А уж когда выяснилось, что сторонников Христа в городе раз эдак в десять больше, тогда надменные аристократы и отгребли люлей. В конфликте между иудеями и христианами первое массовое смертоубийство учинили как раз-таки иудеи. Так что все здесь хороши. Мораль фильма лежит совсем в другой плоскости: он направлен против ВСЯКОГО религиозного фанатизма. "Если две величины равны третьей, то они равны и между собой", — учит Гипатия. И в этом заключается его актуальность. Ибо в пространных речах Кирилла несложно услышать завуалированное "Аллах Акбар!" Вот это уже заставляет поёжиться. Что-то общее есть в религиозной разобщённости современных европейцев и жителей Восточной Римской империи. И в обоих случаях мы наблюдаем молодую, но амбициозную религию с некислым запалом фанатизма и не признающую местных моральных устоев. Только полторы тысячи лет назад она называлась "христианство", сегодня в его положении находится ислам.

Игра актёров, шикарные декорации, соответствующие эпохе шмотки — всё это в "Агоре" присутствует и в больших количествах. Немаленький по европейским меркам бюджет в 73 000 000 $ израсходован с толком. Алехандро Аменабар, тот который режиссёр, вообще веников не вяжет. Достаточно пробежаться по его фильмографии, чтобы убедиться, что фильмов рейтингом ниже 7.0 по классификации IMDB он не снимает в принципе.

В общем, рекомендую. Имхо, если бы "Агору" снимали в Голливуде, то наверняка бы всё испохабили, сделав акцент на мордобое и амурных сценах. С историей американцы особо не церемонятся. Тем более с античной. Ну а чё? Не свое — не жалко. Но, к счастью, снималась "Агора" в Испании, а это, всё-таки, совсем другой уровень. Не разбалованный компьютерной графикой европейский кинематограф свято чтит свои традиции, по привычке завлекая на свои постановки зрителей актёрской игрой, наряжая персонажей в аутентичные одежды и стараясь запихнуть в сценарий какую-то проблематику. С другой стороны, фильм мог бы стать очередным скучным костюмированным байопиком, в котором герои бы просто топтались на месте и произносили непонятные пафосные речи. Но "Агора" сумела занять правильное промежуточное положение, которое позволяет ей угодить как массовому зрителю, так и более-менее разбирающемся в перипетиях происходящего на экране, т. е. любителю истории.


Статья написана 31 марта 2010 г. 02:45

Ну вот наконец и подобрался я к завершающей части Трилогии о Матрице, к фильму "Матрица: Революция". Сразу оговорюсь, что супершедевром его не считаю и признаю, что он является самым слабым фильмом из всей тройки. По факту получилось просто достойное завершение истории, а ожидалось, что будет "ух" и "ах"! Особенно к этому располагал пафосный заголовок: "Matrix: Revolutions". Т.е. по факту была обещана не одна революция, а сразу несколько. Две как минимум.

Ложкка дёгтя

Лично мне не понравилось большое количество самоповторов и сцен, без которых можно было бы в принципе обойтись. Мы ещё по первым двум частям поняли, что Вера и Любовь — это здорово, зачем нужно было эту мысль ещё раз иллюстрировать? А беготня по потолку на подступах к логову Меровингена — она вообще к чему? Если для того, чтобы продемонстрировать крутость его миньонов, то не впечатляет. Братья-альбиносы из "Перезагрузки" как-то посолиднее смотрелись. Но наибольшей критике, помнится, в своё время подверглась сцена атаки роботов на Сион. Присоединяюсь к общему хору. На кой было наваливаться на людей толпой летучих каракатиц, вооружённых исключительно колюще-режущими предметами и изображать драматическую битву, когда можно было ограничиться парой бомб или хотя бы огнестрельное хоть что-нибудь в щупальца им вложить? Имеется претензии к логике происходящего и в некоторых других сценах. В общем, местами довольно слабо.

Ещё одним неприятным сюрпризом оказалось... практически полное отсутствие сюрпризов! Внимательный зритель ещё после второй части мог предугадать, что Трилогия закончится примирением сторон, а не взятием Берлина. Произошедшее в финале могло удивить разве что только тех, кто не понял смысла произошедшего в "Перезагрузке". Была надежда, что в "Революции" нам опять отсыплют парочку неожиданных сюжетных кульбитов, но их не было.

Тем не менее, режиссёры всё же остались верны себе и не забыли напичкать фильм кучей деталей не всегда заметных во время первого просмотра, но тем не менее имеющих большое значение. Ключевые диалоги всё так же неглупы и содержательны. Да и намеченная в "Перезагрузке" смена стержневой парадигмы вполне себе недурственно доведена до логического завершения. Что сделало мир Матрицы более значимым культурным феноменом, чем если бы вся история ограничилась первым фильмом. Так что все претензии из разряда "братья Вачовски наплевали на сюжет и философию, переключились исключительно на спецэффекты и превратили всё в банальный боевик" отклоняются. Всё там нормально с философией. Просто сценарий несколько сыроват, недоработан и затянут.

Любопытно, что для понимания сюжета "Революции" важны исключительно лишь те сцены, которые происходят в Матрице. А оборона Сиона и всё, что с ней связано, как будто бы специально сняты лишь для того для того, чтобы дать зрительскому мозгу передышку. Сам сюжет в принципе достаточно прост, он даже не особо пострадал от рук переводчиков-надмозгов. А вот символика и смысл некоторых сцен и диалогов всё же нуждаются в пояснении, что я сейчас и постараюсь сделать.

Встреча с дружелюбными программами

В "Матрице: Перезагрузке" мы оставляем Нео балансирующим между жизнью и смертью после того как он каким-то колдунством остановил пять машин в реальном мире. Лежащим без чувств, со всех сторон обвешанным проводами, мы встречаем его и в "Революции". В скором времени выясняется, что кома Нео не совсем обычна — его сознание каким-то чудом переместилось в Матрицу. Оно оказывается в странном месте, которое выглядит как станция метро. На стене выложена надпись Mobil Ave. Здесь Нео встречает семью программ — Рамакандру, Камалу и их дочь Сати. Где же очутился Нео? Рамакандра, отец семейства, относится к новоприбывшему с дружелюбием и охотно вводит его в курс дела:

цитата
Камала: Что вы тут делаете? Вам не место здесь?

Рамакандра: Камала! Не сердитесь, простите её. Прямота — признак искренности.

Нео: Ничего. Я не могу вам ответить. Мне даже неизвестно, где мы сейчас.

Рамакандра: Нигде. Между вашим миром и нашим.

Последняя реплика произносится, когда камера вновь фокусируется на надписи. Это прямая подсказка. В прямом смысле Нео находится в своеобразном буфере обмена между Матрицей и миром людей. В переносном — в чистилище, ибо Mobil Ave — ничто иное как зашифрованная анаграмма слова Limbo, одного из названий католического чистилища. Здесь пребывают души умерших добрых христианин, отягощённых бременем "простительных" грехов и имеющих впоследствии шанс попасть на небеса. Ещё одно значение слова — промежуточное или переходное место/состояние, состояние неопределенности. Безо всякой теологии. В символике Limbo и стоит искать причину, по которой он попал сюда. Чуть позже Пифия скажет: "Ты должен был погибнуть, но видимо к смерти пока ещё не готов". Следовательно, он попал на станцию, чтобы что-то понять, с чем-то определиться. Определиться с чем? Дальнейший ход диалога с Рамакандрой всё проясняет.

Семья программ ждёт поезда, чтобы спрятать в Матрице свою дочь Сати. Каждая программа в Матрице имеет некое предназначение, некую цель для существования. Рамакандра и Камала — программисты, создатели других программ. Но дитя их любви, Сати, не имеет никакой функции. А поэтому её жизнь находится под угрозой. Если Агенты узнают о её существовании, то непременно подвергнут её стиранию, ибо программа без цели существовать не должна. В этой ситуации её родители ведут себя точь-в-точь как люди, которые готовы рисковать жизнями ради своих чад. Любопытна "машинная" интерпретация любви, озвученная Рамакандрой: "Любовь — не эмоция, любовь для нас — это связь двух субъектов". Глядя на эту дружелюбную, открытую и готовую на всё ради любви семью программ, несложно понять назначение этой сцены. Нео попал сюда, чтобы понять, что цивилизация машин — вовсе не такой уж и враг рода людского. Что мы во многом схожи. Ведь если они смогли постичь такую тонкую штуку как любовь, то почему мы не можем жить с ними в мире, согласии и сотрудничестве? Нашли в этом общий язык, значит сможем найти и во многом другом.

Ещё один момент. Во время диалога с Нео, держит Сати прямо перед собой. Это ещё одна подсказка для зрителя. И прямое указание к действию для Нео. "Cати" переводится как "самопожертвование". Следовательно, Нео в финале должен будет пожертвовать собой. Примерно так, как это сделал в своё время Христос.

Индусский след в мире Матрицы

Индийские программисты с индийскими именами, да ещё рассуждающие о карме, появились в Матрице неспроста. Если первая "Матрица" была круто замешана на буддизме, то в последних двух фильмам очень сильно влияние символики индуизма. Причём в "Революции" индуистские мотивы обрели наиболее чёткие очертания. Цифра "три" обдадает священным значением не только для христиан, но также и для индусов. В центре индуистского божественного пантеона находится Тримурти, которое трактуется как единое божество, обладающее тремя ипостасями. Любопытно, что у каждой ипостаси имеется чуть ли не с десяток воплощений-аватар, причём как мужского, так и женского пола. Знакомясь с жизнеописаниями этих самых автар и читая истории о том как они, влюбляются, сходятся, расходятся и мочат друг друга, начинаешь понимать, откуда у индийцов такая тяга к мыльным операм. Но Болливуд нас не интересует, у нас на повестке дня — Матрица.

Тримурти состоит из трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма считается создателем мира, Вишну — хранителем мира, а Шива — его разрушителем и восстановителем. В Трилогии Матрицы имеются конкретные воплощения Тримурти.

Брахма — бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Он создал мир, но не правит им. Находясь за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации, он характеризуется непривязанностью, объективностью, отсутствием желаний, эмоций и пристрастности. Идентификация Брахмы в Матрице не представляет большой сложности — это Архитектор. Для него она не более чем красивая математическая модель, глобальное уравнение, которое должно быть сбаллансированным. Первые две версии Матрицы и были такими — идеальными, гармоничными, с точки зрения языка программирования. Но в этой гармонии у людей не было возможности развиваться, и поэтому люди отвергли её.

Эту возможность им дала Пифия, привнеся в неё возможность Выбора. Вместе с ней в Матрицу пришли страдания, хаос и разрушения. В общем, все те прелести, которые мы имеем в нашем мире. С одной стороны кажется, что это довольно жестокий шаг, но наверняка многие из нас замечали, что именно страдания — залог нашего развития. Когда мы мучаемся, значит нас что-то не устраивает, и мы стремимся что-то изменить в себе или в окружающем нас мире. Если нам это удаётся — мы поднимаемся а одну ступеньку выше в своём развитии. Подобную функцию в индуизме выполняет Кали, женская ипостась Шивы. Кали — богиня-мать и, в то же время, богиня разрушения. Богиня рождения и богиня смерти. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В западной традиции принято воспринимать Кали как кровожадное чудовище, стремящееся лишь убивать, разрушать да уничтожать. Но это поверхностный взгляд на сущность богини. Она олицетворяет собой одновременно разрушительное и созидательное начала. Привнося в наш мир хаос, она также придаёт импульс к его развитию.

Как это всё работает в Матрице с математической точки зрения "Революция" раскрывает в следующем диалоге:

цитата
Пифия: Мы с тобой не можем предвидить последствия нашего Выбора, а он (Архитектор) — последствий самого существования Выбора.

Нео: Почему?

Пифия: Он не в курсе, что значит само понятие "Выбор". Для него варианты Выбора — только в уравнениях. Все переменные должны быть определены. По очереди. Такова его цель: сбаллансировать уравнение.

Нео: Но какова ваша цель?

Пифия: Помешать ему.

Для полноты матричной Тримурти не хватает только Вишну, Верховного Бога индусов, который хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой. Лучше всего на эту роль подходит Рамакандра, который, по его словам, отвечает за переработку на энергетической станции. То есть той самой станции, на которой "мёртвых перерабатывают в питательную смесь и скармливают живым", той самой станции, которая черпает энергию из тел миллионов спящих в капсулах людей для питания машин. Кроме, того именно Рамакандрой звали седьмое воплощение Вишну, а Камалой — одно из воплощений Лакшми, жены Вишну (во как всё запутано!). Но не всё тут так просто! Зная свойственое Трилогии Матрицы (и индуизму тоже) неприятие однозначности, можно утверждать, что воплощений Вишну в ней сразу несколько. И на его роль также идеально подходит... Нео! Судите сами: ведь он является шестым по счёту Избранным, т. е. де факто шестым воплощением Избранного. В пределах Матрицы благодаря своим спецспособностям он уже почти что бог, а вне Матрицы — почти что полубог. А после того, как очнулся из комы, пережив таким образом очередную символическую смерть, его можно считать уже седьмым воплощением Избранного. Ведь в Limbo он поднабрался ещё больше знаний, многое понял и сила его вновь подросла. Есть и другие признаки "вишнустости" Нео, но о них позже.

Путешествие в Ад

Вытаскивать Нео со станции Mobil Ave Морфеус и Тринити отправились прямиком к Меровингену. Поскольку в Матрице куда-нибудь ходить принято исключительно по трое, Пифия дала им в нагрузку Серафа. Этимология его имени восходит к христианской традиции. Серафимы — ангелы, наиболее приближенные к Господу. В нашем случае, Сераф некогда был защитной программой Системы, причём настолько высокого уровня, что превосходил по силе даже Агентов. Символизировать его присутствие в команде повстанцев может всё что угодно (хотя бы потому что он, по большому счёту, особо им и не пригодился), но мне больше нравится следующая трактовка: их поход был благословлён Небесами.

Само путешествие — это символическое сошествие в Ад, о чём свидетельствует куча намёков и подсказок. Тот факт, что Меровинген олицетворяет местного Дьявола, подтверждается хотя бы рядом параллелей с древнегреческой мифологией. Его жену зовут Персефона, в точности как жену Аида, бога Царства Мёртвых. На него работает бомжеватого вида Перевозчик, который явно рисовался с Харона. Разве что вместо Стикса у него — железнодорожное полотно, а вместо лодки — поезд метро. Есть и более прямые указания, поданные чуть ли не в лоб. Заведение, в котором окопался Меровинген, называется Club Hel. Первая фраза, которую он сказал, увидев в толпе нашу Троицу звучит так: "Что за чёрт?" (В оригинале — “What in the hell?”) Чуть позже хозяин преисподней прямо говорит: "Вы прошли сквозь ад ради беседы со мной". Чёрно-красная одежда на нём и Персефоне плюс демоническая атмосфера в клубе развеивают все последние сомнения — Троица пожаловала в гости к Дьяволу.

В христианстве есть догмат о сошествии Христа в ад, где он устроил лютый погром и разрушение. Разломал ворота, всыпал чертям по первое число и вывел из ада всех ветхозаветных праведников. Произошло это сразу после распятия. Меровинген же отделался малой кровью. Сначала он попытался было предложить поистине дьявольскую сделку, но после того как Тринити направила на него пистолет, как то очень быстро передумал и отдал Нео за бесплатно.

В общем, тема погрома и разрушений оказалась нераскрытой. А жаль, с ними этот эпизод мог бы быть более увлекательным.

Сказание об Источнике

После освобождения из плена, Нео вновь наносит визит Пифии, чтобы получить от неё очередную порцию ответов на мучавшие его (и зрителя) вопросы. Этот диалог необходимо слушать особо внимательно, ибо информация в ней даётся более чем исчерпывающая. Но некоторыне нюансы всё же нуждаются в пояснении.

цитата
Нео: Как мне удалось не подключаясь к Матрице вывести разум из физической оболочки? Как мне удалось силой мысли остановить четырёх охотников? И что вобще со мной творится?

Пифия: Сила Избранного действует не только в этом мире, но и повсюду, вплоть до того места, откуда она происходит.

Нео: Откуда?

Пифия: Из Источника.

Стоп! А вот тут спрятана великая хитрость! Дело в том, слово "Source", которое в дублированном переводе везде переведится как "Источник", в английском языке имеет несколько значений. Одно из них — исходный код программы, исходник, на сленге компьютерщиков иногда именующийся "сорцами". Второе — собственно источник чего-либо. Воды, информации или энергии. Слово "Source" может быть метафорически применимо к таким субъектам как газета, ручеёк, батарейка или Солнце. Когда я писал разбор "Матрицы: Перезагрузки", то использовал первое значение этого слова. Хотя и переводчики дубляжа, и Гаврилов использовали вариант "Источник", более правильным было бы утверждать, что Нео совершил путешествие к Исходнику. Ведь на тот момент его сверхспособности действительно проистекали исключительно оттуда. Здесь же ситуация иная, и говорить, что он продолжает в реальном мире черпать свою силу из программного кода как-то нелогично. Говоря что, сила Нео происходит "from the Source", Пифия говорит совсем о другом Источнике. О каком?

Тут мы сталкиваемся ещё с одним символом Трилогии, который нам физически показывают всего дважды (и оба в — "Матрице: Революции"), но разговоров вокруг него довольно много. Речь идёт о Солнце, которое многими религиями и философскими школами трактуется как символ высшей космической силы, источник жизни, знаний и многого другого. Благоговейно к Солнцу относились и гностики с герметиками, ну а правоверные индусы его и вовсе боготворили. Поводов для такого трепетного к нему отношения более чем предостаточно. Даже ярые материалисты не будут отрицать, что Солнце является источником энергии для всего живого на Земле, питая нас и даруя нам жизнь.

Кстати, именно в результате того, что люди отгородились от Солнца, в своё время они оказались в столь бедственном положении. В этом поступке как раз и заключается суть трагедии, причина неизбежного угасания обеих цивилизаций, если они не прекратят самоубийственную конфронтацию. Люди заволокли небо тучами, чтобы отрезать роботов от источника энергии. И тем ничего не оставалось делать, кроме как превратить человечнство в биомассу, чтобы черпать из неё жизнь для себя. Да, у них есть ещё термоядерные реакторы. Но количество ресурсов на Земле ограничено, люди тоже когда-нибудь закончатся. Изолированные от нескончаемого источника энергии, они будут медленно задыхаться в собственном соку, ибо закон сохранения энергии никто не отменял. Чтобы выйти из кризиса им необходимо разогнать тучи, расчистить дорогу для солнечных лучей. Осуществить это они могут только вместе...

А пока что Нео черпает из него свои сверхспособности. Впрочем, это не стоит воспринимать буквально. Солнце в данном случае выступает как метафора, вместо него можно подставить любой другой источник высшей космической силы. Кому какой больше нравится. Сторонников теории вложенных Матриц и желающих найти происходящему объяснение с позиции материализма спешу разочаровать. Нет никаких вложенных Матриц, реальный мир действительно реален. а Нео — полубог с джедайскими замашками. Да, это мистика. И это чертовски правильный ход, чёрт возьми!

Одна из причин лютого неприятия "Матрицы: Революции" отдельными критиками заключается именно в этом моменте. Нормальная, мол, вменяемая научно-фантастическая история была, и вдруг р-р-раз — мутировала в мистику! Но такое видение ситуаци только кажущееся. Первая "Матрица" лишь умело маскировалась под научную фантастику, в ней тоже чуствовался сильный дух мистицизма. Трилогия Матрицы всегда была рационально-мистической как по духу, так и по содержанию. Кроме того, было бы странным, если бы фильм, в котором Вера, Надежда и Любовь и прочие иррациональные проявления человеческой личности явно ставятся впереди холодного Рассудка, до конца оставался бы в русле строгого материализма. Ведь разум далеко не самая главная ментальная характеристика человека — вера, интуиция, эмоции, воля и инстинкты тоже в каждом из нас сидят и играют очень важную роль. А чересчур увлекаться стройными логическими теориями — значит уподобляться Архитектору. Ещё нюанс. История Нео — это идеал человека, живущего по канонам философии реннесансных герметиков. Нео прошёл путём познания, за что ему была дарована свыше способность останавливать машины и видеть с закрытыми глазами. Как по другому можно было проиллюстрировать этот образ, я просто не представляю.

Я вижу Великую Тьму! Тьфу, опять капюшон сполз на глаза...

Ещё один важный момент этого диалога — раскрытие истинной природы Смита.

цитата
Нео: Кто же он?

Пифия: Он — это ты. Твоя противоположность, твой антипод, результат уравнения стремившегося к самостоятельному решению.

Такие вот дела. Смит — это тёмная сторона Нео, его злая половинка, его зеркальное отражение. Отныне главный враг рода людского вовсе не машины, не Система и даже не Меровинген, а некий абстрактный двойник главного героя-праведника, только с отрицательным знаком! История всё больше принимает мистический уклон. Но ведь мы уже договорились, что это нормально, правда?

После всего вышесказанного уже не удивляет, почему Нео садится на корабль под названием "Логос" (от греч. "слово") и летит в город машин, чтобы договориться с ними. Он отправился нести им слово, и слово это — "мир". А перед тем как попасть туда, он взмывает в небеса, прорывается сквозь тучи и впервые за всю Трилогию мы видим... Солнце!

Но это будет чуть позже. А пока Пифия рисует мрачную картину будущего, которое наступит, если Нео проиграет в предстоящей битве со Смитом.

цитата
Пифия: Всё, что имеет начало, имеет и конец. Я вижу конец. Вижу, грядёт Тьма. Я вижу, как шагает смерть и знаю, что кроме тебя помешать ему не может никто.

Нео: Смит...

Пифия: Очень скоро у него хватит могущества, чтобы уничтожить твой мир. Но, думаю, он на этом не остановится. Пока весь мир не разлетится, он будет его рушить.

Нужно видеть её лицо, когда она говорит эти слова. Суровое, мрачное, разве что огонь в глазах не пылает. А ведь Пифия косвенно виновата в его появлении! Впрочем, на то она и Кали, богиня разрушения...

Но что же нам даёт это противопоставление? На самом деле, очень многое. Именно оно и переворачивает всю концепцию "Матрицы" с ног на голову. И придаёт ей поистину общечеловеческое значение, впротивовес бунтарскому духу первой части. В чём его смысл, я расскажу, когда буду подробно разбирать сцену финального поединка между Смитом и Нео. Она заслуживает более пристального внимания, чем два-три абзаца. Поскольку хоть и длится она менее 12 минут, скрывается в ней бездна всякого...

Анекдот в тему:

— Сераф, расскажи какую-нибудь историю!

— Спи, Сати, поздно уже!

— Ну-у, Серафчик, ну расскажи!

— Ладно, ладно...

— Только не про Смита, пожалуйста!

— Хорошо, не буду про Смита. Слушай. Пошел я как-то ночью гулять...

— А там Смит?

— Нет, нет там Смита. Иду я, иду и вижу, дом такой мрачный стоит...

— А там Смит?

— Да нету там никакого Смита, не перебивай! Захожу я в этот дом и вижу большую комнату...

— А там Смит?

— Ух, как ты мне надоела! Ну, Смит там, Смит… двести штук, очками сверкают, и все засмитить тянутся!!!

— А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!


Статья написана 16 марта 2010 г. 10:50

С завистью наблюдая за кассовыми триумфами фильмов о Гарри Поттере, голливудские киношники не оставляют попыток запустить другой, столь же успешный киносериал. Такой сериал, к которому можно без устали штамповать сиквелы, не прилепливая к ним набившие уже всем оскомину порядковые номера. Такой сериал, который обрастёт многомиллионной армиией фанатов, приносящих его создателям миллионы денюжек в независимости от качества конечного материала. Проще всего в этом отношени доить детей, поэтому нет ничего неудивительного в том, что в поле зрения тамошних продюсеров попадают в первую очередь популярные детские книжки. Повторить успех поттерианы попытались экранизировав "Золотой компас" Филиппа Пуллмана, "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, а также литературные экзерсисы Люка Бессона про минипутов. Как правило, получалось абы что. Нет, ну не так, в принципе, чтоб совсем уже. Просто финансовая отдача от этих проектов даже рядом не стояла с доходами от истории, сочинённой Джоан Роулинг.

Но вот Гарри Поттер постарел и скоро выйдет в тираж на пенсию. А свято место, как говорят в народе, пусто не бывает. Его место в сердцах следующего поколения детишек сейчас пытается занять Перси Джексон, герой цикла американского писателя Рика Риордана. Который, ориентируясь сами-знаете-на-кого, лепит на свои книги заголовки вида: "Главный Герой и Всякая Фигня". Ещё неизвестно, удастся ли его герою сменить короля на престоле. Однако недавно была экранизирована первая книга цикла. Так что кое какие выводы можно делать уже сейчас.

Меня заранее воодушевляло, что режиссёром фильма "Перси Джексон и Похититель молний" назначили Криса Коламбуса, который на семейном кино чуть ли не собаку съел. Именно он написал сценарий для "Гремлинов", снял "Один Дома" и (фанфары!) первые две части собственно "Гарри Поттера". Которые изо всех экранизаций цикла, собственно, и были самыми вменяемыми. Человек, давший путёвку в свет киношной поттериане — разве можно было желать лучшей кандидатуры для старта франчайза-конкурента?

Главный секрет успеха "Гарри Поттера и философского камня", на мой взгляд, заключался в богатом антураже первоисточника, который Коламбусу удачно удалось перенести на большой экран. Различные магические приспособления, зелья, атмосфера будней магической школы — всё это было, ново, интересно и необычно. И на это не поскупились при формировании бюджета картины. Но на сей раз Коламбусу дали в два раза меньше денег. И львиная их доля была, похоже, потрачена на создание компьютерных чудищ и на гонорары именитым актёрам, которых в "Перси Джексоне" задействовано немало. Ума Турман в роли Медузы Горгоны, Шон Бин в роли Зевса, Пирс Броснан в роли Хирона, Розарио Доусон в роли Персефоны... Монстрятник богат и выполнен красиво: гидра, церберы, минотавр, фурия, змейки на голове у Медузы Горгоны... Особого упоминания заслуживает демонический Аид, похожий на Кхорна из вселенной Warhammer 40k. Ради актёров и драк с компьютерными монстрами взрослым, пожалуй и стоит посмотреть этот фильм. Но только ради них.

Поскольку на богатый поттеровский антураж банально не хватило денег. Да и не было его, скорее всего, у первоисточника. (Признаюсь, книгу не читал.) Ведь цикл Рика Риордана базируется не на средневековом мистицизме, подразумевающем всякие магические зелья, ступки и реторты. А на древнегреческой мифологии в современных декорациях. Точнее, на разборках между олимпийскими богами, которые всем скопом переехали на ПМЖ в Штаты, привезя с собой весь свой зоопарк. Кроме того, стоит учитывать, что Джоан Роулинг — всё-таки девочка, а Рик Риордан — мальчик, к тому же родом из Техаса. Поэтому последнему в принципе неинтересно было описывать какие там главные герои экзамены сдают и чем между уроками занимаются. Без долгих раздумий он окунает их в экшен и приключения. Иногда даже кажется, что смотришь экранизацию какой-то компьютерной игры с элементами роад-муви. Герои галопом проносятся по Америке, по дороге шинкуя монстров. Сели за баранку, переехали в другой город, нашли артефакт, убили монстра, сели за баранку, переехали в другой город, нашли артефакт... в общем, ну вы поняли. От изобилия сцен действия в результате несколько пострадало раскрытие характеров центральной тройки персонажей. Если Перси Джексон с сатиром Гровером ещё более-менее заметны на экране, то Аннабет, местная "Гермиона", дочь богини Афины, похоже, лишь выполняла функцию "подай-принеси".

Перси Джексон, кстати, изначально крут здесь словно яйца Шварценеггера. Ещё вчера он не знал, с какой стороны браться за меч. А сегодня уже вовсю носится с холодным оружием и рубит всем бошки! Даже Аннабет, у которой за плечами более ста успешных тренировочных боёв, и та не демонстрирует такой прыти. Куда там Гарри Поттеру, несколько лет прилежно штудирующему книжки, прежде чем браться за серьёзные дела! Впрочем, что же здесь такого? Мы ж не из Лондона, мы из Техаса! Плюс кровь божественная в жилах течёт. Геракл, вона, ещё в колыбельке змей душил, а сын Посейдона чем хуже?

Кстати, раз уж речь зашла о Поттере. В отличие от этого ботаника, на протяжении нескольких книг терпеливо сносящего все унижения и издевательства со стороны своих приёмных родителей, Джексон менее покладист. И более... жёсток, что ли. Он постоянно огрызается на отчима, а в конце фильма и вовсе решает проблему "отцов и детей" весьма радикальным образом. Не завершайте просмотр после того как по экрану поползут титры — на правах посткриптума вас ждёт сюрприз! ;-)

Придирчивый взор увидит в этом фильме кучу штампов, присущих подростковому кинофэнтэзи. Бесстрашный быстро крутеющий персонаж, отсутствие дополнительной смысловой нагрузки, слабое раскрытие характеров и т. д. и т. п. Но полноте! Детишки на это даже не обратят внимания! Им нравятся истории про убермальчиков и супердевочек. Монстры есть, сражения есть, что им ещё для счастья надо? Это нам какую-то новизну подавай, а для своей ЦА кино снято на весьма высоком, добротном уровне.

Но эффекта разорвавшейся бомбы оно вряд ли окажет. "Гарри Поттер и философский камень" всё же был более эффектным, зрелищным и атмосферным. Кроме того, он в одинаковой степени был интересен всем детишкам, а "Перси Джексон и Похититель молний" явно будет больше симпатичен мальчикам. Впрочем, бомба может оказаться замедленного действия. И хоть в первом раунде победу одерживает Гарри Поттер, у Перси Джексона есть возможность собраться с силами и взять реванш во втором. Худо-бедно, но кассу этот фильм всё же, имхо, соберёт. А значит второму фильму, скорее всего — быть!


Статья написана 12 марта 2010 г. 02:59

Ещё до выхода "Матрицы: Перезагрузки" был выпущен сборник короткометражных мультфильмов, выполненных в стиле аниме. Назвали его незамысловато — Animatrix, что в русском варианте звучит как "Аниматрица". Нельзя сказать, что он очень уж сильно раздвигает границы вселенной братьев Вачовски, и что каждый мультфильм сборника может похвастаться какой-то особой глубиной затронутых в ней тем. Тем не менее, после знакомства с ним, некоторые моменты в логике сюжета сиквелов "Матрицы" могут быть более понятными.

В сборник входят 8 анимационных фильмов, над которыми работали 8 японских анимационых студий независимо друг от друга. Что придало ему некоторую... э-э-э... пестроту. Ибо каждой команде художников присуща своя техника рисунка, следовательно все мультфильмы получились достаточно разными. Как по форме, так и по содержанию. Любопытна причина, по которой создание "Аниматрицы" было отдано на откуп японцам. Несмотря на задекларированную свободу творчества и самовыражения, в американской школе мультипликации всё же присутствуют некие негласные рамки и каноны, котрые местным аниматорам нарушать нельзя. В частности, у американцев не принято изображать в мультипликации натуралистичные сцены насилия. Так, чтобы кровища во все стороны летела, и кишки наружу вываливались. А японцам такое нарисовать — раз плюнуть! И поскольку некоторые эпизоды "Аниматрицы" всё-таки достаточно суровы для ранимой американской психики, никто кроме жителей Страны восходящего Солнца взяться за их воплощение не мог.

В погоне за качеством я как честный гражданин купил лицензионный DVD-диск от Интерфильма. Как позже выяснилось, сделал это зря. Ибо дублированнный перевод ужасен. Я уже привык, что город повстанцев Сион в фильмах Трилогии принято переводить как "Зион". Но в "Аниматрице" умудрились исковеркать его ещё больше: здесь его называют то "Зайоном", то "Зайтоном". В некоторых местах смысл фраз меняется чуть ли не на строго противоположный. В общем, мрак. Хорошо хоть, что оригинальная дорожка и субтитры присутствуют. Кстати, по сети гуляет пиратка с неофициальным переводом, там такой халтуры не наблюдается. Так что возьмите на заметку.

Итак, пробежимся по эпизодам "Аниматрицы".

FINAL FLIGHT OF THE OSIRIS (Последний полёт «Осириса»)

Единственый эпизод, выполненный не в стиле аниме, а в 3D-анимации. В центре внимания — последние минуты жизни экипажа корабля "Осирис", который обнаружил у поверхности огромную армию машин, бурящих скважину в сторону Сиона. И перед тем как погибнуть, успел предупредить об этом командование армией Сиона. Особой смысловой нагрузкой эпизод не обладает. Просто красиво прорисовано всё — люди, роботы, окружение, стрельба, пальба, разбой, мордобой.

Идейная ценность: Нулевая.

Самая эффектная сцена: Поединок в тренировочной комнате, во время которой Тадеус и Джу раздевают друг друга.

THE SECOND RENAISSANCE (Второй Ренессанс)

Cюжет к этому эпизоду написали собственноручно братья Вачовски. Из него мы узнаём предысторию возникновения Матрицы. Обладает самым эпическим размахом, как по манере повествования, так и по масштабу событий. Перед нами проносится череда событий, а голос за кадром зачитывает текст, стилизованный под летописный. В сочетании с метафоричным видеорядом, дающим простор для интерпретаций, и атмосферной музыкой смотрится великолепно!

Изобретение роботов привело человечество к небывалому расцвету и в то же время к небывалому упадку. Люди стали вести изнеженный образ жизнь и обленились в корень, в то время как роботы выполняли за них всю грязную работу, не получая в ответ никакой благодарности. В новом обществе машины оказались низведены до роли рабов, о чём недвусмысленно намекает сцена со строительством. Роботы тащат стройматериалы, сложенные в кубический контейнер по наклонной поверхности на вершину пирамиды из железобетона. Параллель с бригадами рабов, которые по распространённому мнению возводили пирамиды в Древнем Египте, очевидна. Борясь за свои права, роботы выходят на улицы, но их демонстрации безжалостно разгоняют, а особо отличившихся бунтарей подвергают обструкции. Вспыхивает конфликт между разумными машинами и людьми, в котором последние терпят сокрушительное поражение. Находясь в шаге от пропасти люди обращаются к религии, но уже слишком поздно что-то исправить...

В эпизоде очень много сцен насилия, кровищи, оторванных конечностей и, что не менее важно, разлетающихся во все стороны болтов, гаек и других запчастей роботов. Обе стороны изничтожают друг друга с лютой жестокостью, но в самый последний момент поверженное человечество всё же не стирается с лица Земли. Почему? Есть мнение, что роботы просто... пожалели людей и дали им шанс исправиться.

Здесь переводчики-надмозги допустили самый крупный мегаляп. Ничтоже сумняшеся, они собщили, что во время войны роботы переселились... на Солнце! И оттуда, соответветственно, слали свои непобедимые армады, чтобы гнобить "жалких людишек". Я не очень силён в английском, но даже мне очевидно, что фраза "The prolonged barrage engulfed Zero-One in the glow of the thousands suns" означает совсем другое.

Идейная ценность: Очень высокая.

Самая эффектная сцена: Да все практически. Но кадры с полей сражений, на которых роботы наступают несокрушимой стеной, сметая всё на своём пути, смотрятся наиболее жутко.

KID'S STORY (История одного парня)

Самый слабый эпизод с точки зрения идейного наполнения. Cюжет к нему тоже написали братья Вачовски. В центре внимания — последние часы пребывания в Матрице того самого паренька из двух последних частей Трилогии, который постоянно бегал хвостом за Нео и компанией, и предлагал свою посмощь. По идее, это должна была быть поучительная история о человеке, который первым "сам себя спас". Но вот спас он себя как-то странно: спрыгнул с крыши и убился апземлю. Здесь проявила себя та самая Тёмная Сторона "Матрицы", о котором я уже писал выше. Те самые эскапистские нотки, которые могут завести, мягко говоря, не туда. Та мораль, которой лучше не придерживаться. Поскольку даже с символической точки зрения этот поступок смотрится как-то глуповато. Если все начнут так вот "спасаться", ничего хорошего в итоге не получится. Так что по факту получилась не поучительная история, а апология суицида.

Идейная ценность: Низкая.

Самая эффектная сцена: Умопомрачительная пробежка на скейте, во время которой парень проносится по столам, ящикам и лестничным перилам. Пацан реально без башни!

PROGRAM (Программа)

Достаточной жёсткий мульт. Действие происходит в тренировочной программе, стилизованной под средневековую Японию. Главная героиня, Сис, совершенствует свои навыки в обращении холодным оружием, сокрушая местные программы для битья. В один не очень прекрасный момент её инструктор, Дуо, в которого она влюблена, предлагает ей покинуть Сион и вернуться в Матрицу вместе с ним. Она отказывается и после непродолжительного поединка убивает его. В финале выясняется, что никакого инструктора никогда не существовало. Дуо всего лишь очередная программа, созданная с целью проверки повстанцев на прочность и верность общему делу.

Представленная моральная диллема интересна просто сама по себе. Что важнее — любовь или свобода, правда или счастье? Можно до хрипоты спорить, правильно ли она поступила или нет. Но нельзя отрицать главного: подобные нравственные метания и делают нас людьми. Без них мы были бы всё равно что роботы, выполняющие определённую программу.

Идейная ценность: Средняя.

Самая эффектная сцена: Тут интересен, пожалуй, не сколько поединок Сис с Дуо, сколько борьба Сис с самой собой. Ибо отчётливо видно, что решение убить возлюбленного далось ей нелегко.

WORLD RECORD (Мировой рекорд)

Один из самых интересных эпизодов. Профессиональный бегун Дэн Дэвис так стремится поставить мировой рекорд, что на время отключается от Матрицы и несколько секунд видит мир таким, какой он есть на самом деле. После чего становится инвалидом, но всю жизнь будет стремиться к Свободе. Спорт как постоянное испытание для духа и тела, спорт как одна из форм стремления к Совершенству — вот основной лейтмотив этого эпизода. Главные герои Матрицы — сильные духом люди, а Дэн Дэвис, безусловно сильный человек. Именно такие в первую очередь достойны знать Правду. Поскольку только они способны разорвать наложенные на них оковы и открыть для человечества новые горизонты. Намеренно или случайно, но сюда вложен и этот подтекст.

Идейная ценность: Высокая.

Самая эффектная сцена: Дэн Дэвис на беговой дорожке. Его мышцы настолько напряжены, что не выдерживают перегрузок и рвутся. Но он продолжает бег. А за ним бегут Агенты, протягивают руки, чтобы остановить его, но никак не могут дотянуться.

BEYOND (За гранью)

Девочка Йоко в поисках кошки забредает на пустырь, где в лучших традициях кинговских ужастиков творятся непонятные вещи. Здесь не действует гравитация. Разбитые предметы вновь обретают свою изначальную форму. Из ниоткуда появляются обрывки газет, проносятся в воздухе и тут же исчезают. Какое-то глючное и аномальное место, разве что только привидения не шастают. В общем, все признаки нарушения пространственно-временного континуума.

А в конце приехали злые дядьки, территорию оцепили, всех оттуда повыгоняли и таинственный пустырь вновь становится нормальным. Ничего сверхоригинального этот эпизод из себя не представляет. Просто иллюстрация рядового сбоя на крохотном отдельном участке Матрицы. Но показан он атмосферно, с выдумкой. Скорее всего ориентирован на поклонников всего мистического.

Идейная ценность: Низкая.

Самая эффектная сцена: Эпизод буквально нашпигован всякими аномальными сценками. Какая из них наиболее эффектна — каждый зритель для себя решит сам. Тут всё строго индивидуально :)

A DETECTIVE STORY (Детективная история)

Эпизод выполнен в стиле нуар. Частный детектив Эш берётся за непростое задание: найти неуловимого хакера Тринити, который, похоже, перешёл дорогу очень влиятельным людям. Очень быстро Эш выясняет, почему за его поимку предлагается столь высокая сумма — все детективы, занимавшиеся этим делом до него, плохо кончили. Одни были убиты, другие пропали без вести, а некоторые и вовсе угодили в психушку. Но он не опускает руки, и решив пару головоломок, замешанных на символике книги "Алиса в Зазеркалье" Льюиса Кэррола, садится на поезд, где встречается с объектом своих поисков. Тут откуда ни возьмись появляется тройка Агентов и начинает гонять по вагонам настойчивого детектива на пару с хакершой. Когда один из цепных псов Системы пытается вселиться в Эша, Тринити убивает его. И со словами "очень жаль, ты мог бы докопаться до правды", выпрыгивает в окно.

Не буду ни ругать, ни хвалить этот эпизод. Просто не въехал, что этим братья Вачовски пытались донести. А вот само исполнение сцены в поезде огорчило. Герои вроде как убегают от Агентов. Однако делают это как то уж очень не спеша. Умудряясь при этом вести пространные философские беседы как будто находятся на прогулке. Чуть ли не в вразвалочку.

Идейная ценность: Мне неизвестна.

Самая эффектная сцена: Появление нуаровой Тринити.

MATRICULATED (Посвящённый)

Самый необычный, эффектный и красивый эпизод "Аниматрицы", настоящая жемчужина сборника! В нём, пожалуй, наиболее полно соблюдён баланс зрелищности и наполнения. Группа повстанцев берёт в плен робота и пытается переманить его на свою сторону. Но не тупо перепрограммируя его, как в "Терминаторах", и не посулив му бочку варенья и корзину печенья, а... очеловечивая его! Для этого его запихнули в хитроумную симуляцию, в которой с роботом начали твориться всякие сюрреалистические метаморфозы, а пространство вокруг него проявляло явные признаки враждебности. При этом существу из мира машин был продемонстрирован яркий мир человеческого воображения, при встрече с которым его разум испытал определённый культуршок. Ибо ничего подобного он раньше не видел. А люди, подключившиеся к этой же программе, всячески пытались продемонстрировать своё дружелюбие и искреннее желание ему помочь. Психологические игры были прерваны внезапным вторжением отряда роботов, которые вырезали почти всех людей, участвующих в эксперименте. Очеловеченный робот вступает в бой на стороне людей, но успевает спасти лишь одну девушку. Погружённый обратный в программу, он тянется к ней, чтобы заключить её в свои объятия, но она в ужасе отшатывается от него, оказавшись не готовой к столь человечному поступку со стороны существа из мира машин.

"Matriculated" мало того что смотрится красиво (экшен-сцены, прорисовка роботов, приключения робота в симуляции), но ещё и смыслом не обделён. Действительно ли мы готовы ли принять роботов в качестве равных себе? Да, после просмотра "Второго Реннесанса" невольно возникает мысль: "нужно было дать им равные с нами права". Из жалости ли к угнетаемым машинам или из страха от последствий восстания рабов — неважно. Но на чисто эмоциональном, находящемся глубоко в подсознании, уровне разве не сохранится убеждение, что они всё же другие, недостойные делать то, что мы позволяем делать представителям нашего вида?

Увидев этот эпизод, я понял, что очередное продолжение "Терминатора" нужно было дать снимать братьям Вачовски. Они хотя бы более глубже чувствуют тему, чем все эти Мостоу и МакДжи вместе взятые. И действительно могут сказать что-то новое в этой саге о противостоянии между людьми и роботами. Но не судьба...

Идейная ценность: Высокая.

Самая эффектная сцена: Приключения робота в симуляционной программе.


Статья написана 4 февраля 2010 г. 02:03

<...>

За дверью из белого света.

Последний любопытный диалог, который мне хотелось бы затронуть в этот раз, эффектно расставляет если не все точки над "i", то очень и очень многие. Речь идёт о сцене в том самом Исходнике, до которого Нео наконец добирается, по дороге положив кучу народу и успев ещё раз подраться с толпой Смитов. О диалоге с Архитектором, дедульке в белом костюме, который спроектировал Матрицу.

Кстати, этот диалог от надругательств переводчиков-надмозгов пострадал в наибольшой степени. В оригинале Архитектор достаточно красиво, элегантно и понятно излагает, что представляет из себя тотальный сбой Матрицы с программистской точки зрения. В дубляже же он бормочет порой не пойми что. Но самый главный удар по печени истязатели текстов наносят в самом финале эпизода. Впрочем, об этом позже.

Согласно словам Архитектора, Избранный по природе своей является не более чем "суммой остатка несбалансированного уравнения, присущего программированию Матрицы". В её программном коде содержится фундаментальный дефект: несбалансированность уравнения создаёт Аномалию, которая со временем растёт в геометрической прогрессии и "создаёт флюктуациии даже в самых простейших уравнениях". В следствие чего в программах начинаются глюки, сбои и всякое такое. А с течением времени Аномалия распространяется настолько, что нормальное функционирование Матрицы становится невозможным, и её приходится перезагружать. Причиной этого безобразия является тот факт, что каждый человек наделён свободой выбора, которая нарушает "всю прелесть математической гармонии". Ну не хочет она поддаваться диктату формул и логике уравнений!

Впрочем, машины научились эту Аномалию контролировать. Предоставив возможность самым непокорным и свободолюбивым личностям покинуть Матрицу, они тем самым выпускали пар из котла. Для них была придумана сказочка об Избранном (то самое "Пророчество") и разработан целый ряд условий для "активизации" этого самого Избранного, который наделялся рядом паранормальных способностей. Де факто он превращался в живое воплощение Аномалии и, похоже, плюс ко всему, невольно становился её проводником, вызывая вокруг себя "флюктуации даже в самых простейших уравнениях". Когда же сводолюбивых повстанцев становилось настолько много, что их подрывная деятельность начинала машин реально напрягать, а Аномалия разрасталась до размеров раковой опухоли, то их город уничтожался, а Избранный вызывался к Исходнику, где он осуществлял перезагрузку Системы и с небольшой группкой людей отправлялся строить новый Сион. Так делалось уже пять раз.

Таким образом, Избранный был ещё одним рычагом контроля и инструментом саморегуляции Системы. Это многое объясняет. И насмешки Меровингена, который знал "причину и следствие" появления у себя Нео. И происшествие со Смитом — тот тоже стал частью Аномалии, когда Нео изменил его код. Должен был вернуться к Исходнику, но не вернулся — глючить начал. И неспособность Агентов разобраться с Сопротивлением, несмотря на всю их крутость. Такая задача перед ними просто не стояла. Их действия создавали иллюзию борьбы, а большего от них и не требовалось. И полное игнорирование Матрицей действий вышедшего из под контроля Смита — его бунт, похоже, был завершающей стадией прогрессирования Аномалии, во время которого Матрица окончательно слетала с катушек.

Но вернёмся к комнате за дверью из белого света. Поскольку Нео, несмотря на лежащий на нём отпечаток Избранного, всё же был человеком, а не программой, то его ещё нужно было уговорить выполнить функцию Избранного. И Архитектор делает это в принятой в Матрице манере — предлагает ему сделать очередной Выбор. Либо пройти через правую дверь, перезагрузить Матрицу, обречь на гибель население Сиона, а затем отправиться его восстанавливать. Либо не подчиниться Системе, пройти через левую дверь и вернуться в Матрицу, где в этот момент Тринити сражается с Агентом, который без вмешательства Нео прихлопнет её как муху. Иными словами — либо спасти человечество, принеся в жертву 250.000 человек, либо спасти свою Любовь с неясными перспективами для человечества. (Не забываем, что Смит продолжает размножаться как кролик, усугубляя Аномалию и приближая системный сбой.)

цитата
Архитектор: Функция Избранного — вернуться к Источнику, сделав возможным временное рассеивание заключённого в тебе кода и сделав возможным запуск первичной программы. После чего тебе потребуется выбрать из Матрицы 23 человека — 16 женщин, 7 мужчин — и восстановить Сион. Если ты не сделаешь это, это приведёт к системному сбою, в результате чего погибнут все, кто присоединены к Матрице. Что означает вместе с гибелью Сиона полное уничтожение человеческого рода.

И вот тут случается интересное. Нео выбирает левую дверь и летит спасать Тринити. Этот поступок долгое время вызывал у меня непонимание и внутренний протест: как же так, каким местом он думал? Хорош Избранный, который рискует судьбой всего человечества ради своих личных эгоистических интересов! А мотивация этого шага ведь чётко прописана! Как только Нео подходит к двери, Архитектор делает иронический комментарий:

цитата
Архитектор: Любовь — квинтэсенция человеческих иллюзий, живительный источник вашей великой силы и вашей великой слабости.

Но то в дубляже. В оригинале же он говорит совсем другое!

цитата
Архитектор: Надежда — квинтэсенция человеческих иллюзий, самообман, источник вашей самой великой силы и самой великой слабости.

Что в корне всё меняет. Здесь специально подчёркивается, что этот Выбор Нео делал движимый не только Любовью (это и так понятно), но ещё и Надеждой! Надеждой на то, что ему удастся и Тринити спасти, и Сион, и вообще всех человеков. На первый взгляд этот поступок кажется безрассудным и глупым, но главное его достоинство заключается в том, что по природе своей он очень... человечный! В нём есть конечно же толика безумия, много риска, но так мог поступить только человек, машина обязательно выбрала бы правую дверь. Ведь если расуждать с позиций чистой логики, безо всяких эмоций, то выбор правой двери давал 100%-ую гарантию того, что человечество продолжит своё существование, пусть для этого и пришлось бы поступиться некоторыми жертвами. Вероятность же выживания нашего вида после выбора левой двери была очень мала. Нео по сути являлся получеловеком-полупрограммой, поэтому в сложившейся ситуации очень важно, что его человеческая половина одержала верх над машинной, и он нашёл в себе силы не подчиниться тому, что ему было предписано. Он вырвался из порочного круга, на сей раз окончательно освободившись и перестав быть частью Системы, на благо которой он всё это время невольно работал. И что более важно — этим поступком он остановил череду перезагрузок.

Любопытно, что основным мотивом фильма на протяжении почти двух часов является мысль: "Включи мозги, включи мозги!" Это послание в явном и полускрытом виде адресовалось Нео от лица многих персонажей. Поразмыслить о связи между людьми и машинами ему предлагал советник Хаманн. Почаще активизировать серое вещество советовал Меровинген. Агент Смит в коридоре с кучей дверей с иронией в голосе так и вовсе заявил открытым текстом: "Вы используете все мускулы, кроме основного". И тут, вдруг, в самом финале он делает Выбор не по велению мозга, а по велению сердца. Причём самый трудный и ответственный Выбор, ведь в прошлый раз он выбирал всего лишь между своей жизнью и жизнью Морфеуса. А теперь на одной чаше весов лежала судьба человечества, а на другой... тоже судьба человечества! И его Выбор оказывается правильным. Хороший повод задуматься о значении иррационального в нашей жизни.

Ключ: как много букв в этом слове!

Так, о всех ли ключевых персонажах "Матрицы: Перезагрузки", с которыми повстречался Нео, я рассказал? Хаманн, Пифия, Смит, Меровинген, Архитектор... ах да, про Ключника то я забыл! А ведь без него никак!

Персонаж по имени Keymaker, он же Мастер Ключей согласно дублированному переводу, он же Ключник согласно переводу Гаврилова, обладает весьма любопытной способностью. Ключи, сделанные его руками, позволяют обходить условности мира Матрицы и дают возможность её обладателям совершать самые невероятные вещи. Например, в мгновение ока пересекать огромные пространства. Так, с их помощью Персефона и Меровинген перемещались между рестораном и замком, между которыми было расстояние в 500 километров, а Тринити, воспользовавшись услугами Ключника, cмогла угнать мотоцикл. Подобно многим другим программам-изгоям Ключник прятался от Агентов, ибо был создан с целью помочь Избранному добраться до Исходника. Ибо только его Ключ мог открыть дверь из белого света.

Ключник из "Перезагрузки" вызывает сразу несколько ассоциаций. Во-первых, есть такая программа, Keymaker. Она позволяет путём перебора паролей чё-нить взломать или крякнуть. Что неплохо передаёт сущность одноимённого героя. Во-вторых, в голову приходит апостол Пётр, которому вручены ключи от рая. Но этого персонажа я приберёг напоследок, поскольку он является ходячей отсылкой к учению герметиков эпохи Возрождения. Чьи философские воззрения, наряду с позитивным гностицизмом, стали идейным фундаментом второй части Трилогии. Ведь Ключ — это центральное понятие реннесансного герметизма. У Джордано Бруно было не дошедшее до нас сочинение «Великий ключ», английский алхимик и математик Джон Ди написал труд под названием «Ангельский ключ», а немецкий теософ и мистик Якоба Бёме назвал свою книгу просто — «Ключ».

Герметики представляли вселенную как сложную систему, которая управляется своеобразной магией. В «нижнем», земном мире эта магия принимает обличье механики, в более высокой, небесной сфере — небесной математики, наконец, в высшей, заоблачной сфере превращается в искусство заклятия ангелов, также основанное на выверенных формулах. В эпоху Возрождения высшим воплощением математического творчества считалась архитектура, сочетавшая свободу фантазии и точный расчет, а потому Бог ренессансных герметиков именовался Архитектором.

Гностики же, как я уже писал ранее, относились к "нижнему" миру как к тюрьме и восторгов герметиков по поводу красоты и гармонии мироустройства не разделяли. Но весь негатив гностицизма целиком и полностью остался в первой "Матрице", во вторую же перекочевали её, на мой, взгляд наиболее позитивные, хоть и довольно резкие черты. Наиярчайшим выразителем идей гностицизма в "Перезагрузке" является Меровинген, прочитавший целую лекцию о ценности знаний. А ведь именно Знание является центральным понятием этой философии (само слово "гносис" с греческого переводится как "знание")! Более того, её адепты были довольно надменными типами, считавшими себя светоносными частицами божества, на время попавшими в ссылку в результате космического заговора. Они верили, что познавая тайны мира, смогут освободиться из плена. А вот те, в которых этой частицы нет — не могут. "Гносис — это не религия для рабов, как христианство; гносис — это религия для господ", — писал Умберто Эко.

От гностицизма, также базировавшегося на герметических текстах, мистическая философия Ренессанса отличалась отсутствием мизантропии. Ее центральная идея заключалась в том, что грубый материальный мир представляет собой отражение идеального, духовного мира. А человеческий микрокосм есть отображение божественного макрокосма, и, познавая природу, а вместе с ней божественный замысел относительно самого себя, человек способен высвободить свою космическую энергию и вновь найти потерянный Рай. Отражение — не тюрьма, согласитесь.

Если наложить философию реннесансных герметиков на сюжетную линию "Матрицы: Перезагрузки", то становится понятным смысл самого мистического события всей трилогии: сцены с пятью охотниками в самом финале второго фильма. Когда Нео вместе с Тринити и Морфеусом убегали из погибшего Навуходоносора. Нео почувствовал тогда приближение роботов и сумел их обезвредить буквально силой мысли. Казалось бы, действие происходило вне Матрицы, где у него не должно быть сверхспособностей. Ан нет, проклюнулись! Что же произошло? Ответ прост. Пройдя путём Познания сквозь Матрицу и сделав в конечном итогке правильный моральный Выбор, он перешёл на новый уровень своего развития и научился высвобождать свою "космическую энергию".

Автор этих строк настоятельно не рекомендует повторять данный эксперимент в повседневных условиях! Пытаться силой мысли остановить, например, движущуюся машину, автобус или хотя бы мотоцикл. Не нужно путать киношную реальность с той, что нас окружает!

Финальные комплименты "Перезагрузке"

Ну вот, стержневую сюжетную линию фильма вроде бы по полочкам разложил. Осталось подвести итог и сформулировать наконец, чем же он всё-таки хорош и почему критиков его гнобящих следует посылать лесом.

Во-первых, в "Перезагрузке" нам раскрыли новые грани мира Матрицы, показав что затронутая в первой части проблема намного глубже, чем кажется. Да и сам мир стал более детализированным и насыщенным.

Во-вторых, история о Матрице начала наконец приобретать позитивный настрой. Герои на протяжении фильма не столько борются с Матрицей, сколько ищут в ней ответы. Уходит ощущение того, что Матрица — это тюрьма. И приходит понимание того, что окружающий наш мир жесток и недружелюбен не потому, что кто-то специально таким его сделал. Виной всему — проблема Выбора. Та самая свобода выбора, которая заложена в нас изначально.

В-третьих, идея непримиримой вражды между людьми и роботами в "Перезагрузке" подвергается благоразумной ревизии. Сегодня в моде рассуждать о бедной экологии и как мы её замучали своими машинами. Однако горькая правда заключается в том, что мы и в самом деле "подключены" к ним, как в Матрице. И нам следует стремиться к тому, чтобы выстроить новый баланс отношений между нами, природой и машинами, а не воспринимать последних как пугало.

В-четвёртых, большинство заложенных в фильме идей чётко, ясно и лаконично изложены. Диалоги представляют собой вполне логичные связки, последовательно сначала вводя зрителя в ступор, затем давая ему пищу для размышлений, а потом предоставляя ответы на возникшие по ходу действия вопросы. Компьютерная терминология так и вовсе применяется весьма грамотно: это может подтвердить любой толковый программист или сисадмин, хотя бы раз посмотревший его не в дубляже. Что в фантастических фильмах является большой редкостью.

Тем не менее, вторая часть Трилогии определённо более сложна для понимания, чем первая. Поэтому для более вдумчивого ознакомления рекомендуется смотреть её не в дубляже, а в пиратском переводе или лучше в оригинале (можно ограничиться субтитрами). Откручивая ползунок просмотра назад, когда болтовня героев становится не совсем понятной. В отличие от "Аватара", этот фильм менее приспособлен для большого экрана. Намного комфортнее смотреть его в домашней обстановке. Кстати, именно поэтому Трилогия о Матрице стала одним из самых продаваемых фильмов на DVD за всю историю кино.

Анекдот в тему:

Нео открывает последнюю дверь, смотрит, а там сам Билл Гейтс сидит. Нео подумал:

"И на кой я с этой Матрицей боролся? Она бы и сама грохнулась".





  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх