Современная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Современная фанастика~Макдональд, Суэнвик, Стругацкие, Лем
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Современная фанастика~Макдональд, Суэнвик, Стругацкие, Лем

Статья написана 4 февраля 2010 г. 15:00

Как-то так за последние месяцы набралось ажно несколько книг прочитанных и прослушанных, оценки поставил, а на отзыв написать — времени либо слов недостаточно. А время-то идет. И ведь могу забыть, что что-то читал, и об чем, об ком? Вот из этих соображений решил окучить всех оптом.

#1. Йен Макдональд. Ночь всех мертвецов. АСТ. New wave.

Ночь всех мертвецов

Повесть начал читать еще в поезде Питер-Иваново, возвращаясь с Питерской встречи (купил в Питере на ж/д вокзале в букинисте «Старая книга»), но как-то отложил после первой главы, а позже, когда решил-таки взяться за серию «new wave», снова взял эту книгу. И, черт подери, пошло.

Более того, могу сказать, что именно повесть «Ночь всех мертвецов» стала приятным сюрпризом на тот момент: в меру динамичная, в меру оригинальная с оттенком «крэйзи», этакая «нанобиблия» в уменьшенном варианте.

Отдельное спасибо переводчику. Хотя оригинальное название «Дни Cоломона Гурски» более напоминает «жития» святых и великомученников, все-таки «Ночь всех мертвецов» дает несколько иное толкование образу самой повести. Язык в переводе мне крайне понравился: технические термины напополам с метафорами и настоящей поэзией, что как нельзя более подходит выбранному сюжету.

Итак, главный герой Соломон Гурски с супругой, которые занимаются разработками в области нанотехнологий изобретают технологию самовосстановления организма: отрезанные руки-ноги вырастают, погибший мозг и внутренние органы восстанавливаются... с одной оговоркой. Новое существо уже является не совсем человеком. Более того, само такое перерождение приравнивается к смерти. Далее, в третий или четвертый из дней этого самого Гурски, люди, обычные, смертные, начинают войну против бессмертных мертвецов: сначала сгоняют их в резервацию и пытаются контролировать, а потом и вовсе начинают войну на истребление. Мертвецы бегут за орбиту планеты, обживают кометы и вообще оставляют Землю — землянам, а сами бросаются покорять космос.

Самое интересное начинается именно здесь. Через многие века мертвецы расселились по вселенной, изредка контактируют друг с другом, предпочитая творить вокруг себя полностью управляемые миры — заселяя их физическими законами, обитателями и структурами, ограниченными лишь собственной фантазией. Этакие Боги в миниатюре, сами себе Яхве.

Соломон Гурски воспользовавшись взрывом сверхновой разбросал свои нано-семена по галактике и его двойники начинают собираться, обмениваясь накопленной за тысячелетия информацией. Наконец, Гурски и прочие обнаруживают, что уже сама Вселенная подошла к состоянию, когда собирается вернуться в сингулярность, чтобы совершить еще один Большой взрыв. Большинство, после такой своей многомиллионой жизни соглашаются переплавиться этим большим взрывом в жизнь будущей вселенной, но не Гурски. Всю свою многомиллионную жизнь он мечтал отыскать свою наномертвую возлюбленную, но потерял ее, когда мертвецы бежали из Солнечной системы на комете. И вот сейчас, в предвестье Большого взрыва, он исхитряется выйти за пределы сингулярности, видит появление Вселенной, видит появление Солнечной системы и Змели, видит повторное зарождение человечества, видит себя, сидящего рядом с возлюбленной в тот момент, когда они еще не изобрели нанобессмертие и тогда он вмешивается в знакомый ход истории... и остается с ней.

Оценка: 9, не поставил десятку только за банальный хэппи-энд.

Камень, ножницы, бумага

Средняя по качеству повесть. Есть тут интересные находки и образы: архетипичные картинки, позволяющие программировать сознание любого человека — как некие метакоманды доступа (забудь, умри, выздоравливай...), виртуальные миры, которые создает подруга ГГ. Но, в целом, много ляпов и слишком по-голливудски: главгерой совершает паломничество в страну корпораций и в конце концов управляется с главным злодеем-киборгом. И опять же — хэппи-энд, лубоффь и все такое.

Оценка: 7

История Тенделео

Кажется, наиболее положительно оцененная на Фантлабе мне, особенно, не понравилась, а теперь, после «Пикника на обочине» Стругацких не понравилась еще больше. «ИТ» это «Пикник...» по-голливудски: инопланетные зоны появляются на земле, правительства их изолирует, одно из таких мест — какая-то африканская страна, людей переселяют их в безопасные районы, где они оказываются в палаточных лагерях без еды, крова, работы. Образуются банды, начинают контролировать городки, дороги и окрестности, воевать друг с другом. «Зоны» между тем расширяются, зараженные люди, судя по всему, уничтожаются своими же. Между тем, оказывается, что в зараженных районах тоже можно жить, и кое-кто приспособился. Правда об этом героиня узнает много позже, когда, сбежав из Африки в Америку, обустроит свою жизнь, встретит возлюбленного, но вдруг будет выслана из страны обратно в Африку — окажется, что она заражена. Окажется, что зараженная она обрела наноиммунитет против болезней и вообще, это заражение просто «апгрейдит» человеческих организм. В Африке героиня вступает в сопротивление, которое пытается достучаться до всего человечества со словами о безопасности и полезности этой новой пришедшей на землю жизни.

Единственный интересный ход в конце — возлюбленный героини бросается в Африку за ней и присоединяется к повстанцам, а в целом, — неплохо написано, но увы, первая повесть намного сильнее. Опять же, гиблая тенденция лепить романтические хэппи-энды.

Оценка: 7,5-8

Кроме того, в двух последних повестях перевод намного беднее, чем в первой, — насколько я понимаю, Макдональд все-таки довольно поэтичен, а здесь этого нет.

----------------------------------------

#2. Майкл Суэнвик. Вакуумные цветы. Эксмо. Все звезды.

Вакуумные цветы

Начало романа (первые 40-50 страниц) просто очаровали: резко, динамично, необычно, много терминов, уникальный мир, программирование личностей, «загрузка» подобно программам каких-то навыков и социальных ролей, раздваивающаяся личность главной героини, четыре совместные личности главного героя, Комбин — коллективный разум человечества на Земле, с которым, оказывается, ведется неявная война.

Но далее сюжет вырождается в схему событий/поступков и к самому концу остается лишь недоумение — и зачем же это читать? Летели на Марс, построили контейнерный поселок, улетели на Землю, ввязались в войну с Комбином. Самое обидное, что сверхлюди с двумя и более личностями ведут себя вполне по человечески, и вовсе даже не «сверх», — а все перспективы социального исследования, которые открывались перед Суэнвиком на таком материале, так и остались нереализованными.

Оценка: 7,5 — неплохо, но нет особенного желания читать второй роман, хотя, ожидаю, что он (получивший Хьюго, кажется) будет получше.

----------------------------------------

#3. Аркадий и Борис Стругацкие. Малыш. Трудно быть богом. Парень из преисподней. Пикник на обочине

Слушал все в аудио, слушается великолепно. Все больше убеждаюсь, что моя неприязнь к аудио Фрая, Олди и Симмонса объясняется не исполнением, а качеством материала.

Малыш

Долго-долго искал эту повесть, потому что не знал кто и как называется, были смутные воспоминания о сюжете, а тут — на тебе, — сама попалась. Очень хорошо: атмосфера настоящего триллера великолепна, мысли о Контакте и продолжение «базаровского» спора: что есть природа — «храм или мастерская». Есть некий авторский произвол, когда к концу романа позиции Стася и Майки начинают несколько противоречить их же словам в начале романа. И более всего не понравился явно приляпаный финал, где Стась разговаривает с Малышом с орбиты. Без этого эпизода роман был бы значительно лучше. Ну и этА... обидно, что мы все-таки ничего не узнали о людях, которых высветила вспышка фонаря. Прямо натуральное разочарование8-)

Оценка: 8

Трудно быть Богом

Первый раз я читал этот роман/повесть на втором курсе в рамках дисциплины «Социология» и, конечно же, половины тогда не понял. Черт подери, до чего же хорошо написано. Точно, емко, остро, каждое слово, каждый эпизод, каждая мысль и каждая эмоция настолько выверены, что почти с первого абзаца чувствует, что сюжет обреченно катится по рельсам к одному единственно возможному финалу. Эта нечеловеческая выверенность и точность романа заслуживает самой высокой оценки. Пласт идей грандиозен. Язык великолепен, даже юмористические эпизоды окрашивают повествование горьким привкусом.

Оценка: 10

Парень из преисподней

Вначале было странно и потому интересно. В тот момент когда ГГ оказался на Земле и ему сказали, что, мол, мы тебя вылечили, но пока назад отправить не можем, стало неинтересно. Отдельное Гы тому, что «Кот» нахваливает «груши». Так бы и бросил, но продолжил слушать. Живенькие персонажи, хорошо прописанные. В итоге, поставил бы 7, но............. финальная глава с возвращением домой (грязная дорога, оплеухи водителя, отобранный автомат и выброшенный в траву, мерещащиеся везде агенты землян и фраза: дома!) — щемяще, великолепно.

Оценка: 8

Пикник на обочине

Единственное, что не понравилось в романе — «американскость», стилизация под дикий запад с ковбоями, барменами, американские короткие имена (тот же Рэд), а на все это сверху плюхнуты советские институты и НИИ. Как-то покоробило доверие к тексту. Но роман хорош, глубок, противоречив. Хоть сейчас второй раз перечитывай.

Оценка: 9

Обратил внимание, что в разных произведениях братьев кто-нибудь обязательно «похлопывает» себя по ноге «палочкой» или еще чем.

----------------------------------------

#4. Станислав Лем. Непобедимый

Насколько уж я люблю Лема, но в этот раз он меня просто удивил. Начал слушать «непобедимого» и просто не мог оторваться. В очередной раз убедился, что Лем очень поэтичен, и много более поэтичен, чем пресловутый Симмонс.

В «Непобедимом» Лем отошел от основной темы Контакта, и обобщил Контакт, до столкновения с иной жизнью. По сути, многие противоречия, которые кое-кто находит в «Аватаре» Камерона подробно и ярко рассмотрены в «Непобедимом»: противоречие, когда на одной чаше весов «другая» чуждая жизнь, а на второй — жизнь собственных друзей, людей. Атмосфера триллера, несмотря на философичность произведения, настолько реальна и ощутима, что шлепать по темным улицам, приглядываться к теням, с «Непобедимым» в наушниках было даже чуть-чуть страшновато. Схватка Циклопа с тучей — настоящая поэма, черт подери, я почти чувствовал, будто нахожусь там.

Путешествие героя в эту страну смерти подводит все итоги, и хотя не так пронизывающе, как предыдущая схватка, — расставляет все точки над i.

Для текста также характерна точность и выверенность, выбросить, назвать «лишним» нельзя ничего.

Шикарный роман.

Оценка: 10





167
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 февраля 2010 г. 16:27
Интересно. Знаете, одно замечание. Когда я ставила 10 «Трудно быть богом» — на моих весах «Малыш» не тянул и 8... потом прошло время. Сейчас «Малыш» сильно сместился вверх по шкале оценок. И финал перестал раздражать, и я наконец осознала, что так царапало в образе Майки. И недосказанность мне теперь нравится. за то и люблю книгу, что она подобна Малышу. Её смыслов много. Сегодня удается рассмотреть один — а завтра другой. По мере собственного изменения))))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2010 г. 15:12
Будет повод проверить ;-)


Ссылка на сообщение5 февраля 2010 г. 23:43

цитата

Оценка: 7,5 — неплохо, но нет особенного желания читать второй роман, хотя, ожидаю, что он (получивший Хьюго, кажется) будет получше.

Обязательно почитайте. «Путь прилива» у меня один из любимых романов НФ. А «Вакуумные цветы» да, сыроваты ещё, и сильное влияние киберпанков чувствуется.

цитата

Схватка Циклопа с тучей — настоящая поэма, черт подери, я почти чувствовал, будто нахожусь там.

:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 00:24

цитата olvegg

и сильное влияние киберпанков чувствуется.

дык, люблю я, киберпанки, а тут как-то не рыба, не мясо киберпанк получилось.
думаю, все-таки почитаю, негоже книгу бросать на половине, тем более, будет повод ее (прочтенную) унести в дальний филиал моей библиотеки8-)
:beer:


Ссылка на сообщение7 февраля 2010 г. 20:50

цитата rusty_cat

хэппи-энд, лубоффь и все такое
:-)
Право же, это — древнейшие и сильнейшие архетипы. И сюжет, обретающий за счет их использования логичную закольцованность, превращается в Произведение, законченное — и завершенное. Ни убавить, ни прибавить. И в данных случаях (Соломон и Тенделео) открытый финал был бы более неуместным — а чем мне нравится Макдональд, так это лаконизмом и одновременной поэтикой изложения, краткостью формы и отсутствием явной надежды на продолжение. Рассмотрел проблему, изучил, предложил варианты решения — и поставил точку. Остальное — додумывание, душевные терзания, согласие и несогласие с авторской позицией, одобрение и злость за именно такую — окончательную — концовку автор ставляет на наше с вами усмотрение, недосказанностью лишь стимулируя дальнейший, теперь уже свободный, полет нашей уже с вами фантазии::)) И неожиданно, и вместе с тем очень логично и приятно соседство этого любимого мною посткиберпанка в вашем посте с не менее обожаемыми Стругацкими, про каждое из произведений которых можно сказатьто же самое, что и про автора «Ночи всех мертвецов». Каждая вещь и наших классиков, и относительно молодого ирландца прямо-таки фонтанирует идеями, поворотами сюжета и персонажами, развитие которых угрожает превращением короткой повести в многотомную эпопею, чем и грешит основная масса современных писателей — но в этом-то и состоит Талант — в способности ВОВРЕМЯ остановиться. Тем интереснее нам, читателям, жить потом некоторое время в воображаемом уже нами мире, столь много в котором осталось за кадром — и сколь много можно придумать еще и прожить, не будучи стесненным рамками произведения!::)) «Камень, ножницы..» явно испорчены бесталанностью перевода, и образы произведения чем-то сродни «24м видам Фудзи кисти Хокусая» Р.Желязны — скитаниям европеоида с европейским же/американским менталитетом по миру совершенно чуждой — до полной инопланетности — культуры. А потому хэппи-енд с очистительным огнем и добром с пудовыми кулаками становится палочкой-выручалочкой уже не столько для главгероя, сколько для автора, рискующего иначе потонуть в бездне малоуправлямых образов и аллюзий, порожденных очарованием Страны Восходящего Солнца, под которое попадают без исключения все::)) «Тенделео» прелесть как хороша (только бежала она из Африки в Англию — уж простите::)) ), а «Соломн Гурски» не менее эпичен, чем «Гиперион» Симмонса, горячо мною любимый — но по-чеховски краток при предельной насыщенности теми же, в общем-то, идеями::))
«Путь Прилива» непременно прочтите. Он хорош, более образен, певуч и безумен, чем «Цветы» — но является при всем при этом кратким и быстрым переложением все того же «Гипериона», будучи при этом еще и позже написанным — и оттого возникает явственное ощущение вторичности мира, многие из локаций которого — зеркальное отражение ярчайших страниц «Гипериона» — но отражение в кривом, тусклом и мутном зеркале кафкианского мировосприятия.. Но прочтения, безусловно, вещица заслуживает. И — перечтения. Неоднократного::))
Лем — это Лем. Ругать его не принято, да и не за что, но превращать в икону тоже кажется странной тенденцией::)) «Непобедимый» — вещь, читающаяся на одном дыхании при всей угрюмости пейзажей и линейности сюжета. А вот что у него — Лема — действительно сильно, так это «Возвращение со звезд». Сильнейшая вещь о футуршоке и одиночестве.
А оценивать Стругацких — это так мило, право::)) Но тем не менее, так приятно, что кто-то, столь поднаторевший на ниве сетевого творчества в лучшем из смыслов этого словосочетания, искренне любящий ее величество Фантастику и спешащий поделиться своими по этому поводу мыслями и впечатлениями от каждой новой прочитанной книги — так приятно, что этот кто-то открывает для себя Братьев.::)) По хорошему завидую::)) И — Без обид!!!:beer::beer::beer::-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2010 г. 15:36

цитата MADMAXIMUS

«Камень, ножницы..» явно испорчены бесталанностью перевода

Это чувствуется, перевод «Ночи всех мертвецов» по сравнению с переводом КНБ — Библия.

цитата MADMAXIMUS

не менее эпичен, чем «Гиперион» Симмонса

Вот уж кто для меня не является образцом и символом, простите, если моя реакция резка, с его многословностью, с эпичностью, которая по сути — является пережитком очень древних времен, в то время как конец позапрошлого и весь прошлый века дали нам новое — более мощное средство: лирику, с ее заархивированностью, способностью проникать сразу в глубину сознания, в самую душу.

цитата MADMAXIMUS

но превращать в икону тоже кажется странной тенденцией

С Лемом все просто. Во-первых, я его очень хорошо понимаю, мы с ним сходимся характерами, если угодно, я вижу в его словах поэзию, научность, работу мысли и... Человека. Кажется, этого достаточно, чтобы любить автора. Во-вторых, «Сумма технологии» и «Молох»...
Хотя, к примеру, критически отношусь к «Сказкам роботов» или «Кибериаде», к некоторым приключениям Ийона, тому же «Эдему» я поставил 8, а оценка Солярису в разные времена колеблется между 9 и 10.

цитата MADMAXIMUS

поднаторевший на ниве сетевого творчества в лучшем из смыслов этого словосочетания

Ошибочка. Я пришел в сетевое творчество из лито. А из лито до сих пор не уходил. 8-) И, если уж быть совсем объективным, вряд ли мое сетевое творчество кого-то особенно интересует и цепляет.

цитата MADMAXIMUS

этот кто-то открывает для себя Братьев

Я специально тянул время, оставив на пору юношества Гаррисона, Говарда, Муркока и других.

цитата MADMAXIMUS

И — Без обид!!!

Никаких, совершенно. Наоборот, хочется сказать спасибо... что прочитали и высказали Вашу точку зрения.:beer::beer::beer:
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2010 г. 07:19

цитата rusty_cat

Ошибочка. Я пришел в сетевое творчество из лито. А из лито до сих пор не уходил.

О, прошу прошения за собственную неосведомленность.8:-0 А что и где можно найти именно из лито???

цитата rusty_cat

Вот уж кто для меня не является образцом и символом, простите, если моя реакция резка, с его многословностью, с эпичностью, которая по сути — является пережитком очень древних времен, в то время как конец позапрошлого и весь прошлый века дали нам новое — более мощное средство: лирику, с ее заархивированностью, способностью проникать сразу в глубину сознания, в самую душу.

Реакция вовсе не так резка, как реакция многих знакомых мне в реале симмонсоненавистников, которые тщательно его читают, раскладывают по полочкам и разносят в пух и прах с пугающей систематичностью::)) и покупают его книги вновь и вновь. Что до меня — именно лиризмом своим в свое время и очаровал меня Гиперион, и к Китсу я пришел именно через прочтение симмонсовского текста — так же, как в свое время открыл для себя Бодлера, упиваясь чтением Желязны. Просто — стало вдруг интересно, о ком и о чем, собственно, идет речь. Хвала всеобъемлющему нашему с вами жанру, для которого поистине нет границ и рамок в охвате тем!!!::)) Просто лиричность отдельно взятых эпизодов и сюжетных линий Гипериона в итоге складывается именно в величественное, несколько громоздкое и неуклюжее от собственной эпичности полотно — сродни гомеровским Иллиаде/Одиссее..по которым, впрочем, этот негодяй Симмонс уже тоже пробежался, не сняв сапог::))

цитата rusty_cat

Я специально тянул время, оставив на пору юношества Гаррисона, Говарда, Муркока и других.

Поколением раньше меня народ знал Стругацких наизусть — ибо мало кого еще можно было найти и достать изданным на родном нашем языке. В мое время библиорынок представлял собой дичайшую мешанину из разноязычных, разнокалиберных, бессистемно издаваемых в жутких переводах (в том числе и, похоже, с русского на русский::)) ) авторов — и Братья были отдушиной и глотком свежего воздуха в этой мешанине — а параллельно организм и мозг насыщались и Гаррисоном, и Муркоком, и иже с ними::)) А сейчас — похоже, что все вновь поменялось::)) И отслеживать эти тенденции весьма занятно и интересно:))
А Лем хорош. Эдем в свое время просто порвал ощущением Загадки. Сказки и Кибериада в свое время мне этого автора именно открыли — уже в совершенно сознательном возрасте. А Солярис — это Солярис. И этим все сказано::))
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2010 г. 16:10

цитата MADMAXIMUS

Реакция вовсе не так резка

Основное осталось здесь.

У меня тут еще пара мыслей возникла по поводу Стругацких, хотя и не совсем о них. Кто-то из мудрых сказал, что ученик, боготворящий учителя, никогда не сможет его превзойти. Поэтому, я и позволяю себе критику — и Лема, и Стругацких, и всех остальных, при моем безоговорочном к ним уважении. Если же сравнивать мое отношение к поляку и нашим Братьям, то отчего-то я заметил, что Братья поражают меня в первую очередь глубиной, но не новизной; как ни странно, но совершенно нового я не встретил в их ничего, а вот в словах Лема я часто обнаруживаю нечто такое, о чем даже не задумывался.


⇑ Наверх