Сорочан А. Ю. Странная классика: weird fiction и проблемы исторической поэтики: Монография. — Тверь: ТвГУ, 2020. — 384 с.
В книге рассматриваются «жанровые» и «категориальные» проблемы исторической поэтики на примере weird fiction — литературы, которая появилась в Англии и США в конце XIX века и в критике и литературоведении рассматривалась в одном ряду с фэнтези и хоррором. Монография содержит краткие биографические очерки ключевых авторов weird fiction; в приложении публикуются переводы статей и художественных текстов некоторых из упомянутых писателей. Анализируются особенности weird fiction ХХ века, сделана попытка вписать анализ этого явления в контекст проблем исторической поэтики. Для историков литературы, специалистов по исторической поэтике и исследователей жанровой литературы.
Книжка — результат долгой работы в рамках проекта «Неканоническая эстетика» http://lib2.pushkinskijdom.ru/неканоничес... и столь же продолжительных занятий историей weird fiction. Я попытался описать этот феномен, используя методы исторической поэтики. Многие фрагменты книги публиковались в моем блоге, что-то выходило в журналах и сборниках. Теперь, когда результаты этих трудов используются достаточно широко (вплоть до статей в «Википедии»), мне показалось, что следует представить все наработки в форме монографии.
Книга сдана в печать, выйдет в октябре.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
I. КАТЕГОРИЯ WEIRD В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 13
II. КЛАССИКИ WEIRD FICTION: О ВОЗМОЖНОСТИ КАНОНА 51
1. О богах и людях: драматургия и проза лорда Дансени 51
2. «Прощание с оккультизмом»: мистика и weird fiction в творчестве Г. Р. Хаггарда 66
3. У.У. Джекобс: weird fiction и рассказы о привидениях 74
4. Weird fiction и «Рассказы антиквариев»: круг М.Р. Джеймса 79
5. Американская традиция weird fiction 93
III. WEIRD FICTION И ДЕКАДЕНТЫ
1. Барри Пейн: изгнанник в Утопии 114
2. Ричард Миддлтон: изгой в литературе 122
3. М.Ф. Шил: философ в «Yellow book» 128
4. Ужас и восторг в weird fiction: Эдгар Джепсон и другие 135
5. Артур Мейчен: тайный язык weird fiction 150
IV. АНТОЛОГИИ WEIRD FICTION: ДЖОН ГОСВОРТ И ДРУГИЕ
1. Антологии 163
2. Авторы 172
V. «WEIRD TALES» В ИСТОРИИ WEIRD FICTION
1. Библиотека Лавкрафта 184
2. Журнал «Weird Tales» и история weird fiction 199
3. Странные книги Ф.Б. Лонга 213
4. Weird fiction и искусство стилизации: Лин Картер 221
VI. WEIRD И ДРУГИЕ
НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1. Weird и восторг: «Волшебное стекло» экстаза 227
2. Weird, ложь и мимесис 236
3. Табу и трансгрессия: литература в поисках предела 249
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 260
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лорд Дансени
Романтика и современная сцена 266
М.Р. Джеймс
Письмо Н. Лльюэлину Дэвису 272
Ричард Миддлтон
Честертон и «Человек, который был Четвергом» 276
Артур Мэйчен
Тайный язык 280
Джон Госворт
На берегу реки 298
Артур Мэйчен
Послесловие 303
Э. Г. У. Мейерштейн
Как мистер Боксбаг красил кухню 306
Фредерик Картер
Факир из Тегерана 310
Фрэнк Белнап Лонг
Глаз над каминной полкой 316
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оккультное возрождение в литературоведении: «эзотерическое» и «тайное»
в исследованиях последних лет 323