Составлена библиография


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Kons» > Составлена библиография Рэмона Мариваля
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Составлена библиография Рэмона Мариваля

Статья написана 15 октября 16:47

Рэмон Мариваль (Raymond Marival) — настоящее имя Мари-Луи-Раймон Вэссье (Marie-Louis-Raymond Vaissié) — французский служащий судебной системы. Его литературное творчество выходило под псевдонимом Рэмон Мариваль.

Рэмон родился в Лакапелль-Мариваль в 1866 году в семье Луи-Виктора Вэссье и Викторин Виталин дэ Кюрталь. Это небольшой французский муниципалитет на юго-востоке Франции в 50 км от Тулузы. Именно название своего родного города Рэмон использовал в качестве псеdдонима. Эти места не сильно изменились с тех пор.

Рэмон Мариваль имел определённый литературный успех, но классиком какого-либо порядка не являлся, поэтому о его жизни известны лишь небольшие фрагменты. Не удалось найти информации о его детстве. В более зрелом возрасте он изучал право в университетах Тулузы и Парижа, что стало его профессией на всю оставшуюся жизнь.

Период между 1885—1930 годами принято считать золотым веком французского Алжира. К этому времени французским властям удалось подавить сопротивление арабских и берберских племён как внутри Алжира, так и на его границах (в Тунисе и Марокко, также аннексированных Францией). Своего пика достигло и преимущественно франкоязычное европейское население, так называемые пье-нуар, численность которого превысила 1 млн человек (15,3 % населения региона). Причём только около четверти из них имели собственно французское происхождение, в Алжир эмигрировали многие испанцы, итальянцы, безземельные мальтийцы, русские революционеры, евреи и др. Европейские иммигранты занимались высокотехнологичным (относительно своего времени) оросительным земледелием, а также занимали ключевые административные посты. Именно в этот момент, в начале века, сюда переводится Мари-Луи-Раймон Вэссье. С 1898 года работает в судебной системе Алжира. Начинал работать в городе Эль Кзёр. По всем понятиям он сделал головокружительную карьеру — работал мировым судьей в Ферджиуа и Тенесе (Алжир). С февраля 1905 года проживал в Тунисе. Заместитель прокурора в городе Сус, с октября 1913 года — прокурор Республики в Тунисе. Забегая вперёд отмечу, что за свою судебную деятельность был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона. Членство в ордене — прежде всего вопрос престижа и признания со стороны французского государства общественных и профессиональных заслуг награждённого. Для принятия в орден гражданских лиц в общем случае требуется, чтобы они не менее 20 лет проработали в соответствующей области.

Как и положено успешному буржуа он был погружен в культурное общество. Результатом чего стала публикация романа «Chairs d'ambre» («Янтарная плоть») о любви и трагической гибели алжирской крестьянской девушки. Мариваль длительное время проработал в регионе, где обитают кабилы, народ группы берберов на севере Алжира, что нашло отражение в его книгах.

Юная Таус влюбляется в молодого Тахара, но обещана Абдурахману, который заплатил её отцу выкуп. Жесткие правила, регулировавшие жизнь берберских групп, существовали и у кабилов. У девушки не спрашивали согласия на брак. Она считалась собственностью своего ближайшего родственника по мужской линии — отца, деда, брата, дяди. Именно он брал на себя все заботы по устройству ее брака и выражение «продажа невесты» кабилы употребляли, чтобы определить характер этой сделки. Мужчина объявлял о своей женитьбе следующей фразой: «Я вчера купил жену». Когда же отец выдавал замуж дочь, о нем говорили: «Он ест за счет своей дочери». Это означало, что на деньги, полученные за дочь, он мог теперь кормить семью. Однако, узнав, что Таус не девственница, он отправляет её обратно к родне, где её ждёт общественное порицание и дальнейшая казнь за распутное поведение. Колониальный роман о местных нравах.

Следует отметить, что книга вышла в самом передовом французском издательстве того времени — L'Éditeur Société du Mercure de France, которое публиковало книги "призванные ответить на потребность освобождения от интеллектуальных, социальных и коммерческих оков...". И не удивительно, что проза провинции, украшенная местными обычаями привлекла их внимание. Следует отметить, что именно благодаря издательству французы ознакомились с творчеством Аполлинера, Колетт и переводами Ницше.

Через год вышла вторая книга автора «Çof: moeurs kabyles» («Çof: Обычаи кабилов») (1902) о любви молодого судьи, приехавшего в Алжир из метрополии, и кабильской девушки.

Вся история развивается на фоне восстания, которое произошло в Айн Торки — городке на севере Алжира. В Алжире, который считается «умиротворенным» после подавления великих восстаний 1871–1881 годов, небольшой городок, в апреле 1901 года стал местом кратковременного восстания, в результате которого погибли пять европейцев. Желая быть «образцовым», репрессии вызвали жестокие расправы, передали в суд присяжных более ста обвиняемых, отправили десять из них в исправительную колонию Кайенна. Незадолго до описываемых событий в этот городок приезжает из Франции молодой судья Мираль, который влюбляется в местную девушку Мияссу. Первая часть романа описывает развитие чувств между молодыми влюбленными. Однако она обрывается именно на период восстания, когда главный герой вынужден уехать в метрополию. По возвращению в Алжир он узнаёт, что его возлюбленной нет в живых, так как по местным обычаям её жизнь была одним из требований для наступление мира. Некоторые литературные критики указывают на возможную автобиографичность романа (схожесть имени главного героя и его профессии наводят на подобные мысли). И конечно же L'Éditeur Société du Mercure de France не могли пройти мимо произведения, которое бросало вызов как общественному (задолго до современных тенденций, рассматривать межрасовые отношения), так и политическому строю (как-никак критика колонизаторской политики).

После этого автор надолго замолчал. Следующее произведение он выпустил лишь через 20 лет. Им стал роман "Агуглу. Тайна африканского леса".

Роман «Агуглу» был выпущен в Париже в 1923 г. издательством «Фламмарион» в серии «Библиотека приключений». В 1921 году роман в виде рукописи был номинирован на конкурсе научно-приключенческих романов, объявленном французским журналом «Je sais tout», призванном вдохновить и побудить к продолжению традиций, заложенных творчеством Жюля Верна. И хотя роман награду не получил, но удостоился особого упоминания. Уж не знаю под какими предлогами его протащили в революционное издательство, но русский перевод был опубликован в 1925 г. ленинградским издательством «Наука и школа».

Найденная в небольшой лавке старьевщика в Тунисе рукопись, повествует о путешествии ученого, который загорелся желанием найти таинственное племя агуглу, обитающее в глухих дебрях африканского континента. Ведь это могут оказаться неизвестные науке предки человека...

В книге помимо основного сюжетообразующего элемента, позволяющего условно отнести произведение к жанру "палеонтологическая фантастика", — племени агуглу, присутствует и другие фантастические элементы. Так это эпизод в пещере старейшины Каа. Сама пещера, которая вроде расположена в самых высоких горах, но на самом деле отражающая скорее некий подземный мир с его удивительными фосфооресцирующими обитателями. Эпизод с неведомым огромным существом, обитающим в озере, в чем-то схож с историями, о плотоядных динозаврах, обитающих в затерянных мирах. Некие "месмерические" отношения старца Каа с неизвестной огнено-волосой белой женщиной. Все эти штрихи, однако, скорее служат для украшательства, нежели как-то двигают сюжет. Не обошлось в книге и без любовной (французы, sic!) трагической (какая-то психологическая авторская травма) любовной линии. В итоге, получается очередной колонизаторский роман о любви, правда дополненный фантастическим допущением.

Отдельное спасибо следует сказать издательству Salamandra P.V.V., которое в 2020 году выпустило электронное издание данного романа.

Благодаря своему литературному успеху в дальнейшем автор неоднократно приглашался в качестве члена жюри при проведении различных местных литературных конкурсов, однако своих литературных произведений больше не выпускал. В возрасте 60 лет Рэмон уходит в отставку и выходит на пенсию. В дальнейшем его следы теряются и погребены в архивных записях. Можно только добавить, что несмотря на свой возраст ему довелось пережить вторую мировую войну и дожить до весьма преклонного возраста — 92 года...


Единственное прижизненное фото автора удалось найти в журнале "La Tunisie illustrée" за 1919 год, ежемесячнике, который рассказывал о жизни в французской колонии.





489
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 октября 17:00 цитировать
Спасибо!
Было бы неплохо призязать эту Вашу статью к библиографии автора, чтобы не затерялась.

PS. Больше подходит для рубрики «Жизнь Фантлаба».


Ссылка на сообщение15 октября 20:52 цитировать
А ведь в таком формате новости интереснее действительно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 октября 21:57 цитировать
Но их труднее готовить 😳
 


Ссылка на сообщение16 октября 06:48 цитировать
Омлет зачастую сложнее яичницы.


Ссылка на сообщениепозавчера в 08:18 цитировать
Спасибо! Отличная статья и нужная библиография! Но из-за того что на главной не было — только сейчас заметил. А мог бы и вовсе проглядеть...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 08:26 цитировать
Спасибо. По ряду причин теперь открываемые мной библиографии буду стараться делать в таком варианте.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:58 цитировать
Не буду вникать во внутреннюю кухню, меня это не касается. Но отсутствие подобных новостей на главной делает их недоступными для многих. И еще. Это уже мой личный вкусовой взгляд: было бы лучше чтобы именно такие новости были на главной, а не та лабуда, которая там к сожалению преобладает в последнее время. Снижение интересности и важности контента на главной снижает и уровень сайта... Ведь главная страница сайта — это его лицо, и большинство пользователей видят только его, не влезая в дебри...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх