287 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 287. Иллюстрированный Бажов: Медной горы хозяйка (худ. В.Назарук).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

287. Иллюстрированный Бажов: Медной горы хозяйка (худ. В.Назарук).

Статья написана 13 ноября 2020 г. 21:56

Последний обзор иллюстраций к сказу Бажова «Медной горы хозяйка». Иллюстрации В.Назарука.

В.Назарук (2016)

У меня имеются два таких издания с одним комплектом иллюстраций:

Слева направо: 1) Бажов П. Сказы. — М.: Дрофа-Плюс, 2008 (худ. В.Назарук). 2) Бажов П. Медной горы хозяйка. — М.: Речь, 2016 (худ. В.Назарук).

Назарук — художник выдающийся. Иллюстрации красивые (может быть, слишком красивые).

Мария Дёмина — представитель издательства «Речь», непосредственно готовящая для книг иллюстративный материал — пишет (https://red-balls.livejournal.com/165606....

цитата

Созданы рисунки к сказам Бажова были довольно давно — в начале 70-х гг и изначально предназначались для набора открыток издательства «Изобразительное искусство», но достаточно быстро стали издаваться как иллюстрации к книге.

Выходили они в разных издательствах, в разных вариантах, самый качественный по уровню полиграфии сделала Дрофа в нескольких изданиях.

Там же рассказано, почему не имеет смысла смотреть другие, более ранние издания (даже и имеющейся у меня «Дрофы»): когда-то с иллюстраций были сделаны плохие фотогроафии (техника у издательств была непрофессиональная). А основа иллюстраций Назарука — это аппликация, которая пропадает при нечётком фотографировании. Иногда «Речь» допускает перегибы, воспроизводя в книжной иллюстрации, например, всю фактуру гуаши или масляных красок с оригинала, но здесь аппликация, действительно важна, поскольку создаёт эффект почти что диарамы. Беда только в том, что надо всё равно оригинал вживую разглядывать. В книгу переносится цифровая копия, а уж я-то из этой книги обратно фотографию делаю...

Вживую раннее издание от «Дрофы» (с плохими сканами) и издание от «Речи» (с хорошими) существенно отличаются. При воспроизведении отличия не так заметны. Теперь о технике. Давно хотел сравнить, как лучше воспроизводить иллюстрацию из книги: сканером или фотографией. Сканер почти профессиональный, а фотоаппарат — из обычного самсунговского планшета.

Скан с бумаги
Скан с бумаги
Фото с бумаги
Фото с бумаги

Вроде бы на снимке сканером (первое фото) отличия двух книг почётче зафиксировались. В любом случае, больше к ранним изданиям иллюстраций Назарука (от «Дрофы») обращаться не стану. Будет только издание от «Речи» (2016 года).

Теперь — собственно к иллюстрациям. У Назарука получилась собственная сюита, которой и заканчиваю обзоры «Медной горы хозяйки». Здесь то, что не стал рисовать Назарук так же важно, как и то, какие моменты сюжета он решил отобразить.

Экспозиция/Зачин

Вступление Назаруку было ни к чему: уральскую природу он и так дал в изобилии. К тому же, планируемый формат открыток не сочетается с абстрактными пейзажами, которые только в книге воспринимаются, поскольку привязаны к тексту.

Встреча Степана с Хозяйкой медной горы

Безупречная композиция: такие эстампы на стены вешают.

Ящерицы

Изобразил Назарук и сплошной ковёр из ящериц, и самую главную ящерицу, у которой пока ещё голова человечья. Впервые обошлось без чувства омерзения: художник талантливо скрыл тело ящерицы.

Вызов угнетателям

Ничего.

В забое

Собственно, это не столько про каторжный труд, сколько про избавление от него: пришла Хозяйка, сейчас оковы тяжкие падут...

В гостях у Хозяйки медной горы

Прекрасные интерьеры, постоянно меняющиеся платья Хозяйки... Драму невозможной любви Назарук не рисует.

Трудовые подвиги

Ничего.

Конец Степана

Потерявший здоровье Степан бродит по горам.

Здесь опять пытаюсь решить технический вопрос воспроизводства картинок. Сравниваю 1) издательскую форму, с которой иллюстрация была перенесена в книгу, 2) сканированную мною картинку из книги, 3) мою фотографию картинки из книги.

Форма издательства
Форма издательства
Скан с бумаги
Скан с бумаги
Фото с бумаги
Фото с бумаги

Первой идёт форма издательства (сайт «Речи»). Мой скан (второй), вроде бы, поярче и поконтрастнее будет (если смотреть на красные листья рябины), но эта контрастность достигнута за счёт общей засветки: на издательской форме виден солнечный диск, а на моём скане — только светлое пятно. На моей фотографии (последняя) солнечный диск отразился без искажений, и сама фотография потеплее, чем скан.

Вот так и получается: сканер сильнее искажает оригинал, а также ограничен размерами книги — гигантские форматы (или развороты больших форматов) он не воспринимает. А для фотографирования свои ограничения: освещение (при искусственном свете страница может сильно бликовать), съёмки с руки (долго ищется фокус и сложно выдержать одинаковое расстояние до страницы на разных снимках ).

А в сюжете сказа у нас концовка. Напоминаю:

цитата

...около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. Сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют.

Какие впечатления? Назарук — большой мастер. Его привлекает красота, малоэстетичные и/или прозаичные моменты сюжета проходят мимо него. И по настроению, и по форме эти иллюстрации у меня вновь ассоциируются с эпохой модерна. Модерн слишком многое значит в истории книжной иллюстрации, обращение к нему многих художников — естественно. Но Назарук, понятно, не рабский подражатель и не квалифицированный имитатор. У него собственная авторская версия модерна.

P.S.

Внутри цикла про Хозяйку медной горы у Бажова имеется минимум два подцикла: сага про Степана (и его наследников) и сага про Данилу (и его наследников). И ещё множество сказов, связанных только присутствием Хозяйки. С первой частью саги о Степане мы ознакомились. Вторая и последняя часть — это «Малахитовая шкатулка» (про дочь Степана). Но этим сказом займёмся после перерыва (художники те же, острота восприятия уходит). В следующий раз закончу те мотивы «Медной горы хозяйки», которые развиваются в другом сказе Бажова («Две ящерки»).





1643
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 ноября 2020 г. 01:18
Если иллюстрация талантливая, то совершенно не важно, каким способом она отображена в обзоре. Глобальных искажений, нарушающих авторскую концепцию, не вносят ни сканерные артефакты, ни фотографические. Все ясно и понятно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2020 г. 07:39
:cool!:


⇑ Наверх