Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 октября 2020 г. 14:39

Сегодня — "Повести Белкина", худ. В.Милашевский (М.: Художественная литература", 1983).

Цикл не закончен, издан посмертно уже в 1983 году. Указывается, что художник работал над ним десять последних лет своей жизни в 1965-1975 гг. Милашевский — выдающийся советский иллюстратор, получивший известность ещё в 1920-х гг. В его рисунки, конечно, с повышенным интересом вглядываешься.

В.Милашевский (1983)

Поскольку сюита не закончена, нет смысла строго по-порядку следовать за сюжетом. Собственно любовную линию "Алексей-Лиза" Милашевский почти не отразил (вернее, отразил только захватанные сцены). Но начал разработку противостояния двух соседей-помещиков. Посмотрим по этим блокам.

1) Два поместья — два мира

1.1) Заставка.

Барышня-крестьянка спешит по своим делам. А на заднем плане — китайская пагода и античная ротонда в одном месте. Восток и Запад?

Милашевский все повести Белкина интерпретировал в сказочном ключе. Наконец-то, его интерпретация совпала с пушкинской: "Барышня-крестьянка" — светлая сказка.

1.2) Англомания.

Когда я называл Муромского "либералом", я сильно упрощал его характер. Да, собственно, иллюстраторы пока что никак особенности Муромского и не показывали. На самом деле, крепостник Муромский выглядит либералом потому, что он англоман, западник. Милашевский первым следует за характеристикой Пушкина:

цитата

...Муромский, ближайший его сосед. Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обработывал он по английской методе...

Все признаки. Муромский одет англичанином (художник в молодости сделал сюиту для "Записок Пиквикского клуба", со спины Муромский напоминает мистера Пиквика). На коне — конюх в форме жокея. Античные скульптуры, портики и ротонды... Но через мосток — пагода, вдали — православная церковь, мужик в крестьянской одежде — это указания на "настоящего русского барина".

1.3) Славянофильство.

Ну а это — Берестов. Оценка его как консерватора самая общая. Берестов, скорее, анти-западник, то есть славянофил. Что пишет Пушкин?

цитата

В будни ходил он в плисовой куртке, по праздникам надевал сертук из сукна домашней работы; сам записывал расход, и ничего не читал, кроме Сенатских Ведомостей... Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера. Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа...

Художник решил усилить характеристику Берестова тем, что нарисовал его а гайдамакском наряде. Притом, что у Пушкина описывается другая одежда и о малороссийских корнях Берестова нигде не упоминается, напротив, Пушкин пишет, что в юности Берестов служил в гвардии (читай: имел столичный лоск). И всё равно, Муромский очень точно прозвал Берестова "медведем провинциялом". Пушкин ведь тоже вскользь (как он умеет) замечает, что Берестов "был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле" (т.е. на охоте).

1.4) Россия и Запад.

Сцена встречи Берестова (славянофила) и Муромского (англомана).

цитата

Подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, гордо сидящего верьхом, в чекмене, подбитом лисьим мехом, и поджидающего зайца... Делать было нечего: Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал. Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Падение Муромского, его единение с соседом-провинциалом Милашевский нарисовать не успел.

1.5) Алексей — студент и гусар.

Ну, а это молодой Берестов — спешит к соседям объясниться по поводу нежелания жениться. Одет по европейски — ценностей отца не поддерживает. Хотя... заядлый охотник, вон и собака увязалась за хозяином.

Фигура Алексея на коне довольно нелепа — выправки нет. Это Милашевский, наверное, посмеивается над желанием выпускника университета пойти в военную службу (кстати, Алексей на всех иллюстрациях с усами, что дворянам в александровскую и ранне-николаевскую эпоху полагалось только если они служили в определённых родах войск; Пушкин объясняет, что Алексей "отпустил усы на всякий случай", в ожидании, что отец разрешит-таки ему записаться в гусары).

2) Алексей и Акулина.

2.1) Встреча в лесу.

Традиционная для всех художников сцена — богатый материал для сравнения стилей и техник у разных художников.

2.2) Обучение грамоте.

И очень трогательная сцена обучения грамоте — сразу видно влюблённых.

На этом неоконченная сюита и последняя работа Милашевского обрывается. Жаль.


Статья написана 4 октября 2020 г. 16:19

В поздний сталинский период (конец 1940-х — первая половина 1950-х гг.) в книжной иллюстрации безраздельно царит реализм, часто в технике плакатной цветастости.

Д.Шмаринов (1946, 1949, 1977)

Художник Д.Шмаринов работал над "Повестями Белкина" в 1940-х гг., а потом в 1970-х гг.

Сборники: 1) трёхтомное собрание сочинений 1949 г. и 2) "Избранное" 1959 г. (те же рисунки).

Трёхтомник 1949 г.
Трёхтомник 1949 г.
"Избранное" 1959 г.
"Избранное" 1959 г.

Отдельные издания "Повестей Белкина": 1) первый вариант иллюстраций — издание 1946 года и 2) второй вариант — 1977 года.

Отдельное издание 1946 года
Отдельное издание 1946 года
Отдельное издание 1977 года
Отдельное издание 1977 года

В трёхтомнике 1949 г. и в "Избранном" 1959 г. по рисунку Шмаринова сделана гравюра (по металлу), воспроизводящая заставку из отдельного издания 1946 г. Так что перейдём сразу к сравнению двух отдельных изданий с интервалом в 30 лет.

1) Заставка.

Первая встреча Алексея и Лизы-Акулины.

Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.

В 1977 году заставка переработана в соответствии с новой концепцией. На заставках теперь — не полноценные, а облегчённые рисунки с крупными деталями. Возможно, это запоздалая уступка Шмаринова веяниям новой графики Шестидесятых.

Ну, кстати, в альбоме "Пушкин в изобразительном искусстве" (1961) имеется рисунок Шмаринова, повторяющий заставку в книге 1946 года. Вот как эта заставка должна была выглядеть при нормальном воспроизведении.

Однако в левом нижнем году отчётливо читается год создания рисунка: "1948". А книга-то в 1946 году вышла! Наверное, в 1948 году рисунок был подготовлен для трёхтомника 1949 года, чтобы с него делали гравюру. И вот такая получилась гравюра по металлу (из "Избранного" 1959 года — там хоть что-то разобрать можно)

2) Падение либерала Муромцева.

Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.

Для нового издания рисунок был основательно переработан. В книге 1977 года слева внизу хорошо читается год создания переработанной иллюстрации: "1973".

3) Обучение грамоте.

Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.

Одинаковые иллюстрации. Справа внизу стоит год создания рисунка: "1937". За десять лет до издания книги!

4) "Акулина! Акулина!"

Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1946 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.
Рис. Шмаринова, 1977 г.

Снова одна и та же иллюстрация, созданная в 1937 году. Шмаринов остался доволен своими довоенными рисунками. В других повестях он все иллюстрации подправил или переработал.

А.Ванециан (1950)

Художник А.Ванециан со сталинским изданием "Повестей Белкина" большого формата — первое издание 1950 года.

"Повести Белкина", 1950
"Повести Белкина", 1950

Второе издание было в 2018 году в сборнике издательства "Речь"

1) Заставка.

Золотая осень. Когда смотришь на пейзажи, не поворачивается язык упрекнуть сталинского художника в пышности.

2) Встреча в лесу.

И первую встречу барина и крестьянки художник тоже поместил в осенний лес (хотя действие повести разворачивается месяца три — тогда последние эпизоды у Ванециана должны были уже под Рождество случиться).

Л.Правдин (1949)

Художник Л.Правдин. Пермское издание 1949 года. Иллюстрации — силуэты на шмуцтитуле.

"Романы и повести" — Молотов, 1949
"Романы и повести" — Молотов, 1949

Очень скромный рисунок.

Г.Веселов (1947)

Художник Г.Веселов. Сборник "Избранная проза" 1947 года (Ленинград).

"Избранная проза", 1947
"Избранная проза", 1947

У Веселова традиционный по сюжету и простой по форме рисунок.

Однако внимательно вглядываюсь в рисунки этого художника — иногда мне кажется, что он заглянул в будущее графики лет на пятьдесят (вряд ли отдавая себе отчёт в этом).


Статья написана 4 октября 2020 г. 10:00

Досоветские традиционные иллюстрации к "Барышне-крестьянке" ничего из себя не представляют. Поэтому по хронологии у меня первым идёт период 1920-х — 1930-х гг., когда иллюстрации делались как художниками в СССР, так и русскими эмигрантами за границей.

М.Добужинский (1919, 1936)

М.Добужинский — представитель русского модерна, мирискусник. Его силуэты — самые известные и высокоценимые иллюстрации к "Барышне-крестьянке". Они есть во всех альбомах иллюстрированной пушкинианы. Воспроизводятся, как правило, две композиции.

Эти композиции помещены в современном издании (М.: Эксмо, 2009):

В иллюстрациях к "Повестям Белкина" в этом сборнике много отсебятины — к "Барышне-крестьянке" поместили дополнительно два рисунка Добужинского из других циклов. Однако нужные нам силуэты там со всеми мелкими деталями — сканы даю из этого издания.

Не зря, конечно, растиражированы сцены встреч Алексея и Лизы: первая встреча с крестьянкой и вторая с барышней. Притягательные рисунки.

Выполнены силуэты были в 1919 году. Гражданская война, военный коммунизм — а Добужинский о "Барышне-крестьянке". Пронзительные иллюстрации получились. Было первое издание в виде книги в 1923 году — этого издания у меня нет, в Интернете встречается только обложка (крафтовая, что указывает на хорошее качество издания в одной из дореволюционных передовых типографий).

У меня есть массовое издание 1936 года.

Библиографическое описание из каталога-справочника.

Добавления к библиографии: тираж 300 тыс. экз., цена 80 коп.

Книжки на Фантлабе нет, подал заявку.

Только в этом издании — весь небольшой цикл из четырёх иллюстраций (рисунок на обложке, получается, Добужинскому не принадлежит). Странно, но две оставшиеся иллюстрации в современных изданиях и в Интернете отсутствуют. Забыли о них.

А иллюстрации хороши. Вот напряжённая сцена охоты на зайцев (когда либерал Муромский свалился с лошади перед оврагом). Добужинский уже использует белый силуэт на чёрном поле, сочетая его с традиционными чёрными силуэтами.

А вот заставка к повести: Алексей учит Лизу-Акулину грамоте. Перекрестив веточки, показывает ей, как буква "Аз" выглядит.

Добужинский этот эпизод расширил: у Пушкина ничего про подручные пособия не сказано.

цитата

— „Изволь, милая; начнем хоть сейчас“. Они сели. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку, и Акулина выучилась

азбуке удивительно скоро.

В.Масютин (1922)

Эмигрант В.Масютин проиллюстрировал в 1922 году немецкое издание "Повестей Белкина". Мы с Масютиным во всех предыдущих повестях встречались.

К "Барышне-крестьянке" иллюстрация такая.

Это, конечно, сцена выхода загримированной Лизы к гостям. Масютин все картинки к "Повестям Белкина" делал юмористические. Особенно смешно бывало из-за того, что он к патетическим сценам карикатуры рисовал. Ну а здесь сама сцена у Пушкина смешная — на долю Масютина ничего не досталось.

Г.Туганов (1928)

В "пушкинском" томе "Литературного наследства" (№ 16-18) в 1934 году П.Эттингер отметил среди ксилографий, неиспользованных к тому времени в издательствах, иллюстрации Г.А.Туганова к нашей повести. Две гравюры Г.Туганова были приведены в самом томе. Ни в каких других источниках сведений об этом цикле не обнаружено. По художнику: о нём помнят как о представителе русского авангарда, оцифрованы несколько его детских книжек. Вот здесь за сотни тысяч рублей выставлена на продажу его супрематическая композиция (никто не купил). То, что этот художник не реалист, видно и по иллюстрациям к "Барышне-крестьянке".

Вот традиционная для иллюстрирования сцена первой встречи Алексея и Лизы-Акулины. Композиция простейшая, но мастерски сделана.

Вторую иллюстрацию я затрудняюсь соотнести с конкретной сценой: молодой человек что-то проповедует, слушатели (в числе которых барышня) ему самозабвено внимают. Видимо, это общий набросок атмосферы появления Алексея в начале повести — загадочного выпускника университета.

Но здесь дело не в сюжете — техника ксилографии впечатляет. Напряжённые фигуры, непонятно как образующиеся завихрения. В общем, реалистический супрематизм. Да, понимали тогда толк в гравюрах.

Н.Алексеев (1929)

Сборник 1929 года, известный тем, что это первое собрание сочинений Пушкина, проиллюстрированное одним художником. Художник — Н.Алексеев, с которым мы уже несколько раз встречались в связи с иллюстрациями из этого сборника.

Сцена обучения Лизы-Акулины грамоте.

Художник не принадлежал ни к модернистам, ни к супрематистам. В советской графике 1920-х гг. это было редкостью. Может, поэтому о Н.Алексееве уважительно отзывались тогдашние искусствоведы. Сам рисунок, конечно, простейший по технике (может быть, художником учитывалось, что воспроизведение будет примитивными средствами на газетной бумаге).

Л. Хижинский(1937)

Ленинградское издание "Повестей Белкина" в юбилейной серии. Встречались с этим изданием по поводу всех предшествующих повестей. Ксилографии — по одной к каждой повести. Эти иллюстрации (по сравнению с картинками Н.Алексеева) претендуют на изысканность.

Сцена всё также — первая встреча в лесу. Гравюра уходит от геометричности, старается быть ближе к обычному рисунку.

Хижинский, вероятно, не думает, что в этой повести надо в иллюстрации создавать напряжение (а ксилография к этому способна в силу своей угловатости). Милый русский подлесок.

Н.Пискарёв (1937)

Ещё один сборник с ксилографиями. Отдельный томик "Повестей Белкина", вышедший в юбилейном году в издательстве "Academia". Эти томики были адресованы эстетам. К каждой повести имеется заставка и концовка.

Пискарёв нашёл неожиданный ракурс подачи первой встречи: Лиза в крестьянском обличии поджидает в засаде Алексея, гадая на ромашке. Иллюстрация для интеллектуалов: никакого действия нет.

А, нет, в концовке есть действие: Лиза отбивается от назойливого Алексея, признавшего в ней свою Акулину и на радостях распустившего руки.

цитата

Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать. Он бросился ее удерживать. „Акулина, Акулина!..“ Лиза старалась от него освободиться... „ Mais laissez-moi donc, monsieur; mais êtes-vous fou?“ <„Оставьте же меня, сударь; с ума вы сошли?“> повторяла она, отворачиваясь.

Б.Дехтерёв (1937)

В 1936 году издательство "Academia" выпустило ещё и шеститомное собрание сочинений Пушкина.

Я считал, что с точки зрения иллюстраций там ничего нового нет. Ошибся. Были иллюстрации, специально созданные для этого издания. Как раз в томе 4 (проза).

Случайно в Интернете наткнулся на иллюстрацию из этого тома именитого в дальнейшем художника Б.Дехтерёва

Издательство "Academia" было эстетским. Иллюстрации заказывались прогрессивным художникам. Для отдельного издания "Повестей Белкина" Пискарёва вон пригласили. Но времена авангарда и последователей русского модерна уже прошли. Это, наконец, поняла и "Academia". Дехтерёв — реалист. Рисовальщик он отличный — в ранних работах это особенно видно (а его иллюстрация к "Барышне-крестьянке" — ранняя работа).

По уровню техники никакого сравнения с дореволюционными иллюстраторами-ортодоксами. Но концептуально это, конечно, возврат к прошлому. Хотя Дехтерёв никогда не будет парадным живописцем — он и во времена сталинского ампира сохранит традиции выдержанного рисунка.


Статья написана 2 октября 2020 г. 18:14

Приятно вернуться к Пушкину. Надо закончить обзор его цикла "Повести Белкина". Последняя повесть — "Барышня-крестьянка".

А.Бакулевский (1979)

Сегодня — художник А.Бакулевский. Иллюстрации к "Барышне-крестьянке" выполнены в технике ксилографии (торцовая гравюра по дереву)

"Барышня-крестьянка" (худ. А.Бакулевский, 1979)
"Барышня-крестьянка" (худ. А.Бакулевский, 1979)

На Фантлабе книжка представлена: https://fantlab.ru/edition289859.

Выбрал это издание первым к показу, потому что надо вспомнить сюжет повести. Иллюстрации Бакулевского для этого подходят: они достаточно подробные и строго повествовательные.

Библиографическое описание из каталога-справочника "А.С.Пушкин в русской и советской иллюстрации" (М.: Книга, 1987), где акцент сделан на описании иллюстраций:

Дополнение к библиографии: тираж 5.000 экз., цена 1 руб. 30 коп. Как это было свойственно советским миниатюрным изданиям, тираж очень небольшой, а цена высокая (по общим тогдашним меркам, конечно).

Эта книжка входит в серию иллюстрированных Бакулевским миниатюр для издательства "Советская Россия". Пять повестей в трёх книжках. Со всеми предыдущими циклами гравюр к "Повестям Белкина" мы уже знакомились. Сравнительные размеры: все три книжки с иллюстрациями Бакулевского на одной книге энциклопедического формата с иллюстрациями Ванециана.

Бакулевский на Ванециане
Бакулевский на Ванециане

Книжки изданы в разное время. Последняя в пушкинском цикле повесть "Барышня-крестьянка" была оформлена Бакулевским первой и издана в 1979 году, а ранние повести были сгруппированы в двух книжках и изданы через десять лет — в 1989 году (в печать подписаны в июне 1988 года с разницей в несколько дней). Качество воспроизведения гравюр примерно одинаковое (не очень высокое). Отличие поздних книжек периода Перестройки — наличие суперобложек. В раннем издании 1979 года — глянцевый прессованный переплёт. Сканер, пытаясь распознать бликующий текст, заснял книжки слегка кособоко.

переплёты и суперобложки
переплёты и суперобложки

Я всё никак не мог понять, для чего современной книге суперобложка: для защиты переплёта или для идентичного воспроизведения на бумаге иллюстрации. В этих книжках видно, что суперобложки нужны были, в первую очередь, чтобы спрятать безобразный переплёт, и только во вторую — чтобы напечатать картинку.




Где-то встретил, что по жанровой классификации "Барышня-крестьянка" относится к водевилю. Очень точно. Но незамутнённой жанровой классификации у Пушкина не бывает. Это интеллектуальный водевиль. Если же без жанровых привязок, то Н.Эйдельман заметил: "человек, сочинивший за несколько дней такую повесть, находился в спокойном, радостном состоянии духа".

В наше время сюжет особой роли уже не играет, повесть ценна своей формой (идеальным языком). Задача художников-иллюстраторов сложная: им-то надо идти по сюжету. Повесть — предшественница рассказов о дворянских гнёздах в деревне. Художники будут много рисовать русскую природу и сельскую жизнь.

Введение

Два помещика-соседа не ладят друг с другом (идейные расхождения либерала и консерватора, неумехи и крепкого хозяина). Дети помещиков: Алексей Берестов (только приехал к отцу-консерватору) и Лиза Муромская (давно живёт в деревне с отцом-либералом).

Алексей Берестов с отцом
Алексей Берестов с отцом
Лиза Муромская  с книжкой
Лиза Муромская с книжкой

Я сделал хороший скан. Изображения даже контрастнее, чем в книге. Качество иллюстрации в книге очень посредственное: светлые элементы гравюры почти неразличимы. Из фигуры Лизы немного видно её одежду. Рук и лица вообще нет. Непростое это было дело — в советских Семидесятых ксилографии предлагать к изданию.

Завязка

Алексей, неприступный для барышень-дворянок, оказывается, не прочь пофлиртовать с крепостными девками из дворни. Лиза, сгорая от любопытства, решает предстать перед Алексеем в образе крестьянки. Служанка Настя ей помогает.

Почему-то всем читателям запомнилось, как Трофим-пастух сплёл для Лизы лапоточки. Вон их Настя доставляет барышне (Трофим тоже нарисован).

Встречи Алексея с крестьянкой Акулиной

Лиза коварно подстерегает Алексея и под именем Акулины начинает встречаться с ним.

Непременный атрибут: ружьё и собака. Алексей бродит по лесам в качестве охотника, потому его и можно подстеречь наедине. Все художники будут тщательно вырисовывать эти атрибуты свободной дворянской жизни.

Любовь

Любовь с первого взгляда. Пушкин пишет:

цитата

...Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Заря едва занималась, как он уже был одет.

Бакулевский решился изобразить беспокойный сон Алексея. Столь же кратко, но многозначительно — также как словами у Пушкина. Получилось!

Примирение соседей

Случайная встреча в полях двух враждующих соседей-помещиков.

Муромский (отец Лизы, либерал) упал с коня и расшибся на глазах Берестова (отца Алексея, консерватора). Берестов пригласил ушибленного Муромского к себе.

цитата

Муромский не мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.

Соседи за завтраком подружились, Муромский пригласил к себе Берестова вместе с сыном с ответным визитом, тот согласился

Муромский возвращается от Берестова
Муромский возвращается от Берестова
Берестов едет к Муромскому
Берестов едет к Муромскому

Первая встреча Алексея с барышней Лизой

Берестов с сыном приехали к Муромскому. Алексей скучает в компании стариков, но с нетерпением ждёт появления хозяйской дочери Лизы, о которой наслышан. Вот ведь обормот! Он же крестьянку Акулину любит!

Лиза, понимая, что Алексей её узнает, и обман раскроется, всеми силами старается продлить игру с переодеванием. На сцену выходит гувернантка мисс Жаксон. Лиза похитила у неё сурьму и белилы. Алексей не узнал в раскрашенной Лизе своей милой Акулины.

Вот здесь-то и был настоящий водевильный приём: главный герой никак не может признать свою возлюбленную. Бакулевский этой внешне выгодной сценой не прельстился.

Уроки грамоты

Невинные встречи барина и крепостной крестьянки в лесу продолжаются. Алексей учит тёмную подругу грамоте (чтобы переписываться).

Алексей решил жениться

Отцы-помещики решили породниться. Берестов объявляет сыну о намерении его поженить. Тот отказывается (он же Акулину любит). Берестов обещает проклясть неразумное дитя и даёт три дня сроку на обдумывание.

Алексей думал-думал, да и решил жениться, но не на той.

цитата

В первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен; романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия... Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку.

Вторая встреча Алексея с барышней Лизой

Алексей поехал к Муромским, чтобы лично объясниться насчёт отказа в женитьбе. Ну а дальше всем известное:

цитата

Он вошел... и остолбенел! Лиза... нет Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платице, сидела перед окном и читала его письмо... „Акулина, Акулина!..“ Лиза старалась от него освободиться... „Акулина! друг мой, Акулина!“ повторял он, цалуя ее руки. Мисс Жаксон, свидетельница этой сцены, не знала, что подумать. В эту минуту дверь отворилась, и Григорий Иванович вошел. „Ага!“ сказал Муромский, „да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...“

Вот иллюстрация этого эпизода в книге.

В Сети ходит фото с нормального оттиска гравюры этой сцены, с подписью художника. Мисс Жаксон получше видна на этом оттиске.




Видимо, не все ксилографии вошли в книгу. Книга открывается портретом Пушкина.

А вот такой диптих встретился в Интернете. Пушкин отвлёкся от писанины: кто-то стучит в дверь — а мы-то видим, кто это. Это Лиза в дворянском платьишке, но с лапоточками в руках спешит в автору. Очаровательно.

Такая Лиза в книгу не попала. Может быть, редактор поморщился от такого панибратства: мол, автор с героями — это для детских радиопередач. Идея могло бы быть использована и по-другому: Пушкин на фронтисписе, а Лиза — в концовке книги. Внимательный читатель всё равно сопоставил бы начало и конец. Но не сложилось...

Кстати, диптих снова воспроизведён с нормального оттиска и видно по портрету Пушкина, что в книге исчезли все детали рисунка: высветлены и тем самым уничтожены, например, картины на стене за спиной Пушкина.

И, как выясняется, опять же из Интернета, у Бакулевского был ранний вариант иллюстраций к "Барышне-крестьянке" в той же технике. Ранние ксилографии датированы 1967 годом.

Ранние гравюры сделаны строго по заветам мэтра — В.Фаворского. Выглядят более академично, и поэтому очень несовременно.


Статья написана 29 сентября 2020 г. 13:09

Журнал "Весёлые картинки"

Мы уже привыкли, что в "Весёлых картинках" период конца 1990-х — начала 2000-х был временем доминирования карикатуриста Е.Милутки в теме Незнайки. Надо отвыкать. Милутка надолго покинул журнал. И это была последняя встряска для "Весёлых картинок". Лицо журнала без Милутки сильно изменилось.

Весёлые картинки. 2005 год.

Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки

В 2005 году Милутка ещё присутствует в своих обычных количествах. Перемен ничто не предвещает. Хотя последние три номера в этом году выходят уже без милуткинских комиксов.

1) О, легендарная незнайкина шляпа! Теперь её носит Кащей (а Незнайка — корону).

ВК.2005-01. Худ. Милутка
ВК.2005-01. Худ. Милутка
ВК.2005-01. Худ. Милутка
ВК.2005-01. Худ. Милутка

2) Незнайка приятельствует с Буратиной: два сапога — пара.

ВК.2005-10. Худ. Милутка
ВК.2005-10. Худ. Милутка
ВК.2005-03. Худ. Милутка
ВК.2005-03. Худ. Милутка

3) Всякие забавные разности в милуткинском стиле.

ВК.2005-04. Худ. Милутка
ВК.2005-04. Худ. Милутка
ВК.2005-05. Худ. Милутка
ВК.2005-05. Худ. Милутка

ВК.2005-06. Худ. Милутка
ВК.2005-06. Худ. Милутка
ВК.2005-08. Худ. Милутка
ВК.2005-08. Худ. Милутка
ВК.2005-09. Худ. Милутка
ВК.2005-09. Худ. Милутка

Другие художники рисуют Незнайку

1) Другие комиксы. Детский сад! Хотя в этом журнале так и должно быть.

ВК.2005-09. Худ. ?
ВК.2005-09. Худ. ?

2) Задания для читателей.

ВК.2005-02. Худ. ?
ВК.2005-02. Худ. ?
ВК.2005-08. Худ. ?
ВК.2005-08. Худ. ?
ВК.2005-09. Худ. Бокова
ВК.2005-09. Худ. Бокова

3) Реклама, анонсы.

ВК.2005-09. Худ. Сачков (?)
ВК.2005-09. Худ. Сачков (?)

Весёлые картинки. 2006 год.

Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки

Только два облегчённых комикса Милутки в этом году.

ВК.2006-01. Худ. Милутка
ВК.2006-01. Худ. Милутка
ВК.2006-07. Худ. Милутка
ВК.2006-07. Худ. Милутка

Всё, с Милуткой прощаемся. Читатели не могли не заметить его ухода.

Другие комиксы с участием Незнайки

Образовавшуюся лакуну с комиксами, где участвуют весёлые человечки, заполняют другие художники. Этих комиксов много. От сравнения с Милуткой не уйти. Он, конечно, бывал слишком взрослым для аудитории журнала. Что же другие художники?

1) На несколько номеров растянулся комикс художника А.Сафонова. Спасение птичек от кошек. Очень благостно.

ВК.2006-04. Худ. Сафонов
ВК.2006-04. Худ. Сафонов
ВК.2006-05. Худ. Сафонов
ВК.2006-05. Худ. Сафонов
ВК.2006-06. Худ. Сафонов
ВК.2006-06. Худ. Сафонов

2) Комикс художника С.Сачкова на слова В.Авдеенко. Незнайка в образе старичка (о том, как вредно маленьким детям быть ворчливым нытиком).

ВК.2006-08. Худ. Сачков
ВК.2006-08. Худ. Сачков
ВК.2006-08. Худ. Сачков
ВК.2006-08. Худ. Сачков

3) Комиксы художницы Т.Ивановой и, вроде бы, С.Сачкова (уже и не отличишь, если без подписи).

ВК.2006-12. Худ.Иванова
ВК.2006-12. Худ.Иванова
ВК.2006-02. Худ. Сачков (?)
ВК.2006-02. Худ. Сачков (?)

4) Ещё комиксы.

ВК.2006-03. Худ. Аржевитин и Тетерина
ВК.2006-03. Худ. Аржевитин и Тетерина
ВК.2006-04. Худ. Сачков
ВК.2006-04. Худ. Сачков

Анонсы, реклама, задания

ВК.2006-02. Худ. Иванова (?)
ВК.2006-02. Худ. Иванова (?)
ВК.2006-06. Худ. ?
ВК.2006-06. Худ. ?

ВК.2006-07. Худ. Иванова (?)
ВК.2006-07. Худ. Иванова (?)
ВК.2006-12. Худ. Сачков (?)
ВК.2006-12. Худ. Сачков (?)

ВК.2006-05. Худ. ?
ВК.2006-05. Худ. ?
ВК.2006-05. Худ. ?
ВК.2006-05. Худ. ?
ВК.2006-07. Худ. ?
ВК.2006-07. Худ. ?

ВК.2006-07. Худ. ?
ВК.2006-07. Худ. ?
ВК.2006-09. Худ. ?
ВК.2006-09. Худ. ?
ВК.2006-09. Худ. Нефедов
ВК.2006-09. Худ. Нефедов

Карикатуры и сюжетные рисунки

"Весёлые картинки" всю первую половину 2000-х гг. потихоньку увеличивались в объёме. А в 2006 году произошёл скачок: номера были от 36 до 40 страниц. Надо было их чем-то наполнять. Незнаек в 2006 году на страницах журнала было немерено. Но эти Незнайки, нарисованные разными художниками, были слишком унифицированы. Причём, формально придраться не к чему: образцом для шаблонного Незнайки послужила буквица "К" в названии журнала авторства легендарного В.Пивоварова.

1) Вот юбилейный выпуск, где на обложке Незнайка нового художника расположен прямо под Незнайкой-буквицей. Наглядно.

ВК.2006-11. Худ. ?
ВК.2006-11. Худ. ?

А ведь когда-то Пивоваров отошёл от лаптевского стандарта. Это было вызывающе: долгое время никто по образцу Пивоварова не рисовал Незнайку. Странно, конечно: несколько десятилетий на каждой обложке жил Незнайка, которого никто не признавал. Только новые художники XXI века взяли за основу рисунок Пивоварова. Кстати, автор юбилейной обложки не указан, а я уже и не возьмусь атрибутировать: может, С.Сачков, но, скорее всего, Т.Иванова.

2) Вот типовые Незнайки авторства С.Сачкова (где он прямо указан автором).

ВК.2006-01. Худ. Сачков
ВК.2006-01. Худ. Сачков
ВК.2006-01. Худ. Сачков
ВК.2006-01. Худ. Сачков
ВК.2006-02. Худ. Сачков
ВК.2006-02. Худ. Сачков

3) Вот Незнайка авторства Т.Ивановой.

ВК.2006-02. Худ. Иванова
ВК.2006-02. Худ. Иванова
ВК.2006-10. Худ. Иванова (?)
ВК.2006-10. Худ. Иванова (?)

4) Вот Незнайка художника Е.Комзолова.

ВК.2006-10. Худ. Комзолов
ВК.2006-10. Худ. Комзолов
ВК.2006-06. Худ. Комзолов
ВК.2006-06. Худ. Комзолов

5) Художница Е.Кузнецова рисует Незнайку.

ВК.2006-08. Худ. Кузнецова
ВК.2006-08. Худ. Кузнецова
ВК.2006-09. Худ. Кузнецова
ВК.2006-09. Худ. Кузнецова

6) Разные художники.

ВК.2006-05. Худ. Аржевитин и Тетерина
ВК.2006-05. Худ. Аржевитин и Тетерина
ВК.2006-02. Худ. ?
ВК.2006-02. Худ. ?

ВК.2006-03. Худ. Федоровская
ВК.2006-03. Худ. Федоровская
ВК.2006-07. Худ. Астрецов
ВК.2006-07. Худ. Астрецов

Весёлые картинки. 2007 год.

Всё. Нет больше Незнайки от Е.Милутки. Незнайка теперь в компании с московским мэром Ю.Лужковым.

ВК.2007-05. Худ. Иванова (?)
ВК.2007-05. Худ. Иванова (?)

В журнале — весёлые человечки от художников из новой команды.

Авторов рисунков на обложках теперь не указывают. То ли это С.Сачков, то ли Т.Иванова (скорее последняя). Я раньше этих штампованных незнаек одному Сачкову приписывал. Оказывается не всё так однозначно.

ВК.2007-09. Худ. Иванова (?)
ВК.2007-09. Худ. Иванова (?)
ВК.2007-11. Худ. Сачков (?)
ВК.2007-11. Худ. Сачков (?)

1) Незнайка от Т.Ивановой.

ВК.2007-01. Худ. Иванова
ВК.2007-01. Худ. Иванова
ВК.2007-01. Худ. Иванова
ВК.2007-01. Худ. Иванова

ВК.2007-04. Худ. Иванова
ВК.2007-04. Худ. Иванова
ВК.2007-02. Худ. Иванова
ВК.2007-02. Худ. Иванова

2) Незнайка от С.Сачкова.

ВК.2007-11. Худ. Сачков
ВК.2007-11. Худ. Сачков
ВК.2007-02. Худ. Сачков (?)
ВК.2007-02. Худ. Сачков (?)

ВК.2007-04. Худ. Сачков
ВК.2007-04. Худ. Сачков
ВК.2007-07. Худ. Сачков
ВК.2007-07. Худ. Сачков

3) Разные художники.

ВК.2007-12. Худ. К.Борисов
ВК.2007-12. Худ. К.Борисов
ВК.2007-12. Худ. Аржевитин и Тетерина
ВК.2007-12. Худ. Аржевитин и Тетерина

ВК.2007-06. Худ. Комзолов
ВК.2007-06. Худ. Комзолов

4) Непоименованные художники (но подозрительно знакомые).

ВК.2007-12. Худ. ?
ВК.2007-12. Худ. ?
ВК.2007-02. Худ. Сачков (?)
ВК.2007-02. Худ. Сачков (?)

ВК.2007-08. Худ. Сачков (?)
ВК.2007-08. Худ. Сачков (?)
ВК.2007-09. Худ. ?
ВК.2007-09. Худ. ?

Ни у одного из этих Незнаек нет характера. Поэтому все Незнайки, несмотря на обилие художников, однотипные.




P.S. Весёлые картинки. 2008-2020 гг.

Давно пора было уже остановиться. Теперь, с исчезновением рисунков Милутки, тема облика Незнайки перестала быть интересной. Сюрпризов не будет (у Милутки собственно в облике Незнайки тоже не ожидалось новаций, но там встречалось развитие характера персонажа).

Вообще-то, в 2018-2019 гг. в журнале снова появились новые (вроде бы) комиксы Милутки. Достойных Незнаек от других художников я так и не заметил. Но это тоже был пройденный этап: Милутка и все остальные.

Последние лет пять в "Весёлых картинках" нарастало использование старых (архивных) материалов. В 2020 году уже все обложки номеров были с использованием предыдущих рисунков.

Так что теперь "Весёлые картинки" вновь стали высокохудожественным журналом. В группе сети "В Контакте" также постоянно выкладываются отличные архивные материалы (в этом году стали выкладывать обложки Т.Ивановой и С.Сачкова — видимо, и им пришло время стать ретро).

В самом последнем на сегодняшний день номере "Весёлых картинок" (2020. № 9) — 95 процентов прежних материалов. Старый комикс Милутки (1995 года) про Незнайку в компании весёлых человечков присутствует. Рисунков Т.Ивановой и С.Сачкова нет.

Закрываю затянувшуюся на четыре месяца тему Незнайки как члена Клуба весёлых человечков, и, соответственно, тему Незнайки в иллюстрациях.





  Подписка

Количество подписчиков: 79

⇑ Наверх