Финиш ясный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Финиш, ясный сокол!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Финиш, ясный сокол!

Статья написана 25 ноября 2020 г. 13:07


(вместо эпиграфа)


Привет. Зовут меня Иван, по прозвищу Тейлкиллер. Убийца сказок, по-вашему. Вы в своих землях о таких не слышали, а мы есть и нас много. Что? Может ли сказка умереть? Говорят, «сказ о их деяниях живет в веках». Или злодеяниях. Или глупостях. Ну а всё, что живо, может умереть. А раз может умереть, то и убить можно. Как? Выдумку обычно убивают правдой, а сказку реализмом. Да, я много умных слов знаю, я же тейлкиллер.

Я не стал бы браться за этот текст, поскольку всякий энтузиазм к роману Андрея Рубанова «Финист — ясный сокол» растворился уже по ходу чтения полгода назад, но найденное в телефонных заметках коротенькое введение — пожалуй даже не введение, а зачин — показалось забавным и остроумным, и я подумал, жаль будет, если оно пропадёт. Дело не в том, что книга плохая, она не плохая — она просто скучная и непонятно для какой аудитории написана. Причин на то две.

Первая и главная — язык. Весь немаленький роман — на минутку, без малого 600 страниц — написан монотонным и неторопливым, если не сказать медлительным и посконным слогом, призванным, видимо, стилизовать прозу современного писателя Рубанова под те самые «изустные побывальщины». В начале это работает — отчасти потому что в начале это воспринимается ещё свежо, читатель не устал от подобного, отчасти — потому что первый герой — глумила, т.е. скоморох Иван — соответствует выбранной манере. Но когда дальше два других Ивана — оружейник Ремень и изгнанный из летучего города птицечеловек Соловей — начинают излагать свои истории в том же духе, испытываешь некоторые сомнения. Три человека, пусть зовут их одинаково, но из разных — я дико извиняюсь за такой анахронизм — классов при разных обстоятельствах и разных слушателях изъясняются с минимальными различиями — неторопливо, обстоятельно... нудновато пережевывая одну и ту же мысль по нескольку раз (оружейник, правда, сотоварищей несколько опережает — он самый нудный, потому что с одними и теми же мыслями ещё и ходить по одному месту умудряется, чего в фэнтези делать категорически нельзя).

Вторая — девка Марья, главная героиня. То есть, она в сказке-первоисточнике главная героиня, а здесь бродит на периферии большую часть времени, изредка возникая в поле зрения, когда сюжет нужно продвинуть, а наблюдает читатель за мужиками и от лица мужиков. Идея, в принципе, оригинальная — показать великую женскую любовь, несокрушимое ничем чувство, глазами тех, кто по касательной с ним столкнулся (но зацепить всё равно хватило). Только как это обычно бывает с оригинальными идеями... это не работает. Марья вынесена за рамки текста, любовь её вынесена туда же, , поскольку любовь тут — краеугольный камень всей истории, истории-то и не получается! Нет любви, нет веры в Марью\Марье, нет даже возможности поверить, почему же всё-таки Финист лез сквозь двадцать один нож в окно, а Марья стоптала железные сапоги в поисках. Встретились такие, ага, «на рейве под прикольной ешкой» — суть передаю, но там очень близко — и решили никогда не расставаться? Ну... сомнительно, даже если дух времени в расчёт не брать, а с ним и вовсе — невозможно. Куда больше это напоминает похождение ушлой провинциалки, решившей во чтобы то ни стало обеспечить себе московскую прописку \грин-карту и соответственное улучшение жилищных условий, для того охмурившей с целью дальнейшего охомутания наивного, земной жизни не нюхавшего птицечеловека в третьем поколении. Финал в духе малахова с крушением студии — прилагается, да и манера героев адресовать свою часть-монолог широкой общественности тоже подходит.

Вот и выходит, что для чистокровного фэнтези роман Рубанова скучен, для большой литературы — слишком оторвано-аллегоричен, а как постмодернистское переосмысление знакомого сюжета ничего собственно не переосмысляет, разве что Соловья-разбойника и того, самым краешком и без особой фантазии. Условного же малахова можно получить с меньшими затратами сил из тех же номинантов Нацбеста — и, чего греха таить, он будет куда забористей. Такие дела.




Дождевые черви живут вместе с людьми.

Если выкопать яму – они будут ползать по нашим ногам.

У них нет ни глаз, ни ушей, они ничего про нас не знают, в мире червей человека не существует.

Иногда люди являются в мир червей, чтобы раздавить одного, а другого разорвать на две части и посмотреть, что будет.

Так же и в ином мире – вокруг нас живут те, для кого мы так же понятны и забавны, как для нас понятны и забавны дождевые червяки.

Для мира деревьев люди – всё равно что боги.

Дерево никак не способно защититься от человека: когда он хочет, он срубает берёзу. Когда хочет – выращивает яблоню.

Но при этом, признавая власть человека, дерево живёт своим отдельным древесным бытованием: пьёт воду, растёт, укореняется, цветёт, даёт плоды – очень сложно, насыщенно живёт дерево, и если человек (его бог) ни разу не придёт и не явит свою власть – дерево так и проживёт свои столетия, ничего не зная о людях.

Точно так же и живут на свете существа, для которых мы – деревья, неподвижные и немые, зеленеющие по весне, плодоносящие осенью и голые зимой.

Один из нас может быть дубом, выросшим в дремучей чаще и никогда не слышавшим человеческого голоса.

Другой может быть вишнёвым деревом, которое заботливо высадили на солнечном склоне холма и поливали каждый день тёплой водой.

Мы не понимаем сущности тех, кто высаживает нас и взращивает, рубит и сжигает. Так же, как дерево не понимает сущности человека.





1344
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 08:12
Вам было скучно? Ну, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные... Я лично этот Шедевр во всех смыслах на три раза прочла. И нисколько не жалею. Да, не все гладко с текстом. Стилистика... Но не это главное. Главное — автор пробуждает интерес к Истории. С большой буквы. А что там с девкой Марьей дальше было — не так уж важно. Не она тут главная. Бабка Язва — вот это да, я понимаю, персонаж еще тот. И описание Птичьего города цепляет... В общем, Рубанов молодец. Респект ему и уважение. И низкий поклон.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 09:09
Интерес к истории — это прекрасно. А чем, если не секрет, Рубанов его вызвал? Потому что там собственно истории ведь совсем по касательной, меньше чем у Дюма («это гвоздь, на который я вешаю свою картину»). Или вы имеете в виду фольклор?
Про Марью дальше мне совершенно не интересно, там явно «долго и счастливо». Мне было интересно про Марью тогда, от первой встречи с Финистом до встречи с Соловьем.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 11:38

цитата пан Туман

Или вы имеете в виду фольклор?
Совершенно верно! Люблю, знаете ли, мифологию, народное творчество во всех его проявлениях. А чем плох Дюма? Он, вообще говоря, и писал-то для развлечения почтеннейшей публики. Наверное:-) Марья... Да бог с ней. Ну, неудачный персонаж получился, не спорю. Но остальное-то яркое, красочное! Так и просится на экран...
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 12:06

цитата Joanlilit

Так и просится на экран...

Вы же в курсе, да, что эта книга — новеллизация сценария фильма, который не получилось (по тем или иным причинам) снять?
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2020 г. 08:01
senso_inglese Конечно, в курсе! И «Мельница», вроде бы, собиралась музыкальное сопровождение делать. Но пока дело застопорилось. Или нет?
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2020 г. 09:18
Я так же слышал, что застопорилось, да.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 16:45
Дюма — хороший, Дюма как раз таки меня развлёк в своё время, чего Рубанов, к сожалению, не успел.


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 10:25

цитата пан Туман

нудновато пережевывая одну и ту же мысль по нескольку раз

Вот да, «нудновато» это прямо девиз этой книги. «Все сведем в унылоту, обращайтесь».
На мой вкус единственное оживление в книге, это когда Андрей Викторович попал на «свою почву» — на почву уголовно-процессуальных мероприятий, с камерами предварительного заключения, допросами, свиданиями, ознакомлением с уголовным делом :) Вот это его, сразу другое дело, «Сажайте Финиста, и вырастет» :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 11:35

цитата senso_inglese

«Сажайте Финиста, и вырастет» :)
Ух, хорошо сказано! Ну, про упомянутый Вами пласт данного шедевра, могу также сказать — дюже понравилось. Серьезно. А про бабку Язву Вам не было интересно? По-моему, весьма колоритный персонаж.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 12:05
Колоритных персонажей много, но, увы, вот для меня эта мозаика как-то не сложилась.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 16:40
Хм. А у реалистичного Рубанова что стоит почитать?
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 17:01
Мне больше всего понравился дебютный «Сажайте, и вырастет».
Следующие две книги условного цикла тоже неплохи, но, все-таки, «труба все ниже, а дым все жиже» по сравнению с первой (возможно, дело в том, что Андрей Рубанов тогда, по его же словам, послушался издателей, что писать надо много и часто, несколько романов в год, желательно 3, а то и 4, и даже попытался работать в этом графике, но ничего хорошего из этого не вышло). Если первый роман нравится, то имеет смысл читать и эти два, там нелинейное повествование, и какие-то вещи (автобиографического характера) раскрываются уже во втором или третьем романах.
Сборники рассказов неровные, но они во многом дополняют эти романы, так что попробовать имеет смысл (если нравится «Сажайте, и вырастет») — «Тоже Родина», «Стыдные подвиги» и «Жёстко и угрюмо». Рассказы также автобиографичны, и какие-то детали автор раскрывает только в рассказах (то, что в романах только кратко упоминалось, какие-то детали биографии и т.п.)
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2020 г. 21:34
Благодарю. Значит, «Сажайте, и вырастет» посмотрю.


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 11:55
Спасибо! Убедительно и аргументированно. Перестал страдать от того, что не читал:-)
Единственное... Если действие романа происходит в каком-то государстве, то классы не анахронизм. Если племя, другое дело.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2020 г. 10:01
Пожалуйста. Страдать, конечно, не стоит, но можно попробовать ознакомительный фрагмент, чтобы решить для себя. Я всегда говорю, что лучше самому убедиться, чем верить кому бы то ни было, потому что вкусы у людей разные.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2020 г. 19:54
Спасибо! Все время забываю про эту опцию с фрагментом:-)


Ссылка на сообщение2 декабря 2020 г. 21:38
Какие глубокие мысли...
Волга впадает в Каспийское море...
Лошади едят овес...
С другой стороны можно налить этих «мыслЁв» на 600 страниц.
Ни к какой Истории автор отношения не имеет. К сожалению, люблю, знаете, мифологию, народное творчество во всех его проявлениях. Ибо взращен на сказках-книгах и Птушко с Роу. Так что не Дюма тут нужен, а именно Птушко с Роу — вот уж умели подать! Спасибо, однако, что данный опус умер, не дойдя до экрана.
Но и «вкус и цвет» — тоже верно. Это тот случай, когда не нужно кидаться на противника с воплем «Это бездарно!», «Нет! Это шедевр»...
Потому как не бездарно и не шедевр.
Вот когда в «Огне,Воде и Медных Трубах» в подводном мире про майора Пронина читали — вот это постмодернизм! Да и куда там иностранному Дюма.
А Рубанов — серенький...Скучный...
Я тут с паном Туманом...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2020 г. 19:58
Птушко с Роу — это действительно высокое исеусство! Современных фэнтези-тяпляпероа в легкую за пояс затыкают!:cool!:
Как вспомню вопль хана: «Где вы, мои хурзы-мурзы?!» До сих пор мурашки пл коже:-)
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2020 г. 22:31
И, кстати, очень четко выписываются женские и мужские образы.
Женщины сильны, да по своему — без тухлого «фямянизьма».
Какое Чудо-Юдо Беззаконное. А богатыри! Тот же Илья...
И понимаешь — какое барахло нам подсовывает современная фэнэзятина...
Которая ни в мифологии нормально, ни в народном творчестве.
А уж яркость образов — куда им до Кащея или Булата-балагура.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2020 г. 23:02
На 100% солидарен. Тут как раз Азбука Проппа переиздала. Может, прочитают и возьмут на вооружение.:-) Я точно наконец в бумаге куплю.


⇑ Наверх