Герои Новая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Герои. Новая реальность
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Герои. Новая реальность

Статья написана 20 февраля 2010 г. 23:15

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/41884" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Старые герои никогда не умирают;

они вновь появляются в продолжениях.

М.Муркок по мнению Р.Асприна.

Герой должен быть один.

Г.Л.Олди

Я его слепила из того, что было.

А.Апина

На волне неожиданного успеха антологии «Герои. Другая реальность» появилась возможность ковать железо пока горячо. И вот перед нами новые вариации на ту же тему литературной игры «Герои-2». Увы, до первого тома они серьезно не дотянули. Один из главных недостатков — неровность текстов — был присущ и первой антологии, но в ней почти все тексты вписывались в общую канву. Здесь же совершенно очевидно видно, что повестей и рассказов достойного уровня и соответствующей тематики составителю катастрофически не хватило. В итоге в ход пошли и тексты, не имеющие почти никакого отношения к литературным играм и аллюзиям на литературыне темы (Точинов и особенно Кивинов), и рассказы, явно не дотягивающие до достойного уровня(Батхен, Веров-Минаков, Арбитман), и произведения, написанные еще лет десять назад и неоднократно изданные с тех пор(Рыбаков, Олди). В результате добрую половину сборника из него можно было бы изъять без особого ущерба для содержания.

К счастью, в оставшейся половине есть несколько произведений, которые я прочел с огромным удовольствием. В первую очередь это «Четыре друга народа» Алешкина — очень удачное соединение реалий французской революции с миром «Трех толстяков» Олеши; «Остров Цейлон» Назаренко — блестящая литературная игра, в которой биография Чехова сплетается в тугой клубок с произведениями Киплига, Дойля и даже Лавкрафта; «Белая госпожа» Аренева — интересные вариации на тему британских и  кельтских преданий и легенд. Несколько уступают им, но тоже написаны на весьма достойном уровне литературные детективы Клугера и Щепетнева. С удовольствием я перечитал рассказ Рыбакова. Да и повесть Кивинова, несмотря на свою неформатность для этого сборника, произвела на меня впечатление.

Немного подробней о произведениях, вошедших в антологию.

Точинов. Не стреляйте в демнонов моря. Известное выражение гласит: «История повторяется дважды. Первый раз как трагедия, второй раз — как фарс». Вот и желание директора НИИ океанологии украсить свой институт скелетом белого кита оборачивается фарсом. И сама охота не приносит никакого удовольствия, и все сотрудники НИИ, так или иначе причастные к этой истории, начинают попадать в различные неприятности. При большом желании эту историю можно трактовать как притчу об измельчании современных людишек, неспособных ставить перед собой настоящие цели. Но, по сути, эта повесть распадается на несколько разнообразных баек, еле связанных общим сюжетом. Есть среди них забавные, например, история о перебрасывании кости кита через забор, есть трагичная — о смерти капитана под Дубоссарами, но большинство — просто скучные бытовые истории о житье-бытье в Советском Союзе. Конечно, директор Рогожин — не капитан Ахав. Но и Точинов — не Мелвилл. Оценка — 6.

Трускиновская. Бедные рыцари Извечный вопрос: быть или казаться? Далия Трускиновская дает на него собственный ответ. В ее изложении жизнь рыцарей Круглого стола предстает в виде своеобразного театрального представления, где в уменьшившейся до размеров одного леса Логрии дамы во главе с феей Морганой устраивают для рыцарей бои с миражами чудовищ, превращают деревенских девиц в прекрасных фрейлин и дают возможность мужчинам прожить свою жизнь в пирах и безудержном хвастовстве всяческими подвигами. В итоге получился сугубо женский рассказ, в котором ярко выражается взгляд автора на место мужчин в этом мире. Мне трудно принять такую трактовку. Уж больно мелкими и никчемными оказались прославленные рыцари в этом рассказе. Да и композиционно этот рассказ построен неудачно. Персонажи появляются и исчезают. Автор переносит внимание с одних действующих лиц на других, забывая о первых. И только удачная концовка хотя бы частично спасает эту историю. Оценка — 6.

Назаренко. Остров Цейлон. Да, Михаил Назаренко постарался от души! Это ж надо было — из нескольких дней пребывания Чехова на Цейлоне сделать такую закрученную историю. В тугой клубок переплелись эзотерические тайны, игры разведок, загадочные культы, таинственные убийства и еще много всего. Особый шик этой повести придают выдержки из настоящих писем Чехова. Еще один слой этой истории — изящная литературная игра с отсылками к Киплингу, Дойлю, Лавкрафту и чуть ли не доктору Фу Манчи. Разбираться во всем этом было непросто, но очень интересно. Автор настолько заморочил мне голову, что когда речь пошла  о покупке Чеховым мангуста, я всерьез задумался: то ли это отсылка к Рикки-Тики-Тави, но к чему она здесь, то ли писатель и впрямь приобрел на Цейлоне этого зверька. Ну а еще глубже скрывается очень непростой вопрос о противостоянии разных идеологий, разных мировоззрений, разных подходов к жизни, и здесь уж каждый читатель будет сам решать, кто из героев этой повести прав.

При этом читается повесть непросто. Написана она в довольно рваном стиле, переходы от одного героя к другому очень резки. В тексте довольно много недомолвок. Только внимательному и неплохо подготовленному читателю откроются многие ее секреты.

Больше всего «Остров Цейлон» напомнил мне «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука и Успенского. Надеюсь, это сравнение послужит повести лучшей рекомендацией. Оценка — 9.

Алешкин. Четыре друга народа Блестяще! Именно эта повесть Алешкина лучше всего соотвествует условиям сборника. «Три толстяка» Олеши и реалии великой французской революции подошли друг к другу как ключ к замку. Еще позавчера — обычные люди: гимнаст, оружейник, ученый, вчера — борцы за свободу, а сегодня — властители дум и вершители судеб. Как легко было им пойти по тому же пути, что и Марат, Робеспьер, Дантон. Как неизбежно должны были выплыть противоречия, разница во взглядах, в происхождении. Все это и было метко подмечено и убедительно показано автором.

Мир, в котором происходит действие, в чем-то соответствует литературной первооснове, а в чем-то использует реалии Франции восемнадцатого века, и это придает ему дополнительное правдоподобие.

Очень удачными получились действующие лица этого произведения. Особенно пугающим оказался доктор Гаспар Арнери, порой просто напоминающий демонического барона Субботу. А как метко лег в цель  гражданин Эквиа (Равенство), бывший наследник Тутти. И самое впечатляющее и страшное то, что каждый из четверки друзей народа — очень талантливый и незаурядный человек, искренне пытающийся дать людям счастье, не может избежать превращения во властолюбивого маньяка. способного на все ради достижения своих целей.

На этом фоне гражданин Фабио — этакий революционный Гаврош, выглядит немного бледно. Хотя именно в его руках оказалась судьба республики. При этом автору удалось создать и весьма увлекательный приключенческий сюжет, насыщенный и изобилующий неожиданными поворотами событий. Пару раз автор, пожалуй, перестарался с чудесными спасениями своего героя, но такое решение подсказывала логика развития сюжета. Понравились эпизодические герои произведения. Многие из них заслуживали бы большего места в этой повести. Хорошо показаны метания Фабио, пытающегося найти выход из сложного положения. Порой, происходящее вокруг него, бегство от одной опасности к другой, постоянные предательства всех вокруг напоминают нарастающий кошмар. И странные пилюльки доктора Гаспара (еще одна интересная находка автора) — недвусмысленная отсылка к «Матрице». Удастся ли Фабио разорвать замкнутый круг?  В концовке автор кое-что намекнул нам и о его дальнейшей судьбе. И только раскаяние одного из героев повести дает нам надежду. Оценка — 9.

Аренев. Белая Госпожа. Лучшее — враг хорошего. Именно эта фраза больше всего соответствует моим впечатлениям от этого произведения. Первые две трети повести вызвали у меня просто-таки восторг. Автор умелой рукой сплел воедино несколько легенд о малом народце, обитающем в пустых холмах, о дикой охоте, о Томасе Рифмаче. Очень удачно передана атмосфера таинственности и страшного чуда. Описание пира в чертогах Белой Госпожи выполнено просто прекрасно. Яркие образы, рожденные буйной фантазией автора, поневоле заставляют вспомнить «Вия» и «Снежную королеву». А сколь динамичной, увлекательной и наполненной переживаниями оказалась сцена бегства героев! Вот где-нибудь здесь бы и поставить автору точку. Но, увы, слишком уж много всего попытался он поместить в свою повесть. Тут и красные башмачки, и сундук, оказавшийся ловушкой, и сложные отношения мачехи и падчерицы — в общем, множество разных образов из старинных преданий и легенд. В результате, эффект от красивой истории любви, написанной в старинном духе, оказался во многом утрачен, а атмосфера стала скорее напоминать современный триллер. На общем фоне сборника повесть, безусловно, выделяется. Но как раз в ней отсылки к различным известным текстам оказались во многом избыточными. Оценка — 8.

Клугер. Поединок в Лорбрульгруде. Эта история весьма удачно вписывается в формат сборника. Действительно, обычный человек в стране великанов, хоть и кажется беспомощным малышом, все же способен на многое, недоступное великанам. Например, во время расследования преступления, его зоркий глаз и даже острый нюх могут очень пригодиться. История Клугера удачно вписалась в формат приключений Гулливера. Соблюдены и сюжетные особенности и стилистика Свифта. Правда, Гулливер получает многовато свободы в этой истории, но без этого было никак не обойтись в расследовании. Сама по себе детективная линия довольно интересна, хоть и не слишком хитро закручена. Современная криминалистика, конечно, легко бы справилась с расследованием этого преступления и  без помощи Гулливера, а вот сыщику семнадцатого — восемнадцатого века такой крохотный, но проворный и зоркий помощник очень бы пригодился. Оценка — 7.

Щепетнев. Лето сухих гроз. Должен признаться, к попыткам писать продолжения «Шерлока Холмса» я отношусь с особым интересом и вниманием, но и в то же время с особой придирчивостью. Что ж, эта повесть написана в целом на неплохом уровне. Неторопливая манера повествования дает нам возможность проникнуться атмосферой происходящих событий. Холмс и Ватсон напоминают себя, а не неудачливые карикатуры. Интересны декорации произведения — замок принцев Ольденбургских в российской глубинке. Расследование оказывается достаточно интересным, а использование мистического элемента выглядит вполне оправданным.

Есть у повести и определенные недостатки. Остальные персонажи описаны слишком поверхностно, особенно однофамилец известного писателя. Преступник достаточно очевиден. Сложнее понять, как он совершил свое злодеяние. Поведение Холмса в ключевом эпизоде не выдерживает никакой критики. А вот некоторая недоговоренность в конце повести только придает интерес этой истории. Оценка — 7.

Рыбаков. Прощание славянки с мечтой Подобно своим героям, Рыбаков решился на дерзкий и неожиданный шаг. На утопическую картину светлого будущего, созданную Иваном Ефремовым, он наложил своеобразное кривое зеркало — жуткую антиутопическую смесь тоталитаризма, нищеты, страха и беспримерной жажды наживы. Как и следовало ожидать, творение Рыбакова получилось неровным и утрированным, многие эпизоды противоречат друг другу, а сама возможность подобного мира, казалось бы, не представляется реальной. Вот только трудно отделаться от дрожи отвращения, осознавая, как эта неправдоподобная на первый взгляд, картина, близка к нашей не такой давней действительности. Сколько таких гениев, мечтавших облагодетельствовать человечество, сгинуло по лагерям и шарашкам, сколько великих людей питались баландой и щеголяли в рваных клифтах.

Умеет Рыбаков зацепить за живое, создавая антиутопические модели. Увы, попытки автора изобразить более приемлемое общество, выглядят неубедительно. Оценка — 8.

Кивинов. Мент обреченный. Очень многим, конечно, известна «История города Глупова» Салтыкова-Щедрина — сюрреалистическое повествование о бредовых попытках властьимущих перекроить жизнь города по своему усмотрению. Через сотню с лишним лет Андрей Кивинов написал повесть «Мент обреченный», в которой убедительно продемонстрировал, что сюрреалистичность российской действительности никуда не делась за все это время. Идиотские приказы начальства, тотальная коррупция, разгул бандитизма,  и среди всего этого — судьба обычного милиционера. Человека, который просто пытается делать то, что умеет, и старается сохранить какую-то совесть, порядочность и профессионализм.  Да, немало места в повести занимает расследование уголовных преступлений, которое Кивинов описывает интересно и с большим знанием дела. Да, многие элементы нашей реальности выпячены и гипертрофированно подчеркнуты, придавая произведению черты  сатиры. Да, резкая ирония автора заставит не раз ухмыльнуться даже искушенного читателя. Но самое главное в повести — не приключения, не детектив, не ироничность, а тот беспощадный приговор нашему обществу в целом и нашей милиции в частности, в которых порядочный человек обречен. Обречен в лучшем случае на нищету и прозябание, в худшем — на гибель.

Повесть Кивинова написана хорошо и честно. Вот только совершенно не понимаю, что она делает в антологии «Герои, Новая реальность». Фантастический элемент в ней можно рассмотреть разве что в лупу, а уж литературной игры нет и в помине. Оценка — 8.

Дробкова, Минаков. Пионер и комета Задумка рассказа неплоха. И некоторые реалии мира муми-троллей довольно удачно вписались в нашу жизнь. Зато другие авторам пришлось впихивать в рассказ с заметным напряжением. С политическим накалом произведения авторы явно переборщили. И в первую очередь это ударило по героям рассказа. Уж больно прямолинейными получились и Морра-комиссар, и диссиденты Тофсла и Вифсла, и Муми-пионер. В результате рассказ я прочел не без интереса, но развить этот сюжет можно было и лучше. Оценка — 6.

Эх, лучше бы составитель сократил объем антологии! Тогда моя оценка была бы выше.





186
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 23:46
Мне бы с первой ознакомится надо :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 00:24
Первая сильнее. Стоит прочесть
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 05:15
Периодически появляется в пятнашках. Особенно часто -- в той, что на входе в рынок.


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 00:20

цитата kkk72

произведения, написанные еще лет десять назад и неоднократно изданные с тех пор(Рыбаков, Олди)


Фактическая неточность: рассказ «Мы плывем на Запад» написан в 2007 году. Десять лет еще определенно не прошло. 8-) А вот повесть Щепетнёва как раз старенькая...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 00:27

цитата vvladimirsky

Десять лет еще определенно не прошло.

Виноват. Но это уже третий сборник, в котором я натыкаюсь на этот рассказ.
А вот Щепетнев издавался только раз, в Форуме, и не успел так намозолить глаза.
Вы уж не обижайтесь на критику, но что, с материалом для сборника было совсем плохо?
Кивинов-то как сюда попал? Из-за одной странички, которую можно воспринять как отсылку к Стругацким?
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 00:45
Ну, я как минимум трижды читал эту повесть Щепетнёва. :-))) Разный опыт, разный круг чтения.

На критику обижаются только дураки (объемистый список дураков поскипан). Спасибо за подробный отзыв.

Про Кивинова отдельная история. Повесть писалась в конце 1990-х для одного из выпусков «Времени учеников», и только по техническим причинам туда не попала. Отсылок к АБС там полно, уверяю, не одна страничка. Но тогда -- не сложилось. В результате она издавалась несколько раз в составе авторских сборников Кивинова. В «ГНР» эту повесть предложило добавить издательство. Ничего против я не имел, но договор с автором заключала «Азбука» напрямую, минуя «Медиану».

А с материалами для сборника все было хорошо. Местами даже отлично. «ГНР» в полтора раза толще, чем «ГДР», читателю есть из чего выбирать. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 07:02

цитата vvladimirsky

Разный опыт, разный круг чтения.

На то вы и редактор. А известность среди читателей фантастики легко увидеть, глянув на количество оценок на Фантлабе. У Щепетнева — меньше десятка, у Олди — почти сотня. Впрочем, только два достаточно известных произведения (может быть три — с Кивиновым) — совсем немного для отечественной антологии.

цитата vvladimirsky

Спасибо за подробный отзыв.
:beer:

цитата vvladimirsky

А с материалами для сборника все было хорошо. Местами даже отлично.

А что из вошедшего в сборник понравилось вам больше всего как читателю?
Планируется ли выход третьего сборника или все будет зависеть от продаж второго?

цитата vvladimirsky

ГДР

Хорошая аббревиатура.
«Космос. Новая реальность» — сборник НФ китайских авторов.
«Вампиры. Новая реальность» — мистика венгерских писателей:-D
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 13:09

цитата kkk72

А что из вошедшего в сборник понравилось вам больше всего как читателю?


Алешкин, Точинов, Щепетнев, Рыбаков, Клугер, Аренев... Легче сказать, что не очень понравилось. :-)))

цитата kkk72

Планируется ли выход третьего сборника или все будет зависеть от продаж второго?


Естественно, все зависит от продаж.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 14:34
Посмотрим. Надеюсь, пойдет неплохо.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 01:48

цитата kkk72

А известность среди читателей фантастики легко увидеть, глянув на количество оценок на Фантлабе. У Щепетнева — меньше десятка, у Олди — почти сотня.

Упускаешь тот факт, что библио Щепетнева у нас ещё в закрытом состоянии.;-)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2010 г. 05:28
Зато открыты межавторский цикл «Шерлок Холмс» и антология «Череп Шерлока Холмса»


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 05:27
Спасибо за отзыв! Рад, что понравилось!

Спорить не буду, но один момент хочу уточнить.

цитата kkk72

Но, увы, слишком уж много всего попытался он поместить в свою повесть. Тут и красные башмачки, и сундук, оказавшийся ловушкой, и сложные отношения мачехи и падчерицы — в общем, множество разных образов из старинных преданий и легенд. В результате, эффект от красивой истории любви, написанной в старинном духе, оказался во многом утрачен, а атмосфера стала скорее напоминать современный триллер.


Тут есть нюанс. Это не разные образы, это всё -- элементы всё того же сюжета. И сундук, и башмачки, и голубятня, и дерево -- всё оттуда же. А также -- многое другое. Достаточно открыть пару-тройку сборников, да хотя бы сказки, записанные теми же Гримм (только не в детском, адаптированном варианте), чтобы убедиться: в них царит именно атмосфера ужаса, мрака, «триллера».

Так что нагло примажусь к Мишиной славе и отвечу твоими же словами: «только внимательному и неплохо подготовленному читателю откроются многие ее секреты». ;-)


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 11:38
Интересно (в т.ч. интересно и то, чему Вы поставили 6;-))... однако пока ни времени, ни тем паче средств на поискипокупку нет. Даже если оно хуже «Героев-1», думаю, поискать надо.
...в свой срок, наверное, ознакомлюсь8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 14:36
На балке эта книга стоит 65 грн.

цитата glupec

Интересно (в т.ч. интересно и то, чему Вы поставили 6)...

Наши вкусы довольно сильно разнятся. Возможно, вас заинтересуют другие повести и рассказы, чем те, которые понравились мне


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 12:44
А я куплю, пожалуй. Сомневался, потому что самые интересные для меня вещи (Щепетнёв, Алёшкин и Назаренко) доступны в электронке, причём вполне легально. Но, опять же, Аренев с Клугером, да и Кивинов вызывает любопытство... Подборка стоящая, а с листа читать приятнее. Куплю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 14:36

цитата zarya

Сомневался, потому что самые интересные для меня вещи (Щепетнёв, Алёшкин и Назаренко) доступны в электронке, причём вполне легально. Но, опять же, Аренев с Клугером, да и Кивинов вызывает любопытство...

Все вышеперечисленное стоит прочесть8-)


⇑ Наверх