| |
| Статья написана 28 февраля 2010 г. 19:46 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Говорят, что писатель Zотов побывал на Гаити, поступил в ученики к местному бокору и добыл у него жуткий колдовской рецепт, каковым сейчас и пользуется. В эту адскую смесь входят изрядная доля хоррора, немного альтернативной истории, кусочек от зомби-шутера, добавлены также весомая часть политической сатиры, юмора и пародии, элементы детектива, частичка лав-стори и даже щепотка мелодрамы. Все это обильно полито ромом «Барбанкур», перемешано и введено прямо в мозг читателю, каковой немедленно вскипает от такой варварской процедуры. Должен признаться, мои впечатления от этого произведения противоречивы. Не могу не отметить несколько очевидных достоинств книги. Первое из них: роман написан очень увлекательно и читается с большим интересом, особенно первая половина. Стиль Zотова в этом романе близок к акунинскому. Да, книга в первую очередь приключенческая и пародийная, но оторваться от нее сложно. Второе достоинство: автор не бится писать резко и нестандартно, постоянно пытается шокировать и эпатировать читателя. Вообще, Zотов работает в очень сложной и специфической манере — на постоянных резких контрастах между серьезным и смешным, между страшным и ироничным. Не всегда это автору удается, порой он скатывается в пошлость, порой — в явную театральность, но иной раз ухитряется пройти по лезвию ножа и некоторые эпизоды действительно впечатляют. Третье достоинство: автор не ленится как следует поработать над материалом, положенным в основу произведения. Уж если речь у нас пойдет о вудуизме и зомби, то автор явно достаточно глубоко и тщательно проник в тайны жутких бокоров и мамбо. Четвертое достоинство: самое интересное в повести все же — ироничная, жесткая, беспощадная и меткая, а порой безумно смешная картина альтернативной Руси, в которой так легко угадываются наши сегодняшние реалии. Одни непростые взаимоотношения августа и цезаря доставят массу удовольствия многим читателям. А уж женитьба царя-батюшке на Ефросинье Спирс — это вообще нечто. Теперь о недостатках. Первый и главный из них состоит в том, что погнавшись за множеством зайцев, автор благополучно упустил почти всех из них. Если в начале романа многие эпизоды из гаитянской части внушали неподдельный ужас, то во второй части автор не удержал заданную собой же высокую планку и скатился в откровенную пародию. Трагедии не получилось — получился только фарс. Точно также не удалось вытянуть и детективную линию, которая все больше стала напоминать пародию на Акунина и Дэна Брауна. А уж включение явно мелодраматических моментов, вроде материнских чувств ведьмы к зомби-убийце, и вовсе показалось мне неуместным. В результате роман во многом распался на отдельные сюжетные линии, а цельной картины так и не сложилось. Герои романа тоже не порадовали. По сравнению с первым романом, Каледин и Алиса стали еще более схематичными, даже карикатурными, а уж про второстепенных героев и говорить нечего. Даже грозная колдунья-мамбо и та неожиданно потускнела в процессе повествования. Добавим сюда предсказуемую концовку, в которой меня порадовал только самый последний эпизод, и с неизбежностью придем к следующему выводу. Творческий потенциал автора очень велик. Отличный стиль, совершенно нестандартные идеи, увлекательные приключения и, главное, прекрасное чувство юмора делают Zотова одним из самых интересных и необычных современных отечественных авторов. Однако, в полной мере реализовать свой потенциал автору пока не удается. В первую очередь этому мешают чрезмерная легковесность его произведений и отсутствие по-настоящему глубоких, серьезных идей. В результате первый раз романы автора читаются «на ура», а перечитывать их совершенно не тянет.
|
| | |
| Статья написана 23 февраля 2010 г. 13:10 |
Уважаемые читатели моей колонки! На сайте открыта новая колонка Конкурсы Приглашаю всех вас поучаствовать в наших конкурсах!
|
| | |
| Статья написана 22 февраля 2010 г. 07:23 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Впервые я прочел эту книгу еще студентом и был очень впечатлен ею. Честно говоря, взявшись перечитывать роман спустя полтора десятка лет, я серьезно опасался, что посмотрю на него совсем другими глазами, и что еще один кумир моей молодости покажется мне простым и наивным. К счастью, мои предположения оказались ошибочными, и я вновь получил огромное удовольствие от чтения романа. Первое, что бросается в глаза — интересный мир, в котором очень важную роль играют телепаты-эсперы. Нечасто современные авторы уделяют внимание этой тематике. Видимо, компьютерное направление кажется им более перспективным. А ведь еще свыше пятидесяти лет тому назад Бестер выстроил очень интересную и достаточно логичную систему сосуществования и взаимодействия телепатов и нетелепатов, и продемонстрировал, к каким возможным последствиям это приведет в человеческом обществе. Нельзя сказать, что мир, описанный в романе, продуман совсем уж до мелочей, определенные натяжки встречаются. Но очень важным кажется то, что при сохранении очень многих недостатков, присущих современному обществу, мир будущего оказался добрее и мудрее нашего. Казалось бы, в таком мире телепаты должны получить огромные преимущества перед людьми, подобными способностями не обладающими, но все оказывается гораздо сложнее. И яркий пример тому один из главных героев романа — Бен Рич, человек, обладающий бешеной энергией, напором, дерзостью и решительностью. Нечасто мне попадались столь незаурядные отрицательные персонажи. Противостояние преступника Рича и эспера-полицейского Пауэла, противоборство их разумов и воль — одно из самых ярких и запоминающихся в фантастике. Другие персонажи не столь заметны, а скорее, они просто меркнут на фоне двух главных героев. Хотя каждый из них — от элитной куртизанки до эсперов-полицейских, получился довольно убедительным. Да, в детективно-приключенческой линии есть свои натяжки. Например, описывается, что уже 70 лет не было убийств и тут же упоминается банда наемных головорезов. И все же противоборство героев производит сильное впечатление. Еще одна важная линия — взаимодействие телепатов с окружающим миром. Ведь в изображении Бестера телепатия — обмен не только мыслями, но и чувствами, впечатлениями. Сама сущность телепатии по Бестеру застваляет ее носителей становиться мудрее и гуманней, а взаимодействие телепатов заставляет вспомнить глагол «грокнуть» из «Чужака» Хайнлайна. Не случайно будущее человечества автор связывает с всеобщим обретением подобных способностей. Ну и, наконец, самое важное. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить». Эта библейская фраза определяет смысл романа. Противостояние двух главных героев, а равно и поступки многих второстепенных персонажей ярко и наглядно демонстрируют две противоположные модели поведения. Человек может либо пытаться захватить, отобрать у других, подмять под себя все, до чего он может дотянуться, либо делиться с окружающими своими способностями, делать им добро — и это добро воздастся сторицей. Без занудного морализаторства, мощно и впечатляюще автор показывает картину ужасного одиночества, к которому неизбежно приведет эгоизм и себялюбие. Эпизод, когда вокруг главного героя гаснут звезды и пропадают Луна с Солнцем, невозможно забыть. Еще и еще раз автор напоминает нам, что самый страшный враг человека — он сам. Можно украсть, ограбить, убить, но невозможно избавиться от собственных кошмаров, от своей больной совести, от безмолвного и страшного Человека без лица. А вот концовка романа вызывает у меня неоднозначную реакцию. Да, Бен Рич сам вынес себе приговор. И все же насильственная перековка личности выглядит ужасной карой, кошмаром из тоталитарного прошлого. Очень много еще можно найти в этом романе — от сложных проблем человеческого сознания и подсознания, до совершенно новаторских приемов, использованных автором. Помотрите, например, как Бестер передает мысленный диалог эсперов. Что ж, несмотря на полвека, прошедших со дня его написания, роман Бестера не потерял ни увлекательности, ни актуальности.
|
| | |
| Статья написана 20 февраля 2010 г. 23:15 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Старые герои никогда не умирают; они вновь появляются в продолжениях. М.Муркок по мнению Р.Асприна. Герой должен быть один. Г.Л.Олди Я его слепила из того, что было. А.Апина На волне неожиданного успеха антологии «Герои. Другая реальность» появилась возможность ковать железо пока горячо. И вот перед нами новые вариации на ту же тему литературной игры «Герои-2». Увы, до первого тома они серьезно не дотянули. Один из главных недостатков — неровность текстов — был присущ и первой антологии, но в ней почти все тексты вписывались в общую канву. Здесь же совершенно очевидно видно, что повестей и рассказов достойного уровня и соответствующей тематики составителю катастрофически не хватило. В итоге в ход пошли и тексты, не имеющие почти никакого отношения к литературным играм и аллюзиям на литературыне темы (Точинов и особенно Кивинов), и рассказы, явно не дотягивающие до достойного уровня(Батхен, Веров-Минаков, Арбитман), и произведения, написанные еще лет десять назад и неоднократно изданные с тех пор(Рыбаков, Олди). В результате добрую половину сборника из него можно было бы изъять без особого ущерба для содержания. К счастью, в оставшейся половине есть несколько произведений, которые я прочел с огромным удовольствием. В первую очередь это «Четыре друга народа» Алешкина — очень удачное соединение реалий французской революции с миром «Трех толстяков» Олеши; «Остров Цейлон» Назаренко — блестящая литературная игра, в которой биография Чехова сплетается в тугой клубок с произведениями Киплига, Дойля и даже Лавкрафта; «Белая госпожа» Аренева — интересные вариации на тему британских и кельтских преданий и легенд. Несколько уступают им, но тоже написаны на весьма достойном уровне литературные детективы Клугера и Щепетнева. С удовольствием я перечитал рассказ Рыбакова. Да и повесть Кивинова, несмотря на свою неформатность для этого сборника, произвела на меня впечатление. Немного подробней о произведениях, вошедших в антологию.
Точинов. Не стреляйте в демнонов моря. Известное выражение гласит: «История повторяется дважды. Первый раз как трагедия, второй раз — как фарс». Вот и желание директора НИИ океанологии украсить свой институт скелетом белого кита оборачивается фарсом. И сама охота не приносит никакого удовольствия, и все сотрудники НИИ, так или иначе причастные к этой истории, начинают попадать в различные неприятности. При большом желании эту историю можно трактовать как притчу об измельчании современных людишек, неспособных ставить перед собой настоящие цели. Но, по сути, эта повесть распадается на несколько разнообразных баек, еле связанных общим сюжетом. Есть среди них забавные, например, история о перебрасывании кости кита через забор, есть трагичная — о смерти капитана под Дубоссарами, но большинство — просто скучные бытовые истории о житье-бытье в Советском Союзе. Конечно, директор Рогожин — не капитан Ахав. Но и Точинов — не Мелвилл. Оценка — 6. Трускиновская. Бедные рыцари Извечный вопрос: быть или казаться? Далия Трускиновская дает на него собственный ответ. В ее изложении жизнь рыцарей Круглого стола предстает в виде своеобразного театрального представления, где в уменьшившейся до размеров одного леса Логрии дамы во главе с феей Морганой устраивают для рыцарей бои с миражами чудовищ, превращают деревенских девиц в прекрасных фрейлин и дают возможность мужчинам прожить свою жизнь в пирах и безудержном хвастовстве всяческими подвигами. В итоге получился сугубо женский рассказ, в котором ярко выражается взгляд автора на место мужчин в этом мире. Мне трудно принять такую трактовку. Уж больно мелкими и никчемными оказались прославленные рыцари в этом рассказе. Да и композиционно этот рассказ построен неудачно. Персонажи появляются и исчезают. Автор переносит внимание с одних действующих лиц на других, забывая о первых. И только удачная концовка хотя бы частично спасает эту историю. Оценка — 6. Назаренко. Остров Цейлон. Да, Михаил Назаренко постарался от души! Это ж надо было — из нескольких дней пребывания Чехова на Цейлоне сделать такую закрученную историю. В тугой клубок переплелись эзотерические тайны, игры разведок, загадочные культы, таинственные убийства и еще много всего. Особый шик этой повести придают выдержки из настоящих писем Чехова. Еще один слой этой истории — изящная литературная игра с отсылками к Киплингу, Дойлю, Лавкрафту и чуть ли не доктору Фу Манчи. Разбираться во всем этом было непросто, но очень интересно. Автор настолько заморочил мне голову, что когда речь пошла о покупке Чеховым мангуста, я всерьез задумался: то ли это отсылка к Рикки-Тики-Тави, но к чему она здесь, то ли писатель и впрямь приобрел на Цейлоне этого зверька. Ну а еще глубже скрывается очень непростой вопрос о противостоянии разных идеологий, разных мировоззрений, разных подходов к жизни, и здесь уж каждый читатель будет сам решать, кто из героев этой повести прав. При этом читается повесть непросто. Написана она в довольно рваном стиле, переходы от одного героя к другому очень резки. В тексте довольно много недомолвок. Только внимательному и неплохо подготовленному читателю откроются многие ее секреты. Больше всего «Остров Цейлон» напомнил мне «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука и Успенского. Надеюсь, это сравнение послужит повести лучшей рекомендацией. Оценка — 9. Алешкин. Четыре друга народа Блестяще! Именно эта повесть Алешкина лучше всего соотвествует условиям сборника. «Три толстяка» Олеши и реалии великой французской революции подошли друг к другу как ключ к замку. Еще позавчера — обычные люди: гимнаст, оружейник, ученый, вчера — борцы за свободу, а сегодня — властители дум и вершители судеб. Как легко было им пойти по тому же пути, что и Марат, Робеспьер, Дантон. Как неизбежно должны были выплыть противоречия, разница во взглядах, в происхождении. Все это и было метко подмечено и убедительно показано автором. Мир, в котором происходит действие, в чем-то соответствует литературной первооснове, а в чем-то использует реалии Франции восемнадцатого века, и это придает ему дополнительное правдоподобие. Очень удачными получились действующие лица этого произведения. Особенно пугающим оказался доктор Гаспар Арнери, порой просто напоминающий демонического барона Субботу. А как метко лег в цель гражданин Эквиа (Равенство), бывший наследник Тутти. И самое впечатляющее и страшное то, что каждый из четверки друзей народа — очень талантливый и незаурядный человек, искренне пытающийся дать людям счастье, не может избежать превращения во властолюбивого маньяка. способного на все ради достижения своих целей. На этом фоне гражданин Фабио — этакий революционный Гаврош, выглядит немного бледно. Хотя именно в его руках оказалась судьба республики. При этом автору удалось создать и весьма увлекательный приключенческий сюжет, насыщенный и изобилующий неожиданными поворотами событий. Пару раз автор, пожалуй, перестарался с чудесными спасениями своего героя, но такое решение подсказывала логика развития сюжета. Понравились эпизодические герои произведения. Многие из них заслуживали бы большего места в этой повести. Хорошо показаны метания Фабио, пытающегося найти выход из сложного положения. Порой, происходящее вокруг него, бегство от одной опасности к другой, постоянные предательства всех вокруг напоминают нарастающий кошмар. И странные пилюльки доктора Гаспара (еще одна интересная находка автора) — недвусмысленная отсылка к «Матрице». Удастся ли Фабио разорвать замкнутый круг? В концовке автор кое-что намекнул нам и о его дальнейшей судьбе. И только раскаяние одного из героев повести дает нам надежду. Оценка — 9. Аренев. Белая Госпожа. Лучшее — враг хорошего. Именно эта фраза больше всего соответствует моим впечатлениям от этого произведения. Первые две трети повести вызвали у меня просто-таки восторг. Автор умелой рукой сплел воедино несколько легенд о малом народце, обитающем в пустых холмах, о дикой охоте, о Томасе Рифмаче. Очень удачно передана атмосфера таинственности и страшного чуда. Описание пира в чертогах Белой Госпожи выполнено просто прекрасно. Яркие образы, рожденные буйной фантазией автора, поневоле заставляют вспомнить «Вия» и «Снежную королеву». А сколь динамичной, увлекательной и наполненной переживаниями оказалась сцена бегства героев! Вот где-нибудь здесь бы и поставить автору точку. Но, увы, слишком уж много всего попытался он поместить в свою повесть. Тут и красные башмачки, и сундук, оказавшийся ловушкой, и сложные отношения мачехи и падчерицы — в общем, множество разных образов из старинных преданий и легенд. В результате, эффект от красивой истории любви, написанной в старинном духе, оказался во многом утрачен, а атмосфера стала скорее напоминать современный триллер. На общем фоне сборника повесть, безусловно, выделяется. Но как раз в ней отсылки к различным известным текстам оказались во многом избыточными. Оценка — 8. Клугер. Поединок в Лорбрульгруде. Эта история весьма удачно вписывается в формат сборника. Действительно, обычный человек в стране великанов, хоть и кажется беспомощным малышом, все же способен на многое, недоступное великанам. Например, во время расследования преступления, его зоркий глаз и даже острый нюх могут очень пригодиться. История Клугера удачно вписалась в формат приключений Гулливера. Соблюдены и сюжетные особенности и стилистика Свифта. Правда, Гулливер получает многовато свободы в этой истории, но без этого было никак не обойтись в расследовании. Сама по себе детективная линия довольно интересна, хоть и не слишком хитро закручена. Современная криминалистика, конечно, легко бы справилась с расследованием этого преступления и без помощи Гулливера, а вот сыщику семнадцатого — восемнадцатого века такой крохотный, но проворный и зоркий помощник очень бы пригодился. Оценка — 7. Щепетнев. Лето сухих гроз. Должен признаться, к попыткам писать продолжения «Шерлока Холмса» я отношусь с особым интересом и вниманием, но и в то же время с особой придирчивостью. Что ж, эта повесть написана в целом на неплохом уровне. Неторопливая манера повествования дает нам возможность проникнуться атмосферой происходящих событий. Холмс и Ватсон напоминают себя, а не неудачливые карикатуры. Интересны декорации произведения — замок принцев Ольденбургских в российской глубинке. Расследование оказывается достаточно интересным, а использование мистического элемента выглядит вполне оправданным. Есть у повести и определенные недостатки. Остальные персонажи описаны слишком поверхностно, особенно однофамилец известного писателя. Преступник достаточно очевиден. Сложнее понять, как он совершил свое злодеяние. Поведение Холмса в ключевом эпизоде не выдерживает никакой критики. А вот некоторая недоговоренность в конце повести только придает интерес этой истории. Оценка — 7. Рыбаков. Прощание славянки с мечтой Подобно своим героям, Рыбаков решился на дерзкий и неожиданный шаг. На утопическую картину светлого будущего, созданную Иваном Ефремовым, он наложил своеобразное кривое зеркало — жуткую антиутопическую смесь тоталитаризма, нищеты, страха и беспримерной жажды наживы. Как и следовало ожидать, творение Рыбакова получилось неровным и утрированным, многие эпизоды противоречат друг другу, а сама возможность подобного мира, казалось бы, не представляется реальной. Вот только трудно отделаться от дрожи отвращения, осознавая, как эта неправдоподобная на первый взгляд, картина, близка к нашей не такой давней действительности. Сколько таких гениев, мечтавших облагодетельствовать человечество, сгинуло по лагерям и шарашкам, сколько великих людей питались баландой и щеголяли в рваных клифтах. Умеет Рыбаков зацепить за живое, создавая антиутопические модели. Увы, попытки автора изобразить более приемлемое общество, выглядят неубедительно. Оценка — 8. Кивинов. Мент обреченный. Очень многим, конечно, известна «История города Глупова» Салтыкова-Щедрина — сюрреалистическое повествование о бредовых попытках властьимущих перекроить жизнь города по своему усмотрению. Через сотню с лишним лет Андрей Кивинов написал повесть «Мент обреченный», в которой убедительно продемонстрировал, что сюрреалистичность российской действительности никуда не делась за все это время. Идиотские приказы начальства, тотальная коррупция, разгул бандитизма, и среди всего этого — судьба обычного милиционера. Человека, который просто пытается делать то, что умеет, и старается сохранить какую-то совесть, порядочность и профессионализм. Да, немало места в повести занимает расследование уголовных преступлений, которое Кивинов описывает интересно и с большим знанием дела. Да, многие элементы нашей реальности выпячены и гипертрофированно подчеркнуты, придавая произведению черты сатиры. Да, резкая ирония автора заставит не раз ухмыльнуться даже искушенного читателя. Но самое главное в повести — не приключения, не детектив, не ироничность, а тот беспощадный приговор нашему обществу в целом и нашей милиции в частности, в которых порядочный человек обречен. Обречен в лучшем случае на нищету и прозябание, в худшем — на гибель. Повесть Кивинова написана хорошо и честно. Вот только совершенно не понимаю, что она делает в антологии «Герои, Новая реальность». Фантастический элемент в ней можно рассмотреть разве что в лупу, а уж литературной игры нет и в помине. Оценка — 8. Дробкова, Минаков. Пионер и комета Задумка рассказа неплоха. И некоторые реалии мира муми-троллей довольно удачно вписались в нашу жизнь. Зато другие авторам пришлось впихивать в рассказ с заметным напряжением. С политическим накалом произведения авторы явно переборщили. И в первую очередь это ударило по героям рассказа. Уж больно прямолинейными получились и Морра-комиссар, и диссиденты Тофсла и Вифсла, и Муми-пионер. В результате рассказ я прочел не без интереса, но развить этот сюжет можно было и лучше. Оценка — 6.
Эх, лучше бы составитель сократил объем антологии! Тогда моя оценка была бы выше.
|
| | |
| Статья написана 11 февраля 2010 г. 19:46 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Все хорошие книги хороши по-своему. Одни заставляют сердце сжиматься от боли и переживаний за их героев. Другие дают обильнейшую пищу для размышлений. А за третьи ты просто берешься и не можешь от них оторваться. Вот именно такой книгой для меня оказалась «Наковальня мира» Кейдж Бейкер. Чем же она так хороша? На этот вопрос можно ответить всего парой фраз. До сих пор я был уверен, что писать в стиле Пратчетта и на его уровне кому-то еще невозможно. Теперь я понял, что ошибался. И все же попробую описать свои впечатления подробней, тем более, что писать про эту книгу легко и приятно. Итак, во-первых, перед нами прекрасный образчик приключенческой фэнтези. Автор создала яркий и красочный мир, в котором органично соединены магия и техника, в которой герои пользуются самострелами с отравленными стрелами и ездят на чем-то вроде дрезины, а проверяющих из санстанции боятся больше, чем грозных колдунов. Такой стимпанковский мир дает большой простор для фантазии автора и необычных и разнообразных приключений героев. В трех частях романа мы увидим и интересный квест, и фэнтези-детектив, и весьма масштабную войну представителей разных рас, в которую окажутся втянуты герои. Во-вторых, подобный мир дает автору большой простор для иронии, где-то даже для пародии на фэнтезийные штампы. При этом не ждите от автора туповатого прямолинейного юмора. Все гораздо тоньше и симпатичней. И все же во многих эпизодах просто невозможно отказаться от улыбки. При этом тогда, когда читатель уже начинает считать, что он раскусил задумки автора, неожиданно среди ироничных эпизодов речь начинает идти о вполне серьезных проблемах. В-третьих, не могу не отметить весьма необычный подход автора к традиционному противостоянию Добра и Зла. Добрая волшебница, которая вышла замуж за Темного властелина, дабы смягчить его суровый нрав — очень нетривиальный ход. А уж детки от этого брака получились еще более оригинальные. Вообще, по части ярких, красочных, необычных, запоминающихся героев Кейдж Бейкер превзошла многих признанных мэтров жанра. Да и фамилии половины из них запомнить очень несложно. Легкий, живой язык автора делает процесс чтения романа еще более приятным. Ну и, наконец, самое главное. Должен признаться, я очень люблю, когда автор умеет удачно сочетать в своем произведении легкость стиля и серьезность поднимаемых тем, когда в книге есть и хороший юмор и увлекательные приключения, и в то же время вопросы, над которыми стоит задуматься. Вот и в этом романе, когда уже я совершено настроился воспринимать его как очень хорошего уровня ироническую фэнтези, нашлось место и настоящему героизму, и самопожертвованию, и просто самому настоящему человеческому счастью. P.S. Большое спасибо Владимиру Пузию, чья рекомендация подвигла меня прочесть этот роман. P.P.S. Увы, совсем недавно Кейдж Бейкер умерла еще в совсем нестаром возрасте. Вечная память хорошему автору. P.P.P.S. К сожалению, из всего творчества Бейкер был издан только этот роман да несколько рассказов. Достойной раскрутки он не получил, прошел незамеченным большинством читателей и до сих пор кое-где валяется в стоках. Надежда на выход других томов автора минимальна, а жаль. Но «Наковальня мира» сама по себе заслуживает прочтения. Рекомендую!
|
|
|